Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


О Макариевской премии, церковной науке и цензуре

Смотрел сейчас телепрограмму «Православная энциклопедия» (ТВЦ), протоиерей Алексий Уминский беседовал с Николаем Лисовым, который вчера получил первую премию памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2006-2007 годы по номинации «История Православной Церкви». Шел разговор о статусе библеистики и историко-церковной науки и о соотношении саморедактуры и возможной цензуры. Сразу скажу – к друзьям бывшим и нынешним при всей доброжелательности отношусь столь же субъектно-критически, как и к себе, и оцениваю мнения чужие и свои с позиций высшего смысла Правой Веры, которому соподчинены нижележащие смыслы.

С Николаем Лисовым работали над историей Русской Православной Церкви уже сорок лет назад, публиковались в «Журнале Московской Патриархии» и «Богословских трудах» под руководством отца Иннокентия (Анатолий Иванович Просвирнин). Общенаучные критерии доминировали в нашей работе, хотя тяга к апологетике иногда обуревала. Мое мнение твердое – ко всему должно относиться научно-критически, в том числе к Библии и истории церкви, и потому научное изучение религии и откровения не имеет какого-то особого сверхнаучного статуса, и оценка научной значимости исследований в этой сфере подпадает выработанным нормам научного сообщества. Если вникаешь в теологическую проблему – будь любезен не графоманствовать, а анализировать источники и более ранние исследования и указывать новизну своих изысканий, и представляй свой труд на суд не узко-конфессионального ареопага, а специализированного Ученого Совета, в который входят авторитетные самостоятельно-мыслящие ученые разных школ. Теологию вряд ли имеет смысл выделять в отдельную дисциплину, а для пользы самой теологии лучше постигать её проблематику в более широком и разностороннем поле философии и истории и присваивать теологам ученые степени философских или филологических или исторических наук. Историко-церковная наука – лишь подотдел исторической науки. И Николай Николаевич Лисовой стал доктором исторических наук, защитив докторскую диссертацию по историко-церковной теме (Русская Церковь на Святой Земле), - не в ущерб общенаучной и общественно-политической значимости своей работы.

Прозвучала в беседе и тема цензуры, поскольку, мол, слишком много книг и учебников издается на недостаточно высоком научном уровне, некоторые просто шарлатанские и вредные, надо бы сузить произвол в преподавании и издании. Я категорически против самой постановки вопроса о возможности установления какой-либо государственно-чиновничьей цензуры. Свобода слова – великое завоевание субъектности! Ущемлять эту свободу цензурой ни в коем случае нельзя. Даже военная и спецслужбистская цензура должна законодательно ограничиваться лишь узким сектором служебной литературы, а если разглашена государственная тайна или предан гласности конфиденциальный факт, то для таких случаев есть законы и есть суд и прежде всего есть самоцензура. То же самое касается порноизданий, форумов в Интернете и т.п.

Но помимо самоцензуры, есть самая могучая цензура общественного мнения. Вот на нравственное воспитание народа и общества надо перенести центр тяжести. Только не на надстройку надо прежде всего обращать внимание, но на базис, на сами отношения власти и собственности, которые определяют нравственную позицию и образ жизни людей. Эта проблематика обозначена в Пункте 5 «Образование и воспитание нации» Программы постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика», да и в других Пунктах этой нашей Программы (http://www.panlog.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=1). Главное – взращивание субъектности среди максимально возможного круга сограждан, в том числе ответственности перед собой и другими. По мере роста и концентрирования субъектности жестче становится нравственная оценка, что различными путями, прежде всего косвенными, стимулирует самоцензуру.

Однако уже сейчас помимо самоцензуры-саморедактирования возможны и необходимы различные формы контроля за учебниками, телевидением, Интернетом и печатными изданиями со стороны как корпораций и фирм, так и общественных организаций. Так, в издательствах необходимо восстановить редактуру, как практикуется в органах СМИ. Редактор – не цензор, а помощник автора. Создавать общественное мнение вокруг ТВ и использования учебников могут надпартийные наблюдательные советы. Интернет пока лучше не трогать, там стихийно складываются более или менее эффективные варианты самоконтроля и повышения качества сайтов и форумов и интерактивности (пример Википедии поучителен). Хакерство, оскорбления, ненормативная лексика – методы очистки Интернета от всей подобной мерзости могут быть разными, но введение здесь государственной цензуры будет погибельным и породит произвол и коррупцию.

