Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Постановление Конституционного Суда по жалобе фонда "Право Матери" по делу Куликовой



Постановление Конституционного Суда по жалобе фонда "Право Матери" по делу Куликовой
2014-07-17 14:17 ФПМ

Пресс-релиз №: 

43/1618

от: 

17/07/2014

СЕГОДНЯ, 17 ИЮЛЯ Конституционный суд РФ огласил постановление, принятое по жалобе Фонда «Право Матери», поданной от имени Куликовой Галины Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 11 ст. 3 Федерального Закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Рассмотрение жалобы состоялось 17 июня 2014 года, в качестве представителя Фонда «Право Матери» по делу Куликовой в Конституционном суде работала Ксения Михайлова.

История дела.

Галина Николаевна Куликова является мачехой Михаила Куликова (1957 г. р.), который был призван в армию 7 ноября 1976 года, проходил военную службу в в/ч 47425 в г. Потсдам (ГДР); 13 июля 1977 года он погиб при исполнении обязанностей военной службы. Отдел социальной защиты населения по Александровскому району отказал Галине Николаевне в ежемесячной денежной компенсации, сославшись на отсутствие в перечне лиц, имеющих право на ЕДК, мачехи (и отчима) /отец Михаила эту выплату получает/. Галина Николаевна Куликова обратилась в Фонд «Право Матери»: «Уважаемые работники Фонда «Право Матери», к вам обращаюсь с просьбой помочь составить заявление в суд. Я с мужем в любви, мире, согласии живу 52 года. Мы поженились в 1960 году. У моего мужа был сын 2,5 годика (жена умерла в 1959 году). Нашего сына я вырастила, выучила. Но случилось большое горе. Он во время прохождения военной службы погиб. Сейчас отдел социальной защиты населения отказал мне в выплате ежемесячной денежной компенсации». После разбора дела в судах первой и второй инстанций, Фонд «Право Матери» обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой, по которой сегодня было вынесено постановление. Воспоминания Галины Николаевны Куликовой о погибшем пасынке ничем по своему характеру не отличаются от воспоминаний родных мам, потерявших детей на военной службе: «В нашей семье никогда не стоял вопрос – родная я Мише или нет. Мы просто жили одной семьей. Миша называл меня только «мама». Когда ему было около 5 лет, одна женщина, соседка, бывают такие недоброжелательные люди, как-то подошла к детям, играющим на площадке, и сказала: «Миша, а ты знаешь, что это не твоя мать, у тебя нет матери». Миша после этого ни о чем меня не спрашивал и по-прежнему называл мамой.

Был период, когда муж из-за проблем со здоровьем два года пролежал по больницам и санаториям, Миша оставался со мной, он учился тогда в 6-7 классе школы. Миша был прекрасным сыном: отзывчивый, чуткий, воспитанный. Когда он поступил в Кольчугинский техникум, чтобы выучиться на «техника-технолога», мне комендант общежития однажды сказала: «Вы знаете, Ваш сын так хорошо о Вас отзывается. Ощущение, что за Вас – он горой». Миша очень хорошо рисовал, его и в армию потом взяли топографом. Кстати, все письма из войсковой части, Миша адресовал только мне. Однажды даже свекровь мне сказала: ну, что же, мол, он только тебе и пишет, больше никому… Миша очень любил музыку, сам освоил фортепьяно и гитару, и в техникуме руководил ансамблем. У него было много друзей, он был компанейским парнем; на похороны пришло очень много людей… Его гибель стала огромным горем для нашей семьи».

17 июня 2014 года в заседании адвокат Ксения Михайлова изложила позицию Фонда «Право Матери» по делу, а затем выступили представители Президента (Михаил Кротов), Правительства (Михаил Барщевский), Министерства Обороны (Наталья Елина), Министерства Финансов (Светлана Баскова), советник Генерального прокурора Российской Федерации Татьяна Васильева, Представитель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Александр Саломаткин (подробнее см. пресс-релиз Фонда «Право Матери» N 34/1609 от 17 июня 2014 г.). Команду Фонда «Право Матери» неприятно удивил низкий уровень выступлений некоторых участников этого заседания. Помимо нашего представителя Ксении Михайловой, хорошую подготовку, глубокое знание вопроса и профессионализм продемонстрировала лишь представитель Генерального прокурора Российской Федерации.

Из всех выступающих тогда особенно отличился своей речью представитель Правительства Михаил Барщевский, который заявил «Позволю себе немножко постебаться», после чего в течение шести минут говорил про русские народные сказки, цветок «мать-и-мачеха» и однополые браки. Пока Барщевский говорил, мы всем Фондом радовались, что Галина Николаевна Куликова не находится в зале суда и не слышит выступления этого человека. На беду, наша подопечная Галина Николаевна искренне любила и уважала Михаила Барщевского, болея за него в популярной телевизионной игре «Что? Где? Когда?» и читая его статьи в прессе. После случившегося в судебном заседании, Куликова призналась нам, что теперь не может спокойно реагировать, когда видит очередную опубликованную статью Михаила Барщевского: «Мне становится плохо. Я сразу вспоминаю про его речь в судебном заседании по моему делу» - жалуется пожилая женщина. По сведениям, опубликованным в «Российской газете» (Федеральный выпуск N 6382 от 19 мая 2014 года, статья: «В рублях и метрах»), за 2013 год Михаил Барщевский «заработал 96,867 миллионов рублей. Это заметно больше, чем у премьер-министра». Практическая работа чиновника, ценимого государством так дорого, неприятно удивила – неужели речи про ботанику и «мачеху дядю Колю» должны обходиться налогоплательщикам так дорого?..

СЕГОДНЯ, 17 июля судья-докладчик Сергей Маврин огласил постановление по делу Куликовой. В первом пункте резолютивной части решения суд признал оспариваемую норму закона конституционной. (Эта часть постановления КС вызывает недоумение, т.к. оспариваемая норма закона, на наш взгляд, является дискриминационной. Фонд «Право Матери» рассматривает возможность обращения в Европейский суд по правам человека с точки зрения приемлемости и существа жалобы). Однако, несмотря на то, что оспариваемая норма была признана конституционной, во втором пункте постановления Конституционный суд особо отметил, что в ряде случаев – таких, как случай Куликовой, – федеральный законодатель должен «внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного смертью военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе, по призыву, членам его семьи с тем, чтобы обеспечить оказавшимся в затруднительном материальном положении лицам, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, оставшегося без материнского попечения в связи со смертью матери и содержали его до достижения совершеннолетия, тем самым фактически заменив ему родную мать, адекватное возмещение вреда, в том числе, посредством предоставления мер социальной поддержки, сопоставимых по своему объему с ежемесячной денежной компенсацией, предусмотренной ч. 9 ст. 3 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Этот пункт постановления должен повлечь за собой внесение изменений в законодательство, которое позволит получать мачехам и отчимам (таким, как Куликова, заменившим своим детям родную мать) выплаты, сопоставимые по объему с ЕДК.

Фонд «Право Матери» будет отслеживать исполнение сегодняшнего постановления КС.

*    *    *


С февраля 2014 г. по сентябрь 2014 года Фонд «Право Матери» работает по проекту частично поддержанному в рамках грантового конкурса, проведенного Общероссийским общественным движением «Гражданское достоинство». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 18 сентября 2013 N 348-рп».

Вы тоже можете поддержать нашу работу: http://mright.hro.org/help



В избранное