Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Сеятель Правой Веры

 

Ехал в метро, сидел, надо мной навис перень, рюкзак через плечо, читает книгу, обложка знакомая, вгляделся – Бернард Вербер «Дыхание богов».

Уже отмечал в ряде заметок, что наш замечательный французский современник Вербер – сеятель Правой Веры. А суть Правой Веры в том, что мы, люди, призваны не вымаливать всяких благ и милостей от Бога и ждать покорно Второго Пришествия и Страшного Суда, а, опираясь на мощь нашего разума и на научно-технический прорыв, самим становиться Богочеловечеством и готовить то, ради чего сотворены – Богосаможертвоприношение.

И каждая книга Бернарда Вербера подвигает людей в этом направлении и возвышает их тем самым к субъектности. На Книжной ярмарке я видел, что переведены и изданы почти все его романы. В своё время я начал с серии о муравьях, не мог оторваться. И парня в метро можно понять – его тоже зацепило, он весь ушел в фейерверк необычных мыслей.

Великое дело сделали за последние полвека французские мыслители. Так, Жан Бодрийяр вдохновил создателей правоверной кинотрилогии «Матрица», а другие философы ввели в широкий оборот те глубинные вопрошания, ответить на которые всю жизнь стремился Мартин Хайдеггер. Пусть не ответил до конца – зато вопросы поставил почти последние!

А его французские последователи выявили или выпятили столько нюансов, что глаза разбегаются. Впечатляет! Правда, сейчас сравнил двухтомник Хайдеггера «Ницше» (1961), который составлен на основе лекций и заметок 1930-1950-х годов, и изданный в 1962 году трактат Жиль Делёза «Ницше и философия». На хайдеггеровский двухтомник я в 1962 году опубликовал рецензию в бюллетене «Новые книги за рубежом по общественным наукам», а до того читал его вслух своему учителю Алексею Фёдоровичу Лосеву, так что тематику вроде освоил. И вот у Делёза я, признаться, не нашел ничего, что в явном или неявном виде не было бы у Хайдеггера. Пусть мне возразят специалисты – с удовольствием поспорю. Вообще тема интересная, но трудоемкая, поэтому здесь ограничусь её кратким обозначением.

Посмотрел также по Интернету, что делается сейчас во французской философии, когда прославленнейшие её классики один за другим ушли из жизни. Оказывается, выдвинулась молодая поросль высокого класса, и интеллектуальная традиция сохраняется, можно даже ждать новых захватывающих прозрений. Пока мощно работают в сфере проблематики Правой Веры также англосаксы, но в жанре не столько философии, сколько литературы, науки и эзотерики. Так что мировой философский рынок отнюдь не опустел, и прорваться на него из России не так просто. Вывод – надо не расслабляться, а упорно-систематично работать, осваивая достижения французов и англосаксов и продвигая наше традиционно-русское – эсхатологию Богочеловечества и в пределе Богосаможертвоприношение.


В избранное