Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ЕВРЕЙСКИЕ ЖЕТОНЫ * JEWISH TOKENS]

*Мишпоха No22 <index.html#top>* Вера РОГАЧ * Vera ROGACH / ЕВРЕЙСКИЕ
ЖЕТОНЫ * JEWISH TOKENS

ЕВРЕЙСКИЕ ЖЕТОНЫ

Вера РОГАЧ


изображения жетонов тут:
http://www.mishpoha.org/n22/22a37.shtml

В журнале <<Мишпоха>> No 19 научный сотрудник Гродненского музея истории
религии Инна Лещенок в материале <<...Живи по заповедям Торы, а не умри от

видному представителю раввинизма и общественному деятелю Ицхаку Элхонону
Спектору (1817-1896). В Витебске таких жетонов имеется по крайней мере
восемь: шесть в областном краеведческом музее и два в частной коллекции.
Причем жетоны эти встречаются двух видов: как с ушком (как в гродненском
музее), так и без него.

В нашем музее жетон в честь И. Э. Спектора- не единственный в коллекции
фалеристики* *(науки о наградных медалях и знаках, орденах, жетонах,
значках и т. д.) на еврейскую тему. Один из них рассказывает о юбилее
Ришон Ле-Циона, второй посвящен известным общественным деятелям барону
Э.Ротшильду и М. Монтефиоре, еще два жетона связаны со знаменитым
процессом Дрейфуса.__

*Жетон в честь юбилея *Ришон Ле-Циона изготовлен из бронзы диаметром*
*28 мм. На одной его стороне изображено поселение с возделанными полями
и террасными садами и сделана надпись на иврите, на другой- скрижали
завета с шестиконечной звездой над ними. На левой створке скрижалей
изображены молящиеся у Стены плача, на правой - идущий по полю сеятель,
разбрасывающий зерно. Выпущен он был скорее всего в 1907 году, к
25-летию или в 1912 году, к 30-летию основания сельскохозяйственной колонии.

Идея заселения Палестины евреями из Европы родилась в начале XIX века.
Сторонники ее предполагали, что евреи, вернувшись на землю предков,
смогут жить, не подвергаясь религиозному гнету и различным проявлениям
антисемитизма. Моисей Монтефиоре - горячий приверженец этой идеи- еще в
1857г. пытался приступить к созданию земледельческих колоний на
территории Палестины. Но попытка не увенчалась успехом. Лишь спустя годы
(1878 г.) была образована первая колония - Петах-Тиква. Погромы начала
1880-х годов в России подтолкнули развитие палестинофильской идеи и
содействовали ее воплощению в жизнь.

Колония Ришон-Лецион основана в 1882 году группой из 10 еврейских
интеллигентов из Одессы и Харькова во главе с З. Левонтином. Переселенцы
столкнулись с большими трудностями, в частности, с отсутствием воды.
Приобретенные ими земли оказались непригодными для земледелия,
климатические условия были неблагоприятны. Колонисты обратились за
помощью к соплеменникам в Европе.

В настоящее время Ришон Ле-Цион находится в составе мегаполиса с центром
в Тель-Авиве, его население составляет свыше 150 тысяч человек^1 .

*Моисей Монтефиоре* (1784 - 1885) - выдающийся филантроп и общественный
деятель. После окончания школы и училища в Лондоне Моисей поступил на
службу в банкирскую контору, затем перешел на биржу. Вместе со своим
братом Авраамом основал банкирский дом. Во время наполеоновских войн
Монтефиоре вступил в национальную гвардию и за четыре года, дослужился
до чина капитана. После падения Наполеона Монтефиоре выступил с совсем
тогда новой идеей - страхования жизни. В 1824 году возникло первое
английское страховое общество, руководителем и главным собственником
которого и был Монтефиоре. Монтефиоре приобрел большую популярность. Он
был избран членом комитета испано-португальской еврейской общины
Лондона. Им учреждена больница и общество пособий бедным еврейским
невестам. В 1830-е гг. стремился провести через обе палаты парламента
билль о еврейском равноправии.

В 1837 г. Монтефиоре был избран шерифом Лондона и графства Миддельсекс.
В 1846 г. получил звание баронета. Монтефиоре всю жизнь оставался
глубоко верующим человеком, исполнявшим все еврейские обряды. Впервые он
посетил Палестину в 1827 г., а затем побывал там еще шесть раз.
Монтефиоре боролся за права евреев в разных странах, выступал в защиту
невинно обвиняемых и притесняемых.

Умер Монтефиоре в 1885 г. На его похоронах присутствовали многочисленные
депутации как от евреев, так и от христиан. Похоронен рядом с женой в
мавзолее, построенном по образцу могилы библейской Рахили, в Ремсгэте,
недалеко от построенной им синагоги^2 .

*Барон Эдмон-Джеймс де Ротшильд* (1845-1934) - французский общественный
деятель, возглавлявший парижские еврейские благотворительные и
общественные учреждения. Сын Альфонса де Ротшильда и внук Якова
(Джеймса) Ротшильда (1792-1868) - самого младшего из пяти сынов
основателя династии Майера-Амшеля Ротшильда, т. е. его правнук. В 23
года унаследовал часть огромного состояния отца и стал основателем
французской ветви это знаменитого дома.

Проявлял большой интерес к истории еврейского народа, его исторической
родине, а также горячее сочувствие к страданиям современного еврейства.
В период еврейских погромов 1880-х годов в России Э. Ротшильд вошел в
Комитет помощи их жертвам, после чего более полувека посвятил себя делу
создания еврейских поселений в Палестине. Он взял на себя финансирование
и административное руководство еврейским поселением Ришон Ле-Цион. Эдмон
Ротшильд был сторонником метода <<тихого>> (т. е. постепенного, без
широкой огласки и небольшими группами) переселения евреев в Палестину.
На создание там еврейских поселений барон пожертвовал 70 миллионов
франков. К концу 1890-х годов Э. Ротшильд оказывал помощь и фактически
руководил с помощью особой администрации 19 поселениями, для которых
приобрел 27,5 тысячи гектаров земли. <<Колонисты были поставлены в
зависимость от его администраторов, земля их была переписана на имя
доверенных лиц барона, и мало помалу они очутились в положении
арендаторов, или даже батраков, с той только разницей, что в случае
неурожая или каких-либо других недохваток в их бюджете администрация
приходила им на помощь ежегодными или даже ежемесячными пособиями,-
писал автор статьи о колониях в Палестине в <<Еврейской энциклопедии>>
Брокгауза и Ефрона Я.Клебанов. - Лишь постепенно, в течение 15-20 лет,
колонистам удалось освободиться от административной опеки и к началу
последнего десятилетия, когда заведование Ротшильдовскими колониями
перешло к Еврейскому колониальному обществу^3 , последнее нашло
возможным вернуть колонистам их земли и даровать им самоуправление>>^4 .

Согласно завещанию останки Эдмона де Ротшильд и его жены в 1954 году
были привезены в Израиль и погребены в усыпальнице в парке города
Зихрон-Яакова^5 .

Жетон, посященный Спектору, в Гродненском музее появился в результате
случайной находки в окрестностях города. А когда и каким образом
еврейские жетоны оказались в нашем музее? Об этом рассказывает книга
<<Опись музейных экспонатов по отделу государственно-общественного быта>>
(ф. 6, д. 1), которая имеется в научном архиве музея. Судя по всему, она
велась в 1930-е годы. В разделе <<Медалi замежныя>> (<<Книга на белорусском
языке) имеется информация о 16 экземплярах вышеназванных жетонов. 12 из
них есть и сейчас, судьба четырех неизвестна. Все они оказались в нашем
музее в 1918-1927 годах при следующих обстоятельствах.

В 1915 году в Витебск в связи с начавшейся 1-й мировой войной переехал
чертежник инженерного управления Виленского военного округа Антон
Бродовский. Страстный коллекционер, он к 1915 году собрал уникальную
коллекцию, в которой были монеты, военные и памятные медали, жетоны,
произведения искусства и т. д. Точное их количество неизвестно, ясно
только, что их число измерялось тысячами. В октябре 1918 г. он предложил
свою коллекцию для основания в городе губернского музея. Он был открыт
год спустя в здании бывшей духовной семинарии. Антон Рафаилович был
назначен заведующим, позднее, до самой смерти, работал научным
сотрудником этого музея.

В 1924 году губернскому музею были переданы фонды существовавших в
городе в то время еще нескольких музеев: Витебской ученой архивной
комиссии, церковного древлехранилища (церковно-археологического) и
частного музея В. Федоровича (музея старины В. Федоровича).

