Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Права человека в школе

  Все выпуски  

Права человека в школе


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка «Права человека в школе»

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорского союза «Дорога»

http://doroga.karelia.ru/shkola/

dppc@yandex.ru

-------------------------

ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗАКОНА

Права человека в школе

Материалы детской правозащитной газеты "Школа - территория закона"

 

Учёба? Нет, фестиваль!

- Алло? Здесь будет фестиваль «Золотая осень?»

- Нет... Ой, то есть, да!

Такой забавный телефонный разговор можно было не раз услышать в Юниорском союзе «Дорога» незадолго до осенних каникул. Дело в том, что на каникулах «Дорога» решила собрать вместе активистов из разных школ Петрозаводска.

Но как их заинтересовать? Как сделать так, чтобы они действительно пришли? Ломая головы над этими вопросами, мы в конце концов решили: не будем называть этот сбор учёбой школьного актива – ведь на каникулах никому не хочется учиться. Пусть это будет не учёба, а… Фестиваль!

Но важно, чтобы у фестиваля было необычное название. И мы его придумали: «Золотая осень активиста – 2004»!

Как ни странно, это сработало.

 

День первый. Активисты, вперед!

Миша и его одноклассники зашли в Детско-юношеский центр. В актовом зале половина мест была уже занята – скоро начало фестиваля! Наконец, ведущий посвятил всех в свой «коварный план»: оказывается, в этот день должно было проходить самое настоящее реалити-шоу. Название шоу – не какие-нибудь там «Дом-2» или «Голод», а «Активисты, вперед»!

У Миши засверкали глаза – теперь каждый его шаг снимала видеокамера! Так и по телевизору можно будет себя увидеть!

Но не все так просто. По условиям игры, все ребята стали учениками одной школы. Скоро должны состояться выборы в ученический совет. Победит та команда, которой удастся провести в совет своего кандидата. «Учеников» разделили на 6 команд.

Первый этап – предвыборная кампания. Команда решила сделать своим кандидатом Мишу! И закипело…

- Какая будет программа?

- Давайте будем отстаивать права учеников!

- Скорее, нам нужно еще придумать десять листовок!

Полтора часа прошло незаметно. То «Ворд» начинал глючить, то мысли в голову не лезли. Но десять агитационных листовок было выпущено! Ага, и остальные кандидаты постарались – вся стена уже завешена лозунгами и предвыборными программами. Уф, первый этап прошел…

 

- Итак, проходите на свои места и готовьте рекламные видеоролики своих кандидатов, – ведущий дал старт второму этапу.

«Как на настоящих выборах, – подумал Миша. – Даже ролики будем снимать! Но как это делать-то»?

Репетиция, вторая, третья:

- Нужно, чтобы все было естественно!

- Осталось мало времени. Зовите оператора! Сейчас снимать будем!  

И так – кадр за кадром, как в настоящем фильме.

Во взрослых фильмах можно что-то переснять. А ребятам пришлось снимать все сразу «на отлично», без дублей! Но просмотр всех шести роликов ученики приняли на ура! Весь зал хохотал до упаду – задумки режиссеров удались!

 

- Миша, ты нашу программу всю помнишь? Готов?

- Да!

Миша уже шел на предвыборные дебаты. Он не знал, какие вопросы зададут его противники. Миша надеялся на себя.

- Итак, начнем!

Ведущий пригласил к микрофону первого кандидата. Только ученица успела закончить свою речь, как посыпались вопросы. Она бойко ответила на атаку «врагов», и тут наступило время следующего оратора.

Зал шумно реагировал, задавал всем кандидатам вопросы, а группы поддержки усердно выкрикивали лозунги.

А после раздали бюллетени. Голосовать можно было только за трех кандидатов.

Галочки поставлены, бюллетени опущены в избирательную урну, все готово к публичному подсчету голосов.

Первое место заняла Кцоева Алана из Лицея №40. Ребята из ее школы и унесли с Фестиваля главный подарок – магнитолу. Второе место заняла Ксюша Кобзева из гимназии №37, а третье – Фадеев Стас из школы №39.

Жаль, что Миша не вошел в школьный совет. Но зато он здорово провел время с классными ребятами и приобрел кое-какой опыт. Ничего, придёт и его день.

 

День второй. Быть активистом: тупо или круто?

На следующий день Миша опять пришел в Детско-юношеский центр. Но теперь он знал – сегодня будет прикольное ток-шоу!

Как ни удивительно, но количество «выживших» после вчерашнего дня активистов уменьшилось в два раза. Зато можно было обсудить итоги выборов в более «семейной» обстановке. А еще Мише и другим ребятам показали готовую телеверсию вчерашнего реалити-шоу! Так оперативно сработали ребята из Юниорского союза «Дорога».

А потом начались съёмки ток-шоу. Назвать шоу организаторы решили по-молодёжному: «Быть активистом: тупо или круто?» Отвечая на этот незамысловатый вопрос, каждый смог поделиться своим мнением о школьном самоуправлении и узнать для себя что-то новое.

Теперь-то Миша знает, как делается настоящее телевидение! А о том, как делается настоящее самоуправление, он узнает на новых занятиях в Юниорском союзе «Дорога».

 

Алина ВОЛКОВА

 

Как найти управу на учителей?

Здравствуйте!

Спасибо Вам за то, что Вы есть. У меня такие вопросы:

1) Является ли школьник потребителем образовательной услуги или потребителем являются его родители?

2) Нам за контрольную ставят тройки за исправления. Существуют ли какие-нибудь правила определения оценок? Что может сделать ученик, чтобы доказать, что оценка не объективна?

3) У нас на уроках учителя матерятся и обзывают нас дебилами, имеют ли право?

4) Учителя вымогают у родителей деньги. Имеют ли право?

5) Как найти управу на администрацию школы, учителей?

Заранее спасибо.

 

Ответ редакции:

Уважаемый ученик!

Спасибо Вам за интересные вопросы. Отвечаем по порядку.

Вопрос первый. Потребителем образовательной услуги является школьник, а его родители – заказчиками услуги.

Речь в данном случае идёт только о дополнительных платных образовательных услугах. Например, если школа предлагает Вам платный спецкурс по менеджменту, то Вы и Ваши родители заключаете со школой договор об оказании платных образовательных услуг. Вам по этому договору школа оказывает услугу (учит Вас менеджменту), а родители оплачивают Ваше обучение. Примерная форма такого договора утверждена приказом Министерства образования России № 2994 от 10 июля 2003 г. Найти его в Интернете можно по этой ссылке:

http://www.edu.ru/legal/public/default.asp?no=12032078

Что касается Вашей учебы по обычным школьным предметам, то пока это не образовательная услуга, а, скорее, образовательная повинность. Поэтому здесь нельзя говорить ни о заказчиках, ни о потребителях.

Вопрос второй. Оценка может ставиться ученикам только за знания. Систему оценок, согласно Закону «Об образовании», школа выбирает самостоятельно. Это означает, что вопросы контроля успеваемости должны быть оговорены в школьном Уставе и отдельном Положении. Обратитесь к администрации школы с просьбой ознакомить Вас с этими документами.

Доказать, что оценка необъективна, очень просто – нужно показать знания, соответствующие более высокой оценке. По Закону «Об образовании», контроль успеваемости учеников отнесён к компетенции школы – именно школы, а не педагога. Если Вы считаете, что Ваш учитель необъективен, обратитесь к завучу или директору школы с письменным заявлением. Напишите, что Вы не согласны с выставленной оценкой и попросите, чтобы Ваши знания проверил другой педагог.

Вопрос третий. Учителя, конечно же, не имеют права нецензурно выражаться и оскорблять учеников. Это противоречит не только нормам этики, но также Конвенции о правах ребенка и Закону «Об образовании». Обратитесь к директору школы с письменной жалобой, желательно – коллективной.

Вопрос четвёртый. Учителя не имеют права вымогать у родителей деньги. Финансовая помощь школе может быть только добровольной.

Вопрос пятый. Найти управу на школьных работников, которые не уважают права учеников, можно:

·        у непосредственных начальников. Если ваши права нарушает учитель, обращайтесь с жалобой к директору школы. Если и директор нарушает Ваши права, обращайтесь в управление образования местной администрации.

·        в государственных органах, занимающихся защитой прав человека. Вы можете направить жалобу в прокуратуру или Уполномоченному по правам человека в Вашем регионе. В некоторых регионах также есть Уполномоченные по правам ребенка.

·        в правозащитных организациях. Неправительственные правозащитные организации могут помочь Вам консультациями, а при необходимости будут защищать Ваши интересы в суде.

  

Деньги уходят, кактусы цветут

Я хотела бы поделиться своими опасениями по поводу того, куда уходят денежки, которые мы сдаем на так называемую охрану. Где-то год назад у нас появились новые охранники. Теперь мы платим за охрану ежемесячно 150 рублей. Такая, на мой взгляд, далеко не маленькая сумма, объясняется директором тем, что в эти 150 рублей входит еще и постепенная оплата летних месяцев. Никаких квитанций, подтверждающих, что я выплачиваю эту сумму, нет. И вообще, мне кажется, что часть этих денег благополучно уходит в карман нашей директрисы!

Еще я бы хотела пожаловаться на учительницу биологии, которая является моим классным руководителем. Я собираюсь сдавать экзамен по биологии в ВУЗ, но с таким преподаванием это вряд ли возможно! Мало того, что она постоянно опаздывает на уроки, она еще 30 минут занимается своими делами или проводит у нас классные часы. А ее объяснения иногда доходят до маразма. Однажды, объясняя тему, она, приводя пример борьбы с неблагоприятными условиями среды, сказала, что сова сидит внутри кактуса, спасаясь от засухи!

Я написала это письмо в надежде, что кто-нибудь чем-нибудь поможет, или, хотя бы, что многие его прочтут!

 

От редакции:

Уважаемая ученица!

Проблему учителя, который некачественно преподаёт, Вы можете поставить перед директором школы. При этом важно, чтобы Вас поддержали одноклассники или родители. Как минимум, учитель обязан приходить в класс вовремя и не может вместо обучения проводить классные часы. Эту ситуацию любой директор может исправить очень быстро.

Что касается денег на оплату школьной охраны, то этой проблемой лучше заниматься не ученикам, а родителям. Ведь это – их деньги. Они не обязаны их сдавать – все взносы в помощь школе могут быть только добровольными. Родители могут запросить у школы информацию о стоимости услуг охранной фирмы, и после этого решать – доверять директору свои деньги или нет.

Любой директор знает, что сборы денег «чёрным налом» незаконны. Но пока родители доверяют свои деньги школе без всяких квитанций, эти деньги будут оставаться неподотчетными и неподконтрольными.

 

 

Жестокая обида завуча

Добрый день, уважаемая редакция!

Коллектив родителей обращается к вам с просьбой прояснить ситуацию и подсказать, в каком направлении нужно действовать Родительскому комитету, чтобы защитить права своих детей.

В начале пятого класса классным руководителем у нас была поставлена завуч школы Сапогова Нина Николаевна (все имена изменены – ред.). Нашим детям были обещаны золотые горы (уроки психологии, бальных танцев, факультативные занятия по французскому языку и т.д.), а родителям было сказано, что создан авторский класс и все будет замечательно.

По прошествии двух с небольшим лет, т.е. в седьмом классе, классная дама разочаровалась в нашем классе и под незначительным предлогом обиды на родителей за то, что на День рождения класса пришло только 30% родителей, отказалась вести классное руководство в нашем классе. Причем в известность об этом были поставлены только дети, никакого классного собрания или обращения к родительскому комитету высказано не было. Более того, тут же из расписания нашего класса были сняты факультативные уроки французского языка без изменения расписания. На данный момент дети вынуждены во время «дырок» в расписании бегать по улице и нередко опаздывать на следующий за «пустым уроком» урок.

При частной беседе с представителями родительского комитета, пытавшимися сгладить конфликт, завуч Сапогова Н.Н. постоянно выдвигала разные версии случившегося, приводя совершенно детские, на наш взгляд, причины своего ухода.

Директор школы, Широкин Иван Петрович, с самого начала занял жесткую позицию защиты завуча. При обращении к нему представителей родительского комитета, в наш адрес и в адрес наших детей неслись постоянные оскорбления (плохо воспитываете детей, неконтактные дети и т.д.).

На данный момент в нашем классе уже в течение двух месяцев не осуществляется классное руководство, дети не принимают никакого участия в жизни школы, в дневниках детей не проставляются никакие оценки, родителям приходится самостоятельно приходить в школу и выписывать оценки из классного журнала. Более того, некоторые учителя, видимо, пытаясь угодить завучу и поддержать его, нередко оскорбляют детей на уроках, вбивая им в головы, что они самый плохой класс и никому не нужны.

Просим вас подсказать, что нам делать в подобной ситуации, куда обращаться за помощью, и главное, как оградить наших детей от этого негатива, сделать их пребывание в школе комфортным и продуктивным?

 

Ответ редакции:

Уважаемые родители!

Прежде всего, чётко определите проблемы и поставьте их перед директором в письменном заявлении родительского комитета от имени родителей класса.

В частности, Вам необходимо потребовать:

1) Назначить детям классного руководителя;

2) Изменить расписание с тем, чтобы в нём не было «дырок»;

3) Наказать учителей, которые оскорбляют Ваших детей. Приведите конкретные фамилии педагогов, даты, формы и обстоятельства оскорблений.

4) Предоставить Вам копию учебного плана школы и информацию о том, по какой причине администрация отменила факультативные занятия по французскому языку и в какие сроки она их возобновит.

В конце заявления попросите направить письменный ответ о принятых решениях Вашему представителю, укажите почтовый адрес. Закончите письмо тем, что Вы оставляете за собой право обратиться за помощью в вышестоящие органы в случае, если директор не примет необходимых мер.

Нам кажется, после этого директор должен понять серьёзность Ваших намерений. Но если не поймёт – обращайтесь с письменной жалобой в вышестоящее управление образования (приложите копию Вашей жалобы директору).

Будьте готовы к тому, что некоторые учителя попытаются отыграться на ваших детях. Не пропускайте этих фактов, каждый раз реагируйте письменными жалобами. Всё это не очень приятно, но если Вы решите пойти этим путём, нужно будет идти до конца.

  

Былина вторая. Как Вася Муромец с учёбой совладал

Жил-был на свете Вася. Как и все обычные дети, ходил он в школу. Делал домашнее задание и учился неплохо. Но вот только урок ОБЖ он не любил с самого начала. Слишком странно выставляли оценки по этому предмету. Никогда не знаешь, что ты получишь.

Сидит обычно Вася на уроке в окружении своих боевых товарищей, и вдруг:

– Вася! Почему ты опять повернулся в сторону Пети? Два! За поведение.

А бывает и такое: сидят ребята и по очереди читают параграф учебника.

– Леночка, продолжай! – говорит учительница. Леночка читает абзац учебника.

– Молодец,  хорошо читаешь! Пятерка. Вася, продолжай! – и читает Вася.

– Плохо, Вася! Чему тебя в начальной школе учили? Тройка!

«То за технику чтения, то за поведение оценки ставит... Что за глупость?» – подумал Вася.  

Обычно ребята боятся контрольных работ и стараются на них «заболеть», а Вася и его друзья, наоборот, всегда просили учительницу провести хоть одну. Вы скажете: «Что они, сбрендили?» Но нет! Им уже надоело получать оценки за технику чтения.

Когда же, наконец, Васю спросят, как правильно перебинтовать ногу? Зря что ли он весь вечер бинтовал папу?! Несправедливость!

Но когда Вася получил очередную «тройку» за поведение, терпение его кончилось. Он позвал в школу своих родителей.

На следующий день родители Васи серьёзно поговорили с учительницей ОБЖ:

– Почему Вы ставите моему сыну неправильные оценки? Технику чтения у него проверят на литературе.

– Хорошо, я буду ставить объективные оценки. Завтра дам детям контрольную работу.

На следующий день дети сияли от радости. Счастью «глупых» ребят не было предела. Теперь Васю в его классе очень уважают и говорят:

– Ты у нас просто Вася Муромец!

А Вы хотите стать Муромцем? Тогда защищайте свои права!

 

Школа строгого режима

Училась девочка в школе вот уже 8 лет, и всегда беспрепятственно попадала в родную обитель знаний. Однако сегодня наступил переломный день в истории школы. С сегодняшнего дня войти в школу можно только по пропуску.

Заходит ученица и видит, как дорогу преграждает охранник:

- Где твой пропуск?

Девочка, как и остальные ученики школы, тут же стала судорожно искать в портфеле маленькую серенькую книжечку – ученический билет.

Итак, в школу она сегодня попала. А что же будет, если кто-нибудь из ребят забудет свой пропуск? Его, конечно, пустят в школу, но только после того, как поругаются: мол, пропуск надо носить с собой!

На этом нововведения не закончились. На следующий день ученики узнали, что до четвёртого урока никто не имеет права выходить из школы. Объяснили это тем, что администрация школы несёт ответственность за жизнь и здоровье детей:

- А вдруг с вами что-нибудь случится? К тому же, многие на переменах выходят на улицу и курят, а курить на территории школы нельзя.

Вскоре ребята узнали, что даже тем ученикам, у которых счастливый день – меньше четырёх уроков – обязательно нужны записки от классного руководителя с разрешением покинуть школу. Иначе их не выпустят.

Но уж тем более бедные будут те ребята, которые осмелятся курить в школе. Администрация объявила, что тех, кто курит в помещении, будут штрафовать. И, правда, в школе курить нехорошо. Но ведь из школы-то не выпускают!

К сожалению, ученики с этими мерами смирились. А ведь это можно исправить: просто выразить свой протест в письменной форме – написать заявление на имя директора. Ведь в любой школе есть такие люди, которые просто хотят выйти на улицу и ничего плохого делать не собираются.

 

Безопасность и права человека в школе

Обеспечение безопасности в последнее время становится одним из главных вопросов – не только в сфере образования, но и в деятельности государства в целом. Необходимость пересмотра прежних подходов к вопросам безопасности очевидна. Всё больше мы начинаем понимать, что обеспечение права человека на жизнь – это одна из основных обязанностей власти.

Однако, многое из того, что сегодня делается и говорится об усилении безопасности, вызывает недоумение и тревогу. Всё чаще мы слышим призывы «во имя безопасности» ограничить права человека. На наш взгляд, эти призывы опасны, поскольку сворачивание демократии – это путь в тупик.

Очень не хочется, чтобы этим тупиковым путём пошла школа.

Два свежих примера.

Под влиянием событий в Беслане, одна из школ решила ввести пропускной режим. В качестве пропуска выступал… дневник. По утрам у крыльца выстраивалась длинная очередь школьников с дневниками. Что же происходило с теми учениками, которые забыли дневник дома? Их просто не пускали в школу и отправляли домой за дневником.

Вроде бы, верная идея – не пропускать в школу посторонних людей. Но неужели подозрительных граждан, от которых может исходить опасность, нужно искать среди детей, которые с утра пораньше идут с портфелями в родную школу?

Удивительно, что педагоги не понимали, казалось бы, очевидного: отправляя домой ребёнка, который пришёл в школу, мы собственными руками создаём угрозу его безопасности. Ведь неизвестно, куда он пойдёт и что может случиться с ним по дороге. Примечательно, что на школьное нововведение сразу же отреагировали активные родители: они обратили внимание администрации именно на вопрос безопасности детей, и после этого отправлять учеников домой из-за отсутствия дневника перестали.

Этой ситуации не возникло бы, если бы администрация школы понимала, что нарушать права человека – недопустимо. Ведь право на образование в этом конкретном случае означает, что ученик имеет право прийти в школу, а школа обязана его учить. Право на образование не может быть ограничено наличием дневника, пропуска, школьной формы и т.п. Если ученик не выполняет школьных правил (например, не носит дневник), школа имеет право применять к нему дисциплинарные меры, которые предусматривает школьный устав. Но пустить ученика в школу мы обязаны.

Еще одна история. Объясняя это заботой о безопасности учеников, администрация одной из школ перестала выпускать ребят на улицу на переменах. Обосновали эту меру примерно так: «Мы за вас отвечаем, а когда вы выйдете на улицу, с вами может что-нибудь случиться». Что произошло в результате? Школьные уборные оказались прокурены насквозь, и все – и курящие, и некурящие – стали поневоле дышать табачным дымом. Наиболее отчаянные ученики начали вылезать на улицу через окна первого этажа. А главное, тех, кто всё-таки выбрался из помещения, перестали впускать обратно.

Примечательно, что история повторяется. В прошлом учебном году газета «Школа – территория закона», которую выпускает Юниорский союз «Дорога», уже писала о том, как в другой петрозаводской школе происходило ровно то же самое. Однажды зимой ученики этой школы простояли на улице без верхней одежды целый урок. Всё это время охранник и дежурные не открывали им двери. У них было указание директора: «Никого не впускать и не выпускать». Нам было жутко писать об этом: тогда все еще хорошо помнили историю о призывниках, которых заморозили по дороге в воинскую часть.

И вот, то же самое делается снова, теперь уже «во имя безопасности». А на самом деле – приводит к резкому возрастанию количества ситуаций, опасных для школьников. К чести директора школы, увидев мёрзнущих на осеннем ветру учеников, он не стал демонстрировать твёрдость, и отдал охраннику распоряжение впускать тех, кому удалось-таки выбраться наружу. Это уже хорошо – никто из родителей теперь не подаст на директора в суд по поводу воспаления лёгких своего ребенка.

На момент написания этой статьи, детей из школы на переменах по-прежнему не выпускали. Наверное, директор ждёт, когда вылезающий из окна ученик поскользнётся и с переломом окажется в травмпункте. Может быть, после этого всё вернётся на круги своя, в русло здравого смысла?

Вспоминается посещение школы в финском городе Йоэнсуу. Там, наоборот, каждую перемену все ученики должны одеться и выйти на улицу. Кстати, эту линию поддерживают и наши СанПиНы: «Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх» (п.2.9.18). Забота о здоровье школьников – это тоже вопрос безопасности.

И вновь заметим: администрация школы никогда не пошла бы на введение «политики закрытых дверей», если бы она уважала права человека. Действительно, на каком основании администрация школы ограничила возможность учеников выходить из школы? Или, по её мнению, право на свободу и личную неприкосновенность к ученикам не относится? Тогда какой у них статус в школе? Арестованных, задержанных? А как в этом случае определить статус самой школы? Режимное учреждение? Всё-таки хочется, чтобы школа оставалась школой, а ученики в ней чувствовали себя свободными людьми.

Права человека вошли в жизнь нашего общества сравнительно недавно. Очень далеко еще до построения в нашей стране правового государства. Наверное, этими причинами объясняется невнимание к вопросам прав человека при решении различных школьных проблем. Да, мы еще плохо разбираемся в правах человека. Но два примера из школьной жизни, которые приведены в этой статье, наглядно показывают: попытки решать проблему безопасности за счет ущемления прав человека абсурдны. Нельзя сделать жизнь человека более безопасной, отбирая у него права, принадлежащие ему от рождения.

Именно поэтому, задумываясь о новых мерах в области безопасности, школа нуждается в правозащитной экспертизе. В качестве экспертов, консультантов могут выступить специалисты общественных организаций, занимающихся вопросами прав человека. Такое сотрудничество школы и правозащитников необходимо и естественно, поскольку имеет общую цель – повышение защищённости личности.

Д.В. Рогаткин,

координатор Юниорского союза «Дорога»

 

Вечер удался

После уроков у Коли был классный вечер. Вечер проходил в актовом зале.

После вечера все, кроме Коли и его друга, ушли. Коля задержался, чтобы спросить у классного руководителя, скоро ли придёт очередь его дежурства. Только он задал вопрос, как учительница воскликнула:

- Ой, это что такое? – и показала ребятам на дырку в одном из кресел.

- Ничего себе! – сказали друзья.

- Я сейчас приду с нитками и иголкой! Будете зашивать!

- Но это не мы! – сказали два друга.

- Ваш класс! А значит – вы! – возразила учительница

Ребятам не понравилась такая постановка вопроса, и они направились к завучу. Завуч Елена Николаевна пришла в актовый зал и серьёзно поговорила с классной руководительницей.

После этого учительница переменилась в лице и сказала:

- Всё, ребята, можете идти домой.

Я думаю, что если бы учительница попросила у ребят зашить дырку, то они конечно бы зашили. Ведь просьбу надо излагать вежливо. Трудно в чём-то отказать, если тебя об этом хорошо попросят.

____________________

 

Школа – территория закона

 

Материалы детской правозащитной газеты "Школа - территория закона"

Интернет-версия:

http://doroga.karelia.ru/shkola/

E-mail: dppc@yandex.ru

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорский союз «Дорога»


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.shkola
Отписаться

В избранное