Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школьное ученическое самоуправление


Уважаемые читатели!

Спасибо, что еще не отписались от нашей «подмороженной» рассылки. Сегодня, перекладывая папки на компьютере, наткнулся на статью о нашем опыте правозащитного образования. Она была написана в апреле 2005 года. Думаю, там будут для вас интересные моменты. Если есть что обсудить – пишите мне на doroga@karelia.ru

Денис Рогаткин

-------

Денис Рогаткин,

координатор Юниорского союза «Дорога»,

город Петрозаводск, Республика Карелия

 

Всё только начинается

опыт Юниорского союза «Дорога» в сфере правозащитного образования

 

На днях нашей организации исполнилось 10 лет. Праздновать не собирались – просто не было на это времени. В воскресенье накануне юбилея мы вместе с нашими ребятами делали обычную работу. Одни монтировали на компьютере новый выпуск телепрограммы «Школа – территория закона» – в понедельник нести кассету на местный телеканал. Другие верстали газету для участников программы «Первый шаг в общество» – третьеклассников петрозаводских школ. Третья группа товарищей была замечена за варварским занятием: они распарывали «Книгу Памяти Карелии», сканировали её листы и вычитывали получившийся текст на компьютере – благодаря этому, скоро печатное издание о погибших в годы войны появится в Интернете.

И вот, в разгар этой суеты, к нам ввалилась компания молодых людей с тортиком. Это – наши выпускники, решившие, что мы просто обязаны отметить первый юбилей. Многие из них еще помнят нашу организацию до того, как она занялась правозащитным образованием. С этими ребятами мы ходили в походы, проводили лагеря и молодёжные акции. Наверное, и до сих пор мы продолжали бы этим заниматься, если бы не одно «но». Дело в том, что мы никогда не замыкались в своём кругу. Мы стремились вместе влиять на окружающую жизнь. Тогда мы еще не знали, что это называется проектами.

В один прекрасный момент нам предложили участвовать в развитии школьного самоуправления в Петрозаводске. Согласившись, мы почему-то решили, что ученическому самоуправлению было бы неплохо заняться не столько дежурными школьными праздниками, сколько защитой прав учеников. Тут-то всё и началось. Первые пять лесных лет жизни Юниорского Союза «Дорога» ушли в прошлое.

Мы начали работать с ученическим активом петрозаводских школ в 2000 году. Уже в первые месяцы работы мы убедились в том, что ученическое самоуправление действительно может выступать в качестве правозащитной структуры.

В конце учебного года произошёл примечательный случай. В одной из школ администрация объявила, что десятиклассникам предстоит сдавать экзамены. Десятиклассники завели толстые тетрадки и стали конспектировать ответы на экзаменационные билеты. Но председатель ученического правительства, которое работало в этой школе, задался вопросом: «А обязаны ли школьники сдавать эти экзамены? Почему в прошлом году у десятиклассников их не было, а в этом – появились?» И он позвонил в мэрию. Там ему объяснили, что школа имеет право проводить экзамены в десятых классах только в том случае, если такие экзамены предусмотрены уставом школы. Юноша пришёл к директору школы и попросил показать устав. Поскольку об экзаменах для десятиклассников в уставе школы не было ни строчки, директор был вынужден их отменить. В Городском школьном совете, который мы создали для поддержки ученического самоуправления, этот юноша стал руководителем правозащитного направления.

Так счастливо совпало, что именно в это время фонд «Точка опоры» объявил конкурс малых грантов. Мы написали свой первый проект и получили свой первый грант.

В этом проекте было много идей, которые мы продолжаем развивать и сейчас. Например,  мы придумали создать школьные правозащитные приёмные, в которых активисты ученических советов помогали ребятам защищать свои права. Мы обучали школьных активистов на специальных «Правозащитных сессиях», а они после этого сами открывали в своих школах правозащитные приёмные.

Ученику, приходившему в школьную правозащитную приёмную с жалобой, сразу же объясняли, как приёмная будет с ней работать. Школьника предупреждали, что, если он хочет защищать свои нарушенные права, то у него могут возникнуть новые трудности, такие как занижение оценок и другие формы давления. Ученик мог выбрать: либо оставить всё, как есть, либо прибегнуть к помощи правозащитной приёмной для защиты своих прав. В приёмной можно было получить совет, взять направление на консультацию к профессиональному юристу, либо попросить школьных правозащитников начать работать с жалобой практически – защищать нарушенные права ученика.

Если ученик просил приёмную защитить его права, тогда представители правозащитной приёмной встречались с учителем, на действия которого поступила жалоба, и обсуждали происшедшее с ним. Как правило, после этого учитель извинялся перед обиженным ребенком, и дело тем самым улаживалось. Если этого не происходило, приёмная обращалась за помощью к администрации школы.

В 2001 году мы увидели, что правозащитные приемные в школах – возможны. Но насколько оказались не готовы к их появлению школы!

Сейчас, когда наша «первая пятилетка» правозащитного образования подошла к концу, стало ясно: капля камень точит. Сформулировать это изменение можно было бы так: педагоги смирились с тем, что у ребенка есть права. Это не значит, что они перестали их нарушать: у многих факт наличия у ребенка каких-либо прав по-прежнему вызывает глубокое чувство протеста. Но педагоги уже поняли, что права человека – это не миф, а реальность. Они убедились, что дети действительно могут использовать свои права для защиты своего человеческого достоинства в школе. Позиция «Я всегда прав, потому что я – учитель» постепенно уходит в прошлое.

Во время первого проекта мы начали выпускать газету «Школа – территория закона». Ребята писали заметки о нарушениях прав учеников в школе, один из наших старшеклассников верстал газету на компьютере, потом откатывался небольшой тираж на ксероксе. Школьные активисты относили газету в свои школы и развешивали на школьных стендах.

Самыми внимательными читателями этого самиздата были, конечно, не ученики, а учителя. Типичным способом их работы с газетой был такой: они снимали эти листочки со стенда, уносили в учительскую, читали от корки до корки и возмущенно обсуждали с коллегами. Так наша газета приобрела в учительской среде устойчивую репутацию «желтой прессы».

С самого начала мы ввели политику защиты наших авторов. Газета никогда не называла номеров школ, в которых происходило то или иное нарушение прав ребенка. Никогда не называла фамилий и имён учителей. И, как правило, вместо имён и фамилий авторов указывались псевдонимы. Тем не менее, реакция учителей на это детское самовыражение оказывалась точной. Учителя безошибочно узнавали себя. Директор школы вызывал школьного активиста и спрашивал в лоб: «Это ты написал?» И дальше пятнадцатиминутная речь о том страшном позоре, который после этой заметки лёг на школу несмываемым пятном.

Однажды в газете была маленькая заметочка о том, как учитель заставляет учеников мыть парты, если они хотят исправить плохие оценки. И сразу в нескольких школах разные учителя подумали, что это написано про них. Многие ученики после этого лишились столь привлекательной возможности заработать четвёрку собственным физическим трудом.

В прошлом году мы перевели нашу газету в Интернет-формат. Почти каждую неделю мы выдавали новый выпуск, который можно было прочитать на сайте газеты «Школа – территория закона». А в конце года собрали наиболее интересные материалы и комментарии в брошюру.

Сейчас наша газета стала респектабельной, почти закаменевшей. В этом учебном году вышло всего лишь три выпуска, но зато – уже в типографском варианте.

А «закаменела» газета потому, что нас всё больше затягивает правозащитное телевидение. Истоки – всё там же, в первом проекте. Тогда мы заложили в бюджет покупку видеокамеры и умудрились, ничего в этом не понимая, сделать правильный выбор. Мы купили цифровую видеокамеру. И неожиданно для себя выяснили, что такой камеры и обычного компьютера вполне хватает для того, чтобы самим делать сюжеты для телевидения. Тогда же появилась мечта о собственной детской правозащитной телепередаче.

Эту мечту нам удалось воплотить в реальность лишь в прошлом учебном году. В феврале мы вышли в эфир на местном ТНТ и выдавали еженедельные десятиминутные выпуски тележурнала «Школа – территория закона» до конца учебного года. В этом году вышли в эфир, начиная с октября, и до сих пор держимся.

Конечно, назвать нашу телевизионную работу профессиональной можно с большой натяжкой. Но мы учимся, стараемся. Камера трясётся всё меньше, ведущие программы держатся всё бодрее, но не это главное. Несмотря на все профессиональные дефекты нашего тележурнала, его смотрят.

Недавно один из педагогов рассказал нам такую историю. Директор школы дал ему указание взять группу учеников и отправиться переносить оборудование из соседней школы. По дороге ученики хитро посмотрели на педагога и сказали: «А знаете, Иван Петрович, мы смотрели передачу на ТНТ, и там рассказывали, что принудительный труд в школе запрещен». Пришлось учителю перестраиваться на ходу: от «встали и пошли» к «ребята, давайте вместе сделаем».

Поскольку мы оказались перед необходимостью заполнять эфир, то большинство наших проектов мы стали продумывать как заведомо телевизионные. Например, северо-западный финал конкурса старшеклассников «Права человека в современном мире» мы провели в форме командной игры. Три этапа игры позже стали тремя телесюжетами, которые вошли в нашу передачу. Жанр реалити-шоу оказался очень заразительным. Этой зимой мы провели для школьных активистов реалити-шоу «Дом на Петрова 7-б. Зимовка». Петрова 7-б – это адрес Детско-юношеского центра, при поддержке которого мы работаем. В итоге телезрители смогли понаблюдать, как в игре школьные активисты пытаются создать правозащитные приёмные, издать газету о правах учеников и снять собственные игровые ролики о правах человека в школе.

Ролевые игры интересовали нас давно. Во время нашего первого проекта мы придумали игру «Школьное самоуправление и защита прав учеников». В этой игре очень авторитарные педагоги всячески нарушали права учеников в школе, а ученики, в свою очередь, должны были свои права защитить. Эту игру мы практиковали в разных аудиториях, и везде картина оказывалась схожей. Настоящие учителя, оказавшись в игре в роли учеников, сразу же превращались в нарушителей дисциплины. Реальные школьники, получив в руки листок с выпиской из Конвенции о правах ребенка, тоже не отставали: они использовали Конвенцию по назначению – сворачивали в трубочку и колотили друг друга этим Главным законом детей. В игре дети с удовольствием использовали своё право проводить на территории школы митинги по вопросам защиты нарушенных прав – здесь закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» попал в точку. Однажды на игре около сотни старшеклассников азартно скандировали: «Директора в отставку! Директора долой!» К ним вышел директор, покорил всех своей импозантностью, дал больше обещаний, чем любой кандидат в депутаты, и дети, довольные, разошлись. А дальше все безобразия продолжились.

Главное в игре – это обсуждение итогов. Мы разговариваем с ребятами о том, как они пытались действовать и к чему это привело. И выбираем лучшие, наиболее эффективные стратегии. И значит, те ошибки, которые они допустили в игре, ребята уже не будут повторять в школе.

Два года назад задумали провести для подростков Летнюю школу прав человека. И решили построить обучающий курс на основе ролевых игр. Пришлось эти игры придумывать. В итоге получился курс ролевых игр «Знакомство с правами человека». Это курс мы используем не только во время внешкольных семинаров, но уже и в школьном преподавании. С этого года наш сотрудник Наталья Никулина ведет спецкурс «Права человека» для старшеклассников одной из петрозаводских школ. Вместо лекций, они играют в права человека.

Мы убеждены в том, что эффективное правозащитное образование должно быть основано не на передаче информации от педагога ученику, а на включении ребят в деятельность, связанную с правами человека. Именно поэтому мы постоянно ищем новые формы, которые позволяли бы вовлекать молодых людей в просветительские и правозащитные проекты.

Сейчас мы завершаем работу по проекту «Права человека в истории родного края». Этот проект профинансировал Фонд Лихачёва по программе «Краеведение и гражданское общество». Мы предложили карельским школьникам написать исследовательские работы о нарушениях прав их земляков в годы советской власти. Идея состояла в том, чтобы показать педагогам возможности изучения прав человека на материале краеведения. Изучая историю, педагоги рассказывают детям об экономических, политических истоках и последствиях сталинских репрессий. Но можно обращать внимание и на другой аспект: что происходит, когда государство не считается с правами человека.

Из карельского города Медвежьегорска на конкурс пришла работа, в которой девочка рассказала об историях семей её одноклассников. Родственники, пострадавшие от репрессий, нашлись примерно у трети учеников этого класса.

По плану проекта, по материалам наиболее интересных работ мы должны были снять телефильм «Уроки прошлого». Наша съёмочная группа поехала именно в Медвежьегорск не случайно. Ребята привезли оттуда пронзительные кадры: один из учеников привёл съёмочную группу на место, где в 1937 году расстреливали репрессированных. В этом месте погибли оба его прадеда. Они были не знакомы друг с другом, жили в разных деревнях, но, как выяснилось позже, были расстреляны в одном и том же месте, в один и тот же день.

На заключительном семинаре проекта, который пройдёт на днях, мы поговорим с педагогами, как они могут использовать метод исследований по краеведческой тематике для того, чтобы доносить до школьников смысл и значение прав человека. А фильм «Уроки прошлого» будет разослан по школам Карелии на CD–дисках.

Еще один проект, который мы ведем сейчас, финансируется из средств городской молодёжной политики. Его название – Конкурс школьных социальных проектов. Инициативные группы старшеклассников разработали и представили на конкурс собственные проекты по демократизации школьной жизни и защите прав учеников. Лучшие проекты получили скромное финансирование, и сейчас ребята выполняют эти проекты в своих школах. В одной из школ создают собственное правовое радио, в другой школе – правозащитную газету. Еще одна школа проводит фестиваль видеороликов о правах человека, которые сняли сами ученики – с большим экраном и даже СМС-голосованием. Возможно, наиболее удачные ролики мы покажем в своём тележурнале. А одна из инициативных групп создаёт в своей школе систему, которая позволит учитывать мнения учеников и родителей о том, куда школа должна расходовать родительские деньги. Итоги проекта будут подведены на заключительной конференции в мае.

Второе десятилетие работы Юниорского союза «Дорога» обещает нам новые проекты в области правозащитного образования. Следите за нашим сайтом в Интернет: http://doroga.karelia.ru

 

 


В избранное