Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Права человека в школе

  Все выпуски  

Права человека в школе - выпуск 24, апрель 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ»

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорского союза «Дорога»

http://doroga.karelia.ru/shkola/

dppc@yandex.ru

-------------------------

ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗАКОНА

Права человека в школе

Правозащитная газета Юниорского союза «Дорога»

 

№ 24, апрель 2004 г.

текстовая версия

 

Тема номера: Чтоб неповадно было

Дисциплину поддерживать нужно. Наверное, с этим никто спорить не будет. А значит, за нарушения школьных правил нужно наказывать – это, увы, тоже неизбежно.

Как известно, школа может применять только те наказания, которые предусмотрены уставом школы и не унижают школьников. Но так ли это на практике? Об этом – в материалах выпуска.

 

Не будешь валять дурака на уроках

Наш опрос

Какие наказания обычно применяют к ученикам в вашей школе? По-твоему, какие из этих наказаний нужно оставить, а какие нужно отменить? На эти вопросы отвечали петрозаводские школьники.

 

Если, допустим, увидели, что ты куришь, тебе вклеивают бумажку в дневник. Там написано, что ты куришь. Три таких бумажки в дневнике – и родителям придется заплатить штраф. Мне кажется, что эту меру нужно оставить, потому что если её отменят, то ученики будут курить где и когда им вздумается, а кому-то это может неприятно.

Лена, 9 класс

 

Однажды на уроке меня поставили в угол за то, что я занимался посторонним делом. В углу я простоял до конца урока. Наверное, всё-таки такие наказания лучше отменить, а то, стоя в углу, чувствуешь себя маленьким ребенком, которого за что-то наказали родители.

Саша, 15 лет

 

Если ты опоздал на урок алгебры, то учитель не разрешает тебе ни пройти в класс, ни выйти из него. Ты стоишь у двери и стоя пишешь материал урока. В конце урока учитель проверяет, что ты написал, и ставит оценку. А ведь писать стоя не так легко! Это наказание нужно отменить, недаром же существует такое слово, как «опоздание», которое можно написать в дневник.

Света, 9 класс

 

Когда кто-нибудь себя плохо ведет, наша классная записывает замечания в дневник. А если вообще невыносимо становится, она пишет докладную на ученика. Я думаю, что замечания и докладные можно оставить, так как без них учителя не смогут нормально вести урок.

Витя, 10 класс

 

Учителя часто берут дневники и ставят "2" за поведение. А если ученик не дает дневник, то его фамилию записывают в рапортичку. С этим наказанием многие смирились.

Катя, 8 класс

 

У нас обычно выгоняют с урока. Мне, конечно, хочется, чтобы такое наказание оставили – ведешь себя плохо, да еще и уроки легально не посещаешь!

Вадя, 10 класс

 

Иногда учеников выгоняют из класса. Я думаю, это неправильно. Ведь тогда ученики пропускают материал.

Света, 8 класс

 

Вы знаете, наши учителя – самые добрые учителя в мире. Меня, например, ни разу не наказывали.

Алёна, 10 класс

 

Основными наказаниями являются двойки за поведение и замечания. Иногда бывает, подойдет учитель сзади и одернет тебя. Я бы хотела, чтобы не было этих двоек. Я на замечания согласна, а на двойки – нет.

Маша, 8 класс

 

А у нас в школе вывешивают на всеобщее обозрение приказ директора о вынесении выговора с занесением в личное дело. Я думаю, это нужно убрать – неприятно висеть на стенде, где твою фамилию все читают. Да и вообще, я привык курить, и не могу без этого! Учителя некоторые тоже курят – их фамилии ведь не вывешивают!

Вася, 12 лет

 

Меня учителя обзывают. Например, дурой или курицей. А моей подруге однажды сказали: «А тебе уже давно на панель пора».

Юля, 7 класс

 

Один раз меня учительница поставила в угол. И я простояла там целый урок. Такие наказания, мне кажется, нельзя оставлять, потому что ученикам стыдно.

Оля, 10 класс

 

Могут отвести к директору. Это правильно, потому что не будешь валять дурака на уроках.

