Права человека в школе

  Все выпуски  

Права человека в школе - выпуск 19, март 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ»

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорского союза «Дорога»

http://doroga.karelia.ru/shkola/

dppc@yandex.ru

-------------------------

Школа – территория закона

Права человека в школе

Правозащитная газета Юниорского союза «Дорога»

 

№ 19, март 2004 г.

текстовая версия

 

Тема номера: Есть такие учителя!

28 февраля на Ярмарке Молодёжных инициатив в Петрозаводске наша редакция провела конкурс «Правовой учитель». Мы предложили ученикам рассказать о педагогах, которые стараются не нарушать их права. Что нам поведали школьники – читайте в этом выпуске.

 

Мы Вас очень любим

Нас зовут Яна, Настя и Агата, мы из 30 школы. Мы хотим рассказать о нашем любимом учителе географии Ирине Васильевне Евтроповой. Она нас понимает, что главное в учителе. Старается нарушать наши права по минимуму, во всем нам помогает и поддерживает.

Если мы опаздываем в класс, она ничего не говорит, даже причину опоздания не надо объяснять. Мы очень часто опаздываем из столовой, и она говорит: «Правильно, детки, кушайте-кушайте».

Это наш самый любимый учитель, и материал она дает классно. Если мы передаём записки, то она старается этого не замечать. В последнее время мы не занимаемся перепиской на её уроках – мы просто разговариваем вслух, и она как-то спокойно относится к этому.

Этот педагог никогда не ставит двойки за поведение, может только припугнуть, но не поставит. Если совсем плохо себя ведешь, то Ирина Васильевна прочитает лекцию, но никто не обижается, потому что её все очень любят.

Ирина Васильевна, привет Вам, мы вас очень любим!

 

 

Она подкована в теме прав человека

Меня зовут Шишкин Алексей, я из лицея №40. Я хочу рассказать об учителе географии Татьяне Васильевне Астаниной.

Самое главное – она занимается с нами дополнительно, ходит в походы, устраивает конкурсы, собрания. Она основала наш экологический клуб «Тунтури». Она очень подкована в теме прав человека, знает права учеников и свои права.

Если, например, она заметит шпаргалку, то просто отберет её, сделает замечание, пригрозит снизить оценку. Не более. А если заметит записку, то тоже отбирает её, но не читает, и после урока ты можешь записку забрать.

Если ребята не успевают купить учебники по её предмету, то Татьяна Васильевна не ругается, а предлагает взять учебник у одноклассников, а когда будет время – купить свой.

 

 

Огромный Вам привет

Мы – Власова Ксюша, Сатюкова Ира и Нименская Маша, школа искусств №1. Мы хотим рассказать о нашем учителе математики Зуевой Зое Анатольевне. Она никогда не кричит, не ругается на нас, пытается все внятно объяснить, ну и просто она очень хороший человек.

У неё хорошее чувство юмора, она может выдать такую шутку, что весь класс долго будет смеяться.

Если мы опаздываем на её уроки, то она придумывает какую-то шутку: может, мы в сугробе утонули, или замерзли – но все равно пропускает. Это человек с большим чувством юмора, она всегда шутит. И если она замечает, как мы переписываемся, то попросит разобраться после урока или скажет: «Что вы тут любовными записками перекидываетесь!»

Зоя Анатольевна, мы Вас очень любим, Вы классная учительница, очень веселая, в общем, огромный Вам привет!

 

 

Она – старший товарищ

Я  - Уколов Иван из школы №5. Я хочу рассказать про нашего классного руководителя Ванду Николаевну. Она нам не только учитель, а старший товарищ. Она постоянно ходит с нами в походы, поддерживает нас. И просто она очень классный человек.

Когда кто-то не успевает купить учебник по её предмету, она дает из лаборантской какой-нибудь старый, и ты им пользуешься, пока не купишь свой.

Я желаю учителям нашего города хороших учеников, успешных выпусков, чтобы ученики были дисциплинированные, не нарушали правила, чтобы учителя были снисходительными к своим ученикам. Хочу пожелать им здоровья, и чтобы всё у них было хорошо.

 

 

Не уходите никогда от нас!

Нас зовут Оля и Катя, мы из 10 школы. Мы хотим рассказать о преподавателе русского и литературы Марине Владимировне.

Она никогда не ставит «2» за поведение. Если её сильно доведут, может только повысить голос. Это хорошая учительница. Даже если мы себя плохо ведем, она улыбается. Если мы не успели что-то в классе, она не принуждает оставаться после звонка.

Марина Владимировна, мы передаём Вам привет и желаем, чтобы все ученики Вас всегда слушались и были к Вам добры. Чтобы в школе было все хорошо, и чтобы Вы не уходили никогда от нас.

 

 

Из рассказов учеников мы сделали выводы:

1. Расхожее мнение о том, что учитель не может не нарушать права учеников, оказалось ошибочным.

2. Учителям есть с кого брать пример – педагоги, старающиеся уважать права человека, работают почти в каждой школе. Пожелаем, чтобы их передовой опыт был востребован!

 

 

Голоса Интернета

 

Наша редакция получила отклик на письмо педагога Д.Гуревича, опубликованное в прошлом выпуске. Продолжаем разговор.

 

Ученик – человек, а не «чистый лист»!

Заметьте – я вас цитирую!
Д.Гуревич

Судя по грозному тону письма уважаемого Д.Гуревича, он причисляет себя к категории педагогов, которым «никогда не составит труда разъяснить самому «умному» ученику, что тот представляет из себя на самом деле»! И в самом деле – что? «Чистый лист», материал, на котором знакомый с принципами дифференциации и индивидуального подхода учитель оттачивает свое мастерство в рамках гуманизации школы? Или это человек, живущий в обществе и наделенный чувством собственного достоинства, интеллектом и способностью постоять за себя и друзей?

Столь любимые Д.Гуревичем «три кита»: право, обязанность и ответственность – прекрасно существуют друг без друга. Так мое право на свободу передвижений, прописанное в Конституции, никак не обязывает меня «свободно передвигаться» куда-нибудь раз в месяц, и уж тем более я не понесу никакой ответственности за свои перемещения. Но это, конечно, лишь в том случае, если выражение «права человека» рассматривать в его истинном значении.

Немного по поводу «ситуации успеха». У меня перед глазами – пример одной московской общеобразовательной школы, где среди учителей весьма распространена привычка – ставить положительные оценки за рефераты, совершенно не интересуясь их содержимым. Задать на дом реферат в качестве материала для самостоятельного изучения гораздо легче, чем объяснять его «особо умным ученикам» на уроке, а пятерку после этого ставят лишь за то, что реферат принесен. И не важно, что он скачан из Интернет. Главное – учебный план выполнен! Ученик провел самостоятельное исследование и приобрел навыки научной работы – ура! Тут, конечно, только и остается поощрить его хорошей оценкой, создав «ситуацию успеха». Только вот ученики после этого и не думают залезать с головой в справочники и энциклопедии, стараясь подготовить следующую работу еще лучше, а покупают CD-диск «Коллекция рефератов». А мотивация у него простая: мой реферат даже не читают (а иногда его можно и на школьной помойке найти), так чего ж напрягаться? Вот вам и мотивация, вот вам и успех!

Д.Гуревич пишет: «Зачем ученику во время урока мобильник?! Его надо поставить на виброзвонок и убрать в портфель».

Все правильно, только давайте запишем это в школьном уставе, и всё! Ни учителю нет причин для нервного срыва, ни ученику – резона доставать на уроке свою «звенелку». И техника портиться не будет, и нервные клетки не пострадают. Хотя достать мобильник, чтобы узнать время – что в этом криминального? Вспоминаю свои школьные годы: нам запрещали носить в школе часы и уж тем более смотреть на них во время урока – это тоже входило в разряд «посторонних дел».

Ученики должны выполнять не правила поведения на уроке, а то, что написано в уставе школы. А то им придется записывать на отдельной странице дневника «правила поведения на уроке математики», «правила урока литературы» и «внутренний устав занятий по физкультуре».

И потом, что такое «если ученики постараются выполнять правила поведения на уроке, то и учителю придётся реже проявлять свою несдержанность»? Почему придется, что за обреченность такая? Да поймите Вы, что не придется, если учителя, ученики и родители будут одинаково хорошо понимать, что же это такое за зверь – «эти их права человека», как ими пользоваться и как действовать в случае их нарушения.

Игорь Подгорный,

геолог

 

 

Двойка за воскового идола

Учусь я в государственной гимназии. У меня такая ситуация: учительница истории задала сделать творческую работу по истории Древней Руси – вырезать идола из свечки. И ещё она задала в группах сделать стенгазету. Кто не сделает творческую работу – поставит двойку за четверть, а кто не сделает стенгазету – двойку за год.

Имеет ли она право на такую несправедливую оценку? Лично я учусь хорошо, но с творчеством у меня напряг. Что же мне, из-за какого-то идола двойку за четверть получать?

 

От редакции:

Домашние задания должны иметь прямое отношение к изучаемому материалу. Конечно же, учитель может предлагать вам творческие задания. Но, если это задание по истории, то оценивать он должен не ваше умение лепить или рисовать, а именно знания по истории.

Это означает, что, если вы не умеете или не хотите лепить, вы вполне можете предложить учителю проверить ваши знания в другой форме. Например, принять у вас устный ответ.

Если учитель не прислушался к вашим словам, обратитесь за помощью к завучу школы.

 

 

Невыдуманные истории

 

Бегать, бегать и бегать

Перемена перед физкультурой. Ученики столпились около раздевалки спортзала и ждут физрука. К ребятам выходит учитель и говорит:

- Так как в зале занимается другой класс, у вас урок будет проходить на улице.

- Но у нас же волейбол! – закричали ученики.

- Будет лыжная подготовка! Одевайтесь и вокруг школы 10 кругов… бегом!

- А в футбол можно? – поинтересовались мальчишки.

- Три круга бегом и играйте. Только мяч свой принесите. Мячей в школе нет.

Делать нечего, пришлось идти в гардероб и напяливать на себя куртки. А потом бегать, бегать и бегать…

 

 

Девочки бывают разные

Урок истории. Все сидят, отвечают на вопросы.

Вдруг раздается крик исторички: «Чем вы занимаетесь на уроке?!»

Она отобрала у двух девочек журнал, смяла его, изорвала и выкинула в мусор.

А этот журнал был не их, а моей подруги Лизы. Лиза заплакала, так как журнал она купила специально из-за статьи о любимом актере.

Когда же она сказала об этом после урока, историчка возмутилась: «Зачем ты дала журнал ТАКИМ девочкам?!»

Так Лиза лишилась журнала, любимой статьи и нервных клеток. Дело даже не в журнале, а в отношении к ученикам.

И как восстановить справедливость?

 

 

Физика была сорвана

Самостоятельная работа в 10 классе. Вдруг раздается звонок мобильного телефона. Учитель отрывается от журнала и начинает наблюдать за классом – кто полезет выключать. Никто не полез.

Телефон звенит. Учитель грозно: «А ну быстро отрубили мобильники. У кого звенит?» Молчание.

Тогда педагог встает и приказывает: «У кого есть мобильные телефоны, достаньте их и встаньте». Половина класса встает, но звонок не прекращается.

Обалдевший от такой наглости учитель идет по рядам и проверяет у всех телефоны. Некоторых попросила проиграть свою мелодию звонка. Никто не понимает, какой камикадзе не выключил телефон на физике.

Вдруг в шкафу послышался грохот. Открыв дверь, педагог увидела двоих семиклассников  с телефоном, умирающих от хохота.

Физика была сорвана.

____________________

 

Школа – территория закона

Детская правозащитная газета

№19, март 2004

Интернет-версия:

http://doroga.karelia.ru/shkola/

E-mail: dppc@yandex.ru

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорский союз «Дорога»

 

Печатная версия выпускается при поддержке проекта «Права человека начинаются в школе», финансируемого Канадским Фондом «Гражданское общество».

 

Техническая поддержка: Проект ТАСИС «Электронная сеть Карельской молодёжи».

 

Редакция:

Денис Рогаткин, Валя Храпова, Саша Михайлё, Паша Новиков, Инна Веденская и другие.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное