Скурлатов В.И. Философско-политический дневник

Дела энциклопедические

Зашел в редакцию журнала «Новый мир», надеясь, что Алла Николаевна Латынина окажется на месте, и удастся с ней обменяться впечатлениями о словарях отечественных писателей и о кадрах специалистов по составлению словарных статей. Надо сказать, что многострадальный пятый том биографического словаря «Русские писатели. 1800 – 1917» уже несколько раз презентовался в Москве, в том числе недавно в Библиотеке истории русской философии и культуры «Дом Алексея Фёдоровича Лосева». Обзор этого тома, который Алла Латынина напечатала во втором номере журнала за этот год, произвел на меня большое впечатление. Увы, не застал, и Ирина Бенционовна Роднянская сказала, что Алла Николаевна бывает редко, ибо она не редакционный работник, а автор.

Вообще уровнем современных отечественных специалистов-гуманитариев вполне доволен, и энциклопедические издания очень мне нравятся, я покупаю и «Православную энциклопедию», и энциклопедию «Русский мiр», и другие справочники и словари. Ясно тем не менее, что бумажные тома исчерпали себя, нельзя даже привести библиографию толком, и мультимедийные Интернет-энциклопедии пока рабски копируют устарелый типографский образец. Википедия тоже далека от идеала, лишь концепция универсальной информационно-поисковой системы Панлог решает проблему обозримости и единства знания. И я убежден, что бумажные носители информации необходимо держать под рукой при контентизации Панлога. И приобретал их с переизбытком, в том числе не только добротную продукцию советских времен, но и постсоветскую. Сам я много лет работал в информационных институтах Академии наук СССР и привык доверять профессионалам – тем более что сразу после физического факультета МГУ поступил на работу в Редакцию справочной литературы Физматгиза, мне там очень нравилось, и благодарен наставнику Виталию Исааковичу Рыднику, который научил добросовестно относиться к каждой запятой. И по сей день полагал, что наши специалисты-редакторы продолжают выпускать справочники и энциклопедии по естественным наукам столь же качественно, и закупил почти все выпуски энциклопедической серии издательства «Эксмо».

И вдруг сегодня читаю в Живом Журнале - Осторожно, обман! Материал подписала лектор Планетария КЦ ВС РФ Елена Заславская (astronomy@planetarium-cc.ru):

«Издательство «Эксмо» в 2007 году выпустило книгу с громким названием «Большая астрономическая энциклопедия», которая не только не является таковой, а представляет собой скорее самый большой сборник грубейших ошибок и откровенных глупостей в области астрономии, не говоря уже об опечатках и низком качестве изложения материала.

Конечно, читатель может еще до приобретения понять, что он держит в руках, но подчас бывает не так просто разобраться в том, в чем не являешься специалистом. Здесь же сначала бросается в глаза обложка, убедительно говорящая, что это действительно энциклопедия, и подкупающая знакомым стилем оформления советских энциклопедий. И только открыв ее, причем на любой странице, становится ясно, что это самая настоящая халтура (увы, но другого эпитета не подобрать), от которой нужно оградить детей, друзей и знакомых, далеких от астрономии, чтобы не возникало потом ситуаций, когда кто-то из них скажет: а я читал это в энциклопедии.

В первую очередь возникает вопрос, кто же авторы этого шедевра. Но ответа найти нельзя, поскольку в авторском коллективе перечислено несколько фамилий с инициалами без каких-либо указаний, кто эти люди. При этом нет ни руководителя, ни научного редактора. Впрочем, нет вообще ничего: ни сокращений, ни предметного указателя, ни каких-либо приложений, ни списка символов или констант и проч. Но самое главное, ни одна статья не является энциклопедической, т.е. содержащей краткую, но точную и полную информацию. Нет определений заявленных 25000 терминов и понятий. Многие из них вообще не используются в науке. В большинстве статей содержатся или откровенные ошибки, или неточности, или опечатки, или безнадежно устаревший материал, или статья вовсе не о том, что заявлено в заголовке. Складывается впечатление, что материал понадерган подряд из всех доступных источников случайным образом случайными людьми. Такое ощущение, что авторы думали лишь бы что-то написать, и никто этого не проверял. Так обычно школьники поступают с рефератами из Интернета, сдавая их учителю, не читая.

Можно было бы пунктуально перечислить еще много всего недопустимого для энциклопедического издания (например, непонятно, по какому признаку некоторые малоизвестные ученые указаны, а многие выдающиеся астрономы отсутствуют; какие-то астрономические объекты из различных каталогов приведены, но почему именно эти, а не другие, более интересные неспециалистам, непонятно; дублирование одних и тех же понятий по нескольку раз без ссылок и с разным содержанием, не соответствующим этим понятиям, фотографии искажены до неузнаваемости, скорее карикатуры, а не фотографии и т.д.), но, честно говоря, жалко тратить на это время. Поэтому ограничусь несколькими примерами-цитатами, понятными даже не очень сведущему в астрономии человеку, чтобы стало ясно, что и все остальное – такая же ересь.

«ВОЛНЫ ГРАВИТАЦИОННЫЕ – испускаются электрическим зарядом при совершении колебаний в пространстве.»

«БАРНАРДА ЗВЕЗДА – неподвижная звезда звездной величины 9,5m… Отличается быстрым собственным движением…»

«ВИДИМОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ – под ним подразумевается излучение, не только видимое невооруженным глазом, но и воспринимаемое специальными астрономическими приборами и установками…»

«ВИДИМЫЙ СВЕТ – световое излучение, исходящее от нагретого тела…»

«ВТОРАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СКОРОСТЬ – определяется как скорость, необходимая для выведения на орбиту искусственного спутника Земли, составляет 12 км/с.»

«ГАЛАКТИЧЕСКИЙ КАННИБАЛИЗМ (внегалактическая астрономия) – раздел астрономии, в котором изучаются космические тела (звезды, галактики, квазары и др.), находящиеся за пределами нашей звездной системы Галактики.»

«ИЗЛУЧЕНИЕ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЕ – излучение, исходящее как от Солнца, так и от звезд.»

«ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ – колебания волн, которые исходят от источника света, создают так называемые сферические волновые фронты.»

«ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА – главная звезда L созвездия Малой Медведицы и самая яркая на звездном небе северного полушария Земли…»

«РИГЕЛЬ – ярчайшая звезда в созвездии Ориона и на всем небе…»

«РЫСЬ – одно из созвездий, расположенных в Южном полушарии.»

«ТРИТОН – созвездие, которое открыл Лассель в 1846 г. Его масса равна 2,14×1022 кг» и т. д.

«ФАЗОВЫЙ УГОЛ – угол, который расположен на расстоянии от Солнца до Луны, а также от Луны до Земли.»

«ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ АСТРОНОМИЯ – современная физико-математическая наука, которая развивается в непосредственной взаимосвязи с научно-техническим прогрессом».

У Юпитера в разных статьях указано разное количество спутников. На странице 385 – 39 спутников, а дальше в той же статье 10, на странице 479 – 13, на странице 601 в одной и той же статье, в одном абзаце – 63, в другом – 12. То же самое по другим планетам. Сведения по всем объектам Солнечной системы, и не только по ней, давно устаревшие, тогда как на обложке заявлено, что это самое полное современное издание.

Кроме того, издательство выпустило еще несколько энциклопедий: медицинскую, географическую, военную, экономическую и др.

Так что будьте осторожны!»

Участники Живого Журнала живо откликнулись на это безобразие:

shiko_1st:
А вместо астрономии теперь ОПК будет, да :-)

zam0th:
это в свете про отмену астрономии в школах имо.

gadsjl_7
спасибо за предупреждение! Могла схватить, хоть и в курсе, что у нас разгромлено книгопроизводство, для людей, которые этим интересуются.
Ужас и полная жопа.

Я же объясняю высочайший уровень гуманитарных изданий и поразительный провал со столь необходимыми постиндустриальному будущему естественнонаучными знаниями очень приземленно. После крушения СССР проводилась и проводится целенаправленная политика демодернизации, десубъектизации и архаизации России и особенно русского народа, и самые подготовленные русские естествоиспытатели, инженеры, теоретики, математики, программисты выдавливались на Запад, где попадали в сказочные (по сравнению с российскими) условия. Из нас просто вампирски-мародерски высосали и продолжают высасывать мозги, причем умышленно. Но наши гуманитарные умы мало кому были нужны за рубежом, и лишь сотни уехали в Израиль, Северную Америку и Европу, а сотни тысяч остались. И хотя многие вдарились в челночество и офисность, все же ещё больше продолжали заниматься своим творческим призванием и повышать квалификацию. А классных естественников осталось мало, и не так просто найти специалиста на редакторскую должность. Отсюда – нередкая халтура в научно-технических книгах и даже в справочниках и энциклопедиях.