Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


История идет кругами

Век нынешний и век позапрошлый в России – недосубъектность, полуфеодальное самодержавие с элементами рыночной экономики. Поэтому схожи экономические проблемы и социальные коллизии. Держиморды давят национальный капитал, радикалы-субъектники саможертвенно бросаются на десубъектизаторов. И снова те же нерешенные задачи буржуазно-демократической революции.

Советская власть смогла социализировать низы, приобщить их к грамотности и культуре, дать пищу и жилье, но, в отличие от китайских коммунистов-дэнсяопиновцев, не пошла на высвобождение низовой субъектности, на поощрение личной заинтересованности в результатах труда, на развитие низового хозрасчета и предпринимательства. Не имея корней в самодостаточной собственности и соответственно перспективы самореализации, советские люди впали в шкурничество и соблазнились Золотым Тельцом. И Марат Ахтямов пишет в своем блоге:

«посмотрел ночью фильмец, типо для молодежи "Даже не думай". да уж. Эти лохи савеццкие в своих фильмах раньше учили молодежж разумному, доброму вечному. Атцтой и скукота. То ли дело щаз - и инструкцию, как мочить своего врага в сортире (слава Путену!) со спины бутылкой шампанского по кумполу, и планец как пушку добыть, и как гоп стоп организовать – все расскажуть все покажуть красивые гарные хлопцы. Пущай молодежь побесицца, лишь бы в политику не лезло.

в общем, как писал Буренин в тыща восемьсот лохматом году:

Брось честный труд, науку - позабудь
Идей свободы пылкие приманки:
Иной есть путь, прекрасный, вольный путь:
Скорей займи кассира место в банке -

И постарайся миллион стянуть...
Тогда пойдут пиры и содержанки,
К тебе начнут аристократы льнуть,
Чтоб им на векселя ты ставил бланки;

И будешь ты и славен и велик,
И счастье жизни будет не из книг
Твоей душе ликующей знакомо;

И адвокат, судья и прокурор
К тебе преклонят с завистию взор
И прорекут с восторгом: "Eссе homo!" *

* вот человек (лат)

И блоггерша-учительница Марина (iskraa) из Подмосковья горько комментирует – «От чего ушли к тому и пришли». И в своем блоге сожалеет:

О, русское светлое поле,
Мещера всех сердцу милей,
Все близкое мне, дорогое,
Земли нет на свете родней.
Беспечное, милое детство,
Веселая юность моя...
Мне жаль, что погас наш советский
К свободе манящий маяк.

Стихотворение Виктора Буренина Ecce Homo (1881) из цикла «Современные сонеты» провидчески перепечатано на закате не справившегося с вызовом постиндустриальной модернизации Советского Союза через столетие в 1983 году (Русский сонет: Сонеты русских поэтов XVIII – начала XX века. Москва: Советская Россия, 1983, стр. 195-196). И сам Виктор Петрович Буренин – как бы летописец и зеркало завихрений нашей истории.

Родился он 7 (19) марта 1841 года в Москве, скончался 15 августа 1926 года в Ленинграде. Он - русский поэт, известный критик, драматург и публицист. Сын архитектора, учился в московском дворцовом архитектурном училище. Литературную деятельность начал в 1861 (корреспонденция в герценовском лондонском журнале «Колокол»).

Первыми печатными произведениями его были юмористические куплеты: "Шабаш на Лысой горе, или Журналистика в 1862 г." (в "Искре" 1862 г.) и "Драматические сцены" по поводу выхода "Современника" (в "Современнике" 1863 г., кн. 4), за подписью "Владимир Монументов".

На страницах "Искры" 1863 - 1866 годов появился ряд юмористических стихотворений Буренина. В 1863 г. в журнале "Зритель" Буренин поместил ряд стихотворений оригинальных и переводных, а также юмористических очерков в стихах и прозе под разными псевдонимами.

В 1863 г. Буренин переселился в Санкт-Петербург, где в первые годы не покидал своей профессии архитектора, состоя помощником архитектора по клинике баронета Виллие. В это время появляются его переводы стихотворений Барбье, Томаса Гуда, Виктора Гюго, Гейне, Байрона, Альфреда де Мюссе, Альфреда де Виньи, Гуцкова, Кальдерона, Леопарди, Ариосто и др. Некоторые из них были напечатаны в "Библиотеке для чтения" Боборыкина , в "Русском Слове" Благосветлова и в "Вестнике Европы" (с 1868 г.), "Беседе", "Деле"; писал также в "Неделе" (под псевдонимом "Благонамеренного гражданина"), в "Отечественных Записках" редакции Некрасова; здесь в числе различных пьес Буренина, переводных и оригинальных, был напечатан ряд юмористических его стихотворений-пародий под общим заглавием "Военно-поэтические отголоски" (1871, кн. 1 и 3). Эти стихотворения подписаны псевдонимом "Выборгский пустынник" так же, как и "Песнь о Педефиле и Педемахе" (вышучивание Каткова и Леонтьева), напечатанные в том же журнале (1871, кн. 6).

Начиная с 1865 г., Буренин отдался преимущественно газетной деятельности, работая в качестве одного из постоянных сотрудников "Санкт-Петербургских Ведомостей" редакции В.Ф. Корша , где еженедельно, почти в течение 10 лет, появлялись его обзоры "Журналистики" и критические фельетоны, подписанные буквою Z. Под псевдонимом "Маститого Беллетриста" он печатал там же свои рассказы и повести.

Наравне с А.С. Сувориным, Виктор Петрович Буренин был один из видных застрельщиков воинствующего либерализма. Его язвительные насмешки над консервативными писателями "Русского Вестника" так ожесточили последних, что по проискам их у Корша в 1874 г. была отнята газета.

Но вскоре деятельность Буренина изменяется до неузнаваемости. Он становится членом редакции газеты "Новое Время" и одним из главных застрельщиков реакции 1880-х годов. Еженедельно появлялись его "Критические очерки" и время от времени пародии и памфлеты в стихах под псевдонимом "Граф Алексис Жасминов".

Отдельные сборники сочинений Буренина: "Очерки и пародии" (СПб., 1874); "Былое", стихотворения (СПб., 1880); "Стрелы", стихотворения (СПб., 1880; 2-е изд., СПб., 1889); "Песни и шаржи", новые стихотворения (СПб., 1886); I - "Мертвая нога" (таинственный процесс) и II - "Роман в Кисловодске" (3-е изд., СПб., 1889 - две повести); "Из современной жизни. Фельетонные рассказы Маститого Беллетриста и пр." (СПб., 1879); "Критические очерки и памфлеты" (СПб., 1884); "Литературная деятельность Тургенева. Критический этюд" (СПб., 1884); "Критические этюды" (СПб., 1888); "Хвост" (собрание пародий, 1891; 3-е изд., 1893); "Пипа и Пуся", юмористические рассказы" (СПб., 1894); "Голубые звуки и белые поэмы" (1895).

Буренин написал либретто к опере Ц. Кюи "Анджело" (СПб., 1875) и драматические произведения: "Медея" (СПб., 1884, в сотрудничестве с А. Сувориным); "Мессалина" (1885); "Смерть Агриппины" (СПб., 1886); "Комедия о княжне Забаве Путятишне и боярыне Василисе Микулишне" (М., 1890); "Пленник Византии" (драма, 1893); "Диана Форнари" (драма, 1894); "Все хорошо, что хорошо кончилось" (комедия, 1893); "Матрона Эфесская" (оперетта, музыка Иванова ); "Ожерелье Афродиты" (драма, 1896); "Потонувший колокол" (перевод сказки-драмы Г. Гауптмана, 1897); "Сердце принцессы Озры" (1898); "Забава Путятишна" (текст к опере, музыка М. Иванова, 1897); "Не знаешь, где найдешь" (комедия, перевод); "Женщина с кинжалом"; "Нерон" (трагедия, перевод); "Императрица Византии" (драма) и др. Часть драматических произведений вошла в сборник "Театр" (т. I-II).

В энциклопедиях пишут, что Виктор Буренин, «как лирик, превосходно владеет стихом; очень удачны его переводы иностранных поэтов; в оригинальных серьезных стихотворениях раннего периода чувствуется поэтическая жилка. Часто блестяще остроумны, при всей своей грубости, пародии и шаржи Буренина. Как критик он лишен определенных критериев, вялый в тех чрезвычайно редких случаях, когда хвалит, ярок только в своих отрицательных оценках. Все литературное движение последних 40 лет находило в нем ожесточеннейшего противника.
Но литературная физиономия Буренина определяется не столько этим враждебным отношением, сколько теми приемами, к которым прибегал критик в своих выпадах. В академических выражениях эти приемы не могут быть охарактеризованы. Все то, что неразрывно связано с представлением о "Новом Времени", в лице Буренина получило свое наиболее яркое выражение».

Пять томов его Сочинений опубликованы в Санкт-Петербурге в 1912-1917 годах, а в советское время его стихи под редакцией и с примечаниями Исаака Григорьевича Ямпольского изданы в книге «Поэты «Искры»» (Ленинград, 1933).

Думается, Виктор Петрович Буренин достоин монографии. Его борьба с идеологическими обоснованиями различных исторических тупиков, актуальных в России по сей день ввиду нерешенности задач субъектно-демократической революции, - поучительна и интересна. Ибо схожие исторические циклы порождают схожие вызовы и схожие ответы на них.


В избранное