Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Потешная эсхатология

В воскресные дни просматриваю прессу за неделю, и в еженедельной газете «Завтра» наткнулся на интригующий материал – сотрудники журнала «Политический класс» и издатели «Эсхатологического сборника» Дмитрий Андреев и Вадим Прозоров отвечают на вопросы главного редактора Александра Проханова. «Эсхатологический сборник» издан в серии «Миф. Религия. Культура», шапка - Российская академия наук. Научный совет «История мировой культуры». Комиссия по социокультурным проблемам глобализации. Институт Африки, ответственные редакторы – Андреев Д.А., Неклесса А.И., Прозоров В.Б. (Санкт-Петербург: Алетейя, 2006. – 557 стр.). Ознакомиться со сборником можно в библиотеке сайта «Интеллектуальная Россия – ИНТЕЛРОС». Данная книга во многом продолжает вышедший несколькими изданиями под редакцией Сергея Фомина сборник «Россия перед вторым пришествием: материалы к очерку русской эсхатологии» (Москва – Санкт-Петербург. Издание 3-ье, 1998).

Статьи «Эсхатологического сборника»: 1. Евгений Афонасин. Гностическая эсхатология и космология. 2. Вардан Багдасарян. Апокалипсис – сегодня: эсхатологические поиски в современной России. 3. Владимир Баранов. Византийские учения о воскресшем теле Христа. 4. Гейдар Джемаль. Общество и время: глобальный механизм отчуждения. 5. Максим Калашников. Нейрономика: жизнь в стиле action. 6. Дов Конторер. «Доколе не придет [в?] Шило». 7. Николай Котрелёв. Эсхатология у Владимира Соловьёва: к истории «Трёх разговоров». 8. Борис Межуев. Владимир Соловьев в контексте его эсхатологических воззрений. 9. Александр Неклесса. Культура смерти. 10. Вадим Прозоров. Реальность плоти воскресшего тела: спор Григория Великого с Константинопольским патриархом Евтихием. 11. Станислав Хатунцев. Мотив «китайской угрозы» у К.Н. Леонтьева и «леонтьевские» мотивы в «Трёх разговорах» Вл.С. Соловьёва. 12. Сергей Фомин. «Царь в саккосе»: к восстановлению Симфонии в России. 13. Егор Холмогоров. Политическая эсхатология. 14. Сергей Чесноков. Ключ к пониманию: анонимность «Эсхатологической фантазии» Л.А. Тихомирова «В последние дни» и апокалипсический сюжет первомартовского цареубийства 1881 г. 15. Вадим Цымбурский. Апокалипсис на сегодня.

12 ноября 2006 года я посетил собрание Лиги консервативной журналистики, на которой Дмитрий Володихин вручал премию этому сборнику, и написал заметку «О прикладной эсхатологии, а также о недвижимости и движимости». Глава ЛКЖ при вручении сказал (http://www.apn.ru/opinions/article10870.htm):

«Ну а группа составителей «Эсхатологического сборника» известна в экспертном сообществе как раз многим, она и лидировала бесспорно: Дмитрий Андреев, Александр Неклесса и Вадим Прозоров. «Эсхатологический сборник» представляет собой эксперимент смелый и, в общем, удавшийся. Составителям удалось соединить современную науку, богословие и мистические представления так, что… «никто не ушел обиженным». В религиозно-публицистической ипостаси или же чисто научной сборник превратился бы либо в очередную вариацию «Вех», либо в очередные «Некоторые проблемы некоторых вопросов». Составители отыскали абсолютно правильную равнодействующую, и книга получилась одновременно вполне современной и традиционной… Можно увидеть перст судьбы в том, что премию имени иеромонаха Тимофея, первого русского ректора, получает группа, в составе которой два действующих преподавателя исторического факультета МГУ.

Тематика актуальная, ведь по всем признакам наступили Последние Времена, в которых нам предстоит принять самое активное участие, и летом 2003 года я написал цикл статей о «прикладной эсхатологии» как сердцевине Правой Веры. Но, увы и ах, беседу Александра Проханова с издателями «Эсхатологического сборника» иначе, чем вульгаризацией темы эсхатологии и превращения её в потешную, трудно назвать. Хотя бы потому, что апофеоз беседы – провозглашение Путина сакральным царем и богомольцем, который с третьей попытки попал на Святую Гору (Афон). Мол, «царское богомолье, царское паломничество на Руси имело особый сакральный смысл, и Путин словно возрождает эту традицию». И на сайте газеты «Завтра» фотомонтаж – Владимир Путин в виде Юлия Цезаря (Завтра, Москва, 2007 сентябрь, № 37 /721/, с. 4).

Пусть я с Дмитрием Андреевым дружески общался на фуршете, и он мне дал Сборник, все же не могу не выразить недоумения по поводу следующего его пассажа об успехе третьей попытки Путина проникнуть на Афон 9 сентября 2005 года: «Это произошло спустя несколько дней после выступления, в котором президент объявил о приоритетных национальных проектах. То есть, по сути, дал реальное наполнение суверенной демократии как альтернативе западной гностической постдемократии».

Подобные попытки найти глубокий смысл на мелком месте меня удручают. А как тогда эсхатологически истолковать кадр телехроники – Путин вечером в день своего избрания на второй срок на фоне горящего Манежа? Или Путин через день-два после канонизации Николая II в ситуации с гибелью атомного подводного крейсера «Курск» в августе-2000?

Но Дмитрий Андреев продолжает клеймить сатанинско-гностический Запад (и прежде всего США) и апологетизировать Путина как чуть ли не спасителя человечества, хотя это просто смешно:

«В этом году после знаковой мюнхенской речи последовало не менее знаковое посещение президентом России места крещения Иисуса Христа на реке Иордан во время его визита в Иорданию. Путин лично спускался к реке, к тому самому месту, где, как считается, и произошло Богоявление, то есть во время крещения Иисуса Иоанном Предтечей была явлена вся Троица: Бог Отец (глас, раздавшийся с небес), Бог Сын (стоящий в водах Иордана Иисус) и Бог Святой Дух (голубь). Путин почтил эту святыню омовением рук в водах Иордана.

Причем этот демонстративный шаг был сделан за несколько дней до громкого события, произошедшего в конце февраля в Нью-Йорке, где известный режиссер Джеймс Кэмерон представил публике свой новый фильм "Утраченная могила Иисуса" и две гробницы, в которых, по его утверждению, покоились останки Христа и Марии Магдалины.

Антихристианские инсталляции подобного рода - явление нередкое на Западе. Однако в данном случае обращает на себя внимание причастность к новому "разоблачению" Джеймса Кэмерона - человека весьма эзотерического, снявшего несколько лет назад легендарный "Титаник", изобилующий, кстати сказать, целой чередой перевернутых евангельских смыслов и образов. Вероятно, не случайно и то обстоятельство, что в подготовке нового "перформанса" Кэмерона задействованы влиятельные фигуры из Демократической партии США. Есть версия, что с началом демонстрации "Утраченной могилы Иисуса" американские демократы намеревались развернуть широкую пропагандистскую кампанию по укреплению межконфессиональной толерантности в американском обществе.

На этом фоне омовение рук в Иордане - превентивный шаг, свидетельствующий о суверенитете России. На этот раз - суверенитете культурно-цивилизационном. Накануне нью-йоркской акции, призванной поколебать основу христианства - догмат о троичности, - президент России демонстрирует прямо противоположное. Обращает на себя внимание и то, что Путин омыл именно руки, а не лицо - повторил действия не Иисуса, а именно Иоанна Крестителя. То есть здесь прослеживается аналогия с Предтечей - тем, кто своими действиями предваряет приход кого-то несравненно более значимого».

К счастью, отнюдь не все читатели газеты «Завтра» воспринимают всерьёз вумствования наших интелей и не принимают навязываемый «эсхатологами» «культ личности» Путина:

Школьник:
Очередная демагогия

Прохановед:
А вот Александр Ципко в сегодняшнем номере "Литературной Газеты" прямо так и пишет: "У Путина сначала было слово". Какую патриотическую газету нынче ни открой, всюду обнаружишь образцы постмодернистского богословия с явным "неогностическим" уклоном. Кто-то Евангелие от Иоанна редактирует, а кто-то разрабатывает очередную "прикладную эсхатологию"... Христиане! Почто ереси терпим?

Житель:
А в свое время генерал Леонов договорился до того, что нашел-таки физиономическое сходство нашего героя и Цезаря ... болезнь, оказывается, заразна.

Скрипка:
Гораздо стало интереснее читать комментарии, чем сами статьи газеты "Завтра". Задумайтесь, Проханов, мы Вам верили очень долго

Полкан:
Какая чушь :-(
Дурдом в натуре :-), "нумерологии" маловато!

Ni-s:
В.В.П. нужно слетать в космос туристом (здоровье вроде бы позволяет), тогда уж он точно станет "спущенным с небес" и "богоданным" - можно будет сразу в цари выкрикивать! И проблема столь чаемой православными монархии для России будет решена. В.В.П. останется только решить проблему наследования по мужской линии...

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Есть мудрая русская поговорка – заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет. Модной стала эсхатологическая тематика, и не просто модной, но и актуальной и реальной, - и сразу пытаются приспособить её к политическим заказам, в том числе к заказу на «интеллектуальные» обоснования царских полномочий Путина.


В избранное