Витебский адвокат (или, как писали в то время, присяжный поверенный)
Вацлав Петрович Федорович (1849-1911) был одним из крупнейших
коллекционеров Беларуси. В его обширной коллекции, также насчитывавшей
тысячи единиц, были предметы археологических раскопок, монеты и медали,
печати, предметы этнографии и быта, ювелирные украшения и произведения
искусства. Собрание было национализировано в первые годы советской
власти, а затем передано в губернский музей. В нем оказался один жетон
еврейской тематики.

В 1927 году Витебскому музею сделал дар местный коллекционер И.
Галькевич (1895-1976). В его небольшом собрании было до 150 предметов
археологии, нумизматики, фалеристики. Так к жетонам из собрания А.
Бродовского и В. Федоровича добавились еще два из коллекции И. Галькевича.

Судя по внешнему виду, все эти жетоны были изготовлены в одной из
специализированных фирм, существовавших в конце XIX - первой четверти ХХ
века в С.-Петербурге (Петрограде). Тиражи их неизвестны. Однако можно
предположить, что они исчислялись сотнями или даже тысячами экземпляров.
Такие жетоны в это время продавались точно так же, как еще недавно
продавались в киосках и магазинах сувенирные или памятные значки.

Что касается вышеназванных жетонов, то они, возможно, даже были заказаны
производителю какой-то организацией и вручались или раздавались в
качестве подарка.

1. Клебанов Я. Колонии еврейские в Палестине // Еврей--ская энциклопедия
Брокгауза и Ефрона. - Т. 9. - С. 664-665; Краткая еврейская
энциклопедия. Т. 7. - Иерусалим, 1994. - С. 226-227.

2. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. -
Т. 11.- С. 270-274.

3. Еврейское колониальное общество (ЕКО) - филантропическая организация,
созданная в Лондоне в 1891 году для содействия колонизации Аргентины
восточноевропейскими евреями. Позже помогало развитию земледелия и
ремесел среди евреев России и колонизации Палестины.

4. Клебанов Я. Колонии еврейские в Палестине // Еврейская энциклопедия
Брокгауза и Ефрона. - Т. 9. -
С. 665.

5. Краткая еврейская энциклопедия. - Т. 7. - Иерусалим, 1994. - С. 422-428.

Вера Рогач,
старший научный сотрудник
Витебского областного
краеведческого музея

*Юбилейная монета*

Заир Исаакович Азгур (1908-1994) являлся одним из самых известных
белорусских скульпторов. Первоначальное художественное образование он
получил в Витебске, затем продолжал его в Ленинграде и Киеве. За свою
долгую творческую жизнь был удостоен многих советских наград и званий,
был народным художником БССР (1944) и СССР (1973), действительным членом
(академиком) Академии художеств СССР (1960), заслуженным деятелем
искусства Дагестанской АССР (1960), дважды лауреатом Сталинской премии
(1946, 1948), наконец, Героем Социалистического Труда (1978). Но главное
- З.Азгур стал автором многих замечательных работ, вошедших в золотой
фонд белорусской скульптуры. Достаточно назвать хотя бы некоторые из
них: памятники Я.Коласу, Ф.Дзержинскому и С.Грицевцу в Минске, П.
Машерову, М. Шмыреву и В. Хоружей в Витебске, Я. Купале в Минском
районе, В. Талашу в Петрикове (Беларусь), В. Ленину в Махачкале.
Высокую оценку получили бюсты белорусской поэтессы А. Пашкевич (Тетки),
Ф.Скорины, Героев Советского Союза Н.Гастелло, В.Талалихина,
М.Сильницкого, Л.Доватора, А.Родимцева, М.Шмырева и многие другие.
Монументальные работы З. Азгура установлены не только в Беларуси, но и в
России, Индии и Китае.

Поэтому вполне закономерно, что к 100-летию со дня рождения Заира
Исааковича, 2(15) января 2008 года, Министерство финансов Беларуси
выпустило памятную монету в честь этого события. Она отчеканена двух
видов: в медно-никелевом сплаве и серебре диаметром 32 мм. Тираж - по
три тысячи каждой. Номинал первой - 1 рубль, второй - 10 рублей. На
лицевой стороне монеты помещен портрет скульптора, его автограф и даты
жизни: 1908-1995. На обороте - герб Беларуси, изображение двух
скульптур, номинал и год выпуска, а также надпись на белорусском языке
<<Рэспублiка Беларусь>>.

Аркадий Подлипский

Ответить   Igor Sun, 27 Apr 2008 21:07:01 +0300 (#742828)