Права человека в школе

  Все выпуски  

Права человека в школе


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ»
Детский правозащитный пресс-центр
Юниорского союза «Дорога»
http://doroga.karelia.ru/shkola/
dppc@yandex.ru
-------------------------

Школа – территория закона
Права человека в школе
Материалы детской правозащитной газеты Юниорского союза «Дорога»

Добрый день всем!

В этом году мы будем работать в новом формате. В рассылке и на нашем сайте вы
сможете читать материалы будущих печатных выпусков нашей газеты, которые будут
выходить один раз в месяц. Это значит, что у вас будет возможность задать вопросы,
отреагировать на прочитанное, и все эти материалы станут основой для печатных
выпусков газеты. Иногда – как, например, сегодня – мы будем выкладывать в рассылку
и черновики статей. Нам важно получить ваши отклики, чтобы показать проблему
более объёмно и представить разные точки зрения. Поэтому иногда мы будем жертвовать
качеством, чтобы выиграть время.
Мы планируем делать пусть небольшой, но тираж (около 1000 экз.), и будем бесплатно
распространять его в Петрозаводске и окрестностях.

Ждём ваших писем!

Удачи!

--------------

Лето с правами человека

Мы – не рабы, рабы – не мы

В конце летних каникул 40 петрозаводских подростков прошли обучение в Летней
школе прав человека, которую организовал Юниорский союз «Дорога»

Саша совсем не знал, что же ему делать летом. Прогулки во дворе уже начинали
надоедать. Велосипед сломался, а чинить его не было никакого желания.
В один из летних солнечных дней он пришел домой и уселся по привычке смотреть
телевизор. Не успел он включить пятый канал, как заиграла музыка и послышались
слова: «Знакомство с правами человека…»
Сашу давно интересовала тема прав человека. Он слышал, что такие существуют,
а как они выглядят, не знал. Мальчик быстро схватил блокнот и ручку и начал записывать
номер телефона.
…До отправления оставалось двадцать минут. Саша вместе с другими ребятами стоял
у автобуса. Через час все оказались в лесу. «Сейчас будем обустраивать лагерь!»
- сказал кто-то из «старичков» и раздал всем задания. До вечера ребята ставили
палатки, готовили ужин – так и познакомились.
Следующий день начался с ролевой игры. Игра была о том, как появились права человека.
Саша и его друзья ощутили на себе все тяготы древнего мира. Египетский фараон
на колеснице заставлял их выполнять бессмысленные задания. Он приказал встать
на колени и поклясться в верности фараону. Саша отказался пачкать колени. Тогда
Руслан, который играл стражника, сказал:
- Либо ты падаешь на колени, либо ты идешь в царство мертвых… чистить картошку!
- Не люблю я чистить картошку! - сказал Саша и встал на колени.
На втором этапе игры ребята перенеслись в средневековье. Рабов тогда уже не было,
поэтому ребята получили новые роли – крепостных крестьян. Феодалы заставляли
их «собирать урожай» - рассыпанные по земле рисовые зерна. А король, в свою очередь,
заставлял платить налоги своих вассалов – феодалов.
Саша не понимал, зачем его заставляют выполнять никому не нужную работу. Он начал
думать, как это исправить. Он собрал крестьян и феодалов вместе и сказал: «Давайте
добьемся от короля уважения наших прав!». Ребята написали свои законы на листе
бумаги и пришли к королю. Под угрозой массового бунта они потребовали от него
утвердить этих законы. Королю ничего не оставалось. Он согласился с этими условиями
и сказал: «Теперь у нас начинается другая жизнь».
Так в государстве появился первый документ, провозгласивший права человека…
Ролевые игры произвели на Сашу большое впечатление. В сентябре он пришел в Юниорский
союз «Дорога» для того чтобы узнать о правах человека еще больше.

Саша Михайлё


Греби, гражданин мира!

В июле трое активистов Юниорского союза «Дорога» побывали в международном лагере
«Гражданин мира». В этом году необычному лагерю, который проводит Рязанская школа
прав человека, исполнилось пять лет. За первую пятилетку популярность лагеря
«Гражданин мира» выросла настолько, что лагерь приобрёл международный статус.
В Рязанскую область приезжает учиться правам человека молодёжь из различных регионов
России и стран СНГ.

- Левые гребут, правые табанят!
Такие команды разносились над речкой Пра Рязанской области в течение трех недель.
10 байдарок и 15 катамаранов бороздили водные просторы Национального парка «Мещерский».
Но это была не группа туристов-водников, а участники молодежного правозащитного
лагеря «Гражданин мира».
Более 100 школьников и взрослых со всей России, как «последние герои», жили в
палатках на островах, готовили пищу на костре и… изучали права человека!
Если вы думаете, что права человека можно изучать только в школе за партой, то
вы ошибаетесь. Преподаватели Рязанской школы прав человека проводили занятия
в форме тренингов, ролевых игр и даже общественных акций. Например, участники
лагеря присоединились к кампании против насилия, которую объявила «Международная
Амнистия». Ребята подписывали петиции правительствам стран, которые нарушают
права человека, рисовали открытки и оставляли на полотне отпечатки своих ладошек
в знак протеста против пыток и жестокого обращения.
А в один из лагерных дней всех разделили на четыре класса. В школьном расписании
было лишь два урока, но зато какие! Учителя заставляли школьников «отрабатывать»
(собирать шишки), выворачивали карманы, отбирали личные вещи... Пытаясь защитить
свои права, ученики писали заявления директору и статьи в газеты, устраивали
митинги… В итоге этой неравной борьбы директор был вынужден уволить одного из
учителей и извиниться перед учениками. Так завершилась ролевая игра «Права человека
и школа», которую провели представители Юниорского союза «Дорога».

Извините, концовка еще не написана.

Валя Храпова


Главная тема

SOSтрадание из-под палки

На второй неделе сентября классный руководитель попросил нас принести деньги
в  помощь детям Беслана.
 - Вы в курсе, что произошёл террор. Нужно помочь детям хоть какой-то суммой.
Эти взносы добровольные, но я хочу, чтобы участвовали все.
На следующий день сдали деньги 9 учеников. Классная руководительница пришла к
нам на урок литературы и сказала всем остальным:
- Запишите в дневники: завтра принести деньги!
Марья Ивановна прошла по рядам и убедилась, что все записали.
Но на следующий день опять сдали не все – 13 человек.
Двадцать два из тридцати учеников – вроде бы, это уже неплохо. Но Марья Ивановна
упорно продолжала собирать средства. 
Никто из восьми оставшихся одноклассников не нёс деньги целую неделю. Классная
руководительница заглянула на урок информатики и обратилась к ним:
- Что, у родителей не найдётся даже пяти рублей? Чтоб завтра принесли!
У каждого – свои обстоятельства. Немалые средства требуются и на другие нужды:
в классный фонд – 30 рублей, в школьный фонд – 40 рублей (причём, каждый месяц),
на охранника – 10 рублей (раз в месяц); ещё учебники купить и многое другое.
Но проблемы своих подопечных казались классному руководителю мелкими и надуманными.
Через три дня тем, кто не хотел нести деньги, Марья Ивановна сказала:
 - Я внесу за вас по пять рублей, а вы обязательно вернёте их мне на этой неделе.
После этого ученикам ничего не оставалось делать, как принести деньги.
Во время классного часа Марья Ивановна подвела итоги:
- Наш класс собрал около 300 рублей. Заместитель директора отправила деньги на
счёт помощи пострадавшим, а в чей-то личный карман… 


Голоса Интернета

Всем оставаться на местах!

Здравствуйте!
Конечно, в первую очередь хочу поздравить с новым учебным годом. Надеюсь, этот
год будет таким же плодотворным и интересным для всех нас – учеников школ и их
родителей. Страшная трагедия в Беслане потрясла всех без исключения. Хочется
уберечь детей от такого беспредела. Слова скорби у всех на устах. Такое горе
пережить – нужно быть мужественным человеком. Но жизнь продолжается, и появляются
новые проблемы и задачи, которые приходится решать. Жизнь не стоит на месте.
Я хотела бы обратиться с вопросом, а перед тем объяснить ситуацию.
Мой сын – ученик 2 класса, и в новом учебном году в их классе поменялся учитель.
Причина – увольнение учителя, который вел 1 класс. Мы были очень расстроены,
но на отношениях с новым учителем это никак не отразилось. Мы готовы на контакт
и ежедневно интересуемся у детей, как прошел день.
А проблема вот в чем. По словам учеников, на перемене учитель не отпускает их
за пределы класса. Сегодня мы задали вопрос учителю, чтобы узнать причину. Тон
был категоричен: "Я их не отпускаю в коридор, потому что там бегают еще третьеклассники
и другие второклассники, чтобы ничего не произошло. А потом они такие перевозбужденные
приходят, что мы полурока успокаиваемся."
Результатом постоянного нахождения в классе стали: удар одного ученика головой
о парту, головная боль, простуда от сквозняка (фрамуги открыты постоянно, а во
время урока открывается дверь), плохое настроение детей, чувство неполноценности
перед сверстниками. С учетом ответа учителя, поход к директору будет прогнозируемо
отрицательным.
Я тоже училась в средней общеобразовательной школе, и осталось в памяти совершенно
нелюбимое мною занятие – выходить на перемене из класса (я была усидчивым ребенком).
Причина, по которой нас выводили из класса – проветривание классной комнаты (открывались
окна и дверь), а зайти разрешалось после звонка на урок. Считаю, это было очень
заботливо по отношению к детям.
Все родители в замешательстве от такого подхода. Я бы не смогла провести в одном
помещении 4 часа в таком возрасте. Вот и вопрос: насколько действия учителя оправданны
и имеют ли ученики право на отдых во время перемены вне территории класса?

С уважением,
родители 2 класса Б

Наш комментарий

Уважаемые родители!
На наш взгляд, Ваши дети имеют полное право проводить перемену в школьном коридоре.
Ни в одном законе, ни в одном школьном уставе Вы не найдёте записи о том, что
учитель имеет право задерживать детей в их личное время. Следовательно, не выпускать
ребенка из класса на перемене учитель не вправе.

Кроме того, Гигиенические требования к условиям обучения (СанПиН 2.4.2. 1178-02),
которые школа обязана соблюдать, содержат следующие нормы:
"2.9.18. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего
воздуха, в подвижных играх."
"2.5.5. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные –
во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять
сквозное проветривание учебных помещений." Приведена также таблица, в которой
говорится, сколько минут на каждой перемене нужно устраивать в классе сквозняк.
Естественно, детей в это время в классе быть не должно.
"2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия
для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность
может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся
в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия
обучающихся в… проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках,
подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры,
внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных
занятий физкультурой."

Всё вышесказанное говорит о том, что, не выпуская детей на перемену, учитель
нарушает СанПиНы и наносит вред здоровью учеников.
Один из возможных вариантов ваших действий таков. Напишите учителю записку (если
хотите – заявление) о том, что Вы разрешаете своему ребенку проводить перемену
в коридоре и "убедительно просите" учителя не препятствовать этому. Если учитель
вас не услышит – обжалуйте его действия директору школы письменным заявлением
и потребуйте соблюдать Гигенические требования к условиям обучения.
Жалобу на действия директора, если и он не примет мер, вы можете направить не
только его начальству, но также в санитарно-эпидемиологическую службу.

С наилучшими пожеланиями -

Редакция

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.shkola
Отписаться

В избранное