Юля, 8 класс

 

Итак, ученики упоминают лишь два законных вида наказаний – замечание и выговор. Но чаще школьники рассказывают о том, что в наказание за те или иные проступки их штрафуют, выгоняют из класса, ставят двойки по предмету, оскорбляют, заставляют стоять во время урока и даже ставят в угол.

Такие наказания – незаконны. Школа не имеет права их применять, а ученики, в свою очередь, могут добиваться наказания тех взрослых, которые используют подобные методы работы.

 

 

Голоса Интернета

Тему незаконных наказаний продолжают письма читателей, полученные нашей редакцией через Интернет.

 
Сволочи в бахилах

Здравствуйте.

У нас в школе возникла одна неприятная ситуация. Я прошу у вас совета. В минувшую среду у всех одиннадцатиклассников была предэкзаменационная работа по алгебре. Пять часов, начиная с первого урока. Остальных уроков не было. Приходим мы в школу утром, а на входе (не с улицы, а из вестибюля на этажи) стоит завуч. Проверяет сменную обувь. Очень подробно. Без сменки не пускала.

У нас в школе 2 гардероба – платный и бесплатный. Они расположены по разные стороны первого этажа. Иногда открыты обе двери. Но в среду попасть в платный можно было только через первый этаж и, соответственно, "кордон". У некоторых была сменка в платном гардеробе, но их туда не пустили.

Начался первый урок. В вестибюле стояли одиннадцатые классы почти в полном составе, немного десятых. Не думаю, что младшие классы ходят в сменке, но их почему-то не задерживали.

Тут некоторые ужа начали уходить – всё равно не пустят. Ждали, что может учителя математики спустятся и помогут пройти, но они не захотели связываться.

Один ученик, В., хотел пройти и уговаривал завуча его пропустить. "Это не честно, у нас работа...". Тут образовалась мама В., видимо, приведшая его младшую сестру. Она тоже пыталась поговорить с завучем, но она "попросила их выйти" и закрыла дверь.

К концу первого урока завуч вынесла свой вердикт: идите в аптеку и покупайте бахилы. Все нехотя поплелись и купили. Пропустила. Протестуя против покупки бахил (всё ровно их никто потом не носил – в лучшем случае, тут же выкинули), некоторые снимали их у неё за спиной и кидали прямо на лестнице.

Пришли на экзамен, только начали писать, ВРЫВАЕТСЯ завуч с бахилами в руках и бешеными глазами смотрит на нас: "Где эта сволочь? А вот он!" – быстро подходит к В., запихивает бахилы ему за шиворот под свитер. Выкрикивает: "А теперь жалуйся, кому хочешь", - и быстро уходит. Он, будучи очень горячим человеком, вскакивает и бежит за ней: "Ну, держись!" К счастью для всех, его останавливают. Но мы точно знаем, что именно В. не кидал бахилы на лестнице.

На следующий день, в четверг, нас опять не пустили в школу.

О такой "акции" не было ничего объявлено. Может, они кого-то и напугали, но ценой важной работы. Когда у нас решили проверять при входе ученические билеты, то сказали заранее, чтоб их принесли. Правда, проверяли только один день.

Реально не у всех учеников есть сменная обувь. Не в домашних же тапках ходить?

Сама завуч, борец за чистоту, ходит в сапогах. Пусть бы лично пример подала!

Насколько правильны действия администрации, лично завуча и учеников? Можно ли так не пускать на уроки?

 

Уважаемые ученики!

Мы не будем гадать, чем вызваны действия вашего завуча. Но чем бы они ни были вызваны, они, на наш взгляд, недопустимы.

Мы считаем, что администрация школы категорически не имеет права не пускать учеников в школу. У вас есть право на образование, которое закреплено в Конституции. Это право не зависит от того, в бахилах вы пришли или без них. Школа получает от государства деньги за то, чтобы каждого из вас учили. А государство, в свою очередь, получает эти деньги от налогоплательщиков – ваших родителей. Это значит, что, прежде всего, школа должна выполнять свою обязанность – вас обучать. Она не имеет права отстранять вас от учебы.

Кроме того, по закону, администрация школы несёт ответственность за жизнь и здоровье учеников во время учебного процесса. Если бы по дороге в аптеку за бахилами на кого-то упал кирпич, то завучу пришлось бы отвечать за свои действия перед законом.

Если в вашей школе законным порядком введено требование второй обуви, то школа не может добиваться его выполнения, закрывая дверь перед теми, кто пришёл без «сменки». Администрация школы может наказать вас за невыполнение правил для учащихся или иного локального акта школы, где говорится о второй обуви (если, конечно, такой документ в вашей школе есть). Наказать вас могут только в тех формах, которые разрешает устав школы – например, объявить вам выговор. Но такого наказания – «не пускать в школу» – нет и быть не может.

Что касается такого «метода воспитания», как прилюдное засовывание бахил за шиворот ученика, то это просто недопустимо. По закону «Об образовании», администрация школы имеет право уволить педагога, даже если он допустил подобное впервые. Вы можете подать директору школы жалобу на действия завуча и потребовать наказать этого работника школы за нарушение ваших прав.

Пострадавший ученик или его родители могут также подать на завуча в суд и требовать денежной компенсации за нанесение морального вреда.

Кроме того, пострадавший ученик или его родители могут подать заявление в милицию или в прокуратуру. Не исключено, что, по результатам проверки, против завуча может быть возбуждено уголовное дело по статье 130 Уголовного Кодекса:

 

Статья 130. Оскорбление

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

 

 

Швабра – не спортивный снаряд

Привет!

На уроке физкультуры нам сказали о том, что, кто не в форме, тот моет раздевалку и получает за это оценку. Имею ли я право отказаться, и имеет ли право учитель так поступать?

Спасибо.

 

Уважаемый ученик!

Да, Вы имеете право отказаться мыть раздевалку. Принуждение к труду в школе запрещено. Вы обязаны выполнять только ту работу, которая входит в образовательную программу по тому или иному предмету. Очевидно, что мытьё раздевалки не может входить в образовательную программу по физкультуре: такого вида спорта, как мытьё полов, не существует.

Следовательно, учитель не имеет права ставить Вам оценку за мытьё раздевалки – ни хорошую, ни плохую. Оценка ставится за Ваши знания, умения и навыки по предмету. Ни за что другое оценка ставиться не может.

Если Вы пришли на урок без формы, учитель имел право применить к вам меры воспитания или наказания, которые предусмотрены уставом Вашей школы. Таких форм наказания, как принудительные работы или двойка по предмету, в уставе школы нет и быть не может – следовательно, применять их учитель не имеет права.

 

 

У нас случилось горе

Здравствуйте, Уважаемая редакция.

У нас случилось горе. Дело в том, что мою дочь обвиняет в воровстве денег учитель. Она заявляет, что во время урока с моей дочерью (в музыкальной школе) у нее пропали деньги. Урок длился два часа, в это время учитель несколько раз выходила из класса. В конце рабочего дня она, обнаружив пропажу, однозначно заявила, что это сделала моя дочь. Единственный аргумент, который она приводит: в прошлом году у неё вроде бы тоже пропал кошелёк с деньгами, и моя дочь, по её мнению, была якобы к этому причастна.

Она обратилась в детскую комнату милиции. Я привёл дочь, была проведена беседа в присутствии этого преподавателя. Были выслушаны все её обвинения. Очень многое из её слов не совпадало с тем, что она говорила нам по телефону накануне. Ей объяснили, что она не может обвинять ребёнка в воровстве, так как нет свидетелей того, что это сделала именно она. Учитель расплакалась, что ей не верят, у неё двадцатилетний стаж работы с детьми, что её все уважают и вообще она только хочет спасти мою дочь, а пропавшие деньги не имеют никакого значения.

При этом она сильно кричит во время уроков на учеников, в чем я убедился лично. Она попросила привести дочь, чтобы поговорить с ней ещё раз наедине, но, когда я услышал, как она орет (именно орет) на мою дочь – запугивала её, говорила, что подаст на нас (родителей) в суд, и мы заплатим ей не 1,5 тысячи, а 200 тысяч, также обвиняла нас в том, что мы плохие родители, что все учителя согласны с ней в том, что моя дочь украла, и директор школы также на её стороне – я перестал вести любые переговоры.

Через некоторое время нас вызвали в детскую комнату и сказали, что учитель подала заявление, но указала не на мою дочь, а на «неизвестных лиц». С нами провели ещё одну беседу – дознание и отпустили домой.

Мы обратились к директору школы, чтобы нам заменили учителя по музыке. Оказалось, что он о происшедшем ничего не знал, она просто запугивала ребёнка.

Из детской комнаты наше дело передали в дознание, и нас в очередной раз вызвали на допрос как свидетелей. Происходило это в школьной учительской в присутствии нескольких преподавателей, в том числе классного руководителя. Она опять обвиняла мою дочь и нас, говорила, что и другие её поддерживают, привела преподавателя, у которой, по её словам, тоже были украдены деньги во время урока с моей дочерью, и она тоже уверена, что это именно моя дочь украла. Но ничего подобного та преподаватель не сказала, а лишь то, что моя дочь пропускает её уроки.

Но и это ещё не всё. Когда дочь вышла в коридор, эта учительница подошла к ней и сказала, что она не остановится, пока не уничтожит моего ребёнка. Дочери 12 лет. Сейчас нас поставили на учёт к психиатру. Как сказал врач, девочка на грани срыва, и её психологическое состояние очень опасно для здоровья.

Дело ещё не закончено. Мы обращались к адвокатам, но ничего существенного они нам не посоветовали. Мы не знаем, где нам искать защиты для нашей двенадцатилетней дочери. Куда обратиться? Наш ребёнок не виновен. И тихая постановка на учёт в детскую комнату милиции нас не устраивает. У ребёнка вся жизнь впереди. И, в конце концов, почему она должна расплачиваться за амбиции преподавателя, даже если у него двадцатилетний стаж работы с детьми?

Посоветуйте, что нам предпринять. Может, мы не одни попадаем в такую ситуацию, и уже были случаи их разрешения. Спасибо.

Александр

 

Уважаемый Александр!

На наш взгляд, Ваша позиция совершенно правильная: Вы, как родитель, делаете всё возможное для защиты прав своего ребенка. Это – очень важно! И очень печально, что педагоги о правах Вашей дочери не задумываются.

Из того, что Вы рассказали, мы сделали следующий вывод: у Вас есть все основания подавать на учителя музыки в суд, требуя компенсации за нанесение Вашей дочери морального вреда. Педагог не имел права беспочвенно обвинять Вашу дочь, кричать на неё, запугивать. Крайне удивительно также «разбирательство» в учительской общеобразовательной школы – обвинения в присутствии учителей также травмируют ребенка и вряд ли создают вокруг него благоприятную обстановку в школе. Школьные учителя не имеют к этому случаю никакого отношения, и то, что ни один педагог не прекратил эту публичную «очную ставку» – просто позорно. Это еще раз показывает, что права человека для многих и многих педагогов не существуют – они не знают их, не понимают, и это сказывается на детях каждый день.

Ваша дочь в результате этой истории вынуждена наблюдаться у врача – ущерб её здоровью очевиден. Повторяем, Вы имеете достаточно оснований подавать на учителя в суд, потому что всё это – безобразие. Проблема в том, что в суде Вы сами должны будете доказывать обоснованность своих претензий – нужно будет приводить свидетелей, собирать данные, подтверждающие Вашу правоту. Скорее всего, Вам понадобится помощь юриста. Но главное – эта ситуация может вновь сказаться на спокойствии Вашего ребенка.

Как минимум, Вы можете обратиться к директору музыкальной школы с письменной жалобой на действия педагога – опишите подробно все действия учителя и их последствия для Вашей дочери. В заявлении потребуйте наказать педагога за нарушение прав Вашей дочери. По Вашему усмотрению, Вы можете направить копию жалобы в вышестоящие органы, что покажет директору музыкальной школы серьезность Ваших намерений. Возможно, это введет учительницу в некие рамки.

В любом случае, сейчас Вам важно создать вокруг ребенка спокойную обстановку и не накалять страсти, – прежде всего, спокойнее относиться к ситуации самим. Как мы поняли, ни малейших доказательств виновности Вашей дочери нет. Следовательно, она невиновна и не должна страдать от неумных действий взрослых.

Прежде всего, не допускайте впредь никаких публичных разбирательств с участием вашей дочери по этому поводу. Немедленно и жёстко реагируйте на любые попытки педагогов обвинять Вашу дочь – как минимум, письменными жалобами по этому поводу на имя директора школы. Ни о какой «тихой постановке на учет в детскую комнату милиции» не может быть и речи, пока вина ребенка не доказана – относитесь к пустым угрозам спокойно.

Несколько слов о действиях милиции. То, о чём Вы написали – однозначно не было допросом. Допросы так не проводят. На стадии дознания проводятся так называемые «опросы» – собирают материалы, на основании которых либо возбуждают уголовное дело, либо отказывают в возбуждении. Очень странно, что сотрудник милиции превратил опрос в очную ставку. Пока не возбуждено уголовное дело, Вы не обязаны водить Вашу дочь в милицию. Если сотрудники милиции будут хотеть снова поразговаривать с Вашей дочерью – Вы можете спокойно отклонить эти предложения. Если уголовное дело по факту кражи действительно будет возбуждено, Вашу дочь официально вызовут на допрос в качестве свидетеля.

И главное. Даже если бы Ваша дочь действительно украла у педагога деньги, это не означало бы конца света. Ребенок может ошибаться, и это – неизбежно. Обязанность взрослых – помочь ему, поддержать, а не втаптывать в грязь.

Поэтому ответ на вопрос «что делать» – прост: спокойно сказать себе, что все они – идиоты, а мы и наша дочь – самые замечательные, единственные и неповторимые. И жить прежней жизнью, без страхов и фобий – это для Вас сейчас самая надёжная защита. А если кто-то будет этому мешать – сразу и больно бить по рукам. Наверняка в Вашем городе есть правозащитная организация, которая Вам в этом поможет.

 

 

Невыдуманные истории

Блин с единицей

Мальчик Вася сидел на уроке истории и слушал рассказ учителя. Вдруг ему на стол упала бумажка. «Бумажка,» – подумал ученик. «Записка,» – подумал Иван Иваныч, и тут началось… Преподаватель вскочил с места. Подошел к Васе и схватил комочек бумаги:

- За поведение – две единицы в журнал!

Бедный Вася даже не мог ничего возразить. Оказывается, такие меры воспитания Иван Иваныч неоднократно использует, «чтобы присмирить детей».

Или еще одна история. Пара учеников «нарушили дисциплину в классе». На это учитель ответил по-своему: один школьник распластался лицом на парте, а другой получил возможность встретиться головой с доской.

А сколько единиц за поведение Иван Иваныч ставит в журнал, сложно пересчитать!

Вот теперь представьте себя «блинчиком» на стене с единицей в дневнике.

 

 

Ничем не можем помочь

Во вторник мы с одноклассником пришли, как обычно, в школу. Сдали куртки в гардероб и пошли учиться. А после семи уроков вернулись в гардероб – забрать куртки.

Как всегда, в гардеробе было столпотворение. Когда мы отдали бабушке номерки, то мне подали куртку, а однокласснику нет – крючок пустой. Впустили нас искать. В нашем гардеробе – нет, и в старшем отделении тоже нет.

Мимо проходил учитель. Мы обратились к нему за помощью. Она ответила, что администрации в школе нет, а она не может ничем помочь. На улице не жарко, но пришлось идти домой в джемпере.

На следующий учебный день взял он с собой маму, а в школу пришлось идти в старой куртке. Пришли к завучу, но её, как всегда, нет на месте. Подождали. После разговора с завучем отправили их к заместителю директора. Там у одноклассника спросили описание украденной куртки, и поинтересовались, есть ли в чём походить.

На следующий день обратился ученик к классному руководителю. Она ответила, что человек, который отвечает за эти дела, сейчас в отпуске.

Две недели ходил одноклассник в старой куртке, и в итоге пришлось купить новую. А обещанных школой денег он так и не получил.

 

____________________

 

Школа – территория закона

Детская правозащитная газета

№24, апрель 2004

Интернет-версия:

http://doroga.karelia.ru/shkola/

E-mail: dppc@yandex.ru

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорский союз «Дорога»

 

Печатная версия выпускается при поддержке проекта «Права человека начинаются в школе», финансируемого Канадским Фондом «Гражданское общество».

 

Техническая поддержка: Проект ТАСИС «Электронная сеть Карельской молодёжи».

 

Редакция:

Денис Рогаткин, Валя Храпова, Саша Михайлё, Алина Волкова , Паша Новиков, Инна Веденская и другие.

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное