Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Татары нашей судьбы

Мы, разноэтнические-разноязыкие насельники «Сердцевинной Земли» (геополитический Heartland Евразии), тысячелетиями – со времен Великого Ледника – переплетались друг с другом на наших необъятных просторах от Средиземного моря до Тихоокеанских морей, от Северного Ледовитого до Южного Индийского океанов. В наших жилах течет кровь всех наших народов. У каждого – в разной пропорции, но все люди происходят от Адама и Евы, а евразийцы – и от Иафета (Яфета), младшего сына праотца Ноя. Яфетиды – это не только индоевропейцы (арии), но также индуцированные-инфицированные ими другие народы евразийской степи (прежде всего тюрки) и отчасти угро-финские лесовики и кавказские горцы, а также во многом сино-монгольские, палеосибирские и северные племена.

Наткнулся на блог крещеной, судя по всему, особы татарско-кряшенского происхождения jawgin (дата рождения 12 июня 1981 года). Сначала приводятся цели (они же направления деятельности) Московской татарской православно-христианской общины (МТПХО):

1. Координация и осуществление миссионерской и катехизаторской деятельности среди татар.
2. Осуществление тесного молитвенного общения среди православных татар, развитие татарского языка как богослужебного.
3. Осуществление социального служения.
4. Представление интересов православных татар в различных организациях.
5. Налаживание тесных связей между православными татарами, где особую важность приобретают связи православных татар-кряшен с другими православными татарами.
6. Развитие общетатарской культуры – пропитывание ее Православием, где особую важность приобретает развитие культуры кряшен; удовлетворение культурных потребностей православных татар.
7. Обращение внимания православной общественности на выполнение заповеди о единстве во Христе, где «нет ни эллина, ни иудея»; противодействие появлению национализма.

Интересна справка от 1 сентября 2007 года «Православные татары»:

«Почти все знают, что многие татары исповедуют Православие. Однако, не многие знакомы с историей православного Христианства среди татарского народа, с обычаями и традициями православных татар, с основами православной веры, а также с нынешними позициями Православия среди татарской нации.

Как известно, основные предки татар – это кыпчаки, вернее сказать, три потока кыпчакской общности: куманы (можары), заволжские татары (новые болгары), мангыты (ногаи).

Куманы – западные кыпчаки и кыпчакизированные нетюркские племена (угро-финские, славяно-балтские), расселившиеся от Волги до Днепра и далее, от реки Кума (Кумань) и Кавказских гор до реки Москвы и далее.

Заволжские татары – кыпчакские и кыпчакизированные некыпчакские племена (чувашские, угро-финские, возможно славяно-балтские), расселившиеся ниже реки Камы до Каспия, от реки Волги до реки Урала (Яика).

Мангыты - кыпчакские племена, расселившиеся от реки Урал далее на восток и юго-восток.

Именно эти три потока сошлись в государстве Золотая Орда, которое они и создали, получив общее название – татары или нугаи (так иногда до сих пор называют в Средней Азии современных татар).

История Православия среди всех предков татар берет свое начало с апостольской проповеди, когда святые апостолы, следуя словам Христа: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». (Евангелие /Инжил/ от Марка 16:15, 16), «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Евангелие /Инжил/ от Матфея 28: 18-20)», - и, движимые Духом Святым, шли и проповедовали Христа во всех народах.

Известно, что святые посланники Аллаха – апостолы успешно действовали в Прикаспии и в Средней Азии. Особенно успешной в Прикаспии была миссия в V-VI вв, когда предки татар, и вместе с ними многие кавказские народы входили в Православные Церкви Зихии и Алании. Также многие жители Средней Азии издревле приняли Христианство или в истинном – Православном виде (центр его находился в Мерве), или в виде несторианства.

Иными словами, все предки татар до VII-IX вв. были частично язычниками, а частично – христианами. Лишь потом появились группы мусульман, да и то, только среди заволжских татар, в то время как среди куманов и мангытов ситуация была прежней – либо христиане, либо язычники, о чем есть многочисленные свидетельства. Но и среди заволжских татар (новых болгар) были православные общины, характерный пример – святой мученик Авраамий Болгарский.

Как известно, в Золотой Орде была относительная веротерпимость до правления Узбек хана. Есть свидетельства, что в этот период многие татары исповедовали Православие, например, об этом свидетельствуют письма Константинопольского Патриархата. До самого распада Золотой Орды православных татар окормляла Сарайская Епархия, хотя после правления хана Узбека исповедовать Христа, не опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких, татарам было не просто.

Казалось, что все татары стали мусульманами, но факты существования групп православных татар, предки которых не имели никакого отношения к мусульманам, говорят нам об обратном. Такие группы встречаются не только среди татар-кряшен, но и среди других татарских общностей. Например, среди крещеных татар Рязанской и Тамбовской губерний (православных касимовских татар) есть интересная группа – бордаковские татары. Документы фиксируют полное отсутствие следов мусульманской культуры среди бордаковских татар. С другой стороны, многие татары, рождаясь в исламской среде, принимали и принимают Православие, эта традиция имеет свою более чем тысячелетнюю историю, начиная со времен святого мученика Авраамия Болгарского.

Кроме мученика Авраамия Болгарского, есть святые татары и потомки татар, также прославленные в лике святых. Это и святой преподобный Петр Ордынский, и святые мученики Стефан и Петр Казанские, и святой Серапион Кожеозерский, и святой Пафнутий Боровской, и другие.

Особого разговора требует история православного Христианства среди татар после распада Золотой Орды и образования татарских государств…

Наличие больших общин православных татар, сохранивших Христианство во время страшных атеистических гонений, свидетельствует о том, что православные татары приняли Евангелие Аллаха не под нажимом царского правительства, ибо, начиная с 1905 года, никто не мешал православным татарам возвратиться к языческому или к исламскому образу жизни, а по зову сердца, познавшего Истину - Христа.

Когда мы говорим «православные татары», мы подразумеваем сразу и тех, кто христианин от рождения, и тех, кто в сознательном возрасте принял Христа, в этом же значении употребляется словосочетание «крещеные татары». Однако, иногда словосочетание «крещеные татары» употребляется применительно к некоторым татарским этническим общностям. Это общности, большинство представителей которых исповедует Православие - кряшены, нагайбаки, обрусевшие православные касимовские татары (крещеные татары Рязанской и Тамбовской губерний, рязанские татары) и чулымские татары. Про чулымских татар следует отметить, что часть их говорит на татарском языке, а часть на хакасском.

Так как татарская культура чрезвычайно многообразна, состоит из многих субкультур, то нельзя, говоря об общетатарской культуре, подразумевать только одну из них, например, казанско-татарскую, а нужно учитывать все татарское культурное пространство. Значит, говоря об обычаях и традициях православных татар, как христиан от рождения, так и тех, кто принял Христа в сознательном возрасте, мы будем учитывать все это пространство.

Традиции и обычаи православных татар можно подразделить на собственно православно-христианские и народные, не противоречащие Христианству, органично вписавшиеся в православно-татарскую культуру.

Православные татары отмечают все церковные праздники, величайшим из которых является Воскресение Господа нашего Иисуса Христа – Пасха Кён (Оло Кён, Бяйрямнен Бяйряме, Кызыл йомырка Бяйрям). Далее идут великие двунадесятые праздники и воскресные дни:

Ходай Иисус Христоснын тыуыуы (Раштуа бяйрям, Раштыва бяйрям, Роштва) – Рождество Христово;
Ходайыбыз Иисус Христоснын Чумылыуы (Качману) – Крещение Господа (Богоявление);
Ходай Иисус Христосны карышы алыу – Встреча Господа (Сретение);
Ходай Иисус Христоснын Иерусалимга кереуе (Бермянчек, Вирбя бяйрям, Вирмя бяйрям) – Вход Господа в Иерусалим;
Изге Кыз Марияга арыу хабяр айтелеу – Возвещение архангелом Джабраилом Пресвятой Богородице Деве Марии воплощения от нее Бога Слова (Благовещение);
Иисус Христоснын кюккя кютярелеуе – Вознесение Господа;
Троицын кён (Тройсын, Трисун, Жапрак бяйрям) – день Пресвятой Троицы (День сошествия Духа Святого на святых апостолов);
Ходай Иисус Христоснын жактырылыуы (Спас) – Преображение Господа;
Алланы Тыудырган изге Кыз Мариянын дёньядян кючеуе – Успение Пресвятой Богородицы;
Изге Кыз Мариянын тыуган кёне – Рождество Пресвятой Богородицы;
Ходайнын кадерле Качын кютяреу – Воздвижение Креста Господа;
Алла Анасы изге Кыз Мариянын келяу ойоня кереуе – введение во Храм Пресвятой Богородицы.

Воскресение кён (Якшямбе) – каждый воскресный день празднуется Воскресение Господа Иисуса Христа.

После великих двунадесятых праздников и воскресных дней идут другие церковные праздники, среди них:

Христоснын киселеуе – Обрезание Господа,
Ходай алдыннан килеуче Иоанн пагамбярнен тыуыуы – Рождество пророка Иоанна Крестителя Предтечи Господа;
Изге Апостоллар Петр белян Павел (Питрау) – Святые апостолы Петр и Павел;
Чумылдырыучы пагамбяр Иоаннын башы киселеу – Усекновение (отсечение) головы святого пророка Иоанна Крестителя;
Алла Анасынын бёркяб тороуы (Пыкрау) – Покров Пресвятой Богородицы
и другие праздники.

Празднуется период святок – дни между Рождеством Христовым и Крещением Господним, татарское название святок – Нардуган (Рождение Света). Во время празднования Питрау проходят широкие народные гуляния, особенно в сельской местности. Многие православные татары празднуют Сабантуй.

Что касается имен – то здесь царит многообразие и творчество. У православного татарина бывает сразу несколько имен. Первое имя – имя, данное человеку в Святом Крещении, соответствующее имени какого-либо святого. Например, это может быть святой Димитрий, святой Роман, или же святой Омир, святой Ахмед, святой Азат, святой Абу – есть такие православные святые. Второе имя – имя по паспорту, оно может соответствовать первому имени, а может и не соответствовать. Например, человек может получить при Крещении имя Роман, по паспорту быть Рустамом. Третье имя – имя, данное в Крещении, произносимое по-особому.

Например, Серафим – Сарапый; Степан – Чтапан, Чтепи; Петр – Петтер, Питрей, Питук; Иоанн – Имаш, Ибаш, Ибуш, Ибан, Иван; Даниил – Даниял; Павел – Павал; Екатерина – Кятерня, Кятюк; Анастасия – Начтук, Начти, Начта, Нычтый; Варвара – Барый, Барук, Барбара, Баруш; Анатолий – Натоль, Туля; Семен – Симун; Григорий – Гёргери; Георгий – Гюрги; Василий – Бячли; Александр – Искандер, Сандыр; Афанасий – Апанас, Пунька
и т. п.

Можно встретить православного татарина с именем по паспорту Марат, в Крещении – Димитрий, а в кряшенской деревне его будут звать Метрей, Метук или Метрах. А можно встретить православного татарина с именем по паспорту Ахмет, в Крещении Ахмед, и звать его везде будут тоже Ахмет.

Также разнообразны фамилии и отчества православных татар. Если только начать их перечисление, то в одном ряду окажутся такие фамилии, как: Давлекамов, Абдурахманов, Ахмадуллин, Исламов, Амиров, Губайдулин, Ибушев, Иванов, Емельянов, Сахабутдинов, Сафронов, Сахаров, Степанов, Харитонов, Павлов, Тимофеев, Назаров, Сауков, Халдеев, Куланчаков, Тургенев, Кастров, Ширинский, Бухаров, Янышев, Кудашев, Казанцев, Карбышев, Минин, Урусов, Юсупов, Бикжанов, Макаров, Глухов, Родионов, Михайлов, Евстафьев, Ефимов, Артемьев, Ахметов, Кутдюсов, Сабиров, Киреев, Дунаев, Григорьев и т. д.

Поэтому, встретив Иванова Ивана Ивановича, будьте готовы к тому, что он – настоящий татарин, и, встретив татарина Рината Гумяровича Исламова, будьте готовы к тому, что он – искренне верующий православный христианин.

Что же объединяет представителей татарских этнических общностей, носящих столь разные имена, отчества и фамилии? Нас объединяет Христос – Алла Улы. Нас объединяет Православие. Основы православной веры кратко изложены в православном Символе веры. Здесь мы приведем его текст на русском и богослужебном татарском (церковно-татарском) языках.

1. Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого же всего и невидимого.
2. И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного рожденного, Который рожден от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного несотворенного, одной сущности с Отцом, Которым все приведено в бытие.
3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес, и воспринявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святого, Господа, творящего жизнь, от Отца исходящего, совместно с Отцом и Сыном поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. В Единственную Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.
10. Провозглашаю вслух Одно Крещение для уничтожения грехов.
11. Надеюсь на воскресение мертвых,
12. и жизнь будущего века. Аминь (истинно так).

1. Ышанамын бер Алла Атага, буган нястялярне Тотоучы диб, кюкне, жирне, кюреня торганны, кюренмей торганны барысын да Ул булдырган диб.
2. (Жяня ышанамын) бер Ходай Iисусъ Христоска, Алланын жангыз тыуган, жактыдан чыккан жактыдый, чын Алладан тыуган чын Алла диб, тыуган, жаратылган тёгёл, У`зе Ата белян бер, барын да Ул булдырган диб.
3. Без кешеляр ёчён, безне коткарыр ёчён кюктян ин`еб, Святый Тын кыуаты белян Марiя Кыздан тяннянеб кеше булган диб.
4. Понтiй Пилатъ багытында безнен ёчён качка кадакланыб, азабланыб, у`леб кюмелгян диб.
5. О`чёнчё кёнёндя у`лгян жиреннян Алла княгясендягеча терелеб торган диб.
6. Кюккя кютярелеб, Атанын ун` жагыннан утырган диб.
7. Терелярне, у`лгяннярне тикшереб айырырга ололок белян тагы килясе, падшалыгы ич тя бетясе тёгёл диб.
8. (Жяня ышанамын) Святый Тынга, тере итеу`че Ходай диб, Атадан чыга диб, Ата белян, Ул белян тин` табыныулы, тин` даннаулы диб, Пагамбярляр арткылы Ул сёйлягян диб.
9. (Ышанамын) церковькя, апостоллар арткылы бётён жиргя куйылган бер гня арыу жыйын диб.
10. Чумылдырыу бер диб, жазыкларны кичертя диб а`йтямен.
11. У`лгянняр терелеб торасы диб,
12. мянге тормош буласы диб кётямен, аминь.

За последнее время позиции Православия среди татарской нации еще более окрепли. Это проявляется:
- в увеличении числа татар, принявших Православие в сознательном возрасте;
- в увеличении числа приходов, где богослужение проводится на татарском языке;
- в увеличении числа татарских православных общин;
- в активности кряшенских и нагайбакских культурных организаций;
- в издательской деятельности;
- в увеличении числа сайтов в Интернете.

В Москве, например, действует татарская православно-христианская община, проходят молебны на татарском и славянском языках, проводятся занятия по изучению Библии (Изге Китаб, Изге Княгя, Алла Княгясе).

Конечно, этот краткий рассказ не может Вам дать полное представление о православных татарах, но мы надеемся, что, во-первых, кто-то заполнит пробел знаний в этом вопросе, а во-вторых, что этот рассказ возбудит интерес к православным татарам и к Христианству, поможет задуматься о своем отношении к Истине - Господу Иисусу Христу.

Тема развивается в материале «Поворот не туда… Глава 1. Татарское историческое единство» (http://jawgin.livejournal.com/1220.html?nc=6):

«Историю татарского народа, пожалуй, нужно начать с констатации факта, что он, подобно лоскутному одеялу, состоит из множества лоскутков – этнических общностей, каждая из которых прошла свой уникальный исторический путь, во время этого пути сформировала свою уникальную культуру, поэтому каждая из этих общностей могла бы считаться отдельным народом, и некоторые из них этим правом воспользовались, но есть нечто общее в их истории и культуре, нечто, позволяющее говорить о большом татарском народе, о татарской нации, о большой татарской культуре, состоящей из различных культур. Татарские лоскутки обладают на сегодняшний день разным статусом. Что же это за лоскутки? Перечислим их с кратким комментарием относительно их статуса:

1. кряшены (самостоятельным статусом не обладают, учитываются в составе татарского народа, часть кряшен добивается статуса отдельного народа и по всей видимости рано или поздно добьется);
2. нагайбаки (включены в реестр коренных малочисленных народов России);
3. чулымцы (включены в реестр коренных малочисленных народов России);
4. касимовские татары (самостоятельным статусом не обладают, учитываются в составе татарского народа);
5. татары-мишари (самостоятельным статусом не обладают, учитываются в составе татарского народа);
6. казанские татары (самостоятельным статусом не обладают, учитываются в составе татарского народа, незначительная часть казанских татар недавно добивалась статуса отдельного народа с названием булгары);
7. сибирские татары (самостоятельным статусом не обладают, учитываются в составе татарского народа, часть сибирских татар добивается статуса отдельного народа);
8. астраханские татары (самостоятельным статусом не обладают, учитываются в составе татарского народа);
9. ногайцы (имеют статус отдельного народа);
10. башкиры (имеют статус отдельного народа);
11. степные крымские татары (самостоятельным статусом не обладают, учитываются в составе крымско-татарского народа);
12. литовские татары (?).

Для всех вышеперечисленных общностей характерно как минимум двухуровневое самосознание, отражаемое в самоидентификации и внешней идентификации. Так, кряшены, говоря о себе, называют себя керәшен, керәшеннәр, но при вопросе, например, незнающего человека: кто такие кряшены?, ответят или просто: крещеные татары, или: те, кого называют крещеными татарами, или даже так: те, кого ошибочно называют крещеными татарами, а иногда сразу, говоря о себе, будут называть себя крещеными татарами или православными татарами.

Подобно им и нагайбаки, при разъяснении, кто они такие, выберут самый точно характеризующий их вариант ответа: крещеные татары казаки, при этом меж собой будут называть себя нагайбәк, нагайбәкләр. Чулымцы не отрицают, что второе, прежнее их название – чулымские татары, и наряду с названием чулымцы приведут его для большей ясности при внешней идентификации, меж собой себя именуя чилим или чылым. Часть астраханских татар использует слово татар в самоназвании – юртовые татары называют себя йорт татар, йорт татарлар, юрт татар, юрт татарлар, другие астраханские татары, имея свои самоназвания – нугай, карагаш, при внешней идентификации назовут себя астраханскими татарами, опять таки используя слово татар. Подобно им и сибирские татары.

Татары-мишари в зависимости от принадлежности к одной из пяти групп имеют самоназвания: татар или мишәр (миҗгар, ниҗгар), при внешней идентификации используют наименование просто татар, или с уточняющим словом – нижегородские татары (ниҗгар татарлар), темниковские татары (төмән татарлар) и т.д. Самоназвание всех групп касимовских татар – татар, кәчим татар, хан кирмән, часто употребляется словосочетание – чын татар, при том, что каждая из групп имеет свое особое название: ак аймак (дүрт сала), кара аймак, кара зыбыннар (үкәр татарлар), уруслашкан татарлар, цненские татары (әҗе татарлар, бастан татарлар и др.), слободские татары (посадские татары).

Казанские татары в прошлом имели разные самоназвания, такие как: татар, казанлы, болгар, мөсөлмән, нугай, на сегодняшний день все пользуются общим названием – татар, кроме части отдельных личностей, считающих себя булгарами, и называющих себя – булгар или булгар-татар. Степные крымские татары сами себя называют – нугай татарлар, при внешней идентификации – степными крымскими татарами. Литовские татары также именуют себя – липка татарлар, липка, литва татарлар, литва, при внешней идентификации – литовскими татарами.

Самоназвание ногайцев – ногай, в прошлом же, когда речь шла о северокавказских татарах, имелись ввиду в основном именно ногайцы, и сами ногайцы об этом, конечно, помнят, кроме того, во многих языках слово ногай имеет значение – татарин, так по-казахски, по-киргизски, по-караимски, по-арумски: ногай – это татарин, причем не только нагайбак, астраханский или степной крымский (у них в самоназваниях присутствует этноним ногай как компонент), но и казанский, мишар, касимовский, сибирский и др., и это не случайно, но об этом чуть позже.

Башкиры, конечно, скажут: мы не татары, при этом будут иметь в виду прежде всего казанских татар, но бывает и такое, что башкиры сами в простом разговоре отождествляют себя с татарами, при этом, правда, подчеркивая свою особость и уникальность – башкирскость, и, конечно же башкиры помнят, что раньше их называли «дикими» татарами.

Ну и что? Многие тюркские народы раньше называли татарами, и они об этом помнят? Это не говорит о неком единстве этих народов, кроме принадлежности их по языку к тюркской группе алтайской языковой семьи, – такое суждение часто приводится как аргумент против рассмотрения перечисленных двенадцати этнических общностей как единого татарского целого. И в самом деле, почему мы можем говорить о ногайцах как о татарах, а об азербайджанцах нет? Ведь последних некоторое время тоже называли азербайджанскими татарами?

Для того, чтобы показать правомочность существования татарского единства этих общностей перейдем к рассмотрению остальных объединяющих факторов.

Язык. Все вышеперечисленные общности принадлежат не просто к тюркской группе языков алтайской языковой семьи, а конкретно к кыпчакской подгруппе этой группы (кроме части чулымцев).

Все кыпчакоязычные этнические общности по языку можно разделить на три группы:
1. горные крымские татары (таты или готаланы), караимы, крымчаки, карачаевцы, балкарцы, кумыки, арумы;
2. часть кряшен, нагайбаки, казанские татары, башкиры;
3. каракалпаки, казахи, часть узбеков, часть киргизов.

Промежуточное положение между второй и третьей группами занимают:
2-3 часть кряшен, татары-мишари, касимовские татары, сибирские татары, часть чулымцев, астраханские татары, ногайцы;

промежуточное положение между первой и третьей группами занимают:
1-3 степные крымские татары, литовские татары.

Теперь обратим внимание на то, что нам достоверно известен язык исторических западных кыпчаков (половцев или куманов), и общности первой группы как раз говорят на языках, подобных половецкому. Но, что особо интересно, из этнических общностей, принадлежащих первой группе, только у кумыков их происхождение можно связать с историческими половцами, тогда как быть с остальными общностями первой группы?

Есть версия, они подверглись куманизации, но удивительным образом их культура отличается от степной, и, кроме того, непонятно, что же делали степняки половцы в горах?

Есть еще одна удивительная вещь - происхождение всех оставшихся общностей первой группы можно связать с болгаро-хазарским компонентом. В караимах, например, в своем большинстве исповедующих внеталмудический иудаизм, можно легко увидеть потомков хазар-иудеев, балкарцы же, название которых уже говорит о болгарстве, и карачаевцы связывают свое происхождение с тюркоязычными аланами (балкарцы и карачаевцы считают, что исторические аланы были не только ираноязычны, но и включали в свой состав какие-то тюркоязычные группы, потомками которых являются они, а потомками ираноязычных алан являются осетины), гуннами, хазарами, черными болгарами (так называли болгар, живущих на Кавказе) и тюркоязычными черкесами (от черук и кас или ас), горные крымские татары сами себя называют таты или готаланы и считают себя потомками готов, алан, гуннов, хазар и болгар Причерноморья, а арумы происходят от греков и разных тюрков, в том числе и потомков Причерноморских болгар, исповедующих православное Христианство.

Существует две версии, объясняющих это странное историческое явление:

1. Половцы передали свой язык болгаро-хазарам в дозолотоордынское время путем тесных контактов и смешивания с ними, а во время походов хана Батыя, вследствие своего поражения и бегства из степей влившись в эти этнические образования, совершенно переменили их языки в половецкий. Окончательная смена языка на половецкий произошла со всеми болгаро-хазарами, кроме части волжско-камских (серебряных болгар). Часть их потомков – чуваши - до сих пор говорят на болгаро-хазарском, другая часть их потомков, вошедшая как один из компонентов в состав казанских татар, сменила свой язык, но не на половецкий (хотя такие процессы уже начинались в дозолотоордынскую эпоху), а на другой язык, но тоже кыпчакский – на язык кыпчаков и кыпчакизированных представителей различных племен и народов (монгольского, тюркского, финно-угорского, иранского, cлавянского происхождения) Золотой Орды, именуемых татарами. Это произошло в результате покорения Волжско-Камской Болгарии татарами и переселения, по крайней мере, в часть ее пределов, некоторых кыпчакоговорящих кочевых племен под предводительством Тук-Тимура – одного из братьев хана Батыя, и дальнейшего переселения в пределы бывшей Волжско-Камской Болгарии и севернее от нее различных кочевых племен Золотой Орды в период Казанского ханства.

2. Болгаро-хазары изначально были кыпчакоязычны, более того, гунны были кыпчакоязычны, и еще ранее часть скифов, впоследствии алан, тоже были кыпчакоязычны. И язык болгаро-хазар был как половецкий. В этом случае не кажется совпадением слова кун и гунн, кстати, именно древностью отношений объясняется факт последнего убежища части половцев в Венгрии, а также название одной из провинций Венгрии, в которой находили приют бежавшие половцы – Кун. А, как известно, тюркские и финно-угорские племена занимали в гуннском союзе племен главенствующее место. В этом случае и серебряные болгары изначально говорили как половцы, и в Волжско-Камской Болгарии было изначальное двуязычие, обусловленное существованием у двух основных компонентов волжско-камских болгар (серебряных болгар и чалмат) своих собственных различающихся тюркских языков – половецко-болгаро-хазаро-гунно-алано-скифского и чуваше-чалмато-сарматского. А далее всё, как и в первом случае.

В обоих этих случаях отчетливо видно, что кыпчакский язык первой группы был «вытеснен» кыпчакскими языками 2 и 3 группы и переходными формами между ними. Именно к этим группам и переходным формам и принадлежат рассматриваемые нами двенадцать татарских этнических общностей. Совершенно очевидно, что данное «вытеснение» произошло как следствие походов хана Батыя, образования государства Золотая Орда (сперва как части Монгольской Империи, а затем как самостоятельного государства), переселения с Востока на Запад и смешения населения этого государства, что привело к формированию средневековой татарской государствообразующей нации.

Кроме «живых» форм языка у развитых этнических образований, всегда присутствуют и искусственные формы – такие, как литературные и богослужебные. На сегодняшний день у двенадцати татарских этнических общностей имеются следующие литературные формы:

1. современный татарский литературный язык;
2. ногайский литературный язык;
3. башкирский литературный язык;
4. кряшенский литературный язык (пока еще не признанный как литературная форма).

В прошлом же у всех этих общностей была в целом единая литературная форма, являющаяся литературной нормой (и ее продолжением) государственного языка Золотой Орды, именуемого поволжским тюрки или старотатарским языком. Столь же едиными для всех этих общностей являются и национальные литературные памятники – такие, как Едигер. Старотатарский литературный язык был на основе арабской графики, арабской графикой пользовались и представители этих общностей, исповедующие Христа. Однако, в 19 веке усилиями двух ортодоксальных христианских миссионеров – русского по происхождению Николая Ильминского и татарина (кряшена) священника Василия Тимофеева - был создан единый богослужебный татарский язык (кряшенский язык) на основе кириллицы, он же стал литературной формой для всех кряшен. Таким образом, появилась унифицированная единая богослужебная форма татарского языка, которая на сегодняшний день остается единственной для всех исповедующих Христа представителей этих общностей.

Происхождение. Все двенадцать рассматриваемых общностей сформировались из двух больших этнокомпонентов, и во всех случаях одним из этнокомпонентов выступают восточные кыпчаки. Кроме того, во многих случаях другим этнокомпонентом выступают западные кыпчаки – половцы (можары, куманы). Так, кряшены, нагайбаки, татары-мишари, астраханские татары, ногайцы, башкиры, степные крымские татары, литовские татары связывают свое происхождение исключительно с восточными и западными кыпчаками, касимовские татары – с восточными и западными кыпчаками, а также с более восточными монголо-тюркскими племенами и славянами. Небольшим исключением являются казанские татары, связывающие свое происхождение с кыпчаками и волжскими болгарами, а также сибирские татары и чулымцы, связывающие свое происхождение с кыпчаками и местным населением Сибири.

Кыпчаки являются основным этнокомпонентом, участвующим в формировании всех рассматриваемых татарских общностей, а также «цементирующим» ядром средневековой татарской нации, иными словами, кыпчаки – основные предки средневековых татар и, соответственно, их потомков.

Итак, из вышеописанного становится совершенно очевидным татарское единство двенадцати рассматриваемых нами общностей. Но что следует из констатации этого факта? Внимательному историческому взору открывается единое татарское целое, некогда влияющее на судьбы мира, а ныне находящееся в стадии разложения. Что же явилось причиной падения великой евразийской татарской цивилизации? Началось ли, и если нет, начнется ли ее возрождение?

Коммент (реплику) к этому посту jawgin делает andzork:
Вообще-то адыги (черкесы) этнос абхазо-адыгской группы северокавказской лингвистической семьи и к тюркам имеют отношения не больше чем поляки.

jawgin отвечает:
черук казак - черкас
Вообще-то я знаю, что нынешние черкесы - адыго-абхазо-кабардино-шапсуго-язычны, но вот в чем проблема: я написал - "и тюркоязычными черкесами (от черук и кас или ас)", то есть я подчеркнул, что речь идет о тюрках-черкесах или черкасах, название которых происходит от двух тюркских слов "черук"(воин) и "казак"="касог", подобно турецкому слову "янычар", происходящему от двух слов "яна" (новый) и "чарук" (воин). Город Новочеркасск, например, никакого отношения к современным черкесам не имеет, назван так казаками, этнически происходящими от славян и тюрков, так же как и город Черкасы. Нынешние черкесы свое название позаимствовали у тюрков, среди которых оно было распространено.

Привел лишь часть исторических фактов, которые свидетельствуют о переплетении в беге веков и тысячелетий наших евразийских этносов-народов. И в русском народе сплавились все эти генетические и духовные компоненты, почему он и стал стержневым – как общий знаменатель всех. И русский человек через свою уникальную культуру предстал как всечеловек и даже как Богоносец, потому что в него инвестировали свои богатства все потомки Иафета и, более того, через Ноя, - все оставшиеся на Земле потомки Прародителей Адама и Евы.


В избранное