Права человека в школе

  Все выпуски  

Права человека в школе - выпуск 25, апрель 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ»

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорского союза «Дорога»

http://doroga.karelia.ru/shkola/

dppc@yandex.ru

-------------------------

Школа – территория закона

Права человека в школе

 

Правозащитная газета Юниорского союза «Дорога»

№ 25, апрель 2004 г.

текстовая версия

 

Тема номера: Уроки работы граблями.

Снег растаял, и настала пора убирать накопившуюся за зиму грязь. По школам прокатилась волна «субботников». Как это было – добровольно или принудительно – рассказывают наши корреспонденты.

 

Пятью пять – учись граблями махать

Как обычно, весной школы убирают территорию. Эта весна не стала исключением для нашей школы. А точнее, для учеников.

Следующий урок – алгебра. В окно ярко светило солнце. Но вдруг учитель сказал:

- Идем убирать территорию!

Мы стали возмущаться:

- Мы же сегодня фотографировались! Все нарядные пришли. Нас никто не предупреждал!

Но что бедным ученикам оставалось делать!? Приказ директора: выделить 2 часа из учебного дня на уборку территории. Ну, мы и пошли убирать.

А тут нас ждал еще один сюрприз: инвентарь закончился, все уже выдано. Но учитель не растерялся:

- А вы соберите бумажки руками. Потом вымоете.

Ученики были ошарашены. Некоторые, самые послушные, стали собирать бумажки. Другие только делали вид, ну а третьи - их, кстати, было меньше всего - просто стояли. «Ну, не убирать же руками, в самом деле!» - думали они.

А учитель так не думал. Нас решили испугать оценками за уборку территории и пригрозили тем, что мы пойдём убирать после уроков. Но вот урок алгебры закончился, и мы ушли.

На следующем уроке алгебры нам сказали, что оценки за уборку территории поставлены, и намекнули, что они не очень положительные.

Но что самое удивительное: лишь незначительная часть учеников посчитала это неправильным. А значит, следующей весной всё повторится.

 

Дискотека за гаражом

В самый тяжкий учебный день – субботу – ученики совершили подвиг: проснулись и пришли в школу. Но там их ожидал еще один подвиг.

После двух уроков психологии их отправили убирать пришкольную территорию. Оповестили об этом мероприятии заблаговременно – так что добрая половина класса сразу же после уроков поспешила уйти домой. В результате, работать на любимую школу осталось 6 человек.

Отважной шестёрке дали самый грязнущий участок – за гаражами, где все курят. И они, как проклятые, убирали мусор, накопившийся от курильщиков нашей школы за 2 года. Работали 2 часа без перерыва.

Закончилась эта история тем, что в субботу после отработки детям обещали дискотеку – за тяжкие труды на благо школы. Но дискотеки они так и не дождались.

 

 

Долг перед Отечеством

Наступил новый день. Я пошла в школу. На третьем уроке наша классная руководительница объявила:

- Ребята! Через 2 дня к нам в школу приедут губернаторы со всего Северо-Запада, наверно, будет и наш. Надо убрать территорию школы к их приезду. Давайте сегодня после уроков этим и займемся!

В классе наступило молчание: все мои одноклассники как-то пытались уложить эту новость у себя в голове. Но уже через несколько секунд послышались восклицания:

- Нам надо переодеться! На улице холодно!

- Тогда давайте подождем полчаса. Ребята, которые живут рядом, переоденутся. Ну, а остальные…

Вдруг кто-то вспомнил:

- У нас последним – труд! Давайте вместо вышивания пойдем «грабить» листья!

Так и решили. Только вот сбегать домой переодеться у ребят уже не получилось. Пришлось убирать в новеньких ботиночках, юбочках и легких курточках.

Кроме нашего класса, на «субботник» вывели еще классов шесть. Лопат и граблей на всех не хватило. Большей части учеников пришлось подбирать бумажки, осколки и бутылки голыми руками! Весь этот мусор лежал вперемежку с «отходами жизнедеятельности» собачек и кошечек.

Нам повезло: свою территорию мы убрали быстро. Весь этот ужас длился для нас всего урок. А остальным классам повезло меньше: они остались убирать до потери пульса. 

Наверно, такой самоотверженный труд порадовал приезжих губернаторов. А мы, между делом, исполнили свой долг перед Отечеством!

 

Ищем передовой опыт

наш комментарий

Мы много раз рассказывали нашим читателям о том, что принуждение школьников к труду запрещено Законом «Об образовании». Более того, принудительный труд запрещен Конституцией России.

