Права человека в школе

  Все выпуски  

Права человека в школе - выпуск 23, апрель 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ»

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорского союза «Дорога»

http://doroga.karelia.ru/shkola/

dppc@yandex.ru

-------------------------

Школа – территория закона

Права человека в школе

Правозащитная газета Юниорского союза «Дорога»

№ 23, апрель 2004 г.

текстовая версия

 

Новости

29-31 марта Юниорский союз «Дорога» провел для школьников и педагогов Петрозаводска семинар по теме «Самоуправление в школе». Активисты и учителя узнали, что такое самоуправление, как создать его в школе и как оно может помочь ученикам в защите своих прав.

 

19 марта Детско-Юношеский центр Петрозаводска отмечал юбилей. Юниорский союз «Дорога» предложил гостям праздника принять участие в конкурсе «Правовое караоке». Слова известных песенок переделали на новый лад – на тему прав человека – и предложили их спеть.

Теперь «Правовое караоке» можно будет петь всей семьей. Смотрите тележурнал «Школа – территория закона» каждый вторник в 19-20 на телеканале ТНТ-Петронет и пойте с нами!

 

Тема номера: Есть такое право – школой управлять!

У каждого ученика есть право участвовать в управлении своей школой. Для этого в школах должны быть созданы органы самоуправления. Ученики избирают в них своих представителей, которые и должны отстаивать их интересы в решении всех школьных вопросов.

Работает ли самоуправление на деле? Даёт ли школа ученикам возможность управлять? Поиску ответов на эти вопросы посвящён этот выпуск.

 

Бледные лица соуправления

В этом году в нашей школе придумали новый совет – совет со-управления. Когда я первый раз услышала о нем, то сразу возник вопрос: «Что это такое и с чем это едят?» По школе об этом совете не говорили. У кого бы я ни спрашивала, все отрицательно мотали головой. Но однажды на школьном стенде я увидела фотографию. На ней были лица ребят, а внизу подпись – «участники со-управления». Среди этих участников, как оказалось, были и мои одноклассники. Тогда я прямиком отправилась к ним.

- Что учителя захотят – то мы и проводим. Праздники разные, мероприятия… – ответил на мой вопрос о «со-управлении» однокашник.

Прошло несколько месяцев. И вот однажды в начале урока алгебры наш классный руководитель объявил:

- В нашей школе есть совет со-управления. Это то же самое, что и самоуправление. От нашего класса нужен еще один представитель в этот совет. Давайте, ребята, его выберем. Вот ты, Ваня, кого предлагаешь?

- Машу.

- А ты, Алеша, кого?

- Нину.

- Так. У нас есть 2 претендента. Давайте проголосуем.

За каждую из девочек подняло руки примерно одинаковое количество учеников. Вот только лица Нины и Маши как-то странно побледнели.

Класс ный руководитель продолжил:

- Так как за девочек проголосовали одинаково, то в совет пойдут обе. А вы, Нина, Маша, что думаете?

В ответ ученицы промолчали. Кто же захочет перечить своей классной руководительнице, которая за непослушание и оценки может снизить?

Вот так Нина и Маша попали в цепкие ручки со-управления.

 

 

Судьба школы от нас не зависит?

Наш опрос

Можешь ли ты принимать участие в управлении своей школой? Если да, то как ты это делаешь? Такие вопросы задавали наши корреспонденты школьникам Петрозаводска.

 

Нет, не могу. А разве такое может быть?

Аня и Саша, ученицы 14 школы

 

Я не могу. У нас в школе есть какой-то парламент или совет, но там ребята ничем таким не занимаются.

Рома, ученик 48 школы

 

Нет, не могу. Я же не директор, я не могу управлять школой!

Настя, ученица 29 школы

 

Нет, не могу. Я просто нигде не участвую. Конечно, можно пойти в школьный совет, но чем они занимаются, я не знаю.

Инна, ученица 6 школы

 

Такой возможности нет. У нас правда есть совет со-управления, но его члены являются только советниками. От них судьба школы не зависит. Это чисто формальность такая.

Наталья, ученица университетского лицея

 

Нет. Учителя сами все за нас решают. Они нас просто не послушают.

Ученик

 

Нет, конечно! Сейчас пойду, всё всем прикажу, и как будто меня послушают!

Юля

 

Нет. А как это можно сделать?

Денис

 

Конечно, могу! Я могу придти к педагогу-организатору, предложить свои идеи, пожелания, и учителя их потом обсуждают. Некоторые даже принимали.

Антон, 13 лет

 

Иногда могу. У нас на День учителя проходит день самоуправления – там мы сами весь день управляем школой. Но это очень сложно, так что пусть лучше директор парится.

Максим, 15 лет

 

Не-а, не могу. У нас есть совет школы, но там сидят сплошные заучки и ничего интересного не проводят, мы даже предложить им ничего не можем – нас не пускают на сборы совета.

Аня, 13 лет

 

Я не знаю, что это такое. Как можно ученику управлять школой?

Ученик

 

Мне кажется, возможность была бы, если бы мы сами этого хотели. Но любой, конечно, может придти на так называемое собрание, где учителя раздают всем поручения для приготовления к какому-либо празднику. Не более того. А если мы, ученики, создадим такой совет, который бы независимо решал какие-то вопросы, то тогда это было бы значимо и нужно.

Андрей, 10 класс

 

У нас есть школьный совет, в который входят активисты из разных классов. Как мне рассказывали, ты приходишь туда, и говоришь, что ты хочешь быть членом этого совета. Потом учителя решают: смотрят на твое поведение, успеваемость и выносят свой вердикт – можешь быть в совете или нет.

Света, 10 класс

 

Даже если бы и была возможность, я бы ей не воспользовалась. Мне и своих проблем хватает, а тут еще и школьные решать надо.

Арина, 9 класс

 

Да, вот меня выбрали в школьный совет от нашего класса. Там мы принимаем различные решения, полезные для школы. Например, мы отклонили предложения директора школы о введении единой формы для учеников.

Костя, 10 класс

 

У меня такой возможности нет. Я вообще считаю, пусть все решает директор. Ему виднее.

Толя, 9 класс

 

Да, могу принимать участие в управлении своей школой. Я могу организовывать различные дискотеки, но только с разрешения директора.

Ученик

 

Таким образом, 77% опрошенных заявили, что у них нет возможности принимать участие в управлении школой. Только один ученик привёл пример того, как школьное самоуправление повлияло на решение вопроса, затрагивающего учеников.

 

 

Голоса Интернета

Трояк обеспечен

Я хочу написать вам о нашем учителе русского языка. До её появления у 2/3 нашего класса были четвёрки и пятёрки, но с её появлением всё круто изменилось. Теперь у нас в журнале теснятся 2, 3, а то и 1!

При этом надо учесть, что когда она была классной у 6-7 класса (наш класс сформировали из нескольких десятых, а я пришла в 8 класс из другой школы), ребята пытались от неё отказаться, собрали подписи ВСЕХ (!!!) родителей, но завуч этому не вняла...

Вот и сейчас мы хотим сделать нечто подобное, но я думаю, это не возымеет успеха, так как почти у всего класса выходит трояк по русскому, и мы не успеем его исправить к концу четверти. Единственная тройка будет мозолить глаза в аттестате (лично в моём).

Она ведёт ещё также и литературу. Когда мы учим стихи, то рассказываем ей их не на уроке, а на перемене. Примерных тем классных сочинений она нам не даёт, хотя так нельзя делать (я говорила со своей тётей – она преподаёт русский уже 20 лет).

А в конце прошлой четверти мы писали сочинение по "Войне и миру" Толстого. Вроде ничего необычного, но писали мы его в последний день каникул, когда уроки были по 30 минут! Мы обычно пишем два часа по 45 минут, плюс наша переменка, зачастую остаёмся дописывать после уроков... А тут такое!

Зачастую она нам дает орфографические диктанты минут за 10 до конца урока. Мои оценки за последние четыре: 5, 2, 2, 3. Это ещё не самые худшие оценки! У моих одноклассников есть и 2, и 1.

Я бы так молча и терпела, пока она не провела сегодня самостоятельную работу. У нас сегодня было два русских (заменяли один урок физики). На первом было всё ничего – я ответила у доски на 4, а потом она сказала, что на втором уроке мы будем писать самостоялку, и что сдадут её несколько человек. На втором уроке, точнее в его конце, мы стали писать работу. И тут она нам объявляет, что работу сдают ВСЕ! Мол, махнёмся тетрадками: она нам с прошлыми диктантами, а мы ей – с самостоялкой. Мы молча пишем... Тут звенит звонок. Я сделала около половины. Она говорит: "Кто сделал меньше половины, но без ошибок, я поставлю три!" Мы говорим, что не успели, что ещё около половины, сидим дописываем, хотя у нас сегодня была седьмым уроком физкультура, и мы могли не успеть переодеться. Я дописала чуть больше половины, быстро проверила (хотя возможно ли это было сделать?!) и отдала тетрадь. В он-лайновском решебнике я проверила этот номер и сейчас ясно понимаю, что светит мне ещё одна двойка...

Я очень сильно расплакалась дома, хоть мама меня утешала, но мне было плохо: ведь в следующем году аттестат с тройкой по русскому получу я, а не она. А ведь до этого я была хорошисткой...

Очень надеюсь на вашу помощь и поддержку. Пожалуйста, дайте какие-нибудь советы нашему классу и опубликуйте это письмо в своей газете!

Как жаль, что в Архангельске нет вашей газеты...

 

От редакции:

Уважаемые ребята!

Прежде всего, вы должны четко понять, в чём суть ваших претензий к учителю – что именно вас не устраивает. Не нужно валить все обиды в одну кучу – поймите, чего именно вы хотите добиться, сосредоточьтесь на главном.

Как мы поняли, вы считаете, что учитель ставит вас в такие условия, при которых невозможно показать хорошие знания, даже если они у вас есть. В частности, вы против того, чтобы проверочные работы давались в конце урока, когда вы уже устали и времени на их написание недостаточно. Вы также хотите заранее знать о том, когда вам предстоит писать самостоятельную работу, и о том, на какие темы вы будете писать сочинения. Мы считаем, что ваши требования вполне разумны.

Именно эти вопросы вы должны поставить перед учителем, классным руководителем и директором школы. Очень хорошо, если к этим требованиям присоединятся и ваши родители. Нужно требовать не отстранения учителя от работы, а изменения методов оценки знаний, которые он применяет.

Вы можете написать коллективную жалобу на имя директора школы. Желательно, чтобы жалобу подписали и ученики, и родители. В жалобе вы можете поставить перед администрацией школы два вопроса:

1) Учитель не должен давать вам такие проверочные задания, которые заведомо невозможно хорошо выполнить;

2) Годовая оценка, которая попадёт в аттестат, должна соответствовать вашим знаниям. Потребуйте от администрации выставить вам итоговую оценку не по текущей успеваемости (поскольку ваши оценки занижены), а по итогам какой-либо другой формы аттестации: например, годовой контрольной работы. Для проведения и проверки контрольной работы потребуйте назначить комиссию.

Если решение директора по вашей жалобе вас не устроит, обращайтесь в управление образования.

 

 

Учиться будет дешевле?

Здравствуйте, меня зовут Фёдорова Елена.

Я слышала, что в законодательстве об образовании появилась новая статья. Теперь при предъявлении определенных документов Налоговая служба возвращает 20% от стоимости обучения!? Расскажите об этом более подробно!

 

Уважаемая Елена!

По всей видимости, Вы говорите о статье 219 Налогового кодекса. Эту статью Вы можете легко найти в Интернет, например, по этой ссылке:

 

http://www.garweb.ru/ project /mns/nk/10800200/10800200-050.htm#219

 

Речь в этой статье Налогового кодекса идёт о том, что налогоплательщики имеют право на налоговые вычеты в случаях, если они оплачивали обучение своих детей, либо своё собственное, а также если они оказывали благотворительную помощь учреждениям образования.

К сожалению, у нас нет информации о том, каковы механизмы реализации этой нормы Налогового кодекса. Министерство по налогам и сборам в своё время издало приказ, конкретизирующий эту статью, но затем он был отменён. Советуем Вам обратиться за разъяснениями в Налоговую инспекцию по месту жительства.

Однако, важно понимать следующее: деньги, которые сдают родители в так называемые фонды школы и класса, на охрану, на ремонт и пр. – это не плата за обучение ребенка в школе. Это даже не благотворительное финансирование. Чаще всего, это незаконный «чёрный нал», который нигде не зафиксирован. Никаких шансов получить хотя бы часть этих денег обратно через Налоговую инспекцию у Вас нет.

Ваши деньги могут быть засчитаны как благотворительное финансирование только в том случае, если Вы официально перечислили их на расчетный счет школы, правильно оформили этот платёж и имеете на руках подтверждающие финансовые документы.

Если Вы действительно хотите уменьшить своё налоговое бремя, сначала проконсультируйтесь в налоговой инспекции, и только потом приступайте к оказанию школе финансовой поддержки.

 

Невыдуманные истории

Знания восстановлены

Недавно у нас пропал классный журнал. Прямо перед концом четверти. Журнал исчез бесследно, а оценки выставлять уже пора.

Учителя начали пугать учеников:

- Оценок мы наизусть, конечно же, не помним, поэтому будем ставить их по памяти, и все ваши оценки будут на балл ниже.

Все были в шоке, посыпались возмущения и требования объяснений. А объяснения были такими:

- Кто виноват в том, что журнал украден? Абсолютно понятно, что он исчез по вашей вине! Так что, ищите!

Наконец настал день, когда классный руководитель начал диктовать с листочка табеля оценки, которые  были восстановлены педагогами. Когда ученики услышали свои оценки, некоторым стало плохо! Кому-то вместо «5» по ОБЖ поставили «4», кому-то вместо «4» по обществознанию поставили «3»!

Ученики пошли к преподавателям. Некоторые из них разрешили ученикам написать самостоятельную работу, чтобы подтвердить свои хорошие знания. Но некоторые учителя – о, чудо! – поверили своим подопечным на слово!

- Марьиванна, Вы ведь говорили, что у меня выходит «5»!

- Ну, Петенька, если говорила, иди и скажи классному руководителю, пусть исправит в табеле!

 

 

Журнал ушёл гулять

У нас пропал журнал. Как раз тогда, когда три ученицы – Иванова, Петрова и Сидорова – перестали появляться в школе.

Но куда делись ученицы – понятно: они прогуливают. А куда делся журнал?

Как-то раз у нашего класса зашел разговор о журнале с классным руководителем.                                                                                           Она заявила: «А если Петровой захочется снова украсть журнал, пусть учтёт, что его легко восстановить.»

Следствие суд – всё это лишнее, если рядом – классный руководитель. Сказал – Петрова, и никаких сидоровых!

Петрова в школу вернулась. А журнал – нет. Может, они поссорились?

 

 

По загривку и к директору

Как-то на уроке мальчику Пете захотелось подумать о вечном. Он немного задумался. Но вдруг Петины размышления о жизни оборвал жесткий голос:

- Ты почему ничего не делаешь? Доставай дневник!

Но, как ни странно, дневника у ученика не оказалось. Тогда учитель сделал мощный ход. «Шмяк» - ясно прозвучал шлепок ладони о затылок.

- Как твоя фамилия?

- Петров… - назвал ученик первую попавшуюся фамилию.

- Неправда! Сидоров! За это ты пойдешь к директору…и….и…два в журнал!

В следующий раз мальчик Петя три раза подумает, прежде чем начнет размышлять о жизни.

 

 

Страшные муки курильщиков

В нашей школе охранник проводит новую политику по борьбе с табакокурением.

Однажды моим знакомым захотелось покурить. Но чтобы не портить атмосферу в школе, ребята решили заняться этим нехитрым делом на улице. Перемена короткая. Ученики просто в футболках выбежали на улицу. Но тут проснулась совесть охранника. Выпустить ребят он выпустил, но когда  ученики вернулись:

- Я вас не впущу! – отрезал охранник.

Дальнейшие просьбы впустить ребят в школу прозвучали впустую. Мальчики в одних футболках простояли на холодном воздухе больше 15 минут.

Как они не заболели, остается загадкой.

 

____________________

 

Школа – территория закона

Детская правозащитная газета

№23, апрель 2004

Интернет-версия:

http://doroga.karelia.ru/shkola/

E-mail: dppc@yandex.ru

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорский союз «Дорога»

 

Печатная версия выпускается при поддержке проекта «Права человека начинаются в школе», финансируемого Канадским Фондом «Гражданское общество».

 

Техническая поддержка: Проект ТАСИС «Электронная сеть Карельской молодёжи».

 

Редакция:

Денис Рогаткин, Валя Храпова, Саша Михайлё, Алина Волкова , Паша Новиков, Инна Веденская и другие.

 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное