Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир философии

  Все выпуски  

Мир философии - Выпуск 9


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Мир философии. Выпуск 9

Электронный журнал для самого широкого круга читателей, интересующихся
проблемами современной философской мысли

Колонка редактора

Уважаемые читатели!

В настоящем выпуске "Мир философии" продолжает публикацию работы Г. Лиокумовича "Христианство и диалектика".

Редактор

Редакция электронного журнала "Мир философии" принимает к публикации статьи философской и общественной тематики.

Для просмотра приложенного к письму файла рекомендуется использовать броузеры Microsoft Internet Explorer или Netscape Navigator.

12.06.2001
Тираж: 1393 экз.

Если Вы только что подписались на наш журнал и хотели бы получить предыдущие выпуски, просто закажите их в нашем Архиве.

Присылайте свои замечания, пожелания и предложения.


Публикации

Геннадий Лиокумович
Христианство и диалектика
(Продолжение, начало в Выпуске 8)

Глава 3. Сказка - ложь, да в ней - намек...

"В чем же мораль сей басни? Что это, очередная попытка запугать Адам Адамыча...? Очевидно нет..." (ИиИ).

Выводы, сделанные философом из вышеописанного происшествия, можно вкратце изложить следующим образом.

Машины или любые научные открытия сами по себе не способны нести угрозу человечеству. Они не создают новых, но лишь обостряют уже существующие проблемы. Вся проблема взаимоотношения "Человек - Машина", "... если покопаться в ней поглубже, оказывается на поверку проблемой отношения Человека к Человеку..." (ИиИ), а решение этой проблемы лежит в создании правильно организованного общества. Поскольку отношения между людьми в обществе, построенном на принципах частной собственности, строятся по принципу "выгодно - не выгодно", человек заменяется машиной и становится ее придатком. Только изменения отношений между людьми может сделать их независимыми от машин.

Данный вывод полностью соответствует понятиям, принятым в данной работе. Максимальное, на что человек способен, - это создание кибернетических систем. Поскольку человек является фактором внешней среды для создаваемых им систем, он, по определению самой системы, не может иметь отношения к механизму целеполагания данной системы, не будучи ее частью, т.е. возникает явное логическое противоречие (данный вывод не совсем точен; ниже мы еще вернемся к обсуждению этого вопроса). Следовательно, любая машина, созданная человеком, не может преследовать собственных целей, она преследует лишь цели других людей, и, следовательно, не может породить проблемы "Человек - Машина", т.е. все сводится к проблеме отношений между людьми.

Отношения между людьми, построение справедливого и счастливого общества... Миллионы людей на протяжении тысячелетий бьются над решением этого вопроса. Попробуем внести и свою лепту в океан мнений, гипотез и теорий, существующих на сегодняшний день относительно построения "правильного" общества. Для этого нам необходимо рассмотреть основные принципы взаимоотношения разумных систем. Еще раз рассмотрим свойства человека как системы:

1. Жизнедеятельность системы зависит от состояния окружающей среды.
2. Система снабжена всеми механизмами или подсистемами, необходимыми для достижения поставленных задач или целей.
3. Поведение системы зависит:
- от состояния внешней среды и
- от целей, стоящих перед системой.
4. Перед системой стоят две основные цели, имеющие отношение к внешней среде:
- поддержание себя в жизнеспособном состоянии (инстинкт самосохранения) и
- воспроизводство себе подобных (инстинкт продолжения рода).
5. Система снабжена механизмом свободы выбора цели, независимым от состояния внешней среды (вспомните двух разбойников, распятых вместе с Иисусом Христом).


Свойствами 1 и 2 обладают любые работоспособные системы, начиная с детерминистских. Свойство 3 относится к системам начиная с кибернетических. Свойство 4 относится ко всем живым организмам и лишь свойство 5 присуще только человеку.

