Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Записки предпринимателя

  Все выпуски  

Зима в России больше чем зима


Зима в России больше чем зима
2009-11-09 08:48 Justsoblogger <mail@justsoblogger.com>

русская зима, влияние кризиса, свиной грипп
Зима в России - это не просто время года. Это испытание на прочность, стихия. Это традиционный низкий сезон. Из-за холодов взлетают расходы на отопление. Спад активности почти во всех отраслях, кроме нескольких чисто зимних. Народ экономит на всем, многие пересели на общественный транспорт и носят на работу еду в контейнерах. Если есть работа. Комбинация русской зимы и спада выглядит очень страшно. Сравнивая происходящее вокруг с ситуацией год назад, хочу поделиться своими ожиданиями от предстоящей зимы.
Никаких значимых последствий эпидемии гриппа не будет. Истерия со свиным гриппом раздувается в интересах властей и фармацевтических компаний. Впервые в истории ряд служащих обязали работать в марлевых повязках. Властям очень выгодно отвлечь внимание от реальных проблем и сплотить население в борьбе с общим врагом. Найден офигенный повод запретить митинги и демонстрации. Есть отличная причина задерживать бюджетные платежи. Зато народ занят делом. Умные принимают обычные меры по профилактике гриппа, глупые скупают марлевые повязки.

До сих пор не принято никаких значимых экономических решений. Например, по АвтоВАЗу или УВЗ. Государственные интересы никому не понятны. В местных масштабах творится то же самое. Власти заклинают собственников не увольнять людей или закрывать предприятия. А работать в убыток никто не хочет. Хороших решений не видно, а выбирать между плохим и очень плохим все боятся. Вот и проводят учения милиции по разгону протестующей толпы. Думаю, первым решение примет бизнес. В какой-то момент станет понятно что выгоднее – провести массовые увольнения и удерживать актив с учетом недовольства властей или вывести денег по максимуму, обанкротить актив под своим контролем и уйти из региона.

Прогрессирующий спад в транспорте и торговле. Низкие цены, акции и скидки уже не радуют. Транспорт и торговля - это очень важные индикаторы состояния экономики. С большой вероятностью этой зимой мы увидим закрытие торговых центров и банкротство авиакомпаний и турфирм.

Люди стали экономить на всем и это уже не вызывает негатива. Немногие знают, что инфраструктурные объекты основные деньги зарабатывают на впомогательных услугах. Например, кинотеатры или аквапарки основную выручку имеют от баров и ресторанов. Сейчас многие люди стали брать еду с собой. Помню как в одном аквапарке охрана на входе проводила досмотр как в аэропорту. Основная цель – запретить пронос еды. Культура потребления сильно изменилась, никто уже не стесняется экономить. На утренние сеансы в кино огромные очереди. Люди перестали покупать многие товары и услуги и производят их сами. Например, из экономии многие стали ездить на отдых, самостоятельно покупая билеты и проживание, и полностью отказавшись от путевок. Так значительно дешевле да и риски уменьшает. И эта тенденция будет только нарастать.

В малом бизнесе две основные проблемы. Давление клиентов с требованием снизить цены. И снижение товарных запасов на складах. От первого больше всего страдают те, у кого много затрат на топливо, энергоресурсы и обслуживание долгов. Банки и нефтяные компании не прижмешь, с мелкими клиентами не считаются. А второе бьет по владельцам импортного оборудования. Дилеры почти полностью обнулили склады, иногда ждать запчасть приходится месяцами. Интересно, что склонность экономить многие переносят и на бизнес. Комфорт на рабочих местах резко упал, работодатели отказываются от служебного транспорта, офисных площадей, питания, отменяет корпоративы. Есть, правда и хорошее. На рынок начали поступать дешевые активы, кто-то не пережил кризис и уходит из бизнеса. А кто-то начал считать копейки и продает мелочи.
Итак, мы имеем экономический спад, бездействие правительства, растущую склонность к экономии и суровую русскую зиму. Звучит очень зловеще, но реальная опасность уже позади. Кто пережил влияние кризиса, тот переживет и эту зиму. А кто не переживет, тот уже сейчас значимого влияния на рынок не имеет. Так что все будет хорошо! Но не у всех…

Читать в  ЖЖ,   Friendfeed,  e-mail,   RSS или   Twitter.

С грустью о воровстве и разврате
2009-11-11 06:48 Justsoblogger <mail@justsoblogger.com>

разврат
Знаменитая фраза Карамзина "Воруют" остается справедливой до сих пор. Правда сейчас под воровство подвели статистическую базу. А статистика такова.
  • 1% будет воровать всегда независимо от тяжести наказания.
  • 1% не будет воровать никогда независимо от степени безнаказанности.
  • 98% будет воровать по обстоятельствам.
Получается любопытное следствие. Доверие развращает. Сначала человек просто слегка превышает полномочия. Потом сильно превышает. Потом берет себе, причем с каждым разом все больше. А потом считает, что ему еще и должны. А человека всего-навсего развратили бесконтрольность и безнаказанность. Если бы его поймали и дали по рогам на начальных стадиях разложения, все бы обошлось. Не буду голословным, расскажу грустную историю.

Я искал руководителя на смену засидевшемуся старожилу и я его нашел. Блестящий специалист с опытом работы. Молодая, битая жизнью, с огнем в глазах и желанием свернуть горы. Я не ошибся, она быстро адаптировалась и показала блестящие результаты. И тут мой начальник повысил ее в должности. Человек, который три месяца назад командовал парой помощников, теперь управлял коллективом в несколько сотен человек. Я был категорически против, причем против не самой кандидатуры, а столь быстрого назначения. Я просил подождать полгодика, чтобы она освоилась и привыкла управлять несколькими десятками подчиненных. Но переубедить не смог.

И мои опасения полностью оправдались. Звездная болезнь резко снизила качество работы. Объемы откатов превысили все разумные пределы. Блестящий перспективный менеджер превратился в заурядного функционера, работающего на свой карман. Круг замкнулся, молодой функционер заменил старого. Потом ее скандально уволили, опыта в интригах ведь не было. Не успела научиться, слишком быстро взлетела. А виноваты во всем мы, один потому что слишком доверял, а другой потому что не смог настоять на своем. Жалко ее, хороший человек был…

Написал и вспомнил похожую историю. Теперь уже про состоявшегося в жизни мужчину. Тоже руководитель небольшого масштаба, в маленьком городке человек очень авторитетный. После реорганизации стал директором производственной площадки. Не такой уж он крутой менеджер был, просто удобная кандидатура оказаласть под рукой. И вот уже он из просто известного человека стал одним из нескольких директоров заводов в небольшом городе, где все друг друга знают. Конечно, начал приворовывать. А поскольку финдиректор мышей не ловил, мелочи сходили с рук. Пока мужик не зарвался и смета не попала на проверку к генеральному. Генеральный финансовых премудростей не знал и правду нашел очень быстро. Блин, как же больно было падать с такой высоты, особенно у всех на глазах.

Я не обвиняю и не презираю этих людей. Основу этому разврату положил в том числе и я сам. Это как макро- и микроэкономика. Бардак в исполнительной власти создает безнаказанность и развращает людей. Отсутствие контроля на предприятии делает то же самое, только в меньшем масштабе. А кто-то в ответе за кого-то, кого он приручил…

А сам я теперь поступаю просто. Когда меня возмущенно вопрошают "ты что, мне не доверяешь?!", я спокойно говорю: "конечно доверяю, но мало ли кто будет на моем или твоем месте через год или два, а система должна работать независимо от людей. Мы же с тобой серьезные люди, строим организацию, которая основана на системных бизнес-процессах, а не на настроениях людей". И мухи отделены от котлет, все понимают, что корпоративный дух – это прекрасно, но система должна быть прозрачной.

Читать в  ЖЖ,   Friendfeed,  e-mail,   RSS или   Twitter.

Советы работнику как просить повышения зарплаты
2009-12-07 11:49 Justsoblogger <mail@justsoblogger.com>

как просить повышения зарплаты
Пост продолжает серию "Как просить повышение зарплаты". Предыдущие посты:

Как просить повышения зарплаты – вечная битва начальника и подчиненного

Как просить повышения зарплаты – подходы, наблюдения и правила игры

Советы основаны на моем личном опыте предпринимателя, менеджера и рядового специалиста. Опыте как удачном, так и не очень. Кроме того, этот вопрос я всегда обсуждаю с эйчарами разной квалификации, с которыми иногда пересекаюсь. Некоторые делятся очень ценной информацией. Итак, как просить повышения зарплаты?

В первую очередь обосновать требование повышения зарплаты для себя. Категорически не приемлем вариант, когда в ответ на вашу просьбу вам аргументировано докажут, что вы не правы. Рост расходов, связанных с болезнью, переездом или свадьбой – это не обоснование, а хотелки. Это ваши личные проблемы, начальника они не волнуют. Обоснования могут быть только рыночные или управленческие. Например, "аналогичный специалист в похожей компании получает столько-то". Или "теперь я умею делать то-то и то-то". Возможен вариант "теперь у меня есть такая-то корочка, значит я стою дороже". Все обоснования сводятся к двум: "на рынке труда меня могут оценить выше, чем здесь" или "прибыль от моей работы повысилась". Чтобы не фантазировать о себе любимом, можно прогуляться на несколько собеседований, если повезет, получить пару предложений. Эйчары называют это "лечение рынком". Эффект потрясающий, все иллюзии исчезают напрочь!

Подготовить аргументы для начальника. В каком виде зависит от конкретной личности. Одни любят графики, другие цифры, третьи текст. Излишне говорить, что аргументы должны отражать корпоративные ценности компании или начальника, а не ваши личные. Например, вместо "тогда я смогу купить машину, комфортнее добираться до работы и меньше уставать" лучше сказать "я смогу купить машину и ездить на ней по делам фирмы, а это резко повысит мою эффективность для компании". Или вместо "Сергею повысили зарплату, а чем я хуже?" лучше сказать "решение по зарплате Сергея было абсолютно правильным, все видят как повысилась его эффективность из-за…"

Проводить переговоры в выгодных для вас условиях. У начальника должно быть хорошее настроение, он не должен быть усталым. На работе не должно быть запарки, чтобы разговор не прерывали. Очень хороший вариант выбора времени – сразу после обеда, когда утреннюю текучку уже разгребли, начальник сыт и расслаблен (а если повезет, то и выпимши!), а вы голодны и сосредоточены.

Осмысленно выбрать один из пяти вариантов взаимодействия с начальником (см. первый пост этой серии). Выбор варианта зависит от личности начальника. Слабого человека надо шантажировать, сильного – переигрывать, рассудительного – бить аргументами, и т. д. Можно манипулировать и включить эмоции. Например, рассказать о личных проблемах, некоторые на это ведутся. Можно поторговаться, сначала попросить больше, на это часто ведутся восточные люди. Можно попробовать лесть и чинопочитание. Запрещенных приемов нет, вы поставили себе цель, так добивайтесь ее любой ценой.

Подготовить почву для встречи. Попросите коллег похвалить или попиарить вас. Спровоцируйте босса на похвалу. Дайте ему возможность увидеть, что решение о вашем повышении является коллективным и часть ответственности с него автоматически снимается. Все любят принимать популярные решения, так дайте боссу эту возможность!

Сформулировать конкретный проект решения максимально комфортный для руководителя. Решение должно решать какую-нибудь проблему руководителя. Приняв его, он должен испытать облегчение. Причем неважно по какой причине – "отлично, теперь прибыль отдела вырастет", "черт с ним, пусть подавится, зато не надо будет вести этот трудный разговор" или "прекрасно, я удержал отличного специалиста".

Зафиксировать все возможные сроки и рамки принятого решения. По результатам переговоров должен быть издан приказ или распоряжение конкретному человеку подготовить такой приказ. Не снижайте давления, пока приказ не будет подписан.

Добиться конкретного ответа, вариантов только три – "да", "нет" и "да, при условии…" Ни в коем случае не давайте возможности смотреть в будущее или переносить сроки решения. Начальник может вас целенаправленно динамить. Кроме того, начальник может смениться, а новый начальник вам ничего не должен. И все придется начинать сначала.

Решить для себя, что делать в случае отказа. Не обязательно говорить боссу "повышай зарплату, а то уйду". Но сказать это себе нужно обязательно. Начальник должен чувствовать вашу решительность на уровне флюидов! Да и отказ будет выглядеть не оскорблением или крушением надежд, а галочкой в вашем плане.

Продолжение следует…

Читать в  ЖЖ,   Friendfeed,  e-mail,   RSS или   Twitter


В избранное