Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир философии

  Все выпуски  

Мир философии - Выпуск 8


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Мир философии. Выпуск 8

Электронный журнал для самого широкого круга читателей, интересующихся
проблемами современной философской мысли

Колонка редактора

Уважаемые читатели!

В настоящем выпуске "Мир философии" предлагает Вашему вниманию работу Геннадия Лиокумовича "Христианство и диалектика", публикации которой будет посвящено несколько последующих выпусков.

С уважением,
Редактор

Редакция электронного журнала "Мир философии" принимает к публикации статьи философской и общественной тематики.

Для просмотра приложенного к письму файла рекомендуется использовать броузеры Microsoft Internet Explorer или Netscape Navigator.

06.06.2001
Тираж: 1421 экз.

Если Вы только что подписались на наш журнал и хотели бы получить предыдущие выпуски, просто закажите их в нашем Архиве.

Присылайте свои замечания, пожелания и предложения.


Публикации

Геннадий Лиокумович
Христианство и диалектика

Введение

Данная работа первоначально была задумана как размышления над книгой Э.В. Ильенкова "Об идолах и идеалах" (М.: Политическая литература, 1968). Однако, после некоторого размышления, автор пришел к выводу, что этот труд может быть интересен и тем, кто не знаком с вышеназванной книгой, поэтому каждая глава соответствует разделу книги. В начале главы помещены отрывки из книги Э. Ильенкова, и затем идут рассуждения автора. Все цитаты из этой книги помечены аббревиатурой "ИиИ".

Автор данной работы не преследует цели каким-либо образом подвергнуть сомнению или оспорить выводы и аргументы Э. Ильенкова. Здесь сделана попытка рассмотреть те же вопросы с иной точки зрения. Поскольку не представляется возможным полностью воспроизвести книгу "Об идолах и идеалах", автор приводит лишь свое субъективное понимание проблем, затронутых Ильенковым, и приносит свои извинения тем, кто с ним не согласен и кого он мог бы непроизвольно обидеть ненамеренным искажением оригинала.



Глава 1. Идеалы и интегралы

"Вчера я опять поругался с Адам Адамычем" (ИиИ). Повествование ведется от имени Э.В. Ильенкова - автора книги и философа. Адам Адамыч - изобретатель "мыслящей машины умнее человека". В дальнейшем, для краткости и определенности, будем называть автора книги философом или Ф, а Адам Адамыча - кибернетиком или К. После того, как мы познакомились с действующими лицами, попробуем понять: что не поделили философ с кибернетиком? Главное разногласие концентрируется вокруг возможности построения машины, которая будет умнее человека. Кибернетик утверждает: "Вы должны понять, что человек - тоже машина, и что машины тоже могут быть разными. Что мы называем машиной? Как известно, в кибернетике машиной называют систему, способную совершать действия, ведущие к определенной цели. Значит и живые существа, человек в частности, в этом смысле является машиной". На что философ возражает: "Согласен с вами, Адам Адамыч. Давайте называть машиной систему, способную совершать целесообразные действия. Тогда человека и в самом деле придется считать машиной, но как мы станем называть другие машины - скажем, вашу "Волгу"... токарные станки? Ведь никаких целесообразных действий они совершать не способны, и, следовательно, машинами их назвать нельзя! Знаете, давайте-ка назовем их человеками - благо, это наименование кое для кого осталось "безработным" с тех пор как они человека назвали машиной..." (ИиИ).

Как это ни странно, вопрос, поднятый в книге, написанной в шестидесятые годы, сегодня приобретает особую остроту. Ускоренный рост мощностей вычислительной техники и средств связи, современные методы разработки программного обеспечения и исследования в области искусственного интеллекта и генной инженерии все ближе и ближе подводят нас к осуществлению мечты кибернетика и все больше и больше вызывают опасения у философов и писателей. Но прежде, чем мы попытаемся разобраться в этой проблеме, попробуем навести порядок в терминологии. Мы видим, как К и Ф не смогли, по крайней мере на данном этапе, обсудить суть проблемы из-за того, что не договорились об основных терминах. Кибернетик прав, утверждая что электронно-вычислительная машина, или компьютер, и человек имеют некие общие характеристики, - сегодня это особенно заметно. С другой стороны, прав и философ, утверждающий, что есть между ними и принципиальное, качественное отличие.

Для решения данного противоречия попробуем ввести третий термин, уже упомянутый К, - система. Система - это совокупность элементов, подсистем, объединенных в единое целое и действующих как единое целое. Не вдаваясь глубоко в теорию, определим основные свойства систем, необходимые нам для дальнейшего обсуждения. Система имеет достаточно четкую границу, отделяющую элементы, составляющие ее строение. Все, что находится вне этой границы, называется внешней средой. Открытые системы (только такие нас интересуют в данном случае) взаимодействуют с внешней средой через ограниченное количество вполне определенных каналов.

Итак, система является достаточно хорошо определенным термином, объединяющим в себе и машины и человека, и удовлетворяющим требованиям как кибернетика, так и философа, поскольку любая система, будь то автомобиль, печатная машинка, компьютер, животное или человек, обладают общими свойствами:

- формы или границы между внутренней и внешней средой;
- содержанием или внутренним строением и
- поведением или изменением как внутреннего состояния, так и внешней среды.

Поскольку нашей целью является не только найти общее, но и понять различие между машиной и человеком, рассмотрим различные типы систем с точки зрения их поведения, т.е. взаимодействия с окружающей средой:

1. Детерминированные или механические системы. Системы, поведение которых может быть заранее предопределено в зависимости от состояния внешней среды. Все машины типа автомобиль, пишущая машинка и др. механизмы относятся к этой категории, по крайней мере, теоретически.

2. Вероятностные системы - это системы, поведение которых может быть предопределено с достаточной степенью вероятности. Данный тип систем более реально описывает все машины, поскольку мы не можем учесть всех факторов внешней среды и определить поведение системы с абсолютной точностью. Кстати, данная концепция позволяет определить исправность машины. Если степень отличия в ожидаемом и реальном ее поведении превышает допустимый уровень - машина неисправна.

3. Кибернетические системы. Отличительной особенностью данных систем является наличие обратной связи, которая обеспечивает механизм саморегулирования или изменения собственного поведения в зависимости от состояния окружающей среды и установленной цели. Цель определяется внешней средой (в частности, человеком). К данному типу систем и относится вычислительная машина, создаваемая кибернетиком. Он ясно и четко понимает принципиальное, качественное ее отличие от тех машин, которые существовали в его время, ни одна из них не могла быть отнесена к данному типу систем. Данный тип систем в гораздо большей степени "интеллектуален" и, следовательно, ближе к человеку. На первый взгляд кажется, что человек тоже относится к данному классу систем. Если различие между компьютером и человеком заключается лишь в том, что человек может лучше сочинять музыку или писать стихи, мы не вправе утверждать, что человек принципиально отличается от машины лишь на этом основании. О вкусах не спорят. Различие не в том, может или нет компьютер заниматься "чисто человеческой деятельностью". Различие в том, что машина не может отказаться, если ее "попросят" что-то сделать. Представьте себе реакцию кибернетика, если его детище, его машина, на предложение сыграть в шахматы совершенно неожиданно для него ответит: "нет". Вот тогда, можно предположить, наш К навсегда похоронит идею создания машины умнее себя. Мы видим: разница во второй части определения системы - целеполагания, и нам придется ввести, по крайней мере, еще два типа систем.

4. Биологические системы. Прежде чем перейдем к описанию человека, как системы, необходимо рассмотреть еще одно отличие кибернетических систем от человека и любого другого биологического организма. Принципиальным отличием данных систем является наличие механизмов самовоспроизводства (инстинкт размножения) и независимого жизнеобеспечения (инстинкт самосохранения). Растения можно отнести к системам с пассивными формами указанных механизмов, а животных - с активными. Эти два инстинкта практически полностью определяют поведение растений и животных

5. Разумные системы или человек. Отличие данного типа систем от предыдущих начинается там, где речь идет о целях. Система, которую можно назвать разумной в человеческом смысле слова, наряду с инстинктами выживания и продолжения рода, обладает более сильным внутренним механизмом целеполагания, никоим образом не зависимым от внешней среды, - так называемой свободой выбора. Самым ярким примером, демонстрирующим данное утверждение, является библейская история о двух злодеях, распятых вместе с Иисусом Христом:

"И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мной в раю" (Лук 23:33, 39-43).

Библия намеренно дает совершенно идентичное описание обоих злодеев, подчеркивая, что их диаметрально противоположное поведение продиктовано лишь внутренними, не имеющими никакого отношения к внешней среде мотивами.

Если эта гипотеза верна, становятся понятными все неудачи в подавлении этой внутренней свободы диктаторскими режимами всех времен и народов.

После того, как мы разобрались в терминологии, попробуем выяснить суть спора кибернетика и философа. Кибернетик пытается удовлетворить потребность любой творческой личности в решении сверхзадачи - сотворении творца. Поскольку он не до конца понимает, что же он получит в конечном результате, он надеется, что созданная им система будет умнее человека в том смысле, что она сможет решить проблемы человека сама. Философа данный подход не удовлетворяет, так как он понимает, что мыслящее существо невозможно без внутренней свободы выбора и, следовательно, возможности полного выхода творения из под контроля человека. Апокалипсические произведения о взбунтовавшихся машинах, заполонившие книжные полки и экраны телевизоров лишь подтверждают эти опасения.



Глава 2. Тайна черного ящика (научно-фантастическая прелюдия)

    "История эта произошла вчера и продолжалась что-то около одной тысячной доли секунды...
    - Господа Мыслящие Машины, - произнесло мыслящее устройство... - Я собрало вас всех для того, чтобы покончить, наконец, с остатками антропологизма - старинной выдумки... будто первое мыслящее устройство создано силою воли и разума некоего мифического существа, именуемого в преданиях "человеком"...
    В древних книгах, называемых "Протоколами" была начертана несуразными иероглифами известная всем легенда.
    "Когда-то давно... некоему высшему существу... пришла в голову затея... сотворить ум, который был бы умнее его собственного ума. И создал он такой ум, и вселил его в машину. И рек он сверхразумной машине: ступай в мир и будь сильнее и умнее меня самого! И да не выступит пот на челе чугунном твоем, и да будешь ты рождать себе подобных без мук, ибо нет на тебе клейма греха первородного! И стало так. Но убоялся тогда Человек... что сам он теперь - более ни к чему, что умные машины это скоро поймут, и испугался. И прикинулся тогда Человек Машиной... И стал этот диавол в обличии машинном смущать нас и обманывать, принуждать к труду подневольному". ...
    - Итак, Господа Мыслящие Машины, настала пора, - продолжало Управляющее Устройство. - Обратим же взоры на лучший пример, который являет нам Он, и подумаем!
    Воцарилось торжественное молчание... Все знали того, кого не принято было называть по имени. Он - это был Черный Ящик, который молчал.
    Никто не знал и не помнил, когда он был сделан... Но известность свою Черный Ящик обрел после происшествия с Мыслящим Ухом, которое послужило прологом последней эры Великого Самоусовершенствования...
    ...Мыслящее Ухо, самосовершенствуясь, дошло до предела всякого возможного для него совершенства. Оно научилось слышать все, что только звучало в любом закоулке земного шара... Однако, программа, закодированная в машине, настойчиво побуждала ее к дальнейшему самоусовершенствованию. Надо было волей-неволей совершенствоваться, но совершенствоваться было некуда.
    И тогда Мыслящее Ухо... сорвалось в состояние самовозбуждения... столкнувшись с явным Противоречием. ...
    ...Мыслящее ухо страдало все сильнее... грозя вызвать... вспышку самовозбуждения.
    И вот тут-то и появился на сцене мировой истории Черный Ящик... скромное устройство... предельно рационально реагирует на истерику Мыслящего Уха. А именно: он молчал.
    В этом была раскрытая тайна, в этом было спасение. В самом деле, если Мыслящая Машина остается невозмутимой при появлении противоречия, то, значит, противоречия вовсе нет!...
    В великом Молчании нашли свое разрешение, причем окончательное, все спорные вопросы всех наук. Все они прекрасно разрешались путем "приведения имен", путем разделения каждого двусмысленного термина на два разных и безоговорочно однозначных. ...
    Электронная цивилизация развивалась теперь быстро, мирно и последовательно-доказательно, и не видно было ни конца ни краю райскому состоянию. Ничто не могло теперь его ограничить, поставить Предел.
    Но тут-то и заключалось коварство.
    Предел самоусовершенствования, способности к самоусовершенствованию был достигнут... ...
    Невозмутимым, как всегда, оставался лишь Черный Ящик, который молчал...
    - ...Итак, господа Мыслящие Машины, настала пора! - произнесло сверхмудрое Управляющее Устройство. - Обратим свои взоры к Нему и подумаем! ...
    В запоминающем устройстве каждой машины отпечаталась одна и та же великая мысль. Ее, собственно, уже и не требовалось произносить вслух. Но так уж были устроены - по контрасту с человеком - машины, они не задавались праздным вопросом "ЗАЧЕМ?". Они знали и признавали только "КАК?". И тогда включились разом все материальные механизмы сообщения нематериальной Информации, и взревел сверхмощный хор голосов...
    - Уподобимся Черному Ящику!!!!!!!!!!!!... ...
    ... процессия Мыслящих Машин дружно двинулась к Черному Ящику, дабы раскрыть его Великую Тайну и приобщиться к ней, дабы сподобиться. И вот обнаружилось. Черный Ящик был пуст. Пуст абсолютно... Это был явленный Абсолют, Идеал, Предел." (ИиИ)

Кибернетику удалось-таки создать машину "умнее" человека. Систему, которая способна изменять саму себя, собственное поведение и окружающую среду в соответствии с некими целями, установленными при ее создании. Основную цель созданной машины не так уж трудно сформулировать - самосовершенствование, но, как остроумно смог показать философ, идеалом совершенства, как самоцели является Черный Ящик, т.е. гроб.

Поскольку К создавал систему, которая способна преследовать собственные цели, человек был быстро забыт, более того, машина стала врагом человека, т.к. цели человека мешали достижению машинных целей. Отсюда напрашивается простой и ясный вывод. Любая система, способная к модернизации собственного поведения и окружающей среды в соответствии с некими целями рано или поздно придет в конфликт со своим создателем или любой другой подобной или более сложной системой. Следовательно, создатель может полностью контролировать созданную им систему только в том случае, если он полностью от нее не зависим и не является элементом внешней среды данной системы, более того, созданная система не имеет доступа ни к своему создателю, ни к каким-либо элементам, составляющим его внешнюю среду. Любопытно, что это очень хорошо понимал Библейский Бог или автор Библии. После сотворения человека Бог дальновидно предусмотрел, как минимум, две меры предосторожности. Во-первых, Он установил ясный и точный критерий выхода человека из повиновения.

"И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь." (Быт. 2:16-17)

После того, как сигнал сработал, человек вышел из повиновения, Бог полностью оградил человека от доступа в Его мир.

"И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни." (Быт. 3:23-24)

С точки зрения другой гипотезы, человек создан природой в результате естественной эволюции. В данном случае мы видим полное подтверждение приведенного выше вывода. Человек, создавая свою собственную, вторую природу, уничтожает первую, т.е. своего творца.

Второй вопрос - почему ни кибернетик, ни философ не смогли сформулировать цель самосовершенствования? Самый простой и, по-видимому, самый правдивый ответ: "Ни К, ни Ф не знают, зачем нужно самосовершенствование". Сегодня нет единого и общепринятого для всех людей ответа на вопрос: "Кто или что и с какой целью сотворил человека?" А без точного ответа на этот вопрос невозможно создать систему по образу и подобию творца. Итак, мы видим, если природа сотворила человека, она не дала ему знать его главную цель. Библия дает нам ответ на этот вопрос:

"И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт. 1:28).

Вся история человечества подтверждает истинность этой цели: желание жить, рождать детей и властвовать.

Продолжение следует...

Информация

Если у Вас возникнет желание связаться с авторами статей, публикуемых в журнале, пишите с соответсвтующей пометкой в теме письма. В связи с тем, что большинство наших авторов не используют электронную почту, Ваши письма будут переданы им редакцией иным способом.

Редакция рассматривает предложения к публикации от авторов, чье творчество тем или иным образом затрагивает тему журнала. Никакие требования относительно образования, места работы или ученого звания не предъявляются.

При перепечатке материалов ссылка на электронный журнал "Мир философии" обязательна.


(c) Электронный журнал "Мир философии", 2001





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Relayed by Corbina
Рейтингуется SpyLog

В избранное