Вообще на своем опыте я и тот же Николай Лисовой испытали погибельность и в то же время неэффективность официальной цензуры, и восстановлению она не подлежит ни под каким соусом. Благими намерениями всегда вымощена дорога в ад, когда исполнение этих намерений передоверяют чиновнику.

Теперь – о самой Макариевской премии и вообще о бесспорных славных достижениях нашей историко-церковной науки (http://www.sedmitza.ru/).


Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) 1816-1882

28 сентября в конференц-зале Президиума РАН (Нескучный дворец) состоялась церемония торжественного вручения этих премий за 2007 год. В торжественном акте приняли участие архиепископ Истринский Арсений, викарий Святейшего Патриарха; исполняющий обязанности мэра Москвы, первый заместитель мэра Москвы Владимир Иосифович Ресин; президент Российской Академии Наук Юрий Сергеевич Осипов. На церемонии также присутствовали: председатель Фонда по премиям имени митрополита Макария архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий; руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Леонидович Кравец и др.

Архиепископ Истринский Арсений огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II:

«Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам церемонии вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2006-2007 годы

Многоуважаемый Юрий Сергеевич!

Многоуважаемый Владимир Иосифович!

Ваше Высокопреосвященство!

Уважаемые члены Комитета и Экспертного Совета по премиям памяти митрополита Макария (Булгакова)!

Дорогие лауреаты, гости!

2007 год – год юбилейный в истории возрожденной премии памяти митрополита Макария (Булгакова). Ровно 10 лет назад Русской Православной Церковью совместно с Правительством Москвы и Российской Академией наук было принято решение восстановить прервавшуюся в 1917 году традицию и возродить знаменитые Макариевские премии.

Тогда в 1997 году совместно с Правительством Москвы мы завершили большой совместный труд - издание «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), работа над которым явилась первым примером систематического и плодотворного сотрудничества церковных и светских ученых. Тогда был создан уникальный творческий и редакционный коллектив, и мы стояли на пороге новой грандиозной работы – создания фундаментальной многотомной «Православной энциклопедии». Можно сказать, что мы поставили перед церковными и светскими учеными, историками, богословами, искусствоведами, новые масштабные задачи на много лет вперед.

И потому так важно было поддержать нашу историческую и богословскую науку, показать нашу совместную горячую заинтересованность в развитии и укреплении гуманитарной науки в России. И решение было принято. Сначала награждение премиями шло по двум номинациям, потом по трем, а сегодня уже по пяти номинациям. За это время премиями памяти митрополита Макария было отмечено около сотни выдающихся работ по истории Русской Церкви, истории России и Москвы и истории других православных народов. И Макариевские премии вновь стали одними из самых значимых премий в России.

Но есть у премии еще одно особое значение, связанное с личностью основоположника премий, выдающегося русского историка, члена российской императорской Академии наук, митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Митрополит Макарий всю свою жизнь посвятил искреннему и бескорыстному служению Русской Церкви и российской науке. Известно, что первоначальный капитал для выплат макарьевских премий сложился из его научных гонораров, которые он по данному им обету с самых первых дней своей научной деятельности предназначал для будущих премий.

Уже современников митрополита Макария поражало его бескомпромиссная преданность и высокое нравственное понимание науки как поиска истины. Уверен, что перед ним никогда не стояла ложная дилемма о выборе между наукой и религией. Для него существовала единая научная истина и абсолютная честность человека веры и человека науки. Думаю, что в хрониках исторической науки навсегда останется его благородный поступок с поддержкой издания книги историка Евгения Голубинского, когда митрополит Макарий за свой счет опубликовал труд Голубинского, содержащий жесточайшую и даже не всегда обоснованную критику трудов самого митрополита Макария. Ибо по мысли митрополита Макария материальные причины не должны были стать препятствием научной дискуссии, Так что приобщение к макарьевским премиям на Наш взгляд является свидетельством не только высокой научной значимости того или иного исследовательского труда, но должно быть и свидетельством высокой нравственной и духовной культуры современной науки.

Искренне сожалею, что нам с Юрием Михайловичем Лужковым обстоятельства не позволили вместе с Вами принять участие в нашем общем юбилейном торжестве, из-за болезни не смог сегодня быть и Сергей Павлович Карпов, уже много лет возглавляющий Экспертный совет по присуждению премий памяти митрополита Макария. Но сердцем мы сегодня с Вами и от всей души поздравляем лауреатов 2007 года и желаем всем вам, собравшимся на юбилейное присуждение макарьевских премий, дальнейших научных и жизненных успехов».

С приветственным словом к участникам церемонии обратились соучредитель фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария президент РАН академик Ю.С.Осипов и первый заместитель мэра Москвы В.И. Ресин.

Член комитета по премиям Я.Н.Щапов огласил отчет председателя Экспертного совета Фонда по премиям митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), члена-корреспондента РАН, декана исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Сергея Павловича Карпова.

Премии по номинации «История Православной Церкви» вручил архиепископ Екатеринбургский Викентий.

ПЕРВУЮ ПРЕМИЮ - Лисовому Николаю Николаевичу, 1946 года рождения, доктору исторических наук, старшему научному сотруднику Института Российской Истории РАН г.Москва, за труд «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в.».

ВТОРУЮ ПРЕМИЮ - Смирновой Энгелине Сергеевне, 1932 года рождения, доктору искусствоведения, профессору МГУ им. М.В.Ломоносова г. Москва, за труд «Иконы Северо-Восточной Руси. Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. Середина XIII - середина XV века».

ТРЕТЬЮ ПРЕМИЮ - Сорокину Владимиру Устиновичу, 1939 года рождения, кандидату богословия, профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии, протоиерею, настоятелю Князь-Владимирского Собора г.Санкт-Петербург, за труд «Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова)».

ТРЕТЬЮ ПРЕМИЮ - Суховой Наталии Юрьевне, 1963 года рождения, магистру богословия, доценту Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета г.Москва, за труд «Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века)».

ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ МОЛОДЕЖНУЮ ПРЕМИЮ - Мельниковой Любови Владимировне, 1971 года рождения, кандидату исторических наук, Институт Российской Истории РАН г.Москва, за труд «Армия и Православная Церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн».

Премии по номинации «История России» вручил Президент РАН Ю.С.Осипов.

ПЕРВУЮ ПРЕМИЮ - Лаптевой Людмиле Павловне 1926 года рождения, доктору исторических наук, профессору МГУ им. М.В.Ломоносова г. Москва, за труд «История славяноведения в России в XIX веке».

ВТОРУЮ ПРЕМИЮ - Седову Павлу Владимировичу 1960 года рождения, кандидату исторических наук, старшему научному сотруднику Института истории РАН г. Санкт-Петербург, за труд «Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века».

ТРЕТЬЮ ПРЕМИЮ - Панич Тамаре Васильевне, 1946 года рождения, кандидату философских наук, старшему научному сотруднику Института Истории РАН Сибирского отд. г. Новосибирск, за труд ««Книга Щит веры» в историко-литературном контексте конца XVII века».

ТРЕТЬЮ ПРЕМИЮ - Тихонову Юрию Александровичу, 1925 года рождения, доктору исторических наук, Институт Российской Истории РАН г. Москва, за труд «Дворянская усадьба и крестьянский двор в России 17 и 18 веков: сосуществование и противостояние».

ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ МОЛОДЕЖНУЮ ПРЕМИЮ - Бессарабовой Нине Вячеславовне, 1977 года рождения, кандидату исторических наук, преподавателю Московского гуманитарного института им. Е.Р.Дашковой г. Москва, за труд «Путешествия Екатерины II по России».

Премии по номинации «История Москвы» вручил первый заместитель Мэра Москвы В.И.Ресин.

ПЕРВУЮ ПРЕМИЮ по номинации решено не присуждать.

ВТОРУЮ ПРЕМИЮ - Барановой Светлане Измаиловне, 1950 года рождения, кандидату искусствоведения, зав.сектором музея-заповедника «Коломенское» г.Москва, за труд «Москва изразцовая».

ТРЕТЬЮ ПРЕМИЮ - Черкасовой Марине Сергеевне, 1954 года рождения, доктору исторических наук, профессору Государственного Педагогического университета г.Вологда, за труд «Крупная феодальная вотчина в России конца XVI-XVIII вв.».

ТРЕТЬЮ ПРЕМИЮ - Кулаковой Ирине Павловне 1955 года рождения, кандидату исторических наук, научному сотруднику лаборатории истории русской культуры исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова г.Москва, за труд «История московского жилья».

МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕМИИ ПО НОМИНАЦИИ решено не присуждать.

Премии по номинации «История православных стран и народов» вручил архиепископ Истринский Арсений.

ПЕРВУЮ ПРЕМИЮ - Крашенинниковой Ольге Александровне, 1961 года рождения, кандидату филологических наук, старшему научному сотруднику института Мировой Литературы г. Москва, за труд «Древнеславянский Октоих св. Климента, архиепископа Охридского».

ВТОРУЮ ПРЕМИЮ - Лещиловской Инне Ивановне, 1929 года рождения, доктору исторических наук, академику РАЕН, ведущему научному сотруднику института Славяноведения РАН г.Москва, за труд «Сербский народ и Россия в XVIII веке.

ТРЕТЬЮ ПРЕМИЮ - Саврею Валерию Яковлевичу, 1956 года рождения, доктору философских наук, профессору МГУ им. М.В.Ломоносова г. Москва, за труд «Александрийская школа в истории философско-богословской мысли».

ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ МОЛОДЕЖНУЮ ПРЕМИЮ - Митрофанову Андрею Юрьевичу, 1983 года рождения, аспиранту, а затем кандидату исторических наук, ассистенту Санкт-Петербургского Государственного Университета г. Санкт-Петербург, за труд «История церковных соборов в Италии (IV-V вв)».

Премию по номинации «Учебники и учебные пособия» вручил президент Российской Академии Наук академик Ю.С.Осипов.

ПРЕМИЮ ЗА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ - Владышевской Татьяне Феодосьевне, 1944 года рождения, доктору искусствоведения, профессору МГУ им. М.В.Ломоносова и Университета культуры и искусства г.Москва, за труд «Музыкальная культура Древней Руси».

Архиепископ Истринский Арсений вручил почетные благодарности номинантам Макариевской премии и благотворителям.

Алексееву Вениамину Васильевичу, академик РАН, профессор, г. Екатеринбург;

Барсегян Тамаре Васильевне, доктор искусствоведения, г. Москва;

Воловику Олегу Евгеньевичу, г. Будапешт, Венгрия;

Кирикову Андрею Александровичу, г.Сызрань;

Медведеву Юрию Михайловичу, член Союза писателей и Союза художников, г.Москва;

Куманеву Георгию Александровичу, академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор, г.Москва;

Лобаковой Ирине Анатольевне, кандидат филологических наук, г. Санкт-Петербург;

Молину Юрию Александровичу, доктор медицинских наук, г. Санкт-Петербург;

Петрову Станиславу Геннадьевичу, кандидат исторических наук, г. Новосибирск;

Пономареву Александру Михайловичу, Смоленская область;

Поповой Людмиле Дмитриевне, кандидат исторических наук, г. Архангельск;

Седовой Галине Вадимовне (рясофорная монахиня Евфросиния), магистр богословия, г. Рига, Латвия;

Симонову Вениамину Владимировичу (игумен Филипп), доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН, г. Москва;

Соболевой Надежде Александровне, доктор исторических наук, г. Москва;

Соколову Александру Ростиславовичу, кандидат исторических наук, г. Санкт-Петербург;

Софроновой Людмиле Александровне, доктор филологических наук, г. Москва;

Ульяновой Галине Николаевне, доктор исторических наук, г. Москва.

Затем президент Российской Академии Наук академик Юрий Сергеевич Осипов объявил о начале нового конкурса.

Заключительное слово произнес председатель фонда по премиям памяти Московского и Коломенского Макария (Булгакова) Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

***

Совещание Фонда по присуждению премий митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, прошло 30 августа в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке.

В отчете о работе экспертного совета по присуждению премий, с которым выступил председатель совета С. П. Карпов, было отмечено, что 2007 год ознаменован многими юбилейными датами, связанными с деятельностью митрополита Макария (Булгакова). 140 лет назад, в 1867 году владыка Макарий подал прошение императору Александру II и обер-прокурору Святейшего Синода графу Д.А.Толстому «о ежегодных премиях для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий». 150 лет назад, с 1857 года, стал издаваться основной многотомный труд митрополита Макария «История Русской Церкви». 160 лет назад опубликовано «Введение в Православное Догматическое Богословие» владыки Макария. 21 июня этого года исполнилось 125 лет со дня преставления этого выдающегося деятеля Церкви, богослова и историка. Наконец, вот уже 10 лет минуло с того момента, когда вновь стали вручаться возрожденные Макариевские премии.

* * *

В соответствии с Положением о Макариевских премиях, прием конкурсных сочинений был начат 1 января 2006 г. и окончен 20 марта 2007 г. С каждым годом число научных исследований, выдвигаемых на соискание премий, увеличивается. Так, если в 1997 г. соискателей было 46, то в 2007 г. в общей сложности на конкурс поступило 212 работ, из них допущено к участию в конкурсе — 211. Интерес научной общественности к конкурсу за последние годы резко возрос, и можно утверждать, что авторитет Макариевской премии поддерживается на высоком уровне.

Поданные на конкурс 2006/07 г. труды распределились по пяти номинациям следующим образом:

«История Православной Церкви» - 86 сочинений;

«История России» - 76 сочинений;

«История Москвы» - 13 сочинений;

«История православных стран и народов» - 27 сочинений;

«Учебники и учебные пособия»- 10 сочинений.

Работы соискателей пришли из 39 регионов России; из Ближнего зарубежья: Беларуси, Латвии, Молдовы (Кишинев), Украины (Винница, Днепропетровск, Донецкая обл., Канев Черкасской обл., Киев, Симферополь); из стран Дальнего зарубежья: Черногории, США, Великобритании, Венгрии.

В конкурсе участвовали: 5 действительных членов РАН, 56 докторов наук, 94 кандидата наук, 6 студентов и аспирантов, 2 пенсионера, 14 священнослужителей, из них 5 архимандритов, 2 монахини. По ведомственной принадлежности 84 участника - сотрудники университетов и других высших учебных заведений, 28 - ученые институтов РАН, 8 - сотрудники МГУ им. М.В.Ломоносова, 4 - СПбГУ, 4 - ПСТГУ, 3 -СОР АН, 6- Уральское отд. РАН, 3 - РГТУ, 3 - Тюменский ГУ. В числе участников - преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии, Слонимской, Кишиневской, Тюменской, Алексеевской, Ивано-Вознесенской, Смоленской, Одесской Духовных cеминарий.

Правящие архиереи рекомендовали на конкурс 30 работ, академики и члены-корреспонденты РАН - 22, лауреаты Макариевских премий - 21, Ученые Советы НИИ РАН - 17, учебный комитет при Священном Синоде -2, Ученые Советы университетов - 47, другие институты- 39, архивы - 8, ЦНЦ «Православная энциклопедия» - 4, музеи - 9.

Проявилась стойкая тенденция участия в конкурсе молодого поколения ученых. 51 участнику до 35 лет, из них 10 — от 23 до 25 лет. Это говорит о темпах развития исторической науки в России и высоком интересе современного общества к этой отрасли знания.

Конкурс 2006/2007 гг. был отмечен весьма высоким качеством представленных работ.

Деятельность Макариевского Фонда после его возрождения в 1990-х гг.

Для сохранения преемственности восстанавливаемых Макариевских премий с прежними и в связи с 850-летием Москвы в 1997 г. при поддержке ЦНЦ «Православная энциклопедия» был организован первый конкурс, и премии присуждались по двум темам: «История Русской Православной Церкви» (из 22 работ удостоены премий 7) и «История Москвы» (из 24 работ - 7). Председателем Экспертного совета первого конкурса был член-корреспондент РАН Я.Н. Щапов. Премии были вручены учредителями Фонда 19 сентября 1997 г., традиционно в день рождения митрополита Макария.

В 1999 г. состоялось второе присуждение премий памяти митрополита Макария. Прибавилась новая номинация - «История России», заметно возрос интерес научной общественности к конкурсу и авторитет премии. К конкурсу были допущены 95 работ. 13 лауреатов получили премиальные награды от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, президента РАН академика Ю.С. Осипова, вице-мэра Москвы В.П. Шанцева. Обязанности председателя Экспертного совета по премиям второго конкурса были возложены на профессора С.П. Карпова, декана исторического факультета МГУ. По итогам второго конкурса был издан особый номер научного журнала «Исторический вестник» с публикациями премиальных работ.

В 2000 г. решением Совета учредителей, возглавляемого Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, Макариевский фонд был реорганизован с целью активизировать развитие отечественной гуманитарной науки, как церковной, так и светской. Председателем Фонда являлся митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий. В связи с его переводом на Астанайскую и Алма-Атинскую кафедру в 2003 г. председателем Фонда назначен архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

УСЛОВИЯ КОНКУРСА

К Макариевскому конкурсу допускаются научные труды или публикации новооткрытых исторических источников, изданные или выполненные в машинописном виде (в том числе компьютерный набор) по трем номинациям:
1. История Православной Церкви – собственно история Церкви; деятели Церкви; агиография; церковная археология; история церковного искусства, письменности, пения, литургики, церковного права; история межцерковных связей;

2. История Москвы – ее история в связи с историей России; история города; история московских улиц, зданий, памятников; биографии деятелей Москвы в связи с историей города; история изучения Москвы;

3. История России – история Древней Руси и русских княжеств XII–XIV вв.; история российской государственности; военная и дипломатическая история России; история российского предпринимательства; история русско-славянских связей; история духовной культуры славянских народов России; государственные деятели России.
К соисканию не допускаются коллективные труды.

Представляемые на соискание труды должны быть на русском языке, в 2-х идентичных экземплярах, в переплетенном виде. Соискателем может стать только ныне здравствующий российский или зарубежный автор. Прием сочинений на конкурс осуществляется по рекомендации.

Правом выдвижения работ на соискание премий обладают: Ученые и Научные советы институтов РАН, академики и члены-корреспонденты РАН по своей специальности; Ученые советы научно-исследовательских и высших учебных заведений; Ученые советы музеев, архивов и библиотек; Правительство Москвы в лице Премьера и его заместителей, а также руководителей Департаментов и комитетов; Учебный комитет Московской Патриархии; Научно-церковный центр «Православная энциклопедия»; епархии Русской Православной Церкви в лице правящих архиереев, а также главы других Православных Церквей, лауреаты Макариевской премии по своей номинации.
Лучшие сочинения по решению Комитета по премиям награждаются дипломами, медалями и денежными премиями трех степеней».

Из сути Макариевской премии и из отмеченных ею научных трудов очевидно, что наука и религия не только не противоречат друг другу, но и взаимоусиливают. Религиозная тематика расширяет круг исследуемых проблем, а научные методы позволяют подать эту тематику надконфессионально и потому общезначимо. Тем самым наука возвышает ту или иную частную конфессию с её темами до общепризнаваемой академической респектабельности – поэтому выделять теологическую и историко-церковную проблематику в особую сферу будет проигрышно как для самой религии, так и для науки. Творчество Николая Лисового сопрягает религиозную сокровенность с научным открытием, и получилось умножение веры и знания, но под эгидой субъектно-критического научного подхода к сущему. Позвонил Николаю, поздравил его с заслуженной наградой – и вспомнил его блестящее выступление о Русской Палестине в Русском Историческом Обществе в мае этого года.


В избранное