Это означает, что школа не может в приказном порядке выводить учеников на уборку территории. Школа может только предложить ученикам прийти на субботник, но не может их заставлять. Более того, чтобы допустить учеников к субботнику, школа должна получить не только согласие самих ребят, но и согласие их родителей.

Для педагогов, учеников и родителей цитируем Закон «Об образовании»:

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.» (статья 50, пункт 14).

Мы с радостью опубликуем рассказ о школе, которая привлекает школьников к субботникам не принудительно, а добровольно. К сожалению, нашим корреспондентам найти такой передовой опыт не удалось.

 

 

Голоса Интернета

Своих лодырей и бездельников хватает

Здравствуйте!

Прошу, проконсультируйте меня, пожалуйста!

У меня такая проблема: я учусь в девятом классе, но школа, в которой я учусь, не по моему микрорайону, то есть не по месту жительства. А выходит так, что средний балл аттестата у меня будет примерно 3, и меня грозятся выгнать из школы в другую – по месту жительства. Но я уходить не хочу, а мне отвечают, что у них «своих лодырей и бездельников хватает». Вот я и хочу узнать, можно ли мне, как говорится, «начать права качать», или идти молча в школу по месту жительства?

Я никому в школе ни мешаю, с поведением все нормально, уроки не прогуливаю... только вот оценки... Говорят, в десятый класс с тремя или четырьмя тройками – не больше!

Очень прошу, помогите разобраться, кто будет прав в этой ситуации – я или администрация школы?

Спасибо заранее!

Денис,

Новосибирск

 

Уважаемый Денис!

Вы имеете полное право продолжать учиться в своей школе. По Закону «Об образовании», Вас могут исключить из школы только за совершенные правонарушения или «грубые и неоднократные нарушения устава» школы. Это означает, что Ваша школа обязана продолжить Вас учить в 10-11 классах – Ваша низкая успеваемость не может быть причиной для того, чтобы исключить Вас из школы.

Закон «Об образовании» не предусматривает никакого конкурсного отбора ни в первый, ни в десятый класс. Требования администрации о неком «пропускном балле» незаконны.

Как обычно учеников «выбрасывают» из школы после девятого класса? Просто строго говорят родителям: «Мы не берем вашего ребенка в 10 класс, забирайте документы». И многие родители, действительно, забирают документы ребенка и отправляют его учиться в новую школу. Обратите внимание: формально это означает, что родители перевели ребенка учиться в другую школу по своему собственному желанию.

Объясните своим родителям, что школа не может решать – брать Вас в 10 класс или не брать. Она ОБЯЗАНА продолжать Вас учить. Не забирайте документы и спокойно продолжайте учиться. Если школа будет пытаться надавить на Вас – жалуйтесь в управление образования и другие инстанции, которые призваны защищать Ваши права.

 

С четырнадцатого по двадцатое исключён

Здравствуйте!

Меня зовут Сергей Юрьевич. Моему сыну 10 лет. Учится в московской школе, в 5 классе. Не ангел.

Отправляю вам письмо, написанное мною начальнику управления образования по округу неделю назад. Реакция на это - проверка. Класс ный руководитель и директор сказали, что писать куда-то и кому-то нехорошо, ведь Вам ещё так долго учиться…

Класс ный руководитель по запросу вышестоящих написала характеристику Алексея. В ней не было написано ни одного (!!!) положительного качества. Целая страница - отрицательное. Подскажите, как можно повернуть характеристику в "нужное русло".

 

Начальнику

Управления Образования

------------------ г. Москвы

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Просим Вас отменить приказ № 585 от 13 марта 2004 года по школе № ---, так как основание приказа не соответствует действительности.

 

Текст приказа (буква в букву):

 

«В связи с систематическим нарушением «Правил для учащихся школы № ---», выразившимся в хулиганском поведении по отношению к учащимся своего класса, отсутствием видимого позитивного влияния со стороны родителей, ПРИКАЗЫВАЮ:

Обучающихся 5 «А» класса --- Алексея и --- Андрея исключить из школы на срок с 14 по 20 апреля 2004 г.

Предупредить родителей --- Алексея и --- Андрея об ответственности за хулиганские действия сыновей и обязать их принять меры для их обучения на вышеуказанный срок; возложить ответственность за жизнь и здоровье --- и --- на этот период на их родителей.»

 

Мы попросили директора разъяснить, что значит «систематические нарушения», ведь с января у нас не было ни одного замечания по поведению в дневнике, звонка классного руководителя и тем более вызова в школу. Нам сообщили, что за последнее время в классе было 3 (три!!!) сотрясения мозга. Мы спросили: «Алёша участвовал?». «Нет, - ответили нам, - но все ученики в классе себя плохо ведут!»

Мы попросили показать служебные, докладные записки или другие первичные документы о хулиганском поведении сына, прописанном в приказе. Получили отказ.

Два дня назад директор школы приходила на классный час, провела беседу о дисциплине и припугнула детей отчислением из школы за нарушения.

На наш взгляд, этот приказ – демонстрация силы и власти, наказание первых подвернувшихся.

Запрет на обучение в течение недели, за неудачно закончившуюся игру (ребята играли, Алёша толкнул девочку, она ударилась, заплакала, он извинился и побежал дальше играть) не полезен. Наоборот, он бьёт по психике ребёнка – провоцирует отторжение.

Алёше 10 лет. В этом возрасте ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в особой охране и заботе. Наша со школой задача – учить его прослеживать связи своих действий с получаемыми результатами, овладевать умением контролировать и оценивать собственную учебу и поведение.

На наш, родительский взгляд, наказание нужно. Но не в виде отстранения от учёбы, предоставления самому себе или улице, а в виде трудовой повинности: вымыть пол на всём этаже, подмести весь плац перед школой. Подобные методы мы одобряем.

 

С уважением,

родители

 

Уважаемый Сергей Юрьевич!

Ваш разговор со школой и вышестоящими инстанциями нужно сосредоточить не на теме поведения Вашего сына, а на неправомерности действий школы. Как бы ребёнок себя ни вёл, Закон «Об образовании» не позволяет школе применять такое наказание, как отстранение от занятий на неделю. Приказ должен быть отменён не потому, что Ваш сын не нарушал правила для учащихся, а потому, что он – противозаконный в принципе. Поэтому, на наш взгляд, не стоит придавать слишком большого значения тому, плохую или хорошую характеристику школа дала Вашему сыну.

Действия директора школы, который пугает десятилетних детей отчислением из школы, могут вызвать только удивление. Директор не может не знать, что по закону «Об образовании», школа не вправе исключить ученика до достижения возраста 14 лет.

Удивляет и текст приказа, в котором школа даёт оценку «влиянию родителей» и командует ими, как собственными работниками. Школа не может по своему усмотрению переложить свою ответственность на родителей: она обязана обучать ребенка и при этом отвечать за его жизнь и здоровье, а Вы можете с неё за это спрашивать.

Надеемся, что в результате проверки управления образования, ситуация будет исправлена. Вам советуем, участвуя в разбирательствах по этому поводу, твёрдо отклонять попытки переводить разговор на тему поведения Вашего сына и добиваться, как минимум, двух результатов: отмены незаконного приказа и объявления взыскания директору школы.

Что касается наказания трудом, которое Вы предлагаете применять, то оно незаконно. Если школа будет заставлять Вашего ребенка подметать плац, Вы также можете обжаловать её действия. Школа может использовать только те наказания, которые разрешены Уставом Вашей школы, и при этом не противоречат Закону «Об образовании».

 

 

Невыдуманные истории

День рожденья – грустный праздник

Недавно у моего одноклассника был день рождения. Мы подарили ему огромный торт, который на большой перемене принялись уничтожать всем классом.

Вдруг в кабинет входит раздраженная учительница и начинает на нас орать: «Вы что, в столовой находитесь? А ну брысь отсюда и выкинуть эту гадость!»

Настроение у всех было светлое и доброе, именинник предложил: «Марь Иванна, присоединяйтесь, торт вкусный, его на всех хватит».

Тут нервы педагога не выдержали. Она подлетела к парте, схватила торт и швырнула его на пол: «Вкусный, говоришь? У тебя осталось пять минут, чтобы навести порядок и вымыть пол в классе. Иначе я оставлю тебя после уроков, и будешь убирать уже весть класс!»

Имениннику ничего не оставалось, как отправиться за тряпкой. Настроение у всех было испорчено.

____________________

 

Школа – территория закона

Детская правозащитная газета

№25, апрель 2004

Интернет-версия:

http://doroga.karelia.ru/shkola/

E-mail: dppc@yandex.ru

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорский союз «Дорога»

 

Печатная версия выпускается при поддержке проекта «Права человека начинаются в школе», финансируемого Канадским Фондом «Гражданское общество».

 

Техническая поддержка: Проект ТАСИС «Электронная сеть Карельской молодёжи».

 

Редакция:

Денис Рогаткин, Валя Храпова, Саша Михайлё, Алина Волкова, Паша Новиков, Инна Веденская и другие.

 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное