Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Права человека в школе

  Все выпуски  

Права человека в школе


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ»

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорского союза «Дорога»

http://doroga.karelia.ru/shkola/

dppc@yandex.ru

-------------------------

Школа – территория закона

Права человека в школе

Правозащитная газета Юниорского союза «Дорога»

 

№ 9, декабрь 2003 г.

текстовая версия

 

Новости

 

26-28 ноября в Петрозаводске прошел финал конкурса творческих работ старшеклассников Северо-запада России "Права человека в современном мире".

В течении трёх дней финалисты конкурса участвовали в игре "Права человека и мы". Они выполняли различные задания: издавали правозащитные газеты, писали доклады о соблюдении прав человека в школе, придумывали правозащитные проекты.

По итогам конкурса, определено шесть победителей. В январе 2004 года они поедут на всероссийский финал в Москву.

Прочитать сочинения победителей можно на Интернет-сайте конкурса:

http://doroga.karelia.ru/oon2003

 

 

Тема номера: В гостях в финской школе

Недавно наша редакция побывала в Финляндии. Конечно же, в нашей программе было и посещение финской школы. Нам было интересно узнать, отличается ли ситуация с соблюдением прав человека в школах Финляндии от российской. В этом выпуске мы поделимся с вами своими впечатлениями.

 

Дьявол – в деталях

Войдя в финскую школу, я сразу же заметила внешние отличия от обычной российской школы. Первым делом нас пригласили в учительскую. Понаблюдав за финскими педагогами, которые тихо-мирно готовились к урокам, я обернулась и увидела… телефонную будку. Она была оборудована, как на переговорном пункте. В будке сидел учитель и беседовал с кем-то по телефону. В учительской ни слова из этого разговора слышно не было. Я вспомнила телефон в нашей учительской и подумала: «Да, с уважением права на неприкосновенность частной жизни у них получше!»

Но еще больше я удивилась, попав на урок в девятый класс.

Проверка домашнего задания. Учитель включает проектор, и на экране высвечивается кроссворд с правильными ответами. Ученики молча смотрят в рабочие тетради и сверяют. Педагог замечает, что у одного ребенка домашнее задание не выполнено. «Больше я не смогу тебе доверять», - говорит он. Никаких оценок и вызовов к доске.

Учитель перешел к объяснению новой темы. Парочка учеников мирно беседовала о своем. Учитель просто не обращал на их беседу никакого внимания. Оказалось, что учителя здесь не награждают «наглых» учеников суровыми взглядами и окриками, как это принято в России. Они просто отмечают у себя в журнале галочку. А после нескольких таких галочек ученик получит неудовлетворительную оценку по поведению.

Дальше произошло следующее. В класс вошёл опоздавший ученик. Учитель не стал устраивать ему публичный допрос с выяснением причины опоздания. А ученик, в свою очередь, не стал придумывать легенды о спасении утопающего. Он просто сказал, что по дороге в школу у него сломался велосипед. Этого оказалось достаточно. Учитель просто посочувствовал бедняге: «Да, неудачно у тебя день начался!»

 

 

Здесь хорошее отношение к людям

Чем отличается финская школа от российской? Об этом мы разговаривали с Лерой и Денисом, которые два года назад переехали в Финляндию и теперь учатся в одной из школ города Йоэнсуу.

 

Корр.: Когда вы начали учиться в финской школе, какими были ваши первые впечатления?

Лера: Моё первое впечатление – она похожа на школу, которую показывают в американских фильмах. Здесь хорошее отношение к людям. Лучше, чем в российских школах.

Денис: Сначала как-то страшно было ходить сюда, а потом привык.

 

Наш разговор прервало объявление, которое передавали по школьному радио.

 

Корр.: Интересно, почему радиообъявления передают во время уроков? Это не мешает учителям и ученикам?

Лера: Мне кажется, нет. Если нужно какие-нибудь важные вещи сказать, то сразу объявляют по радио, и в каждом уголке школы знают об этом.

Денис: Это более удобно, не надо учителям бегать по кабинетам туда-сюда, а просто объявили и все.

Корр.: Но ведь радио прерывает объяснение учителя.

Лера: Учитель не имеет право выключать радио на уроке. Оно должно быть включено. Если что-то случится, то все сразу узнают об этом.

Денис: Еще одно отличие от школы в России – ученикам можно вставать на уроке. Например, если у ученика насморк, то он может просто встать и выйти высморкаться. Учитель ничего не скажет, как в России: «Куда ты пошел?» Если у тебя насморк, или надо поточить карандаш, то ты просто встаешь и ничего не говоришь учителю, и он ни слова не может тебе сказать.