Человек не может понять, что такое мышление или целеполагание, поскольку их механизмы являются чисто внутренними свойствами системы и не зависят от внешней среды. Ни мышление ни выбор цели напрямую не проявляются вне системы. Не отсюда ли возникают вопросы о мыслящих камнях или лишайнике? Мы не знаем и никогда не сможем узнать о том, "разумны" ли они. Мы можем лишь догадываться об этом, хотя и с достаточно высокой степенью вероятности, исследуя их поведение. Наличие механизма целеполагания, независимого от окружающей среды, позволяет человеку достаточно объективно оценивать свое отношение к окружающей среде и предвидеть, как последствия своих действий, так и то влияние, какое окажут те или иные изменения в окружающей среде на его положение. Человек понимает, что не вся окружающая среда находится под его контролем, более того, он понимает, что он не может знать и контролировать цели и поведение других людей. Отсюда возникает желание создать вокруг себя зону внешней среды, полностью контролируемую данным человеком. Чем шире эта зона, тем безопаснее человек себя чувствует. Этим можно объяснить стремление одного человека подчинить себе других людей, с одной стороны, и желание подчиниться более сильной личности, которая с его же помощью сможет обеспечить ему безопасность, с другой. Средством расширения влияния человека являются и машины. Поскольку человек часть своих жизненных функций доверяет машине, возникает зависимость от машины, т.к. человек вынужден тратить часть своих сил на обеспечение их работоспособности, чтобы она была способна обеспечить те функции, ради которых она создана.

Из этого можно сделать вывод: для построения "правильного" общества необходимо исполнение следующих трех условий:

1. Наличие единой для всех членов общества цели.
2. Обеспечение безопасного существования каждого отдельного члена общества.
3. Уверенность каждого члена общества в том, что его сосед или правитель преследует ту же самую цель.


Анализ любой попытки построить идеальное общество подтверждает сделанный выше вывод. Построение такого общества начинается с выработки идеологии, которая может объединить людей и с создания репрессивного аппарата, целью которого является выявление и перевоспитание или уничтожение людей, не согласных с выдвинутой идеологией. Поскольку о целях человека можно судить лишь по его поведению, более ловкие и лживые люди легко обманывали репрессивный аппарат, захватывали его и заставляли его служить своим собственным целям, используя идеологию, как метод оправдания собственных действий.



Глава 4. Так кто же кого создал?

"Бог сотворил человека по образу и подобию своему", - говорится в известной книге; а человек отплатил ему за это той же черной неблагодарностью, с ядовитой иронией добавил автор другой книги" (ИиИ).

И далее философ делает вывод, что не Бог сотворил человека, а человек - богов для обслуживания идеологических целей того общества, в котором они были придуманы.

Таким образом, до сих пор выводы, сделанные в предыдущей главе, совпадают с выводами философа, более того, эти же выводы можно найти в той самой книге, из которой взята первая цитата. Библия содержит в себе одну из самых ярких и точных историй создания одного из таких божков, объясняя причины и мотивы, которые двигают при этом людьми.

"Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань, и сделай нам бога, который бы шел перед нами; ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось" (Исх. 32:1).

Как только люди обнаружили, что лидер, ведший их, исчез, они сразу стали искать то, что сможет объединить их перед грозящей неизвестностью. Библия солидарна с философом и постоянно напоминает людям о том, чтобы они не покланялись идолам:

"Истреблю истуканы твои и кумиры из среды твоей, - и не будешь более поклоняться изделиям рук твоих" (Мих. 5:13).

Библия постоянно призывает человека совершенствоваться и приближаться к идеалу:

"Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем именем твоим приобретай разум" (Прит. 4:7)

Другой вопрос: что предлагает нам Библия в качестве идеала , и какую цену при этом мы должны заплатить?

И еще один вопрос возникает в связи с приведенной выше сказкой. Не потому ли человек так боится машины, которая будет умнее его, что она поведет себя по образу и подобию человеческому, т.е. восстанет против своего творца, и тогда хватит ли у человека сил справиться с ней? Мы не можем поставить окончательную точку в вопросе "кто кого создал", согласившись с тем, что всех божков и идолов, как описанных в Библии, так и упомянутых философом, создал сам человек.

Остается открытым вопрос: "Кто создал человека?". Мы уже однажды обсуждали этот вопрос. Человек не создавал себя сам, это мы знаем точно. Следовательно, одно из двух: человек был создан в результате игры природы, волей слепого случая, либо он создан в результате волевого и целенаправленного усилия.

Сначала рассмотрим первый вариант: человек создан в результате слепой игры сил природы. Но сама природа является внешней средой по отношению к человеку, следовательно, и механизм целеполагания должен быть "спрятан" где-то в ней. Но этому противоречит сделанный выше вывод относительно механизма целеполагания человека, который не относится к внешней среде человека, и, следовательно, является внешним и по отношению к природе. Данная гипотеза приводит нас к тому, с чего мы начали. Природа сама должна обладать свойством разума, т.е. свободным волеизлиянием, что приводит нас ко второй гипотезе - человек сотворен в результате волевого и целенаправленного усилия.

