Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Проблема Тибета глазами русских очевидцев

 

Наши путешественники и автостопщики очень плотно освоили Тибетский автономный район КНР и облазили все закоулки. Владимир Динес в 1993 году пешком обошел там самые приметные места и о своих впечатлениях написал известную книгу Тропою дикого осла. Интересную информацию сообщает Денис Рожков в своих Письмах из Тибета (октябрь-ноябрь 2006 года). Полгода назад в ноябре-декабре 2007 года побывали в Лхассе и проплыли по рекам Тибета катамаранщики из команды RATT и выложили в Интернете дневники и фото Водная экспедиция Салуин. Знакомясь с впечатлениями «снизу», укрепляюсь в своей версии происходящих в Тибете событий – китайские власти увлеклись социализацией тибетцев, но допустили ущемление тибетской низовой субъектности со стороны экспансирующего мелкого китайского предпринимательства.

Тот же Владимир Леонидович Динец (vdinets) на днях в Живом Журнале подтвердил мой вывод – «Я был в Тибете в 1993 году. Обстановка напоминала Хеврон в том же году: кварталы оккупантов, четко отделенные невидимой стеной от коренного быдла. Тибет китаизируется по полной программе, мозги детям в школах промывают так, что подростки не ленятся зимой в Бутан через перевалы бежать, лишь бы из этих школ выбраться (я с несколькими такими беженцами был знаком). Насчет действий китайцев "с ведома и согласия монастырей" - интересно, как это сочеталось с расстрелом монастырей артиллерийскими батареями. Многие тибетские монастыри до сих пор в руинах, с воронками от снарядов и авиабомб. Последний раз китайцы бомбили с воздуха тибетские города совсем недавно - в 1980 году, причем даже не в ТАО, а в тибетской части Сычуани» (http://kolobok1973.livejournal.com/474935.html?nc=25).

В статье «Тибет и Кондопога» я сослался на эффективную политику этнического китайца Ли Куан Ю, который, правя в трехэтническом Сингапуре, озаботился профилактикой конфликта между более отсталыми аборигенными малайцами и более преуспевающими переселившимися в Сингапур китайцами. Ли Куан Ю в своей книге «Сингапурская история: из третьего мира в первый» подробно описывает, как он собирал лидеров малайской общины и вместе с ними вырабатывал меры по опережающей социализации малайских школьников и студентов и по форсированному взращиванию малайского малого и среднего бизнеса. А китайские руководители ТАР, в том числе нынешний лидер КНР Ху Цзиньтао, который возглавлял Тибетский провинциальный комитет КПК в 1988-1992 годах, - не озаботились о поддержке местных тибетских хозяев в их конкуренции с приезжими китайскими. И по ТВ показывали кадры, как возмущенные тибетцы громили и жгли китайские лавки и рестораны на улицах Лхассы. А надстроечные требования независимости Тибета или возвращения далай-ламы – это прикрытие главного экзистенциального устремления к субъектности. Рискуют свободой и жизнью не ради политических абстракций, а ради самого сильного в человеке базисного интереса обрести самодостаточность, субъектность.

Известный журналист-международник Всеволод Владимирович Овчинников побывал в Лхассе дважды – в 1955 и 1990 годах, и он в статье Вашингтон, Пекин и далай-лама: Тибет стал частью Китая еще в Средние века (Российская газета – Неделя, 25 октября 2007 года, № 4502, стр. 13) поделился своими воспоминаниями прошлого и оценками настоящего:

«Знакомые журналисты и просто друзья часто спрашивают меня: почему официальный Пекин так болезненно, точнее сказать, так возмущенно прореагировал на то, что президент Буш не где-нибудь, а в Вашингтоне, демонстративно наградил далай-ламу как выдающегося правозащитника современности?

Далай-ламу, который, мол, почти полвека находится в изгнании как противник китайской оккупации Тибета, как борец против его китаизации и подавления в этом священном для буддистов краю религиозных свобод?

Заповедник Средневековья

Мне посчастливилось первым из моих соотечественников еще в 1955 году побывать в Тибете, беседовать с далай-ламой, когда тот еще был верховным правителем загадочной Шамбалы. Но меня порой поражает направленность вопросов, свидетельствующих, что в сознании некоторых россиян доминируют стереотипы западной пропаганды.

Как очевидец, своими глазами видевший Тибет в 1955 и 1990 годах, постараюсь ответить по порядку. Прежде всего говорить, что китайские коммунисты "оккупировали Тибет", абсурдно. Тибет вошел в состав Китая еще в Средние века. Правители Поднебесной издавна стремились сделать тибетское духовенство своей опорой. В XIII веке внук Чингисхана Хубилай дал одному из видных буддистов титул наставника императора, или далай-ламы, и поручил управлять тибетскими землями.