Лера: Здесь, кстати, нельзя теребить ученика, кричать на него или, тем более, бить. Если это случится, то ты можешь подать на учителя в суд.

Корр.: Если нельзя кричать, то какими же способами учителя поддерживают дисциплину?

Лера: Если ученик нарушает дисциплину, то после уроков он идет в какой-то кабинет и сидит там час или два. Просто сидишь и ничего не делаешь, это такое наказание. Еще интересно, что здесь на переменах нужно обязательно выходить на улицу. Но если учитель заметил, что ты уходил за пределы школы или курил на перемене, то тебе назначают вот это сидение.

Корр.: А если ученик не придёт отсиживать своё наказание?

Лера: В Финляндии такой народ, что если им сказали, то они сделают. Им сказали - «надо», значит, все идут и делают.

Денис: А если ты не придёшь, то время отсидки будет увеличено.

Корр.: Вы помните, какие наказания применяли к вам в российской школе?

Денис: Да хорошенько треснут и всё.

Корр.: А если у тебя плохое поведение, то учитель может поставить тебе плохую оценку?

Лера: Здесь оценки выставляют не на каждом уроке, а раз в полгода. Когда выдают аттестат за полгода обучения, то там есть отдельная графа за поведение. И если у тебя постоянно были эти сидения, или постоянно плохое поведение, то, естественно, у тебя не будет хорошей оценки. И это влияет на средний балл.

Денис: Когда выставляют оценки, то спрашивают самих учеников – какие оценки по каким предметам они хотят. Ты пишешь, допустим, что по истории ты хочешь «восемь». Учитель решает: так, она хочет «восемь», оценки у нее подходящие, можно поставить «восемь». А можно и «девять».

Корр.: А вам рассказывают о ваших правах?

Лера: Все и так об этом знают. Раз в два года школа присылает домой письмо, в котором написано о правах учеников и о школьных правилах. И проводятся родительские собрания один или два раза в год, где родителям рассказывают об этих правах.

Корр.: Какое участие в жизни школы принимают родители?

Лера: Учителя очень внимательно прислушиваются к мнению родителей. Например, если родитель не хочет, чтобы ты учился в данном классе, то он просто приходит и говорит об этом. И ребенка переведут в другой класс.

Корр.: Оплачивают ли родители обучение детей в школе?

Лера: Нет, здесь учебники бесплатные, тетради бесплатные и все письменные принадлежности тоже бесплатные. И еда бесплатная.

Корр.: А если директор попросит сдать в фонд школы определенную сумму денег?

Лера: Здесь не сдают деньги в фонд школы. Всё финансирует государство. Директор не имеет право брать у учеников какие-то деньги.

Корр.: Сколько времени вы проводите в школе?

Лера: Уроки начинаются либо в восемь, либо в девять, либо в десять, и заканчиваются либо в два, либо в три, либо в четыре. У каждого ученика – индивидуальное расписание.

Денис: В России меня конкретно загружали домашними заданиями. Сидишь допоздна и делаешь уроки, а тут – полчаса и все.

Корр.: Что бы вы могли посоветовать российским учителям?

Лера: Уважительно относиться к ученикам.

Денис: И не быть такими строгими.

 

 

Голоса Интернета

 

Мы продолжаем знакомить вас с откликами наших читателей. Нас радует, что наиболее активно высказываются педагоги. Мы с удовольствием предоставляем Вам слово.

В нашем прошлом выпуске была опубликована заметка «Бунт против бейджиков». Речь в ней шла о том, что администрация школы обязала всех учеников носить бейджики. Но после стихийной акции протеста старшеклассников, школа отменила свое решение.

Эта заметка не оставила наших читателей равнодушными.

 

Войдите в положение учителей

Ребята, вот уже несколько раз я имел счастье быть читателем Вашей замечательной газеты!

Буду признателен, если Вы ответите мне на вопрос: "Верите ли в Бога?"

Моё впечатление от Вашей газеты – игра в жизнь. Вас уже настолько заносит, что Вы не стыдитесь приводить в качестве вполне нормального и приемлемого аргумента в пользу "защиты прав человека" следующее:

"На бейджике нужно красиво написать свою фамилию, имя и класс и постоянно носить. С начала второй четверти нам пришлось выполнить это указание. Наступили тяжелые времена: нарушать дисциплину на переменах стало опасно, так как по бейджику сразу определят фамилию и класс. Первые два дня школа терпела, потом терпение кончилось..."

Вы идёте уже проторенной дорогой тех, кто рьяно рубит сук, на котором сидит. Задумайтесь, откуда берутся законы, каков источник права? Группа людей собралась, обсудила и проголосовала за то, что им кажется здравым и справедливым, что "по совести". Обратитесь к своей совести! Мне кажется, что никто из вас не уважает учительский труд и сам не хочет стать преподавателем. Войдите в положение учителей, у которых, может к вашему же счастью, нет других рычагов воздействия на беснующуюся толпу подростков, кроме их изношенного голоса да классного журнала. Поверьте, что учителя, при унизительном их положении в обществе, хотят вам добра и многим жертвуют ради своего благородного дела!

Хочу Вам напомнить старинную мудрость – что посеет человек, то и пожнёт.

 

Александр Георгиевич,
преподаватель иностранных языков

 

От редакции:

Уважаемый Александр Георгиевич!

Наш детский правозащитный пресс-центр работает над проблемой прав человека в школе. Права учеников нарушаются постоянно, но не все учителя и ребята замечают это. Учителя часто оскорбляют детей, читают их записки и допускают множество других «мелочей», настолько привычных нам, что мы считаем их нормой школьной жизни

Но ведь школа – это тоже общество, именно из него люди выходят в жизнь. И какими они будут – зависит и от школы. Если ученикам с 7 лет будут рассказывать об их правах, учить защищать их, и вообще воспитывать в духе прав человека, из стен учебного заведения будут выходить грамотные люди.

Вы считаете, что мы не уважаем учителей? Кого как. Человека нельзя уважать только за то, что он учитель. Уважает ученик педагога или нет, зависит только от них – от ученика и от педагога. Хорошо бы, чтобы учитель нормально относился к ребятам и интересно преподавал свой предмет. Тогда и атмосфера в классе будет спокойная, и преподавателя начнут уважать. Учителя, искренне любящие свою работу, так и преподают.

Вы говорите, что сегодня у учителей нет никаких средств, чтобы воздействовать на нарушителей дисциплины? А при чем тут дисциплина? Нарушать права учеников – это такое наказание, дисциплинарная мера? Как по-Вашему, если ребенок отказывается сдавать деньги в фонд школы – он нарушает дисциплину? Становится «беснующимся подростком»? И его надо наказать оскорблением или двойкой по английскому? На наш взгляд, он отстаивает своё законное право на бесплатное образование. Именно о подобных случаях мы рассказываем. А дисциплина в школе, конечно же, нужна – с этим вряд ли кто-нибудь будет спорить.

В истории, о которой Вы упоминаете, администрация школы насильно заставила всех ребят носить бейджики. А если у кого-то нет денег на покупку бейджика? Его можно не пускать в школу и не давать возможности получать образование?

А если директор в один прекрасный день велит ученикам и учителям приходить в школу в домашних тапочках? Тоже пойдем?

Мы бы очень хотели, чтобы в таких ситуациях люди думали, в первую очередь, не о дисциплине, а о своих правах.

 

 

Вопль отчаяния школяров-хулиганов

Вот мой ответ на ваш материал «Бунт против бейджиков».

Хочу обратить внимание на следующее обстоятельство: речь ни в коем случае не идёт о нарушении каких-либо прав учащихся! Исключительно вопль отчаяния школяров-хулиганов!

К сожалению, администрация показала свою неспособность "держать удар" и доводить начатое дело до конца. Теперь можно криком-визгом и истерикой вышибать из неё всё, что захочется...

Так что к теме сайта этот материал имеет, на мой взгляд, опосредованное отношение.

 

С уважением,

Д.Л. Гуревич,

учитель истории

 

От редакции

Мы не можем согласиться с мнением уважаемого педагога. Дело в том, что в этой истории администрация школы произвольно возложила на учеников дополнительную обязанность – а именно, обязанность носить бейджики. Делать этого администрация не может: исчерпывающий список обязанностей обучающихся изложен в законах и уставе школы.

Как бы Вы отреагировали, если бы правительство обязало всех жителей России носить бейджики? Наверняка Вы бы сказали, что правительство нарушает Ваше право на неприкосновенность частной жизни – Вы ведь не хотите, чтобы каждому прохожему было известно Ваше имя? Скорее всего, Вы бы отметили и нарушение права на свободу убеждений – ведь Вам навязывают единую форму одежды, не спрашивая Вас о том, как это согласуется с Вашими убеждениями.

Ситуация с бейджиками, по сути, - это одно из проявлений проблемы школьной формы. Школа, в принципе, может вводить форму одежды для учеников, если это разрешает устав школы. Но носить или не носить эту форму – добровольно решает сам ученик. Если он не хочет носить форму, или родители не могут её купить, он вправе без всяких ограничений приходить в свою школу и спокойно получать образование.

Именно таким образом мы советуем поступить в случае с бейджиками: администрация может порекомендовать ученикам ношение бейджиков, а носить или не носить – решать самим школьникам.

 

 

Невыдуманные истории

 

Из-за вас накажем класс!

Прозвенел звонок. Начался урок информатики. Но два мальчиша-плохиша на галёрке не успокаивались и продолжали обсуждать свои проблемы. Учительница делала им замечания, но они не обращали на них внимания.

Тогда терпение педагога закончилось, и она сказала: «Хорошо, можете и дальше не обращать на меня внимание, но тогда из-за вас будет наказан весь класс. Я хотела объяснить вам новую тему, но так как вы меня не слушаете, я дам вам контрольную по сегодняшней теме».

Ничего не поделаешь, пришлось писать контрольную работу. В итоге все получили двойки и тройки. Вот такой весёлый урок информатики.

 

Урок ремонту не помеха

Недавно в нашей школе начался ремонт спортзала, а точнее – того, что от него осталось. Сначала всё шло нормально, только слегка пахло не выветривавшейся к утру краской.

Но однажды рабочие почему-то стали красить стены прямо во время уроков. Проведению занятий по физкультуре в спортзале это ничуть не помешало. В итоге большинство школьников стали чувствовать себя плохо. Лишь к пятому уроку запах дошёл и до администрации, и она додумалась сократить уроки.

 

Отстань от меня!

Однажды учительница нам объявила, что у нашего класса один раз в неделю будет дополнительный урок по математике. «На этом уроке вы сможете исправить двойки, а те, кому нечего исправлять, могут получить  пятёрки и четвёрки. Кто не придёт, получит двойку».

Мы подумали, что педагог решил припугнуть класс, чтобы все пришли на урок. Но одна ученица не смогла прийти на дополнительное занятие и не предупредила об этом учительницу.

На следующий день девочка посмотрела в журнал и увидела двойку. Она подошла к учительнице и спросила её, за что ей поставлена плохая оценка. Преподаватель ответил: «Я вас предупреждала: кто не придёт, тот получит двойки. Сами напросились!»

«Но мне нужно было уходить», - начала оправдываться ученица.

«Отстань от меня!» - сказала учительница и ушла.

 

Поплевали? Покашляйте!

Первый урок физкультуры в новом учебном году проходил в отремонтированном спортзале. Но после урока учительница заметила, что на полу было наплевано. Она решила, что это сделал именно наш класс.

С этого момента мы начали заниматься на улице. Из-за постоянных пробежек по холодной погоде, у многих в классе появился кашель, насморк, но учителю было все равно. И только после убедительной просьбы классного руководителя мы снова начали заниматься в зале.

 

По особому счёту

В школе мы занимаемся 40 учебных часов в неделю. Мне показалось, что это слишком много, и решила узнать, какова норма учебных часов для ученика 5 класса. На перемене я подошла к завучу и спросила:

«Почему у нас так много уроков в неделю?»

Завуч  мне ответила:

«У нас – школа с углубленным изучением творчества.» - и при этом добавила: «Нагрузка у нас небольшая. Три урока по таким предметам, как ИЗО, музыка и физкультура мы считаем за один. Так что ваша нагрузка – не 40 часов в неделю, а гораздо меньше.»

Вот такая арифметика!

 

Учебный план перевыполнен!

В нашей школе второй год преподают латинский язык. Мне не очень нравится этот предмет, и я решила узнать, обязана ли я посещать его. Я пошла к завучу, чтобы взять у нее учебный план и прочитать там об этом предмете, но завуч мне его не дал. Она только сказала: «На этот предмет ходить нужно!»

Мне это показалось странным, и я пошла к директору. Она мне тоже не хотела давать учебный план, но потом дала. В итоге я узнала, что этот предмет является добровольным.

Вот как тяжело в нашей школе докопаться до истины!

__________________

 

Школа – территория закона

Детская правозащитная газета

№9, декабрь 2003

Интернет-версия:

http://doroga.karelia.ru/shkola/

E-mail: dppc@yandex.ru

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорский союз «Дорога»

 

Печатная версия выпускается при поддержке проекта «Права человека начинаются в школе», финансируемого Канадским Фондом «Гражданское общество».

 

Техническая поддержка: Проект ТАСИС «Электронная сеть Карельской молодёжи».

 

Редакция:

Денис Рогаткин, Валя Храпова, Саша Михайлё, Паша Новиков и другие.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное