Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Вера и школа

В ток-шоу «Ничего личного» на тему «Закон Божий или история религии?» на канале ТВ Центр участвовал мой старинный друг и соратник Владимир Николаевич Осипов, который ведет себя как подлинный праведник и самоотверженно бьется за спасение русского народа и за торжество Русского Православия. И ещё один мой друг, соратник и земляк Сергей Васильевич Скатов тоже выступал убежденно и убедительно. Сильный получился спор. Доминировал диакон Андрей Кураев, неотразимыми аргументами сыпал филолог Виктор Живов, логично противостоял верующим председатель Атеистического общества Москвы Александр Крайнев.

Что преподавать в школе - основы православной культуры или историю мировых религий? Каким государством должна быть Россия - светским или религиозным? Казалось бы, и спорить не о чем. Согласно Конституции Россия - государство светское, но, если все граждане вновь захотят соединить церковь и государство, все можно изменить. Главное - понимать, чего именно мы хотим и каковы последствия осуществления наших желаний. Что должны изучать дети в школе - религию как культуру или постигать основы веры.

С позиций Правой Веры, ни в коем случае нельзя навязывать подрастающему человеку какую-либо религию. Знания необходимо внедрять в мозги, как таблицу умножения или правила дорожного движения, но совесть внутри и весть свыше нельзя вызубрить, можно обрести. К вере восходят или прорываются экзистенциально, как к любви, и Закон Божий не подлежит поэтому школярскому преподаванию, к нему надо подводить и подталкивать другими методами, прежде всего проповедническим даром таких верующих, как Кураев или Живов и, разумеется, митрополит Кирилл – по телевидению, в Интернете. Так будет действеннее, чем на любом уроке. Кто-то обязательно заинтересуется, его зацепит за живое, - и искорка Божья в его душе начнет разгораться, он потянется к вере. А на уроке – непременно будут моменты раздражения, и в итоге естественно отторжение не только от официального тупикового обрядоверия, но и от преподаваемой конфессии вообще. Неужто это непонятно!

Между тем Владимир Осипов заявил буквально следующее – «Почему в школе изучают не историю алгебры, а саму алгебру, когда хотят научить алгебре? Почему в школе предлагают изучать историю религии, а не саму религию?»

Вот так незаметно закладывается бомба под духовное воспитание школьников! Вместо деликатного и индивидуального подведения-поощрения к вере и к возгоранию субъектности в душе – подмена субъектизации социализацией, насильственное вбивание единого для всех шаблона веры в мозг учеников и как следствие отвращение от веры.

Однако здравый смысл, горячо отстаиваемый мудрым православным человеком и очень компетентным ученым Виктором Марковичем Живовым при поддержке диакона Андрея Кураева, в конце концов взял верх. Победителей в таком споре не бывает, но все участники, на мой взгляд, выглядели достойно и представили свои позиции оптимально.

Впрочем, не по себе становится, когда вдумаешься, о чем кипят страсти. Вроде бы умные люди участвуют в таких обсуждениях, а газета "Советская Россия" вообще посвящает целые полосы проблеме преподавания Закона Божьего. Но это же свидетельствует об архаизации общественного сознания, об отбрасывании нынешнего российского общества в позапрошлый век и дальше, в феодализм и опричнину. Правда, этот сдвиг общественного сознания отражает умышленную неофеодализацию общественного бытия России, проводимой шкурно-предательскими верхами. Общественный пыл отвлекается в надстроечные кущи от нерешаемой переназревшей базисной задачи взращивания национального капитала и соответственно прорыва в постиндустриализм. А ведь только взращивание до "критической массы" низовой русской субъектности оздоровит и "дух", и "тело" русского народа. Само нынешнее шараханье "Обучить Православию!" свидетельствует о метаниях и болезнях заблудшей русской православной души.


В избранное