Еще один пример, демонстрирующий, насколько невероятно создание сложных систем без целенаправленной деятельности. Рассмотрим квартиру или дом, где живет семья из нескольких человек. Задайтесь вопросом: "Возможно ли поддержание порядка в доме без целенаправленных действий по его уборке?". Очевиден ответ - нет. Пока вы не поставите перед собой цели: навести и поддерживать порядок, у вас дома его не будет. Как же мы можем ожидать появления человека без целенаправленных и волевых действий, если такая простая вещь, как порядок в доме, требует именно целенаправленных действий?

Обратимся ко второй, более интересной, по крайней мере, с точки зрения автора, альтернативе. Т.е. человек, как и все остальное, был сотворен в результате волевых и целенаправленных действий. Следовательно, человека и его окружение сотворила некая Личность, которая "умнее" человека. Наш К, как, впрочем, и многие другие люди до и после него, сам того не осознавая, пытался создать Того, Кто существует независимо от нас. Для того, чтобы нам было легче рассуждать дальше, желательно узнать Его имя, и если мы спросим у Него, Он ответит нам со страниц Библии точно так же, как когда-то ответил Моисею:

"Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Иегова)..." (Исх. 3:14).

Итак, Ему имя Сущий, или, в другом переводе, - Я есть тот, Кто Я Есть. Но мы будем пользоваться более общепринятым именем - Бог, с большой буквы, чтобы отличать Его от богов, созданных человеком.

Выше уже было обещано вернуться к рассмотрению вопроса: "может ли человек создать разумную систему?" Мы уже рассматривали этот вопрос и дали ответ - "нет", хотя и оговорились, что ответ не совсем точен. Ответ "нет" верен, если рассматривать человека, как фактор внешней среды создаваемой им системы. Если человек создает некую систему и окружающую среду для нее, полностью изолированные от человека, и не имеющие на него никакого влияния, ответ будет - "да". Примером таких систем являются различного рода игры. Цель любой игры, диктующая поведение игроков, не может быть определена самой игрой, она является по отношению к игре внешним фактором. Игроки могут обсуждать и даже изменять правила игры, но только после того, как они закончат играть или сделают перерыв, т.е. перестанут быть игроками. Внешняя среда имеет возможность повлиять на ход игры, но сама игра не имеет никакого влияния на внешнюю среду, игроки даже "не знают" о существовании внешней среды (чем меньше игрок будет вспоминать о своих переживаниях или проблемах дома, и чем больше он сосредоточится на игре, т.е. отключится от внешнего мира, тем он лучше будет играть). Подумайте о человечках, "действующих" в компьютерных играх, их поведение в их виртуальном мире может быть как угодно сложным и интеллектуальным, но они ничего не могут "знать" о нашем мире.

Рассмотрим, что мы называем целесообразными действиями. Мы уже пришли к выводу, что нет ни одной машины, совершающей действия в соответствии с внутренней, присущей ей мотивацией. Какими бы разумными и сложными действия машины не были, они являются лишь исполнением чужой воли, воли человека, включившего эту машину. Если мы начнем изучать действия машины или любой другой системы, мы очень легко обнаружим удивительную вещь: мы относительно просто можем изучить и измерить ее действия и поведение. Оно может быть выражено в терминах, имеющих количественные характеристики: длина, высота, скорость, вес, цвет, яркость, частота, излучение, заряд, мощность, сила и т.д. Все эти параметры могут быть выражены количественно, увязаны между собой и сравнены. Но мы ничего не можем сказать о целях, мотивации или причинах тех или иных действий, сюда относятся такие понятия, как: умные или глупые, добрые или жестокие. Мотивами поведения могут быть любовь и ненависть, добро и зло, вера и сомнение, надежда и отчаяние. Эти параметры не поддаются ни измерению, ни количественному анализу. Даже более или менее приемлемое определение этих понятий не может быть сделано без того, чтобы не вызвать дополнительных споров, они как бы не от мира сего. Их называют идеальными.

Напрашивается любопытный вывод. Все идеальные понятия относятся к человеку, к тому пятому элементу, который отличает человека, как систему, от всех других систем. Т.е. к целеполаганию, которое не зависит от внешней окружающей среды, мы пришли к тому же самому выводу: механизм целеполагания не принадлежит материальному миру. Отсюда можно сделать еще один вывод: поскольку человек является творением, он не может следовать собственной цели, но выбирать среди целей, предложенных ему, которые являются идеальными, т.е. не принадлежат нашему, материальному миру. Постоянные муки и поиски смысла жизни подтверждают это, но эта цель, как уже не раз подчеркивалось, имеет внешнюю по отношению к материальному миру, т.е. внешней среде человека, недоступную ему природу. А теперь нарисуем нашу модель мироздания, состоящую из двух частей. Первая, внешняя часть - мир духовный. Вторая, внутренняя - наш, материальный мир. Бог и духи обитают во внешнем, духовном мире и управляют миром материальным. Материальный мир, где обитает человек является подсистемой духовного мира. Любопытный вывод: духовный, или идеальный, мир так же реален и материален, как и наш, но нам туда пока вход закрыт, помните:

"...и поставил на востоке у Едемского сада Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни" (Быт. 3.24).

Как найти этот мир, где он находится? Вопрос не праздный, но попробуйте ответить на вопрос обитателя компьютерной игры: как из его, виртуального мира найти выход в наш, реальный мир? Ответы будут идентичны: в некотором ином измерении, о котором нам знать не дано.

Следующий вопрос, который хотелось бы обсудить, где начало Того, Кто сотворил нас, быть может, где-то есть творец творца и т.д. Не бесконечна ли эта вложенность творцов и миров? Ответ: "нет". В рамках нашей классификации систем, следующий шаг в усложнении системы - это дополнительные свойства самодостаточности и суверенности. Бог - всемогущий и всезнающий в том смысле, что все механизмы целеполагания находятся в нем самом, Ему никто не нужен и ничто не нужно, для того, чтобы поставить цель, спланировать ее достижение и исполнить ее. Эта мысль подтверждается самим Богом в Евангелии от Иоанна:

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин. 1:1).

В начале, т.е. до того, как возникло что-либо, было Слово, первопричина всего, до того не было ничего, даже времени, как цепочки причинно-следственных связей, а следовательно, само "до" не имеет смысла. По-видимому, здесь стоит одна из границ человеческого познания. Творению не дано познать Творца. Слово, как первопричина или цель всего было у Бога, т.е. Оно же было средством, и Оно же было Богом, т.е. исполнителем задуманного. Мы видим Творца именно таким, каким Он Себя характеризует:

"Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний" (Отк. 22:13).

Но, может быть, это человек? Увы, нет, человек не самодостаточен, он преследует некую цель, которую силится и не может понять, цель человека - вне его самого и вне того материального мира, который его окружает, в противном случае человек давно перестал бы мучиться сомнениями и проблемами построения счастливого общества.



Глава 5. Земные злоключения прекрасного идеала

"Пронаблюдав воочию земные злоключения прекрасного идеала, люди так и не смогли верно понять земные корни этих трагических злоключений. А, не поняв, они снова стали искать их за облаками. Урок оказался недостаточно поучительным, и понадобились новые злоключения и новые усилия мысли, чтобы земные корни земных злоключений оказались, наконец, осмысленными" (ИиИ).

"Распятый на деревянном сооружении восковой муляж "спасителя" (ИиИ) и тот же "спаситель"... в нежных и заботливых руках матери в образе пухлого и здорового младенца, не подозревающего, какие муки готовит ему грядущее" (ИиИ). Вечно юная красота Афродиты и Аполлона; Дискобол и Диана-охотница; Декарт и Спиноза; Руссо и Вольтер; математическое обоснование прекрасной мечты и бесплотный дух; ад и рай, бог и природа; государство и церковь; лозунги свободы, равенства, братства и "пролетарии всех стран соединяйтесь"; революции и войны; социализм, коммунизм, фашизм; Будда и Кришна; Аллах и Магомет, пророк его.

И это далеко не полный список идолов и идеалов, которым поклонялось человечество. Ради них убивали людей и уничтожали народы. В жертву всем, без исключения, идолам и идеалам приносилось именно то, ради чего они создавались - человеческие жизни. Мы умираем, чтобы жить лучше, вдумайтесь. Это абсурд. Казалось бы, идеалом должна быть позиция Достоевского, отвергавшего всякую гармонию, построенную на страданиях хотя бы одного ребенка. Но, как это ни печально, дети тоже болеют и умирают. Мать-природа, если она создала человека, поступила с ним крайне жестоко, не сказав ему, для чего она его создала и каков идеал человека.

И вновь мы сталкиваемся с неразрешимым противоречием, приписав происхождение человека случайным и бессмысленным силам. Как может бессмысленность породить механизм поиска смысла? Это действительно бессмысленно.

Но разве не столь же жестоко и бессмысленно поступает Бог, создавший человека и не сообщивший ему о своих намерениях? Ответ на этот вопрос настолько прост, что ясен любому младенцу. Любой творец создает нечто для того, чтобы это нечто выполняло то, для чего оно было сделано! Приглядевшись к целям и мотивам человеческих поступков, мы обнаружим две доминирующие цели: власть и секс. Богатство, как правило, не самоцель, а средство достижения названных целей. Слава является своеобразной разновидностью власти. Но если спросить у Бога, для чего он сотворил человека, ответ будет тот же. Выше уже упоминался стих из Библии, подтверждающий приведенный вывод (см. Бытие 1:28). Но неужели власть, слава, деньги и наслаждения являются идеалом человечества? Как это ни парадоксально, ответ - "да"! Даже самый поверхностный взгляд на реальные результаты воплощения любого из перечисленных выше идеалов подтверждает этот вывод. В конце концов, находится человек, использующий идеал для прикрытия собственного стремления к власти и наслаждению, и люди поддерживают его, несмотря на очевидный обман. Но всегда находились те, кто пытался разоблачить обман, их существование было как кость в горле, эти люди были страшнее воров и убийц, они гораздо сильнее мучили народ, т.к. вскрывали правду:

"Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник" (Ин. 18:40).

Отсюда успешная работа репрессивных аппаратов, поддерживаемых народом, который хочет быть обманутым, т.к.:

"...люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы" (Ин. 3:19).

И если удается уничтожить тех, кто восстает против лжи, то

"живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле" (Отк.11:10).

Чем мучили? - Говорили правду.

Все это прекрасно, но где идеал? И возможен ли идеал в мире, где есть смерть? Забавно, но в приведенных рассуждениях получается очень неутешительный вывод: Бог создал человека для того, чтобы он преследовал цели, которые делают его жестоким и безжалостным, значит, и Бог таков?

К счастью, вышеприведенный вывод не верен по одной простой причине. Мы должны напомнить о второй части идеала, уже отмеченной во второй главе, подчинение творения творцу. И как это ни покажется простым, банальным, обидным - назовите это, как хотите - вся трагедия миллиардов людей на протяжении тысячелетий заключается в простой и ясной формуле: нежелание человека подчиниться Творцу, нежелание признать себя творением, нежелание признать над собой Того, Кто сотворил нас, Кто сотворил человека человеком. Элементарно, в простой и ясной истине: "Человек - венец творения", мы гордо признаем лишь первую ее часть, что человек - это венец; мы вынуждены согласиться со второй частью, человек - это творение, но мы не можем признать Творца. Потому что Творец - это не тот нарисованный или вылепленный божок, к которому можно прийти и поклониться в свободное от других занятий время, и не некая теория, которую мы придумали и можем в любой момент от нее отказаться. Творец - это Тот, Кто имеет Свою волю и Свои планы, в том числе для каждого конкретного человека - для автора этих строк, для вас, уважаемые читатели. Творец - Хозяин и Господин, не терпящий, чтобы Его ослушались и ожидающий полного и беспрекословного подчинения Его воле.

Но подходит ли нам этот Идеал? Сколько возмущения и негодования по поводу "рабской" психологии он может вызвать?

Продолжение следует...

Информация

Если у Вас возникнет желание связаться с авторами статей, публикуемых в журнале, пишите с соответсвтующей пометкой в теме письма. В связи с тем, что большинство наших авторов не используют электронную почту, Ваши письма будут переданы им редакцией иным способом.

Редакция рассматривает предложения к публикации от авторов, чье творчество тем или иным образом затрагивает тему журнала. Никакие требования относительно образования, места работы или ученого звания не предъявляются.

При перепечатке материалов ссылка на электронный журнал "Мир философии" обязательна.


(c) Электронный журнал "Мир философии", 2001




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное