Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Главный грех и его производные

 

Грехопадение Адама – это не только прорыв субъектности в человеке, но и предпосылка спасения и воскресения к жизни вечной в Богосаможертвоприношении, что и было явлено на Голгофе. Поев вожделенный плод от «дерева, которое среди рая» и «хорошо для пищи» и «дает знание», Прародители субъектно узрели сами себя – «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие 3:6-7). В субъектности они обрели равнобожие: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Бытие 3:22). Возник жертвоприноситель Убивец (хотар), в миг жертвоприношения равносильный Творцу. И смерть ворвалась в мир вместе со смертным человеком, способным приобщить к смерти бессмертных. Ангелы взывали к Аллаху, когда Он вознамерился сотворить человека – «поставить наместника на земле» - «Они сказали: «Поставишь ли Ты там такого, который произведет смуту на ней и прольет кровь? – и мы славим Тебя Твоей славой и превозносим Твою святость». Он ответил: «Я знаю то, чего вы не знаете»» (Священный Коран, Сура 2 Аль-Бакара /Корова/, аят 30).

Важно подчеркнуть абсолютную необходимость Грехопадения для судьбы бытия. Ибо Бог знал, что человеку надлежит стать Богочеловечеством через муку Богосамоотвержения – и знал грядущее зло, и проклинал кровавую неизбежность, когда изрекал Свои проклятия змею (Сатане), жене и Адаму (Бытие 2:14-19), но в то же время принимал её. Он же не стёр людей с лица земли после Грехопадения, и не всех уничтожил Потопом, и как ранее низверг Сатану с небес, так и Адама бросил из рая в земную юдоль. И Сына Своего, Сына Человеческого Иисуса Христа - оставил распятым на земном кресте.

Ибо именно человек призван построить алтарь-словострел Богосаможертвоприношения на земле, чтобы обрести жизнь вечную. Если бы Адам, оставаясь в раю как «один из Нас, зная добро и зло», простер руку и взял также от дерева жизни и вкусил, то стал бы «жить вечно» (Бытие 3:22), и не стал бы смертоносцем-жертвоприносителем и не обновил бы бессмертие через смерть, не стал бы рабочим-хотаром Богосаможертвоприношения. «И выслал его /Адама/ Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Бытие 3:23-24). И лишь после свершения акта Богосаможертвоприношения и переформатирования при этом в Конце Времени жесткого диска сущего и Начале как бы нового цикла Вечного Возвращения снова будут в раю и Творец, и его грядущий Убивец – бессмертный Бог и смертный человек, который, повинуясь заповедям Божьим, обретают право на древо жизни. Как сказано в Откровении святого Иоанна Богослова – «Время близко. Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город /«великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» - Апокалипсис 21:10// воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Апокалипсис 22:10-15).

И от Грехопадения до Конца Времени обречен Адам и его ипостась праведный Иов страждать на земле и нести свой крест, созидая в страдании научно-технический алтарь-словострел (Постав-Gestell по Хайдеггеру) конечного акта Богосаможертвоприношения, и никто человека от этого его высшего долга не избавит, хотя Иов взывает - «О, если бы благоволил Бог сокрушить меня, простер руку Свою и сразил меня! Это было бы еще отрадою мне, и я крепился бы в моей беспощадной болезни, ибо я не отвергся изречений Святаго. Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? И какой конец, чтобы длить мне жизнь мою?» (Книга Иова 6:9-11). И соответственно Сын Человеческий на Голгофе возопил «громким голосом» - «Или, Или! Лама савахфани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Евангелие от Матфея 27:46).

Отсюда вытекает, что главный грех человека и в то же время его высший долг – его предназначенность стать Убивцем, рабочим-хотаром Богосаможертвоприношения. И высший свой долг человек осуществит лишь через Богооставленность и страдание и смертные страсти и муки, как праведный Иов и Иисус Христос. Вне Грехопадения и грехов и преодоления их и крови и страданий – немыслимо Богосаможертвоприношение. И кто пытается избавиться от несения своего креста или переложить эту свою обязанность на другого или других – тот укореняется в грехе и подлежит искоренению из числа тех, кто воротами-поворотами времени войдет в Царство Божье. И недостойны те, кто топит страдание в наслаждении или ином соблазне и тем самым лишается благодати Божьей.

Отсюда – иерархия грехов в мировых религиях. Так, когда первенец Прародителей Каин из ревности Божьей убил брата своего Авеля, то Бог, с одной стороны, проклинает его «от земли» и обрекает на тяжкий труд («когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя» - Бытие 4:12), а с другой стороны, заключает с Каином завет-союз и обязуется отныне «крышевать» его – «Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Бог Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Бытие 4:15). Значит, грех братоубийства осуждается Богом, но перевешивает готовность Каина убить брата своего и кого угодно из ревности к Богу. И в исламе шахид, самоубийственно погубивший врагов Аллаха, пусть даже заодно с невинными, попадает прямиком в рай. Главное – служить Богу, не щадя живота своего, а если при этом сгубишь тьму невинных, то этот грех перевесится собственной саможертвенностью.

Поэтому нет грехов самих по себе, а есть высший долг, тождественный высшему греху, и есть попытки уклониться от этого высшего долга через различные суетные соблазны. И всякие списки как грехов, так и заповедей – лишь шпаргалки ума, ничтожные в сравнении с зовом сердца. Как сказал Сергей Есенин – «Много зла от радости в убийцах, Их сердца просты» («В том краю, где желтая крапива», 1915). И грехи от избытка иногда бывают в плюс, тогда как грехи от недостатка часто бывают в минус.

Обрядоверческие извращения порождают перечни грехов и прейскуранты за избавление от них, гнусную практику индульгенций. Вот и в наши дни, сообщают информагентства, Ватикан нашел в людях новые пороки. Католическая церковь обеспокоилась тем, что ее последователи стали меньше ходить на исповедь, а ведь это единственный способ, на взгляд Ватикана, получить прощение за самые страшные, смертные грехи, которые грозят душе вечным проклятием. На днях регент Апостольской пенитенциарии (органа Ватикана по вопросам исповеди и отпущению грехов) епископ Джиротти в интервью ватиканской газете Osservatore Romano назвал еще одну семерку грехов - социальных, которые распространяются из-за глобализации. Правда, официально Ватикан пока не приравнял эти грехи к смертным.

Священник Игорь Выжанов, глава секретариата по межхристианским отношениям отдела внешних церковных связей Московского патриархата РПЦ, по этому поводу сказал: - В духовной практике православия, безусловно, каждый грех имеет свое имя и место. Но когда мы говорим о грехе, чаще всего речь идет о душе конкретного человека, где очень много различных оттенков и переходных состояний, которые вряд ли возможно полностью охватить каким-либо списком.

Вот семь смертных грехов, которые впервые выделил в VI веке папа Григорий I Великий: гордыня, алчность, гнев, похоть, чревоугодие, лень, уныние. Ясно, что каждый из этих грехов, особенно первый «гордыня», уводит человека от исполнения его высшего долга. Однако, напоминаю, взвешивать каждый грех надо не по отдельности, а в совокупной целостности в сопряжении с высшим грехом, тождественном высшему долгу. Критерий простой – любой грех искупается, если он подчинен саможертвенности во имя высшего. А шкурность, обычно сопряженная с поклонением Золотому Тельцу потребительства, всегда тягчайший грех, и Моисей для избавления от него и соответственно для спасения народа не колеблясь прибегал к Большой Чистке этого народа вплоть до геноцида (Исход 32).

Теперь в недрах Ватикана родилось предложение добавить к семи «канонических» смертных грехов ещё семь "социальных": опыты с ДНК человека, клонирование, загрязнение окружающей среды, аборты, использование контрацептивов, наркотики (наркомания и наркоторговля), социальная несправедливость. Надо сказать, что эти «грехи» во многом выбраны произвольно, и их запрет (например, опытов с ДНК) может даже помешать реализации высшей цели. Список не просто спорный, а пиаровский.

Поэтому в Русской Православной Церкви выражают сомнение в необходимости таких списков. Тот же Игорь Выжанов разъясняет - "Православие подходит к понятию греха скорее с духовной, богословско-пастырской точки зрения, что не предполагает какую-то жесткую систематизацию и регламентацию этого понятия". Отец Игорь отметил, что стремление к "максимальной систематизации вещей, даже чисто духовного порядка, попытка все расписать по пунктам и разложить по полкам - это свойство скорее западного христианства".

Однако, как правильно отметил Карл Маркс в третьем «Тезисе о Фейербахе» - «Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания - это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан». В нынешнем православии тоже хватает обрядоверия. Любой конфессии, в том числе православной, необходимо возвыситься до правоверия, то есть до своих собственных исходных откровений, иначе невозможно понять, что такое хорошо и что такое плохо, и тем более судить грехи самих себя и других. Правоверие же – это постижение высшей цели человека и соответственно тех средств, часто кажущихся греховными, которые к этой цели ведут. Такой исконный греховод, как Мефистофель (Сатана) в творении Гёте «Фауст», сознает свою неустранимую роль в судьбе бытия и совершенно правоверно на вопрос Фауста, кто он есть, отвечает:

Ein Teil von jener Kraft,
Die stets das Böse will und stets das Gute schafft.

Часть вечной силы я,
Всегда желавший зла, творившей лишь благое.
(Перевел Николай Александрович Холодковский)

И на самом деле Грехопадение свершает не Адам, а Господь Бог, создавший Адама по образу и подобию Своему как раба-рабочего (жреца-хотара) для Своего же Саможертвоприношения и спровоцировавшего его на вкушение злополучного плода с древа познания добра и зла. Ангелы предупреждали Аллаха о том, что Его наместник на земле будет творить нечести и проливать кровь. Но Аллах действительно знал больше, чем ведали ангелы. Ибо Он – Господь Программы (Слова), а ангелы – лишь подпрограммы-бутстрепы Её.


В избранное