Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кто, когда и где на самом деле обнаружил труп призывника?



Кто, когда и где на самом деле обнаружил труп призывника?
2018-04-06 11:11 ФПМ
Пресс-релиз №: 
25/1926
от: 
05/04/2018

05 АПРЕЛЯ Фонд «Право Матери» продолжил работать в Балашихинском гарнизонном военном суде по уголовному делу о гибели в армии Артема Тетерина (1993 г. р.) из Забайкальского края. На скамье подсудимых – сослуживец Артема, Усуб Аджоян. Сейчас ему предъявлено обвинение по ст. 116 УК РФ (побои) и ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства). В деле, кроме признанной потерпевшей матери погибшего Ольги Валерьевны Тетериной, есть еще потерпевшие – трое живых военнослужащих. Интересы матери погибшего представляет юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина. Дело слушает судья Вадим Павлюкович.

По материалам дела, 24 октября 2016 года солдат-срочник Артем Тетерин был послан сослуживцами в магазин и не вернулся обратно. По тем же материалам, 26 марта 2017 года, спустя 5 месяцев, в 500 метрах от КПП части (!), на границе лесопосадки и поля, т.е. на достаточно открытом участке местности был обнаружен труп мужчины, находящийся в состоянии неполного повешения – стоящий ногами на земле, лицом к дереву. По показаниям свидетелей, которые были на месте обнаружения трупа, они даже сначала подумали, что это – живой человек в солдатской форме стоит под деревом, и окликнули его. Вся одежда, снятая с трупа, сильно загрязнена, в том числе, на ней есть довольно большие пятна крови (установлено экспертизой) и наложения плесени (они есть и на верхней одежде, и на нательном белье). За исключением чистой, производящей впечатление новой меховой шапки, на которой следы плесени имеются лишь с внутренней стороны в местах соприкосновения шапки с головой. Кроме того, в карманах одежды были найдены документы на имя Артема Тетерина – паспорт и военный билет, которые в отличие от одежды, в которой они по официальной версии якобы пролежали 5 месяцев, – абсолютно чистые – без пятен, без следов промокания от осадков, без следов плесени. Следствие не задавалось многими вопросами: откуда пятна крови на одежде; почему труп, якобы провисевший пять месяцев в лесу, не тронут ни животными, ни птицами? Каким образом берцы оказались так сильно повреждены (отслоение подошвы)? И наконец, – почему документы Артема Тетерина чистые, и почему они вообще оказались у Артема, если документы всех остальных солдат-срочников находились – по свидетельским показаниям – у ротного (ротный Артема – капитан Александр Картавин).

29 марта 2018 года старшина роты в/ч 86655-Б старший сержант Николай Грешонков дал показания, что поиски Артема Тетерина продолжались в течение 2-3 недель с момента его пропажи, и потом несколько раз были поисковые выезды в город (под Новый год приблизительно). А в конце марта тело Артема обнаружил солдат С., ушедший из части в «самоволку». Эти показания кардинально разошлись с официальной версией, согласно которой тело Артема было обнаружено поисковым отрядом, искавшим именно Артема Тетерина (см. пресс-релиз Фонда «Право Матери» N 19/1920 от 29 марта 2018 года).

В сегодняшнем заседании, 5 апреля 2018 года, в суде допрашивали свидетелей – тех самых участников поискового отряда, которые обнаружили тело Артема Тетерина по официальной версии.

Свидетель Никита Смирнов подтвердил свои показания, данные в ходе следствия: «26 марта 2017 года при проведении утреннего развода врио командира роты старший лейтенант Иванников А. Г. поставил задачу старшем лейтенанту Мельникову И. В. провести розыскные мероприятия совершившего ранее самовольное оставление части военнослужащего рядового Тетерина А. А. Около 11 часов Мельников И. В. построил его, Смирнова, Сочеева и Бережного и они все вместе проследовали от здания казармы до административной территории, после чего вернулись обратно. Затем Мельников И. В. принял решение пройти через поле, находящееся слева от КПП. Пройдя около 500-600 метров от КПП Мельников И. В., следовавший первым, увидел человека, одетого в камуфляж. Он окликнул его, однако тот не реагировал. Подойдя ближе, они увидели военнослужащего повешенного на дереве. Мельников И. В. подошел поближе и рассмотрел лицо данного военнослужащего, после чего сказал, что это рядовой Тетерин А. А.».

Юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина уточнила у свидетеля Смирнова, точно ли в рамках поисковых мероприятий, направленных на установление места нахождения Артема Тетерина, было обнаружено тело. Свидетель Смирнов подтвердил это. Затем юрист Фонда «Право Матери» спросила, пропадал ли из части другой военнослужащий? Свидетель Смирнов сказал, что да, из части пропадал еще один солдат. Фамилию этого пропавшего свидетель назвать не смог («Не помню»).

– Велись ли поиски этого другого пропавшего военнослужащего?

Свидетель Смирнов пояснил, что он точно не помнит, наверное, эти поиски велись, но он в них не участвовал, и ничего пояснить по этому поводу не может.

Также свидетель Смирнов рассказал, что после обнаружения тела Мельников приказал ему, Сочееву и Бережному идти в казарму и молчать, а вечером труп Артема принесли в казарму для следственных действий.

Гособвинитель Денис Поправко уточнял у свидетеля Смирнова – не приближался ли к трупу Артема Тетерина ротный Картавин, или кто-либо из офицеров части, на его глазах. На это свидетель ничего пояснить не мог, так как после обнаружения трупа, сидел в казарме.

Также гособвинитель заявил ходатайство – до разрешения ходатайства Фонда «Право Матери» (направить одежду, снятую с трупа, на экспертизу – см. пресс-релиз Фонда «Право Матери» N 22/1923 от 03 апреля 2018 года) вызвать в суд и допросить всех участников осмотра места происшествия (следственную группу, включая следователя Хляпова, который вел следствие по делу). Юрист Фонда «Право Матери» возражала против удовлетворения данного ходатайство – участники процедуры осмотра места происшествия не являются специалистами, которые могут разрешить вопросы о загрязнениях и пятнах крови на одежде, снятой с трупа. Тем не менее суд удовлетворил ходатайство гособвинителя.

Далее был допрошен свидетель Павел Сочеев. Он также дал показания, что труп был обнаружен ими во время поисковых мероприятий, направленных на установления места нахождения Артема Тетерина, 26 марта 2017 года. Он пояснил, что труп висел не в глубине лесного массива, не в чаще, а на первом же дереве, с которого начиналась лесополоса. Что виден труп был с дальнего расстояния (300-400 метров, как пояснил свидетель). Что его самого поразила одежда, в которую был одет труп: «Я подумал: его столько месяцев искали, а одежда относительно чистая, то есть не выглядит как одежда, которая была на трупе, который пять месяцев провисел на дереве в лесу». Также свидетель пояснил, что другой солдат, действительно, оставлял часть, но его нашли быстро – в ближайшей деревне. После обнаружения тела Мельников остался рядом с телом и стал куда-то звонить, а их, солдат-срочников, отправил в казарму.

Также свидетель Сочеев на вопрос юриста Фонда, где находились его документы во время прохождения им службы, дал показания, что документы (паспорт и военный билет) находились у ротного Картавина (аналогичные показания дал и свидетель Смирнов).

Следующий свидетель Роман Бережной дал показания про обнаружение тела, аналогичные показаниям предыдущих свидетелей.

Все свидетельские показания про обнаружение тела Артема Тетерина вполне могли бы внушить доверие, если бы не одно «НО», которое все сказанное свидетелями перечеркивает. Мать погибшего Ольга Валерьевна получила известие о гибели сына на сутки раньше – не 26, а 25 марта 2017 года. В этот день ей позвонила женщина, местная жительница, которая помогала ей в поисках сына в ноябре 2016 года и сказала: «Оля, вероятно, нашли тело Темы, срочно выезжай». Ольга Валерьевна неоднократно говорила об этом следователю, что местные жители знали про обнаружение тела Артема уже 25 марта, просила допросить этих людей, но – следствие не проявило к этой информации особого интереса. В суде мать погибшего также дала соответствующие показания во время своего допроса.

Следующее судебное заседание по делу назначено на 10 апреля 2018 года на 10.00. Следите за пресс-релизами Фонда! 

*    *   *


Проект Бесплатная юридическая помощь и судебная защита членов семей погибших военнослужащихреализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Поддержите нашу работу, оформив ежемесячный автоплатеж в пользу Фонда «Право Матери» в своем личном кабинете Сбербанка Онлайн или, сделав разовое пожертвование на нашем сайте: http://mright.hro.org/help

Мы не берем с самой семьи погибшего солдата ни копейки денег: ни фиксированной платы, ни "процентов от выигрыша" - ничего.   



В избранное