Права человека в школе

  Все выпуски  

Права человека в школе


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка «Права человека в школе»

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорского союза «Дорога»

http://doroga.karelia.ru/shkola/

dppc@yandex.ru

-------------------------

ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗАКОНА

Права человека в школе

Материалы детской правозащитной газеты "Школа - территория закона"

 

Ого, сколько нас сегодня на нашей Кухоньке собралось! Сейчас мы поставим еще один стол, стулья. Тесновато?

А как наши дети иногда учатся? Бывает, по трое человек за партой в школах сидят. А иногда учеников приходится сажать и за учительский стол – мест ведь не хватает. Ребят в классах много.

Все уместились? Ничего – в тесноте, да не в обиде. Чайку попьем, поболтаем.

Кстати, не так давно нас «обрадовали», что наш класс собираются объединить с параллельным. И если сейчас в каждом классе учится 22 человека, то после объединения в классе будет 44 ученика. Ужас!

Но мы не растерялись и вот чего добились.

 

История вторая. О том, как сделать так, чтобы в классе не было тесно

 

Такого мы не ожидали. Ведь всем понятно, что ни один ученик не сможет нормально учиться в этих условиях. А бедный учитель выбьется из сил.

Но нам очень спокойно объяснили, что, по закону, в классах должно быть не менее 25 человек. Законы нарушать нельзя. Поэтому, увы, придется объединить классы.

Да, с такими вескими аргументами сложно спорить. Но мы попробовали.

Мы стали рассуждать так. Если в классе будет 44 человека, то в кабинете обязательно будет душно. Некоторым ребятам придется далеко сидеть от доски, ухудшится их зрение. Следовательно, пошатнется здоровье наших детей.

За здоровьем школьников следит Госсанэпиднадзор. Туда мы и обратились. Нам объяснили, что по санитарным нормам в классе не должно быть больше 25 человек.

Тихо, тихо! Не смейтесь так, а то чай весь разольется. Но что верно, то верно. Чтобы одновременно соблюдать и санитарные, и финансовые нормативы, мы должны рожать детей в таком количестве, которое можно без остатка разделить на 25. Слабо?

А еще в Центре Госсанэпиднадзора нам сказали, что если в классе 29 человек, то класс закрывать не станут. А вот если больше, то обязательно закроют. Но сделают это только после того, как классы будут объединены.

Конечно, это тоже выход. Однако, к моменту вмешательства санитарной службы, наши дети и учителя успеют испытать немало трудностей. И чтобы это предотвратить, мы решили написать письмо.

 

Управление образования

администрации г. Петрозаводска

………………………………….

 

Уважаемая…………………………..!

 

Мы, родители учащихся … класса … школы, получили от администрации школы информацию о том, что в следующем учебном году планируется объединить … класс и … класс в один. Мы очень обеспокоены этой информацией.

Это мотивируют тем, что, по закону, в классе должно быть не меньше 25 учащихся. Если два класса объединят, то в этом случае в классе будет учиться 44 человека.

Мы прекрасно понимаем, что дети не получат необходимых знаний, а их здоровье пошатнется.

Обоснованность наших опасений подтверждают действующие санитарные нормативы: в «Гигиенических требованиях к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» сказано, что наполняемость класса не должна превышать 25 человек (п. 2.3.1).

Учитель нашего класса – (Фамилия, имя, отчество педагога) – прилагает все усилия для того, чтобы дети получили действительно хорошее образование. В классе, в котором будет учиться 44 человека, сделать это будет невозможно. Ведь в этом возрасте дети требуют особого внимания. Обучение в начальной школе закладывает необходимый минимум знаний, без  которых невозможен прогресс в будущем. Кроме того, мы боимся, что в кабинете невозможно будет установить такое количество парт, помещение не будет нормально проветриваться.

В последнее время, родители идут навстречу школе в решении различных вопросов. На свои деньги мы приобретаем учебники, платим за ремонт кабинетов, туалетов и т.д. Мы надеемся, что сохранение двух классов в прежнем виде будет ответным шагом навстречу нам со стороны школы.

Убедительно просим Вас вмешаться в ситуацию и не позволить объединения … и … классов … школы в один. Надеемся на положительное решение вопроса и на то, что нам не придется отстаивать свою точку зрения в других инстанциях.

О принятом Вами решении просим проинформировать нашего представителя (Фамилия, имя, отчество, адрес представителя).

 

Дата

 

Родители учащихся … класса школы № …

(ФИО, подписи)

 

В итоге, нам не пришлось обращаться в санэпидемстанцию. Власти сами нашли выход из ситуации. Направили в классы новых детей, сделали что-то еще, но классы сохранили в прежнем виде.

Я подумала: интересно, если бы мы, родители, не продемонстрировали нашу готовность отстоять права наших детей, то стали бы чиновники придумывать, как сохранить классы в прежнем виде? Боюсь, что нет. Ведь гораздо легче решить проблему недостаточного финансирования образования за счет детей и учителей. Такова природа власти.

Вы скажете: «Ух, какие! Ведь в наше время никто не роптал, хотя аж по 40 человек в классе учились! И ничего, умненькие.»

Так-то оно так. Ведь и Ломоносов при лучине ученым стал. Так, может, поменяем лампочки на лучину?

Конечно, нет. Наша жизнь должна становиться лучше. Давайте приложим к этому усилия.

 

Вася больше не лох

Четверг. Вася нехотя идёт на урок информатики. Он еле тащит свой тяжёлый портфель. Вася знает, что учитель опять обзовёт его лохом. Иван Петрович любит это делать.

…После уроков Вася специально не пошёл с Петей домой.

- Я в библиотеку, мне доклад готовить…

- Ладно, пока! – сказал Петя.

Но Вася пошёл не в библиотеку. Он стремительным шагом отправился в кабинет информатики, чтобы поговорить с учителем.

- Извините, Иван Петрович. Но мне не понравилось, что Вы оскорбили меня в присутствии всего класса.

- А мне тоже многое в тебе не нравится. Например, то, что ты уже второй раз не делаешь домашнего задания.

- И из-за этого Вы при всём классе называете меня лохом? Это не очень приятно…

- Ну ладно, именно тебя я не буду так называть, – со злостью сказал учитель.

В итоге Вася добился справедливости. И ни на одном уроке информатики Васю больше не обзывали. В отличие от других учеников.

 

Эх ты, Вова!

Урок физкультуры. Все устали от продолжительного бега. Вова уже не смотрел под ноги. На десятом кругу он споткнулся и упал. Вова подвернул ногу! Из-за этого он прибежал чуть ли не последним.

Учитель стал кричать на него:

- Как ты мог показать худший результат!? Ты всегда прибегал быстрее всех!

- Я ногу подвернул! – чуть не плача сказал наш герой.

- Да какая там нога! У меня есть план и ты его должен выполнять! А ну-ка беги ещё пять кругов! Не пробежишь – получишь два!

Бедный Вова с трудом устремился вдаль. Он пробежал ещё один круг. Нога болела, как будто её пронзили стрелой.

Почему же ты, Вова, сразу не пошёл в медпункт? А ведь право на это имеешь!

 

Памяти Моцарта

Урок музыки. Учитель рассказывает биографию Моцарта. Ваня и Рома не слушают учителя. Они разговаривают о компьютерных играх.

Учитель подходит к ним и словами:

- Я Вам не мешаю, молодые люди? – прервал беседу.

- Извините, пожалуйста! - хором сказали дети.

- Какая наглость! Я разговариваю о великих людях! Если бы я, Рома, говорил о твоём отце, я бы разрешил разговаривать всем! Он алкаш и вор. Он сидит в тюрьме. Он не великий человек. Он – вор!!!

- Не оскорбляйте, пожалуйста, моего отца! – воскликнул Рома.

- Да, правда! Что я вдруг заговорил о таких мерзких людях? – с улыбкой сказал учитель.

- Ну, это слишком! – Рома вскочил с места и побежал к директору.

Через десять минут мальчик пришёл в кабинет с директором. Директор отчитал учителя.

- Что Вы! Я вовсе не хотел оскорбить папу Ромы.

В этот день с учителем музыки состоялся серьёзный разговор, а родителей Ромы больше никто не оскорблял.

Иногда отстаивать свои права небесполезно. Но плохие воспоминания никуда не денутся.

 

Мобильник? В мусор!

Дело было в одной из школ города П. Урок географии. Учительница медленно ходит по классу и объясняет тему.

Вдруг раздался звон мобильного телефона. У Димы зазвонил сотовый. Мальчик полез в сумку, чтобы отключить мобильник, но только достал телефон, как учительница вырвала из его рук сотовый и с возгласом:

- Не будешь больше пищать своей игрушкой! – решительным шагом направилась к мусорному ведру.

- Но Ирина Николаевна…

- Замолчи!!! – закричала учительница.

И бедный Дима вынужден был после уроков искать свой мобильник в мусорном ведре, среди фантиков и огрызков, как бомж.

Когда тишину в классе нарушает звонок сотового телефона, это, конечно, нехорошо. Но всё-таки достоинство человека – важнее.

 

Ручка – забавная штучка

Урок изо. Мама привезла Яну ручку с игрой. На уроке у Яна заиграла музыка.

Учительница спросила:

- У кого музыка?

- У меня, - с улыбкой сказал Ян

- Это телефон?

- Нет, Марья Петровна, это ручка.

- А ну-ка, убери её в портфель или не играй с ней.

- Хорошо.

Через некоторое время учительница подошла к Яну и с любопытством спросила:

- Где твоя ручка?

- На парте!

- Я у тебя её отберу, чтобы ты не играл.

- За что?

Без ответа учительница отнесла ручку к себе на стол. Через некоторое время Ян услышал звон своей ручки. Посмотрев на учительский стол, он увидел, что Марья Петровна играет его ручкой. Ян с большим удивлением сказал:

- А почему вы играете моей ручкой?

- А мне захотелось!

- Нельзя отбирать чужие вещи.

- Ты ещё будешь задираться?  

- Я защищаю свои права!

- Я не отдам тебе твою ручку.

После урока Ян подошел к учительнице и поговорил с ней. Учительница отдала ручку ученику и прибавила:

- Чтобы больше такого не было!

Но Ян не совсем понял, чего не должно быть. Не должно быть, чтобы учитель играл на уроке ручкой ученика? Или ученик не должен защищать свои права?

 

Грязная борьба за чистоту

Перемена. Школьная столовая. Петя Блюдечкин спокойно обедает со своим классом. Неподалёку от них дежурный учитель ходит взад-вперёд и следит за тем, чтобы все убирали за собой со столов.

Вдруг, увидев, что две девочки, обедавшие в другом конце помещения, встали, Марья Ивановна подошла, сгребла с соседних столов грязную посуду им на стол и очень громко сказала:

- Живо уберите это всё!

Бедные ученицы были настолько ошарашены, что не смогли ничего возразить и беспрекословно всё убрали.

В конце перемены Мария Ивановна увидела ещё один стол с грязной посудой. Не долго мучаясь, она определила, что за этим столом обедал класс, в котором учился Петя. Во время урока она ворвалась в класс и, накричав на учеников, попросила встать тех, кто обедал в столовой.

После этого она наугад выбрала двух учеников и отправила их убирать за всеми, кто ел на этой перемене и не убрал за собой.

Наверное, после такого способа приобщения учащихся к труду на столах будет оставаться ещё больше грязной посуды.

 

Горький запах каникул

Последние дни учебы в первой четверти. Уже чувствуется запах каникул. Да и многие учителя становятся мягче. Но только не учитель биологии.

- Вам нужна оценка за четверть? – спросила она за несколько дней до конца четверти.

Ну, ответа не требуется, все и так понимают, что нужна. Для того, чтобы её получить, нашему классу пришлось учить пол учебника, чтобы сдать зачет.

«Ну, а как же текущие оценки?» – спросите вы. Учитель сказал: «Они – не главное, главное – зачет!»

А сдавали мы его так. Нас разделили на две группы. Одна группа сдавала на первой паре, а вторая должна была прийти на восьмой и девятый уроки, хотя их даже нет в расписании. И вместо того, чтобы пойти после уроков домой и пообедать, моим одноклассникам пришлось идти и блистать своими знаниями по биологии.

Неудивительно – все, кто сдавали первой парой, получили, преимущественно, хорошие оценки. Ребята, которые пришли после уроков, не смогли настроиться на такой серьезный зачет и многие сдали на два и три.

Вот так у ребят настроение из хорошего превратилось в плохое. И на все каникулы в голове поселился один вопрос: «А что мне делать с тройкой по биологии?»

 

Опоздание опасно для жизни

Во многих школах на ОБЖ ребят учат, как выжить в суровых условиях нашей повседневной жизни. Но в нашей школе все происходит иначе.

Ученики нашего класса получили оригинальное домашнее задание по ОБЖ: выучить обязанности лицеиста. Я и мои одноклассники должны были знать наизусть около 25 пунктов о том, что им можно делать в школе, а чего нельзя.

И вот настало время проверить наши знания. Учитель вызывал учеников к доске и спрашивал: «В пункте 1.5 написано…» И ученик бодрым голосом продолжал его фразу: «Мальчики должны уступать дорогу девочкам».

Поставив пятерки и четверки за знание обязанностей, учитель на этом не успокоился. И решил проверить, а соблюдают ли на самом деле школьники свои обязанности. 

В один из дней практически все пришли на урок вовремя. Но один мальчик опоздал примерно на пять минут. Он объяснил это тем, что долго ждал автобус. Тогда учитель, ничего не говоря, поставил ему в журнал двойку.

Опоздавший возмутился: за что его так «наградили»? Учитель обернулся и сказал: «В пункте 1.1 написано, что опаздывать на уроки категорически запрещается!» Мальчик смирился и спокойно сел на место.

Руководствуясь этими соображениями, учитель и по сей день ставит двойки опоздавшим ученикам. Теперь-то уж точно все поймут, что опаздывать – небезопасно. Вот вам и практикум по ОБЖ.

  

Хорошист превращается в троечника

К концу первой четверти мы с друзьями решили выпустить газету и рассказать в ней о школьных приколах. После тяжких трудов две странички появились на школьном стенде.

Все ученики просто ухахатывались от смешных историй и реплик, которые иногда могут произнести наши учителя. Но у многих учителей улыбку это не вызвало.

На следующий день классный руководитель начала объявлять ребятам итоги четверти.

- Вася, ты закончил с одной тройкой – по русскому.

Я возмутился, так как по русскому языку у меня выходила твёрдая четвёрка. Классная открыла журнал и проверила мои оценки по русскому языку:

- У тебя, а также у Маши и Пети стоят двойки за вчерашний день. Из-за неё тебе и исправили оценку за четверть.

- Но нас вчера не спрашивали! - хором сказали мои одноклассники. Классный руководитель велела нам разбираться с учителем русского языка самим.

На перемене мы подошли к преподавателю и спросили:

- Откуда у нас появились двойки по Вашему предмету? Ведь Вы вчера никого не спрашивали!

Учительница молча достала из ящика стола нашу газету и показала нам. На листах было несколько пометок красной пастой.

- Так как внизу были подписаны имена и класс, я решила оценить эту работу. И проверила все статьи. Смотрите, сколько ошибок вы сделали всего на двух страницах! На что, кроме двойки, вы рассчитываете? Вот потому-то, Вася, мне пришлось снизить тебе оценку за четверть.

Так из хорошиста я превратился в троечника.

____________________

 

Школа – территория закона

 

Материалы детской правозащитной газеты "Школа - территория закона"

Интернет-версия:

http://doroga.karelia.ru/shkola/

E-mail: dppc@yandex.ru

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорский союз «Дорога»


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.shkola
Отписаться

В избранное