Такое соединение духовной и светской власти дожило до победы Мао Цзэдуна в гражданской войне с Чан Кайши. Соглашение о мирном освобождении Тибета, подписанное в 1951 году, предусматривало право тибетского народа на районную национальную автономию в рамках КНР. Вопросы обороны и внешних сношений были объявлены прерогативой Пекина, а Лхасе предоставлена полная самостоятельность в местных делах.

В соглашении говорилось, что центральные власти не будут изменять сложившуюся в Тибете политическую систему, функции и полномочия далай-ламы, с уважением отнесутся к религиозным верованиям, обычаям тибетцев.

Четыре года спустя я по приглашению премьера Чжоу Эньлая проехал в Лхасу по только что проложенной туда автомобильной дороге, чтобы ознакомиться с тем, как выполняются эти обязательства. 14 сентября 1955 года я имел продолжительную беседу с далай-ламой и хочу дословно процитировать некоторые его высказывания.

- Хотел бы воспользоваться вашим приездом, - сказал мне тогда далай-лама четырнадцатый, - чтобы передать несколько слов зарубежной общественности, буддистам в других странах. Мы, тибетцы, не только веруем в учение Будды, но и любим нашу родину, где уважается и охраняется свобода религии. Связи тибетского и китайского народов имеют более чем тысячелетнюю давность. С тех пор как было подписано соглашение о мирном освобождении Тибета, наш народ оставил путь, который вел к мраку, и пошел по пути к свету...

В 1955 году Тибет предстал моим глазам как нетронутый заповедник Средневековья. Кроме пашен и пастбищ монастыри владели также земледельцами и скотоводами.

Перенестись во времена Марко Поло было интересно. Но больше, чем экзотика, поражала средневековая жестокость. Кроме религиозного фанатизма феодально-теократический режим держался и на страхе, на поистине бесчеловечных методах подавления. Я был потрясен, увидев, как трех беглых рабов сковали за шею одним ярмом, вырубленным из цельного деревянного ствола.

Китайцы начали с тактики "добрыми делами обретать друзей". Направляя на места врачей, ветеринаров и агрономов, они действовали только с ведома и согласия монастырей. Растущие симпатии местных жителей, видимо, и побудили реакционные круги Тибета в 1959 году решиться на мятеж. Причем я убежден, что далай-лама был отнюдь не инициатором, а жертвой этих трагических событий. Вооруженные выступления в Лхасе и других местах были подавлены. Далай-ламе и тысячам его сторонников пришлось бежать в Индию.

Шамбала покончила с рабством

Мятеж круто изменил жизнь тех, кто бежал, и тех, кто остался. Период гибкости и разумных компромиссов оказался, увы, перечеркнут. Соглашение 1951 года было односторонне нарушено. А это вызвало со стороны Пекина ответную волну форсированных реформ.

Они были хоть жесткими, но справедливыми. В заоблачной Шамбале было наконец покончено с рабством. Земледельцев и скотоводов освободили от крепостной зависимости, а также от всех налогов в государственную казну. Им безвозмездно передали пашни и скот, изъятые у монастырей, участвовавших в мятеже. У остальных владельцев они были выкуплены.

Ликвидация феодальных отношений вызвала заметный рост производительных сил. Став хозяевами полей и пастбищ, тибетцы стали ежегодно собирать около 700 тысяч тонн зерна, поголовье скота приблизилось к 25 миллионам. (В пятидесятые годы аналогичные показатели были втрое ниже.)

За последние полвека центральное правительство оказало былому заповеднику Средневековья безвозмездную экономическую помощь на 6 миллиардов долларов. В результате средняя продолжительность жизни тибетцев увеличилась с 36 до 67 лет. Если во время моего первого приезда население края составляло около миллиона человек, то нынче оно приблизилось к трем миллионам. Ведь на тибетцев, как и на другие нацменьшинства, не распространяется существующее в КНР жесткое правило: "одна семья - один ребенок".

Китайцев в автономном районе менее 90 тысяч (то есть 3 процента). Примерно половина из них сосредоточена в Лхасе. Это строители, врачи, учителя, работающие по контрактам. Жить в условиях высокогорного климата больше двух лет отваживаются немногие.

Итак, население Тибета утроилось, тогда как количество монастырей сократилось в два, а число лам в три раза. Для края, традиционная культура которого неразрывно связана с религией, такая перемена не могла быть безболезненной. Но ламаизм доказал свою жизнестойкость. Даже лишившись своих владений, монастыри существуют как бы на самофинансировании - печатают священные книги, производят предметы религиозного культа, а главное, получают добровольные приношения от своих бывших крепостных, за которых монахи возносят молитвы.

Там, где полвека назад было 150 тысяч лам, теперь насчитывается 150 тысяч учащихся. В некогда поголовно неграмотном краю 86 процентов детей ходят в школу, причем учатся на родном языке. Для подготовки преподавательских кадров в краю созданы четыре вуза, в том числе Тибетский университет.

Сохранить национальную культуру

- Мы, - сказал мне его ректор Цеван Цзигме, - стремимся воспитать людей, способных сохранить традиционную национальную культуру. Единственной формой ее проявления веками была религия. Очагами учености были монастыри, интеллигенцию составляли ламы. Но культура при этом была не общим достоянием, а уделом меньшинства. Именно это мы и хотим изменить, сохраняя все, что составляет нашу самобытность.

Но вернемся к далай-ламе, чьи сепаратистские заявления в изгнании не могли понравиться Пекину. Впрочем, в последнее время верховный иерарх буддистов дает понять, что его цель - не независимость, а автономия Тибета, который, мол, должен стать "самоуправляемой административной единицей, находящейся в ассоциации с Китайской Народной Республикой".

Слово "ассоциация" вызывает в Пекине настороженность. Но возможность компромисса, по-моему, существует. Его основой может послужить все то же соглашение 1951 года. Ведь сохранять в ведении Пекина внешнюю политику и оборону - значит признавать Тибет составной частью Китая. Народ не захочет возврата к феодальному рабству. Но конкретные функции местных властей могут быть иными, чем в других провинциях страны.

Словом, мне, как человеку, который своими глазами видел в 1955 году средневековую жестокость феодально-теократического строя, а в 1990 году освобожденных от рабства скотоводов и земледельцев, мне, вновь увидевшему Тибет, когда средняя продолжительность жизни там увеличилась вдвое, численность населения утроилась, а экономический потенциал вырос в пять раз, кажутся абсурдными измышления, будто этот заоблачный край "вымирает" или "китаизируется", а далай-лама якобы заслуживает награды как выдающийся правозащитник современности».

В Живом Журнале развернулась дискуссия о событиях в Тибете. Так, igor_cooking, признавая успехи социализации в Тибете, и интуитивно чувствуя недоработку с низвой тибетской субъектностью, вопрошает – «Читая Овчинникова, сложно понять, ну а почему тибетские беспорядки возникли - что сейчас, что в 1989 году. Не потому,наверное, что тибетцы стали хозяевами полей. Овчинников как человек, близкий к китайской пропаганде, повторяет всё, что и без него говорится в Пекине. Всё это правильно, все это хорошо - и про продолжительность жизни, и про огромные инвестиции. Но это совсем не объясняет ситуацию. Главное - китайцы и не пытаются её объяснить. А потом удивляются - чего это их в мире не понимают... Приходится признать - что все происходит вопреки /социализации/. Вопреки растущей продолжительности жизни и вообще счастливой и беззаботной жизни тибетцев. А вот - почему? Это уже другой вопрос. На него в Пекине пока вразумительно не отвечают.

Уже 12 лет живет в КНР русский жижист «Китайский странник», и он в своём блоге горой выступает за китайские интересы и в то же время резко критикует растерянную реакцию китайского руководства. Он пишет в посте Понеслась пизда по кочкам:

«Паскудство иностранных СМИ на тибетскую тему, засёр олимпийского огня и прочее, слёзы, возливаемые над горькой долей маленького, но гордого, а главное - обалденно духовного народа, порабощённого кровавыми хунвэйбинами и прочая херня, увы, достигла цели.

Очень обидно понимать, что режиссёры и постановщики антикитайской истерики с такой лёгкостью просчитали реакцию китайского руководства, но в разы обиднее видеть, с какой лёгкостью китайское руководство повелось на слабо и вступило на путь, устланный граблями.

Казалось бы, в 21-м веке и к 30-й годовщине реформ мы вправе были бы ожидать от Чжуннанхайских небожителей бОльшего ума, уж не говоря о прозорливости. У меня лично просто не укладывается в голове, КАК они могли пойти по самому невыгодному пути, словно нарочно подыгрывая, подмахивая провокаторам.

В Китае мощно пошёл в рост маразм антииностранщины.

Замечу, что по уму - так давно бы пора, открытость зашкаливала и здравые рамки были временами слишком уж раздвинуты. Но то - по уму - то есть, продуманно, неспонтанно и не в угаре эмоций.

А сейчас попрёт дебильщина, как мы умеем. Ох, как мы умеем!...

Далее - вот новые правила регистрации иностранцев для посещения Кантонской ярмарки. Блядь, как обидно за китайское руководство, как обидно. /далее приводятся эти неуклюжие и действительно почти ксенофобские правила/

Distinguished Guest:

To provide a safe environment for trade at Canton Fair to you, according to higher authority”s instruction new changes on registration regulations are to be adopted for the 103rd session of the Canton Fair as following:

1. Overseas buyers should present ORIGINAL personal ID documents (including H.K. /Macao Home-return Permit or I.D. Card, Taiwan Compatriot Travel Certificate, Overseas Passport, Overseas Permanent Residence Permit or a Chinese Passport with overseas employment visa valid for over one year). Copies of personal documents are unacceptable.

2. Representatives from Overseas Companies” Representative Offices in China, please submit the following materials:
(1)Police Clearance Certificate issued by the police bureau of her / his permanent resident place;
(2)Invitation to Overseas Companies” Chinese Office issued by the Canton Fair;
(3)Applicants” Valid Employee Certificate issued by local Bureaus of Labor or foreign labor service companies;
(4)Applicants” ID card and its copy, portrait photo and business card, etc.
Only all the materials having been checked by the Fair could applicants acquire the entry badge.

3. Please be noted that we stop issuing entry badges to the foreign buyers” Chinese Representatives or assistants who own no Invitation to Overseas Companies” Chinese Office issued by the Fair.

4. Overseas buyers can not bring their own interpreters into the Fair, please apply to the Interpreter Service Centre if necessary. Contact information are:

Office Time during Canton Fair - 9:30 am –6:00 pm
Add1: Ground 3, Trading Building, Liuhua Rd.
Tel - 020 26080496 26080423

Add2: Ground 2, West Registration Office, Hall A, Pazhou Complex
Tel - 020 ¬89120096 89120097

5. Buyers who have acquired the badges should take passports or IDs with you for inspection inside the fair complexes.

Your understanding and cooperation is highly appreciated.

Thank you!

China Import and Export Fair
Guangzhou, China

А Тибет - наш, и уж в чём можно не сомневаться - так это в том, что при любом раскладе там будет такой божежмой, что ай-яй-яй. И это правильно. Поделом.

При всём при том, что я совершенно не склонен к конспирологии, в отсутствие за кулисами лэнглевских ушей я не верю. Словом Лэнгли я обозначаю не конкретно центр известной богадельни, а комплекс служб, занимающихся подобной работой. Нормальной, кстати, работой, я совершенно не намерен верещать что-то о недопустимости этого. Совершенно нормальная работа, хоть раз у них что-то получилось на пять, а то какая-то сплошная цепь неудач и провалов - Талибан, Афган, Ирак, куда ни глянь - везде жопа, и тут - просто дивно красиво, лаконично, и при этом совершенно, абсолютно безукоризненно эффективно проведённая игра. Был бы я не тут, я бы поаплодировал. Для меня интерес США в ослаблении Китая преочевиден.

ierdionisy:
но вот на 1 мая всех уже призывают не покупать продукты в Карфуре...

cathay_stray:
а вот это - пожалуйста, такие бойкоты меня не коробят, это нормально. Я искренне считаю, что с Китаем обошлись не просто гадко, но максимально несправедливо. Ответить на это надо было (и надо ещё долго будет) - но то, что наступает, как-то уж больно конвульсивно.

pupsikk:
Китaйскaя реaкция лучше всяких слoв дoкaзывaет oпрaвдaннoсть тибетскoй кaмпaнии. Китaй пoступaет aбсoлютнo сoвкoвo и в этoй сoвкoвoсти рaствoрилaсь вся мифическaя трехтысячелетняя мудрoсть китaйскoй нaции. Увы, у китaйскoгo руля стoит тупoе империaлистическoе быдлo, тaкoе же, кaк сиделo в сoвке, тoлькo бoлее кoммерчески успешнoе. Я б нa вaшем месте бoльше беспoкoился, чтo будет ПOСЛЕ oлимпиaды. Крепкий кризис не зa гoрaми - экoнoмический, пoлитический и сoциaльный.

dszr:
Отвечать на это надо было ДО того, как проблема возникла. У меня почему-то создается впечатление, что предотвратить проблему в китайских условиях было как два пальца обоссать (тем более, что наверняка Тибет в немалой степени инфильтрован агентами тайной полиции).

Да, прокол китайской политики в Тибете – колоссальный, позорный. Мудрый Ли Куан Ю смог предотвратить что-либо подобное у себя в Сингапуре и подробно рассказал, что для этого надо делать, и аналогично поступил его визави малаец-мусульманин Махатхир бин Мохамад в столь же успешной и ныне спокойной Малайзии (а ведь тридцать лет назад малайцы и китайцы резали здесь друг друга). А вот нынешний китайский руководитель Ху Цзиньтао не понял приоритета именно субъектности, а не социализации в эпоху постиндустриальной модернизации. И поскользнулся. И очень больно ушибся. Надо было ему, как в своё время поступал Дэн Сяопином, следовать рецептам Ли Куан Ю. И низовую тибетскую субъектность всяческими «аффирмативными» мерами из врага превращать в союзника. Впрочем, ошибку исправить ещё не поздно.


В избранное