Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Не накажут ли за инициативу белгородского губернатора Евгения Савченко

 

Вспоминаю дискуссию в «Литературной газете» о правящей в РФ элите и об избирающем её электорате, читаю статьи Валерия Соловья и Игоря Яковенко и удивляюсь, почему же до сих пор при таких выродках и шкурах - Россия не погибла? Видимо, сохранились на Руси праведники, без которых не стоит ни село, ни страна. И эти праведники – не только внизу, но встречаются как белые вороны и наверху в правящей «политической стае».

Ясно, что успех народа зависит от головы. И гниль поражает народ с головы. На наших глазах добились прорыва в постиндустриализм соседи на Севере (Финляндия), Западе (Ирландия), Юге (Малайзия) и Востоке (Япония, Тайвань, КНР, Южная Корея), где к власти пришли не шкурники-демагоги, а ответственники-патриоты. Есть ли у нас такие?

Добрая молва идёт в нашем кругу о белгородском губернаторе Евгении Степановиче Савченко. Велосипедов он не изобретал, а следовал чувству долга и здравости ума. И он ещё до национальных проектов поставил перед собой нешкурную цель – дать доступное жильё простым русским людям, находящимся под его началом. Учтем, что федеральная власть при Путине существенно ограничила возможности регионов, так что для Савченко заниматься реально-доступным жильём – это не только лишняя головная боль, но и риск быть обвиненным в нецелевом расходовании бюджетных средств и т.п. В то же время совесть не позволяет махнуть рукой на жизненные нужды населения и согласиться с его деградацией и вымиранием, с «социальным геноцидом». И Евгений Степанович рискнул.

Он сделал то, что должен делать каждый ответственный лидер, заботящийся о выживании нации. Он вслед за американским президентом Авраамом Линкольном, руководителями Революции Мэйдзи в Японии и нашим Петром Столыпиным решил помочь желающим соотечественникам встать на ноги, стать экономически-самодостаточными. Для этого человеку нужна точка опоры, стартовый капитал. Таковым в США, в Японии и в России при Столыпине и в других преуспевших странах обычно являлся свой земельный участок, на котором можно было для начала хотя бы построить дом и тем самым решить проблему жилья. Проблема, кстати, ключевая, жизненная – без жилья нет житья. А поскольку жильё должно быть близким к месту работы, то землю надо было предоставлять вблизи города, где в основном и находятся рабочие места. А земля вблизи городов – уже занята. Она принадлежит «инвесторам», сельхозпредприятиям, муниципалиям. И она предназначена для ведения сельского хозяйства, а не для поселения. Значит, надо узаконить передачу земли гражданам, а это не так-то просто, мы убедились по Подмосковью.

Как известно, русская земля оказалась при Путине выдернута из-под ног русского мужика и захвачена новоявленными лендлордами и спекулянтами. Поэтому выделить 10-20 соток под домовладение (homestead) в сложившихся условиях – малореально. Потребовалась политическая воля губернатора Савченко и, повторяю, готовность к риску, чтобы помочь людям. В Сингапуре вопрос с землей, жильём и вообще с социалкой решался образцово-показательно благодаря партнерству муниципалий, работодателей, правительства и банка. Савченко же договорился о том, чтобы бывшие работники сельхозпредприятий, имеющие по закону земельный пай и не отдавшие его в управление лендлорду или земельному спекулянту, могли в счет этого пая получить около 15 соток пригородной земли, которая с помощью администрации главы региона выводилась из земель сельхозназначения. Ясно, что участки группировались в пригородные поселки, чтобы дешевле оснастить нужной инфраструктурой. И Савченко шаг за шагом снимал хитроумные преграды, мешающие русскому человеку укорениться в русской земле. В результате тысячи белгородчан не на словах, а на деле обрели крышу над головой как вблизи города, так всё больше и вдали.

Проблема нового жилья и создания рабочих мест и соответственно кредитоспособности населения и его кредитования для развития собственного хозяйствования решались в комплексе. Приведу отрывок из Отчетного доклада губернатора Е. С. Савченко «О выполнении программ социально-экономического развития Белгородской области за 2006 год»:

«Мы должны ответить на вопрос: как организовать ЛПХ, кооперативы для первичной переработки, сбыта их же продукции? Мы должны ответить на вопрос: кто в области будет потреблять эту продукцию и в каких объёмах. Допустим, бюджетная сфера. Мы недавно рассмотрели этот вопрос, и дано указание, чтобы всю продукцию, которая потребляется сегодня бюджетной сферой, я имею в виду продукты питания, которые производятся на территории области, закупали исключительно на личных подворьях. Не у перекупщиков, не на мясокомбинатах и молочных заводах, где продукцию подчас перерабатывают импортную, а только на личных подворьях. Мы сами будем устанавливать заготовительные цены, чтобы это было выгодно людям. А потребляем мы почти на миллиард рублей. Считаю, что это хорошая мера.

Мы должны ответить на вопросы, какими должны быть товарный вид этой продукции, сеть реализации? Сколько нужно кредитов и как обеспечить механизм поручительства? Каким должен быть механизм учёта, отчётности, управления, распределения доходов, обеспечивающих равную заинтересованность всех участников? Как обеспечить консультационные службы, обучение новым технологиям производства? Это большой, многогранный, очень системный вопрос.

Каким видится вообще масштаб этого проекта? По объёму стоимости продукции, производимой в личных подворьях, мы планируем в ближайшие максимум три года выйти на уровень 10 млрд. рублей в год. В такую сумму оцениваем потенциальный спрос на продукцию, которая будет производиться в личных подворьях в пределах области. Для примера: полуторамиллионная Белгородчина в текущем году потребит продуктов на 40 млрд. рублей. Из 40 млрд. рублей примерно 10 млрд. - это то, что мы завозим из-за пределов области – рыба, цитрусовые, ещё некоторые продукты питания. А 30 млрд. – это то, что мы должны производить в пределах области. Из этих 30 млрд. десять млрд. рублей – это доля личных подсобных хозяйств граждан, четвёртая часть.

По объёму выданных кредитных ресурсов для ЛПХ и их кооперативов мы рассчитываем выйти на общий итог 8-10 млрд. рублей, в течение трёх лет. Для справки: в прошлом году выдано всего чуть более 200 млн. рублей. Нам нужно практически в 50 раз увеличить свои возможности по выдаче этих кредитов.

По числу постоянно и временно занятых мы должны выйти на 50 тысяч человек. Чистый доход, в нашем понимании, на одно личное подворье должен составлять не менее 150-200 тысяч рублей в год.

В сельское предпринимательство надо вовлекать не только селян, но и горожан, жителей районных центров, возможно, дачников. Я думаю, что у нас начнется – оно уже начинается – движение из душных, жарких городов на сельские просторы, где люди будут работать. И, естественно, дольше жить.

Какими ресурсами для осуществления этого проекта мы располагаем кроме желания.

Первое - это бесплатные кредитные ресурсы, которые сегодня предоставляются в рамках национального проекта «Развитие АПК». Более того, если человек получает, скажем, 200-300 тысяч рублей сроком на пять лет и возвращает их в эти же годы, то если отбросить инфляцию, он фактически будет возвращать в сегодняшнем номинале, наверное, из 330 тысяч – 200, из 200 тысяч – 120 тысяч рублей. Это вполне понятно, то есть, это выгодно.

Второе - приусадебные земельные массивы. Общая их площадь у нас 115 тысяч гектаров. Они должны использоваться эффективней, чем сейчас.

Далее. В области практически не используются и не дают никакой отдачи 360 тысяч гектаров естественных сенокосов и пастбищ, 250 тысяч гектаров лесов, тысячи гектаров водного зеркала прудов. Не используются колоссальные отходы - производственные, технологические, бытовые. Простаивают незанятые мощности перерабатывающих предприятий, закупающих сырье из-за пределов области. И многие другие ресурсы. Вот их мы должны эффективно использовать.

Для реализации этого крупного проекта, не только экономического, но, как вы понимаете, и социального предполагается на базе существующих государственных и муниципальных органов власти создать трехзвенную вертикальную систему управления: село – район – область. По сути дела, управляющую компанию. Департаментам экономического развития и агропромышленного комплекса, аппарату губернатора необходимо в недельный срок внести данные предложения. Считаю, что это важнейшее направление в нашей работе, которое имеет чрезвычайно важные социальные последствия.

Следующий вопрос, касающийся сельского хозяйства, – земельные отношения. Это важнейший фактор стабильности в области. Мы, наверное, должны больше «поблагодарить» некоторых «инвесторов», которые преподали нам хорошие уроки бездумного, бесшабашного использования земли, и принять меры по недопущению подобных фактов впредь. К сожалению, законы, регулирующие оборот земли и её использование, слишком либеральны, и мы должны быть чрезвычайно бдительны.

Поэтому я хочу выразить слова благодарности депутатам нашей областной Думы, которые учли наши предложения по выделению финансовых средств для закупки земель сельскохозяйственного назначения у наших же крестьян в областную собственность. Я думаю, что к концу года Белгородская область, то есть мы все с вами, станем собственниками не менее чем 500 тысяч гектаров земли сельскохозяйственного назначения. Это, примерно, третья часть всего областного клина. И тогда легче будет привлекать инвестиции, выстраивать отношения в интересах, прежде всего, населения, живущего в сельской местности.

Как дальше будем обустраивать сельские территории. Думаю, что и в этом вопросе нам так же нужно добавить системности. Каждое сельское поселение, каждый сельский муниципальный округ должны иметь план социально-экономического развития. И что касается социальной составляющей, то здесь, как принято сейчас говорить, нужно использовать кластерный подход. Сельский социальный кластер должен включать в себя ряд обязательных элементов. Первое – это досуговое учреждение со всеми его атрибутами - кино, библиотека игровые помещения. Но не игровые залы, а для спортивных игр, естественно. Второе – школа со спортивным залом. Третье – помещение для врача общей практики. Четвертое - помещение для участкового уполномоченного милиции. Пятое – баня. Шестое – административное здание. Седьмое – храм. И восьмое – благоустроенное кладбище. Вот что должно у нас быть на территории каждого сельского муниципального образования, самого низового звена местного самоуправления. Их у нас в области насчитывается более трёхсот.

Кроме того, к каждому сельскому подворью должна быть подведена дорога, газ, электроэнергия, вода. Прочие виды обслуживания должны обеспечиваться на коммерческой основе. Это торговля, транспорт, бытовые и иные услуги.

Необходимо в ближайшее время в соответствии с поручением (а такое поручение уже дано главам местного самоуправления, соответствующим департаментам в правительстве) провести инвентаризацию социального обустройства каждого сельского округа, каждого сельского муниципального образования, уточнить все наши программы, которые работают в данном поселении, отправить их на доработку в сельские территории по вышеназванному кластерному обустройству.

Следующий вопрос. Относительно реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» нам предстоит решить в текущем году и в ближайшей перспективе следующие задачи. Во-первых, в ближайшие 2-3 года нужно выйти на объём жилищного строительства, который достигнут во всём цивилизованном мире, включая Китай с его полуторамиллиардным населением, – один квадратный метр на человека в год. Как вы понимаете, для этого нам нужно строить полтора миллиона квадратных метров жилья в год – строить и вводить. Из них не менее 70 процентов должно быть индивидуального жилья (7,5 – 8 тысяч домов усадебного типа в год мы должны вводить и примерно 3,5 - 4 тысячи квартир в многоквартирных домах). При этом надо обеспечить равномерность объёмов жилищного строительства по области.

Это очень важный вопрос – равномерное строительство. Не допустить избыточной концентрации строительства жилья и, естественно, концентрации населения вокруг городов Белгород, Старый Оскол и некоторых других.

Во-вторых, мы должны обеспечить комплексное освоение новых жилищных массивов - в городах и в пригородах полностью отказаться от точечной застройки и перейти к так называемой квартальной застройке. Это означает, что инвестором-застройщиком одновременно с жильём должны вводится школы и детские сады, другая социальная инфраструктура. В пригородной зоне это обеспечивается за счёт той же так называемой кластерной застройки, которую мы уже, по сути дела, узаконили.

В-третьих, начиная с текущего года, мы должны изменить структуру многоэтажного строительства в городах. То есть, вместо сегодняшнего единственного способа строительства, когда мы строим пока неизвестно что - некий полуфабрикат, я бы сказал, стены какие-то не обустроенные продаются. Так строят во всей России, но такого жилищного строительства нет нигде в мире – это чисто российское «ноу-хау». Мы должны от этого отказаться. Мы должны строить и вводить многоэтажное готовое жильё и продавать его после того, как полностью построили. Сразу же организуется товарищество собственников жилья. Сразу появляется тот, кто будет управлять этим жильём и обеспечивать его коммунальными услугами. Хозяин появляется - вот что нам надо.

Второе – мы должны освоить второй способ строительства - частные доходные дома, рассчитанные на различные доходы граждан, и сдавать их в аренду всем желающим. По сути дела, это уже началось в России. В нашей области есть люди, есть фирмы, которые скупают жильё и сдают его в аренду. Но это бессистемное жильё, а мы хотим его узаконить, то есть, если оно есть на «сером» рынке, мы должны его «высветить» и узаконить. Сказать – вот, пожалуйста, вы работайте не по «серым» схемам, а по «белым». Сдавайте это жильё, платите налоги с доходов, которые вы получаете, никого не бойтесь и спите спокойно.

Мы говорим о доступности жилья. Национальный проект называется – доступное, и на втором месте – комфортное жильё. Зададимся вопросом – а у нас жильё доступное сегодня? Даже если взять те 10 процентов населения, которые могут купить жильё или выступить дольщиком в строительстве. Покупая это жильё, они еще два-три года доводят его до кондиции, только потом вселяются. Какая это доступность? А доступность в моём понимании это так: я хочу жить в доме, в квартире многоэтажного дома, и я должен в течение нескольких дней решить эту проблему в соответствии с моими доходами. У меня маленькие доходы, я только начинаю трудовую деятельность – я взял в аренду в доходном доме однокомнатную квартиру. Я женился (или замуж вышла девушка), появилась семья - мы берем двухкомнатную квартиру. Появились у нас новые доходы – мы можем расширить своё жильё. Появились новые доходы – мы можем или купить квартиру в многоэтажном доме в рамках кондоминиума, или построить собственный дом.

Вот так должна решаться проблема доступности жилья. Так она решается во всем цивилизованном мире. Для справки сообщаю, что 50 процентов жителей городов мира живут в собственных квартирах, которые они выкупили в многоэтажных домах, а 50 процентов - на условиях найма. Берут жильё в аренду и живут так всю жизнь. И никакого дискомфорта не испытывают. Они решили для себя главную проблему – проблему доступности жилья.

Кроме того, будет и третий тип многоэтажного строительства – это строительство готового к заселению дома по заказу муниципалитетов для малоимущих и тех гражданам, кому положено предоставлять бесплатное жильё в соответствии с действующим законодательством.

В-четвёртых, нам нужно поставить точку в вопросах о финансировании и вообще инженерном обустройстве жилищных объектов и жилищных массивов. Кто что должен делать? Практически у нас этот вопрос уже решён, но я бы хотел с этой высокой трибуны заявить: внеплощадочные инженерные сети должны строить сетевые компании - Горводоканалы, «Белгородэнерго», «Белгородоблгаз». За счёт инвестиционной составляющей в тарифе, по которой вы оказываете услуги, или платы за подключение, как это принято в случае с «Белгородэнерго». Внутриплощадочные сети строит инвестор или застройщик за свой счёт, а также за счёт того, кому он будет продавать или сдавать свои квартиры.

В районах индивидуальной застройки в финансировании внутриплощадочных инженерных сетей кроме самих застройщиков должны участвовать и бюджеты всех уровней, и внебюджетные фонды, если они есть. Такова должна быть система инженерного обустройства. Если нужно закон принять, давайте мы внесем этот закон и примем областной Думой.

Нет денег для инженерного обустройства – опять-таки, сегодня федеральный проект доступного и комфортного жилья предусматривает субсидирование, практически стопроцентное субсидирование, кредитов, если вы взяли деньги на инженерное обустройство площадок, где собираетесь строить жильё. Это касается всех корпоративных застройщиков, инвесторов. Такими возможностями надо пользоваться».

Подход губернатора Евгения Степановича Савченко – стандартный для ответственного руководителя страны и региона. Классика – Ли Куан Ю в Сингапуре и его сосед-соперник Махатхир бин Мохамад в Малайзии (читайте их книги на русском языке «Сингапурская история: из третьего мира в первый» и «Малайзия: Путь вперед», они есть в Сети). Эти же 2х2=4 нормального реального улучшения жизни людей как стартовой площадки прорыва в постиндустриализм используются во всем мире, у нас их пытается внедрять губернатор Белгородской области Евгений Савченко, честь ему и хвала.

Как же он дошел до такой редкостной нешкурности? Читаем его Автобиографию:

«Я, Савченко Евгений Степанович, родился 8 апреля 1950 года в п. Красная Яруга в семье потомственных крестьян. Все мои предки добросовестно трудились и честно защищали Отчизну. Этой земле и своим родителям, Ульяне Филипповне и Степану Семеновичу, я обязан всем добрым, что во мне есть. От них - глубокое почтение к нашим душевным, стойким к превратностям судьбы людям. От них - любовь к бескрайним полям и тихим рекам Белгородчины. От них - верность духовным и национальным традициям. От них - уважительное отношение к истории предков, вера в счастливое будущее родного края и великое предназначение России.

Начало жизненного пути - обычное для молодежи того времени: школа, техникум, армия, вуз, потом работа до седьмого пота. На любом участке - агрономом ракитянского колхоза, директором совхоза, в советских и партийных органах районного и областного звена, в ЦК КПСС или Министерстве сельского хозяйства России.

В октябре 1993 г. вернулся в родной край, и с тех пор делю с земляками радости и беды нынешнего переломного времени. Дважды прошел через выборы на должность главы администрации области, потому что хочу видеть мою милую родину благополучной, всех земляков - счастливыми. Верю: так и будет. Залог этой веры - прожитые мной здесь, на этой благословенной земле 50 лет.

С женой Надеждой Николаевной воспитали двух прекрасных дочерей Ольгу и Татьяну».

Интересно рассказывает о нём его дочь Ольга (http://www.savchenko.ru/home.html):

«Здравствуйте! Я Ольга - старшая дочь Евгения Степановича и Надежды Николаевны Савченко. Как и подобает будущим друзьям, давайте знакомиться поближе. Добро пожаловать на нашу домашнюю страничку!

Наш дом находится в поселке Дубовое, недалеко от города Белгорода. А это хозяин дома, который его и построил.

В юности папа был заядлым волейболистом, он и сейчас регулярно тренируется. И, конечно же, мы все болеем за белгородскую волейбольную команду Геннадия Шипулина.

Во дворе находятся маленький пруд и русская баня, которая регулярно посещается, при этом соблюдаются лучшие традиции русской парильни с веничком и пивом.

Не могу удержаться, чтобы не рассказать о всеобщем любимце Берге, он же Баргуша. От многих собак Баргушка отличается тем, что он редкостный добряк и лентяй.

Мне очень нравятся наш сад и клумбы, этим хозяйством заведует наша мама - Надежда Николаевна. Все, что растет вокруг дома - ее рук дело. Наши родители познакомились, когда были студентами и учились на агрономическом факультете Тимирязевской академии. Сейчас мама все свое время уделяет семье, по ее мнению, быть женой - самая важная профессия для женщины. А мы благодарны нашей маме за домашний уют, который она создает.

Мы с моей младшей сестрой Татьяной часто приезжаем к родителям в гости. Татьяна - студентка, заканчивает МГИМО.

У нас много интересных детских воспоминаний, связанных с папой. Несмотря на свою загруженность, он всегда находил время для общения с нами. Мы вместе занимались фотографией, меня он рано научил водить машину, мы даже пекли с ним пироги. И сейчас мы ценим каждую возможность общения, наш папа очень интересный и гармоничный человек, нам у него нужно многому-многому учиться.

Вот Вы и познакомились с нашей семьей. Мы рады оставаться с Вами в контакте, ждем Вас в гости на нашей страничке.

До встречи!».

А какими нешкурными реальными делами могут похвастаться другие губернаторы? К сожалению, я знаю немногих из них – Строев в Орле, Тулеев в Кемерово. Есть ещё Абрамович на Чукотке и Ишаев в Хабаровском крае. Разумеется, Лужков в Москве и Матвиенко в Питере и Шаймиев в Татарстане. Я называю известных лиц. Самобытностью отличается Рамзан Кадыров в Чечне. Наверное, есть и другие интересные деятели, но перспективны ли они как модернизаторы – затрудняюсь сказать.

Возьмем губернатора Тверской области, родины предков Путина. Это – Дмитрий Вадимович Зеленин. Он закончил Физтех, успешно занимался бизнесом, но шкурник он или болеет за народ и способен ли самоотверженно биться за постиндустриальную модернизации России – Бог его знает. А я не знаю.

Но вот ко мне пришла электронная весть из его епархии, касающаяся сгона русских крестьян с их земли (типичная ситуация при Путине):

«В адрес депутата Законодательного Собрания Тверской области от КПРФ, 2-го секретаря Тверского обкома КПРФ Истомина Андрея Александровича пришло письмо, полное отчаянья. Жители деревни Почвино Вышневолоцкого района сообщают в обращении, как в угоду «избранным» с большими деньгами местные чиновники их лишили земли, права пользоваться озером. По сути, у людей отбирают малую Родину. Приводим отдельные выдержки из обращения:

"Наша деревня находится на берегу озера Мстино. До 2005 года озеро было достоянием жителей деревни, а также отдыхающих из Твери, Москвы, Ленинграда, Мурманска, и всем хватало места. Однако три года назад все берега у озера стали распродаваться главой поселкового Солнечного совета. Вскоре все подходы к озеру были заграждены заборами. Земли, обрабатываемые местными жителями, отобраны.

Этому безобразию мы пытались воспрепятствовать своими силами, но в наш адрес посыпались угрозы, что нас сожгут. Раньше у наших детей было раздолье в деревне, теперь, чтобы гулять, им оставили только дорогу, доступ к озеру закрыт.

За помощью мы обращались в районную администрацию, но нам дали понять, что мы никто. 10 ноября 2005 года мы обратились в прокуратуру г. Вышнего Волочка, заявление приняли, вел дело следователь Крюков, но так никаких мер принято не было. 16 ноября 2005 года мы подали заявление в Росприроднадзор г-ну Егорову, который выехал на место, всё осмотрел, сказал, что таким образом ограждать подходы к водоему не имеют права, но это так и осталось на словах.

Убедительная просьба разобраться с нашим вопросом и доказать простым людям, что есть депутаты, которые на стороне простых сельских жителей. Мы верим, что озера, реки и леса принадлежат не только избранным, но и нам, нашим детям и внукам".

Жители деревни Почвино: Стукаловы, Моховы, Смирнова, всего 10 подписей.

Депутат Законодательного Собрания Тверской области, секретарь Тверского обкома КПРФ А. А. Истомин обратился с запросом по данной ситуации в Прокуратуру Тверской области».

Как видим, о тверском губернаторе Дмитрии Зеленине не вспоминают, он за скобками конфликта крестьян с земельно-водными рейдерами. А вот белгородский губернатор Евгений Савченко, мне кажется, нашел бы время вмешаться и не дал бы крестьян в обиду. Он, как я показал выше, давно раскусил мародерскую суть рейдеров-"инвесторов". И он, судя по всему, понимает, что русские крестьяне, русский народ – рассадник русской земли. Извести русского мужика – значит лишиться России и отдать опустошенную мародерами территорию другим более сплоченным и жизнеспособным племенам.


В избранное