Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Права человека в школе

  Все выпуски  

Права человека в школе Выпуск 8


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ»

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорского союза «Дорога»

http://doroga.karelia.ru/shkola/

dppc@yandex.ru

-------------------------

 

Школа – территория закона

Права человека в школе

Правозащитная газета Юниорского союза «Дорога»

№ 8, ноябрь 2003 г.

текстовая версия

 

Тема номера: Ученики протестуют

Готова ли школа пойти навстречу ученикам, которые решили защищать свои права? Разговор об этом мы начинаем письмом школьника, которое мы получили через Интернет.

 

Ученику дали срок. Испытательный

29 октября у нашей параллели десятых классов был спецкурс – начальная военная подготовка. Военрук собрал всю параллель, раздал лопаты и повел за школу – там лежала большая куча песка. Он сказал: «Как будущие солдаты, вы должны уметь работать. Вот и учитесь!» Подъехал грузовик, и преподаватель велел загружать его песком.

Первые 15 минут никто не возмущался. Потом один мой одноклассник сказал, что мы должны изучать противогазы, а не копать. Педагог объяснил, что у нашей школы – контракт с соседним детским садом: мы им песочницы делаем, а они помогают школе с организацией питания ребят. А раз нам так хочется одеть противогазы, он их сейчас принесет. И пошел в школу.

Вернувшись, военрук раздал всем противогазы и велел копать в них. Через 10 минут я первый снял противогаз и сказал: «Извините, я этим заниматься не буду!» Бросил лопату и пошел к директору.

Но классный руководитель вернул меня на спецкурс. Я работать отказался, поэтому учитель сказал классу: «Из-за Антона вы все сейчас пойдете грузить вторую кучу. Заставьте его работать как-нибудь!»

Но мои друзья тоже бросили лопаты, и мы всей толпой пошли к директору. У кабинета 10 человек вошли внутрь – я в том числе, – а остальные ждали нас за дверью. Директор наорала на нас, сказала, что мы сорвали урок и можем сорвать выгодный контракт с детским садом. За такое отвратительное поведение всем нам грозит исключение из гимназии.

Моим родителям – обоим! – пришло письмо от директора на адрес фирмы. В нем говорилось, что из-за отвратительного поведения, нарушающего Устав школы, я нахожусь на испытательном сроке. Если мое поведение не удовлетворит учителей, я буду исключен из гимназии.

В фирме папы письмо сначала прочитала секретарь, а затем отдала директору. Вопрос ставили на планерке, родителя отчитали, сказали, что он позорит фирму. Был крупный скандал на работе, папа думал даже уволиться.

Сейчас мои родители решают, что лучше: искать адвоката и подавать на школу в суд – с чем я абсолютно согласен – или просто перевести меня в другое учебное заведение.

 

Ученик – не солдат и не раб

наш комментарий

Статья 45 Конституции России гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.»

Ситуация, когда школа заставила учеников во время урока в противогазах загружать песок – это вопиющее нарушение прав человека и прав обучающегося. Конституция запрещает принудительный труд (статья 37). Закон Об образовании допускает привлечение учеников к труду только с добровольного согласия их самих и их родителей (статья 50, пункт 14).

Кроме того, заменив обучение принудительными работами, школа нарушила учебный план. Педагог получает зарплату за то, что он на уроке даёт ребятам новые знания по своему предмету. Вместо этого, он устроил обучение «солдатской жизни» и рабскому подчинению. Педагог не выполнил свои должностные обязанности и превысил свои полномочия. Он должен за это отвечать.

На наш взгляд, есть все основания говорить о нарушении статьи 32 Конвенции о правах ребенка: «Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования.» Школа использовала бесплатный труд ребят, чтобы получить некие выгоды по договору с другой организацией. Это и есть ни что иное, как экономическая эксплуатация.

Ученик поступил абсолютно верно, когда обратился за защитой своих нарушенных прав к директору школы. Директор был обязан защитить права ученика. Вместо этого, он собственными руками продолжил их нарушать.

Ученику стали угрожать исключением из гимназии. За что? За отказ выполнять незаконные распоряжения учителя. Директор не может не знать, что закон не позволяет исключить за это ученика из школы. Согласно закона Об образовании, исключение из школы учеников, достигших возраста 14 лет, допускается только «за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения». Таким образом, угроза исключения из школы являлась безосновательной и была способом давления на ученика. На наш взгляд, можно говорить о нарушении статьи 15 закона Об образовании, которая запрещает применение по отношению к ученикам методов психического насилия.

Школа также совершила грубое нарушение прав человека, разослав письма на работу родителям ученика. Речь идёт, прежде всего, о праве на неприкосновенность частной жизни. Статья 24 Конституции гласит: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.» Школа не имеет права сообщать посторонним лицам информацию об особенностях здоровья, развития или поведения ребенка. Если у школы возникло желание отправить письмо родителям, то письмо должно быть выслано им по домашнему адресу. Начальство родителей и их коллеги не имеют никакого отношения к воспитанию ребенка, и предоставление им информации об этой теме – противозаконно. Родители имеют все основания обратиться в суд не только за защитой прав своего ребенка, но и за компенсацией морального вреда, нанесенного им самим. С большой долей вероятности можно предполагать, что школа этот суд проиграет.

Также можно прибегнуть к внесудебным способам защиты нарушенных прав: обратиться в орган управления образования с письменной жалобой на действия школы и требованием наказать виновных.

И еще один совет ученикам. Вы знаете, что в Государственной Думе обсуждается закон, по которому начальная военная подготовка в школе может стать обязательной. Но сейчас, пока этот закон не принят, она является добровольной. В законе Об образовании говорится: «Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей» (статья 14, пункт 7). Это означает, что у родителей каждого из вас школа была обязана спросить разрешение на привлечение вас к НВП. Попросите родителей написать заявление на имя директора школы примерно такого содержания:

 

Я, Петров Евгений Петрович, не даю своё согласие на обучение моего сына Петрова Ивана военной подготовке. Сообщаю Вам, что, на основании статьи 14, пункта 7 закона «Об образовании», мой сын Петров Иван с сегодняшнего дня прекращает посещать спецкурс «Начальная военная подготовка».

 

После подачи этого заявления (не забудьте потребовать от школьного секретаря зарегистрировать заявление и поставить подпись на вашем экземпляре) вы перестаёте посещать НВП, независимо от того, что по этому поводу думает директор школы. Можете быть свободными от приятного общения с военруком – по крайней мере, до того момента, как Госдума России не сделает НВП обязательным предметом.

 

Я просто тихо жду мая

Я много читала в этой газете о том, как восстанавливаются нарушенные права. В наше школе ничего подобного никогда бы не произошло! Директор, он же преподаватель обществознания, в открытую нам говорит: «У нас нет и не будет демократии».

О чем еще можно вести речь? Единственный выход – выход с аттестатом или с документами. Если отдадут.

 

Бунт против бейджиков

В конце первой четверти нам объявили, что в школе вводится необычное новшество. У школы возникли трудности: охранник не знает, кого можно пускать в школу, а кого нельзя. Система пропусков – раньше они были – уже устарела, и администрация придумала новое решение: после каникул все ученики должны будут приходить в школу с бейджиками.

На бейджике нужно красиво написать свою фамилию, имя и класс и постоянно носить. С начала второй четверти нам пришлось выполнить это указание. Наступили тяжелые времена – нарушать дисциплину на переменах стало опасно, так как по бейджику сразу определят фамилию и класс.

Первые два дня школа терпела, потом терпение кончилось.  В среду несколько учеников старших классов устроили в вестибюле бунт. Они кричали: «Долой бейджики!», топтали их ногами… Вскоре к ним присоединились другие ученики. Охранник и дежурный администратор пытались разогнать школьников, но удалось им это только со вторым звонком на урок.

Организаторов протеста отвели к директору, им влепили выговор и вызвали родителей. Но бейджики в школе все-таки отменили.

 

 

Кричать и визжать – нет!

наш опрос

Не всегда ученики готовы терпеть нарушения своих прав. Поэтому учителя сталкиваются с различными попытками школьников отстоять свои нарушенные права. Какими способами ученикам можно защищать свои права, а какими нет? И вообще, могут ли ребята защищать свои права в школе? Эти вопросы мы задавали учителям петрозаводских школ.

 

Вы не знаете ни своих прав, ни обязанностей. А вообще, вы можете защищать свои права разумно, культурными формами.

Ольга Михайловна, учитель психологии


 
Могут. Только так, чтобы это не противоречило уставу школы.

Евгения Николаевна, учитель иностранного языка


 
Не могут! И отойди от меня.

учитель русского языка и литературы

 

В школе есть совет лицея, вот там можно защитить свои права. А не могут объявлять бойкот, забастовку.

Алла Юрьевна, преподаватель обществознания

 

Конечно! Любой человек может защищать свои права. Чтобы защищать права, можно создать школьную правозащитную организацию, а если нет, то совет самоуправления. А нельзя, чтобы отвечали оскорблением на оскорбление, использовали силу…

Марина Александровна, преподаватель географии

 

Конечно, могут! Они могут обратиться к директору или завучу, чтобы защитить свои права. А кричать да визжать – нет.

Дмитрий Владимирович, преподаватель истории

 

Не только имеют, но и должны. Но прежде, чем защищать, они должны знать эти права и уметь совмещать их со своими обязанностями. Форму защиты пусть выбирают сами. Это зависит от того, насколько этот ученик культурен, образован, воспитан.

Елена Ивановна, преподаватель биологии

 

Это можно делать, но только тем, кто соблюдает свои обязанности. Пускай как хотят делают, главное, чтобы смирно себя вели.

Ольга Петровна, преподаватель алгебры

 

Итак, 90% учителей считают, что школьники могут защищать свои права. Общее пожелание учителей – чтобы ученики протестовали культурно, без нарушений дисциплины. Интересно, что учителя назвали только два способа защиты прав учеников: обратиться к школьной администрации, либо в органы школьного самоуправления. При этом часть учителей считает, что свои права могут защищать только те, кто выполняет все обязанности ученика. А таковых, как известно, очень и очень мало.

 

Невыдуманные истории

 

Расписание – не бесплатный сыр!

Недавно я пошла к завучу спросить у нее расписание на завтрашний день, так как на стенде его не оказалось.

Когда я зашла в кабинет завуча, она дала мне в руки грязные чашки и сказала: «Пока ты чашки не помоешь, я на твой вопрос не отвечу.»

Делать было нечего. Когда через несколько минут я пришла с чистыми чашками к ней в кабинет, она мне ответила: «Расписания я не знаю, иди, спроси у директора!»

Но к директору я зайти побоялась. А вдруг и он расписание просто так не отдаст!

 

Культура… чисто физическая

На физкультуре учитель нам объявил:

«Те, кто до сих пор не купил спортивную форму – выбирайте: или вы прогуливаете урок, и я в журнал вам ставлю «прогул», или вы приходите на урок, но тогда вы будете заниматься в одних трусах, иначе получите двойку.»

Следующий урок у нас будет через 2 дня, а спортивной формы нет у половины класса. Вот посмеемся!

 

Всем курсам спецкурс

Утро, перемена после первого урока. Приходит классный руководитель и говорит:

- У вас вместо 6 урока будет зачет по спецкурсу.

- По спецкурсу? Но у нас же алгебра! – говорят ребята.

- Ну и что?

Класс задрожал, у кого-то подкосились ноги, кто-то упал на стул…

Но почему? Спецкурс по геометрии в расписании даже не стоит. Тетради, чтобы повторить, нет. Вот так сюрприз выкинула школа!

День проходит. У кого-то начали сдавать нервы… И вот 6 урок! Пришел преподаватель и начал говорить о зачете. Ребята побелели. Понеслись разговоры, просьбы об отмене столь неожиданной проверки знаний.

Учитель оказался в хорошем настроении и смиловался. Зачет перенесли. Но урок алгебры, который стоял по расписанию, так и не начался. Вместо него шел все тот же спецкурс. А учитель алгебры смиренно сидел на задней парте.

Но почему он ничего не сделал? Спецкурс ведет директор, и этим все сказано… Но власть властью, а обязательный экзамен в конце 9 класса сдают по алгебре, а не по спецкурсу.

__________________

 

Школа – территория закона

Детская правозащитная газета

№8, ноябрь 2003

Интернет-версия:

http://doroga.karelia.ru/shkola/

E-mail: dppc@yandex.ru

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорский союз «Дорога»

 

Печатная версия выпускается при поддержке проекта «Права человека начинаются в школе», финансируемого Канадским Фондом «Гражданское общество».

 

Техническая поддержка: Проект ТАСИС «Электронная сеть Карельской молодёжи».

 

Редакция: Денис Рогаткин, Валя Храпова, Саша Михайлё, Паша Новиков и другие.

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное