Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Права человека в школе

  Все выпуски  

Права человека в школе выпуск 14, январь 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ»

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорского союза «Дорога»

http://doroga.karelia.ru/shkola/

dppc@yandex.ru

-------------------------

 

Школа – территория закона

Права человека в школе

Правозащитная газета Юниорского союза «Дорога»

 

№ 14, январь 2004 г.

текстовая версия

 

Новости

 

В Петрозаводске издана книжка о правах человека для учителей. Теперь петрозаводские педагоги узнают, какие права есть у человека вообще и у их учеников в частности. Книжку написали петрозаводские правозащитники. Благодаря канадскому фонду «Гражданское общество» петрозаводские учителя получат этот сборник бесплатно. Сейчас идет работа над новой брошюрой – «Родителю о правах человека».

 

24 января Юниорский союз «Дорога» провел для петрозаводских школьников ролевую игру «Защита прав учеников». Репортаж об игре снимали московские журналисты телеканала RenTV.  

 

26 января ученик Петровской школы Алексей Захаров отправился в Москву на всероссийский финал конкурса «Права человека в современном мире». 2 февраля Алексей выступит с докладом в Конституционном суде России.

 

 

Тема номера: «Родители имеют право…»

 

И чтоб родителям – ни гу-гу!

В нашей школе случилась скандальная история. Учительница русского языка задала одному из шестых классов огромное домашнее задание: 30 письменных упражнений за один вечер. С таким заданием даже вундеркинды не справятся! Ребята сделали, кто сколько успел.

На следующий день после урока русского ребята из этого класса ходили сами не свои. Учительница наорала на них так, что в соседнем кабинете было слышно. «Паскудные вы собаки!» - было самое мягкое, что она сказала.

Папа одного из учеников решил во всем разобраться. Наверное, любой родитель начнет волноваться, если ребенок сначала до поздней ночи сидит за уроками, а потом рассказывает, как «ласково» называет его учитель. Папа позвонил классному руководителю, чтобы выяснить, почему учитель позволил себе кричать на учеников и при этом употреблять нецензурные выражения. Конечно, классный руководитель уверил родителя, что все уладит. Но произошло обратное…

На урок истории к ребятам пришла учительница русского и… директор. Они попросили встать того ученика, отец которого звонил классному руководителю. Началась гнусная проработка.

- Как ты посмел рассказать родителям о том, как тебя называют в школе? Это школьные дела, и родители тут ни при чём! – кричал директор.

Ученику хорошо досталось…

Короче, нельзя родителям за отпрысков своих заступаться, не их это дело.

Итоги всей этой истории:

Ученик унижен при всем классе и теперь очень боится урока русского языка.

Папа больше не сунет нос в дела школы.

Учительница продолжает кричать на учеников, причем не только из этого класса.

А директор уже, наверно, забыл об этой истории…

 

Стоит ли дёргать родителей?

наш опрос

Корреспонденты газеты «Школа – территория закона» провели опрос школьников Петрозаводска. Мы задали ребятам несколько вопросов:

Обращаешься ли ты за помощью к своим родителям, когда у тебя происходят конфликты с учителями? Почему?

Был ли в твоей жизни случай, когда родители помогли тебе защитить твои права в школе?

Вот что ответили нам школьники:

 

Обращаюсь, но они не всегда могут помочь. В некоторых случаях  родители, наоборот, мне советовали не спорить с учителями. Хотя, если проблемы уже серьезные, родители могут позвонить классному руководителю и попросить разобраться. Например, когда у меня было освобождение по физкультуре, учитель ставил мне прогулы, и за четверть вышла двойка. Папа звонил в школу, разговаривал с учителем физкультуры, и двойку убрали.

Миша, 14 лет

 

Нет, я к родителям не обращаюсь. Все равно они не помогут, да и что они могут сделать? А если и обращусь за помощью, засмеют в классе - «маменькин сынок». Мне же и попадет.

Андрей, 11 лет

 

Обычно я им просто рассказываю о том, что происходит в школе, но помогать не прошу. Серьезно мои права не нарушали, только оскорбляли или на перемену задерживали, но это пустяки. Родителей дергать не стоит ради таких мелочей.

Марина, 13 лет

 

Иногда обращаюсь, но мои права они еще ни разу не защитили.

Игорь, 13 лет

 

Конечно, нет! Это для меня же опасно. Родители учителей уважают, считают, что если меня обозвали – я этого заслужил.

Дима, 12 лет

 

Да, обращаюсь. Потому, что я доверяю своим родителям.

Таня, 15 лет

 

Нет, не обращаюсь, потому что они не понимают меня.

Саша, 16 лет

 

Обращался. У нас взаимопонимание хорошее. Был учитель, который занижал оценки, и родители приходили «на разборку». Типа, надо оценивать правильно. Вот они поговорили, и все стало нормально.

Паша, 16 лет

 

Итог:

58% школьников по разным причинам не обращаются за помощью к родителям.

42% обращаются за помощью к родителям, и абсолютному большинству из них родители помогли защитить свои права.

 

 

Родители – не посторонние

Наш комментарий

Действия директора школы, который попытался запретить ученикам рассказывать родителям о своих школьных проблемах, не поддаются никакому здравому объяснению. Может быть, директор мечтает, чтобы никто не выносил сор из избы, вернее, из школьных стен? Но ведь проблема в другом – чтобы сора в избе было меньше, тогда и выносить будет нечего.

А сор из избы, действительно, без родителей вычистить очень трудно. Чтобы родители не чувствовали себя посторонними, им хорошо бы знать свои права.

 

Закон «Об образовании», статья 15, пункт 7: «Родителям должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.»

 

Это означает, что школа не только не должна «закрываться» от родителей, но, наоборот, обязана рассказывать им, чему и как учат их детей. И родители могут от школы это требовать.

 

При этом родители могут не только принимать позицию школы к сведению. Они могут активно влиять на школу. Статья 52 Закона «Об образовании» даёт родителям право «принимать участие в управлении образовательным учреждением». Родители могут избирать своих представителей в органы школьного самоуправления, такие как родительский комитет, совет школы и другие. Эти органы могут принимать решения по важным вопросам школьной жизни. Полномочия органов самоуправления и порядок их избрания определяет устав школы. Школа обязана не только познакомить родителей с уставом школы (Закон «Об образовании», статья 16), но и вывесить устав на всеобщее обозрение (Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статья 9).

 

Нужно иметь в виду, что в Уставе школы могут быть записаны дополнительные права родителей, кроме тех, которые указаны в Законе «Об образовании». Там же записаны права и обязанности учащихся, педагогов, школьной администрации. Поэтому знание Устава школы, в которой учится Ваш ребенок, иногда бывает очень полезным.

 

И, наконец, в Законе «Об образовании» черным по белому записано еще одно право родителей: «защищать законные права и интересы ребенка» (статья 52). Если Вы считаете, что школа нарушила права Вашего ребенка, Вы можете обратиться к администрации школы с устной или письменной жалобой. Если вопрос остался нерешенным, то вы можете обратиться в вышестоящие органы. Кстати говоря, в каждой школе, помимо уставов, должны быть вывешены списки органов по защите прав ребенка, с указанием способов связи с ними (Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статья 9). И также Вы можете защищать права своего ребенка через суд.

 

 

Невыдуманные истории

 

А заодно сдадим зачётик!

Вместо химии нам поставили географию. Завтра – два урока географии подряд. Нас предупредили, что будет контрольная.

Но одной контрольной учителю оказалось мало.

- На первом уроке мы напишем контрольную. А на втором – зачёт по всей главе!

Ученики пытались возмущаться, но учительница сказала:

- Если вы готовились к контрольной работе, то без труда напишете и зачёт.

После контрольной работы мы пошли к классной руководительнице и рассказали ей о такой несправедливости. Она сказала: «Пишите зачёт. Если у вас будут плохие оценки, я поговорю с преподавателем.»

Но говорить с преподавателем не пришлось. Все написали зачёт и остались вполне довольны своими оценками.

Теперь мы знаем главный секрет учебы: чем меньше готовишься – тем лучше результат!

 

 

Обманутые вкладчики

В начале учебного классный руководитель года нам объявил:

- Завтра сдайте по десять рублей на учебник по ОБЖ!

Мы, как добросовестные ученики, на следующий день принесли по десятке.

Учебников мы до сих пор и в глаза не видели. Обратившись с вопросом к классному руководителю, мы услышали ответ:

- Обращайтесь к учителю по ОБЖ!

 Подойдя к учителю по ОБЖ, мы услышали:

- Все вопросы – к классному руководителю!

 Так кто же ответит за наши десять рублей?

 

 

Школьный сэконд хэнд

Перемена. В классе сидят самые трудолюбивые ученики – повторяют сложную тему перед самостоятельной. Учительница – тоже в классе. Вдруг ученики начинают кашлять и чихать: оказывается,  кто-то побрызгал перцовым баллончиком.

Преподаватель спрашивает: «Кто это сделал?» Класс молчит. Учительница сообщила, что сейчас она приведёт завуча.

Нас отвели в другой кабинет, пришёл завуч и велел доставать все вещи из портфелей тем, кто был в кабинете на этой перемене. Виновник всего этого даже не признался, что он был в классе – струсил!

Завуч прошел, посмотрел на горы учебников и тетрадок, лежащих на партах и, видимо, не найдя там ничего похожего на баллончик, задал уже знакомый ученикам вопрос: «Кто это сделал?» И снова тишина.

Завуч ушёл, а учительница в сердцах обозвала нас свиньями. Странно: ведь это, кажется, не мы рылись в чужих вещах.

 

 

Со счастливым концом

Надя и Лена очень любили ходить в кино. И однажды они отправились в свой любимый кинотеатр прямо после уроков. Но у выхода из школы девочкам повстречался… нет, не маньяк, а учитель физкультуры.

Физрук предложил ученицам… проводить их до кино. Попытки хитрых девчонок отвязаться от учителя кончались крахом. Девочки решили пойти другим путем – учитель за ними. Остановились у ларька – и физрук тоже.

И тут преподаватель взял инициативу в свои руки:

- А давайте-ка пойдём дворами!

Девчонки почувствовали неладное, но почему-то согласились.

Как ни странно, к двум школьницам по дороге никто даже не пристал. К учителю – тоже. Что ж, и в нашей газете бывают истории со счастливым концом!

 

____________________

 

Школа – территория закона

Детская правозащитная газета

№14, январь 2004

Интернет-версия:

http://doroga.karelia.ru/shkola/

E-mail: dppc@yandex.ru

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорский союз «Дорога»

 

Печатная версия выпускается при поддержке проекта «Права человека начинаются в школе», финансируемого Канадским Фондом «Гражданское общество».

 

Техническая поддержка: Проект ТАСИС «Электронная сеть Карельской молодёжи».

 

Редакция:

Денис Рогаткин, Валя Храпова, Саша Михайлё, Алина Волкова, Паша Новиков и другие.

 

 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное