Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


300 шагов многовато, а 10 – в самый раз. Часть 2

Продолжаю рассмотрение проекта Политической программы объединенной российской демократической оппозиции 300 шагов к свободе, которую в основном составил Владимир Станиславович Милов. В первом разделе – Политическая реформа – далее рассматривается:

«Восстановление действия Конституции Российской Федерации

Для того чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. Российская Конституция многим может казаться несовершенной, и ее возможное усовершенствование должно стать предметом широкой долгосрочной дискуссии, возможной позже, тогда, когда в Россию вернется полноценная политическая конкуренция и условия для ведения такой дискуссии будут созданы. Однако на данном этапе, в отсутствие у широкого слоя граждан объективной информации о происходящем в стране, дискуссия по такому серьезному вопросу, как пересмотр Конституции, не будет продуктивной.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Здравое суждение/

10. Необходимо обеспечить безусловное исполнение положений действующей Конституции. В числе положений Конституции, попранных в период правления второго президента России В. Путина, действие которых необходимо восстановить в первую очередь:

- принцип народовластия, провозглашающий народ единственным источником власти в стране (статья 1);

- принцип отношения к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности, в соответствии с которым смысл деятельности государства состоит в выполнении обязанности по обеспечению соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, равенства этих прав для граждан (статьи 2 и 6);

- принцип недопустимости присвоения кем бы то ни было власти в Российской Федерации (часть 4 статьи 3);

- принцип, провозглашающий Россию социальным государством, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека (статья 7);

- принцип разделения властей и независимости законодательной, исполнительной и судебной властей друг от друга (статья 10);

- гарантии идеологического и политического многообразия и многопартийность (статья 13), светского характера государства (статья 14);

- гарантии свободы мысли и слова, права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, запрет цензуры (статья 29);

- беспрепятственное право граждан на объединение, проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования (статья 30);

- принцип совместного установления федеральным центром и субъектами Российской Федерации общих принципов налогообложения (статья 72).

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Ползучая отмена вышеназванных положений Конституции РФ свидетельствует о нелегитимности нынешнего правящего режима. Конституция РФ была фактически дезавуирована Путиным 13 сентября 2004 года через несколько дней после трагических событий в Беслане, когда он под предлогом борьбы с терроризмом отменил выборность глав регионов/

Восстановление законности и построение правового государства

В России необходимо восстановить в полном объеме верховенство закона и независимость суда, обеспечить всеобщее равенство перед законом и судом, отказ от избирательного применения закона в узких политических или коммерческих интересах, обеспечение эффективной системы защиты прав всех без исключения граждан страны.

11. Государство должно в инициативном порядке пересмотреть незаконные действия органов власти последних лет, нарушающие права и интересы граждан, провести анализ неправосудных судебных приговоров и выйти с инициативой об их комплексном пересмотре.

12. Избирательное применение законодательства (наказание одних при попустительстве аналогичным правонарушениям, совершаемым другими) должно рассматриваться как уголовно наказуемое должностное преступление, соответствующие изменения должны быть внесены в российское законодательство.

13. Необходимо принять законодательство, вводящее прямую финансовую ответственность государства за противоправные действия в отношении граждан.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: У нас в Программе «Путь из тупика» денежные компенсации пострадавшим от противоправных действий и вообще за выявленные нарушения процессуальных норм – не из бюджета государства, а из кармана правоприменителя/

14. Необходимо освободить политических заключенных.

Обеспечение свободы участия граждан в политической деятельности

15. Должна быть обеспечена реализация конституционных прав граждан на свободу собраний. Граждане должны иметь возможность собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование без ограничений.

16. Должны быть опубликованы все подзаконные акты правоохранительных органов, касающиеся взаимоотношений с гражданами. В первую очередь должен быть снят гриф с любых документов, затрагивающих права и свободы. Должны быть немедленно отменены как антиконституционные такие нормативные акты, как скандально известный Приказ МВД РФ №870-дсп от 10.09.2002 г., приложение к нему №1 (о действиях в чрезвычайных обстоятельствах) и аналогичные приказы в других силовых ведомствах. Должен быть введен абсолютный запрет на применение ОМОНа и частей внутренних войск для пресечения мирных гражданских акций, даже носящих несогласованный (несанкционированный) характер.

17. Граждане должны получить возможность объединяться в политические партии и объединения, общественные объединения и союзы, учреждать некоммерческие организации без ограничений.

18. Необходимо снять все ограничения на реализацию гражданами своих избирательных прав, возврат в избирательные бюллетени графы «против всех».

19. Необходимо принять поправки в законодательство о борьбе с экстремизмом, исключающие возможность применения этого законодательства для борьбы с политической оппозицией, а также приравнивание критики представителей власти к экстремистской деятельности.

Восстановление свободных и честных выборов

Необходимо ликвидировать ограничения на волеизъявление граждан в ходе выборов. Россияне должны сами выбирать, какие политические силы и в какой конфигурации должны быть представлены в органах власти. Для этого необходимы:

20. Снижение барьера прохождения партий в Государственную Думу и региональные парламенты до 3%.

21. Снижение порога количества подписей граждан, необходимых для выдвижения кандидатов на пост президента страны, с 2 миллионов до 100 тысяч человек.

22. Восстановление прямого представительства граждан в парламенте и возврат выборов в федеральный и региональные парламенты по одномандатным округам, что обеспечивает представительство в парламентах политиков, непосредственно и напрямую избранных народом.

23. Обеспечение возможностей для всех зарегистрированных политических партий (блоков, движений) выдвигать списки и кандидатов на выборы без внесения залога и сбора подписей.

24. Упразднение возможности отмены регистрации списка или кандидата. Необходимо сохранить лишь одну причину отмены регистрации – если в отношении кандидата вступил в силу приговор суда. Отмена регистрации по иным основаниям (недостатки в оформлении документов, выбытие кандидатов и пр.), как исключительно репрессивная мера против оппозиционных партий и кандидатов, должна быть исключена.

25. Предоставление участвующим в выборах партиям и кандидатам равных эфирных возможностей. Освещение их деятельности в новостных программах должно быть сопоставимым по длительности. Необходимо обязать кандидатов участвовать в публичных предвыборных дебатах. (Эти принципы должны распространяться на освещение выборов не только федеральными, но региональными СМИ.) Кандидатам, в отношении которых электронными СМИ была допущена прямая или косвенная критика, должна быть предоставлена возможность ответа на нее в сопоставимое время эфирной сетки и в сопоставимом масштабе по времени.

26. Отмена нормы об обязанности возмещения стоимости бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для политических партий, не преодолевших на выборах 2% барьер.

27. Запрет на проверки партий в период избирательной кампании в целях исключения дополнительной возможности для административного давления на политические партии, запрет на арест, изъятие или ограничение распространения тиражей и агитматериалов, кроме как по решению суда. Определение порядка проверки политических партий федеральным законом.

28. Формирование избирательных комиссий напрямую от партий.

29. Запрет на предварительное представление и согласование протоколов участковых комиссий в любых инстанциях.

30. Свободный доступ наблюдателей на избирательные участки. Воспрепятствование доступу наблюдателей необходимо отнести к числу уголовно наказуемых должностных преступлений. Право наблюдателей и членов комиссии с совещательным голосом расписываться на опечатанных пачках бюллетенях на избирательном участке.

31. Ограничения на пересчет бюллетеней и составление повторных протоколов. Запрет на любой пересчет бюллетеней в избирательной комиссии в ином составе, кроме того, в котором был проведен первоначальный подсчет. Наличие надлежащим образом оформленных разных версий протоколов, содержащих взаимоисключающие данные, должно влечь за собой признание итогов голосования на избирательном участке недействительными.

32. Введение уголовной ответственности членов избирательных комиссий всех уровней за фальсификацию итогов выборов. Запрет на любую корректировку избирательных протоколов.

33. Запрет на обман избирателей путем использования партиями «паровозов» - популярных политиков и общественных деятелей, возглавляющих выборные партийные списки, но впоследствии отказывающихся от депутатских мандатов в пользу непопулярных и малоизвестных назначенцев. Депутатские места «отказников» должны оставаться вакантными до окончания срока работы парламентов соответствующего созыва. Если число «отказников» настолько велико, что не позволяет созывать легитимные заседания федерального или региональных парламентов, должны назначаться досрочные выборы.

34. В этих условиях необходимо провести новые выборы Государственной Думы, региональных парламентов и губернаторов, распустив действующую Государственную Думу и региональные парламенты и объявив досрочные прямые всенародные губернаторские выборы.

Восстановление полноценной политической конкуренции

В течение последних 15 лет российские власти интуитивно стремились к искусственному созданию в России двухпартийной системы, построенной на слепом копировании партийной системы в США. В середине 1990-х годов это проявилось в виде попытки создания «блока Черномырдина» и «блока Рыбкина», искусственно сформированных Администрацией Президента бюрократических бригад по захвату власти. Позже архитекторы «суверенной демократии» слегка видоизменили эту идею, назвав «блок Черномырдина» и «блок Рыбкина» соответственно «партиями» «Единая Россия» и «Справедливая Россия». Однако суть от этого не меняется – кремлевские чиновники упорно навязывают России двухпартийную систему, скопированную с американской.

Между тем, США – не подходящий для России пример партийной системы. Американская демократия, во-первых, эволюционировала естественным путем в течение столетий, а во-вторых, сильна качеством институтов, отсутствующих в России – верховенством закона, независимыми судами, свободой СМИ. Однако система, в рамках которой гражданам предоставляется выбор между представителями всего двух партий, различия в позициях которых не всегда видны даже профессионалам, вовсе не заслуживает копирования. Она исторически сложилась, однако именно ее недостатки способствуют высокому уровню апатии избирателей в США.

Для эффективного развития и движения вперед России, как переходному обществу с пока еще неустойчивой структурой политических взглядов и предпочтений граждан, нужна гибкая многопартийная система, способная менять свою конфигурацию под влиянием политической динамики, допускающая формирование широких тактических коалиций и развивающаяся под влиянием свободного мнения избирателей. Партий должно быть много, не две и даже не четыре, а гораздо больше, чтобы они отражали все оттенки политического спектра. Все попытки искусственно ограничить число и конфигурацию партий административными методами должны быть решительно отметены. Плюсы многопартийной модели очевидны, в частности, в сопоставлении итогов работы Госдумы созыва 1999-2003 годов и ее преемницы. Парламент, избранный в 1999 году, где было представлено 6 партий и еще несколько депутатских групп, работал на несколько порядков эффективнее – принял вторую часть Налогового кодекса, новую редакцию Бюджетного и третью часть Гражданского кодекса, Земельный и Трудовой кодексы, многие другие важные законы, заполнившие правовой вакуум в стране и способствовавшие продвижению России по пути развития. Госдума же созыва 2003 года с более компактной структурой партий прославилась лишь неудачной монетизацией льгот и жилищным пакетом, полицейскими поправками в партийное и избирательное законодательство, и резким ростом бюджетных расходов, ставшему причиной всплеска инфляции в 2007-2008 годах.

Только политическая конкуренция в состоянии победить коррупцию в России. Как показывает практика, руководство страны и правоохранительные органы не могут быть эффективными борцами с воровством и вымогательством среди чиновников – этому препятствуют конфликты интересов и круговая порука. Успешно бороться с коррупцией можно только при наличии независимых СМИ и конкурентной политической системы, обеспечивающей предание фактов коррупции гласности и неотвратимый уход коррумпированных чиновников со своих постов.

35. Деятельность любых политических партий и организаций (кроме тех, идеология которых основывается на национальной ненависти, пропаганде насилия и превосходства одних народов над другими), должна быть разрешена и осуществляться беспрепятственно.

36. Федеральная регистрация партий должна стать уведомительной. Отказ в регистрации партий должен быть запрещен. Ликвидация партий, проповедующих человеконенавистнические идеи и нарушающих закон, должна осуществляться исключительно судом.

37. Требование о минимальной численности партий должно быть отменено. Создание массовых партий с многотысячной численностью – безнадежный анахронизм, в условиях современных демократических стран наиболее эффективны кадровые партии, объединяющие профессионалов, политическая состоятельность которых определяется успехом на выборах, а не численностью записавшихся в них людей.

38. Необходимо вернуть возможность свободного формирования любых межпартийных коалиций и блоков, восстановить свободу перехода депутатов, избранных по одномандатным округам, в другие партии и парламентские фракции.

Развитие парламентаризма

России необходимо подлинное разделение властей и расширение роли парламента в системе власти. Без этого невозможна настоящая политическая конкуренция в стране – периферийная роль парламента смещает центр тяжести в принятии политических решений в кулуары исполнительной власти, дискредитирует идею народовластия.

39. Для ограничения возможностей Президента РФ по произвольному вмешательству в конституционное разделение властей необходимо на уровне Федерального конституционного закона дать четкое определение статусу Президента как «гаранта Конституции», ограничив возможности произвольной трактовки такого статуса. Необходимо принять Федеральный конституционный закон «О Президенте Российской Федерации», который, в частности, запретит Президенту вмешиваться в оперативную работу Правительства и давать конкретные поручения министрам. Прерогатива «гарант Конституции» должна пониматься, в частности, как формальное право направлять запросы в Федеральную службу расследований и Генпрокуратуру, право создавать смешанные государственно-общественные комиссии для чрезвычайных инспекций закрытых учреждений (колоний, воинских частей), право обращаться в суды с заявлениями о признании недействительными региональных и ведомственных нормативных актов.

40. Расширение роли парламента в политической системе должно быть достигнуто путем принятия пакета законов, вводящих ограничения по возможности принятия Президентом страны решений без согласования с парламентом (на данном этапе это возможно реализовать без изменения действующей Конституции, внеся лишь поправки в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» в части порядка взаимодействия между Президентом и Госдумой). Государственная Дума должна получить следующие дополнительные полномочия:

- предлагать Президенту страны кандидатуру премьер-министра для внесения в Госдуму на утверждение по итогам формирования парламентской коалиции большинства;

- согласовывать структуру правительства, число заместителей председателя правительства, структуру федеральных органов исполнительной власти, до утверждения их Президентом страны;

- согласовывать кандидатуры руководителей силовых структур и их уход в отставку;

- согласовывать кандидатуры и уход в отставку руководства и членов правления федерального регулятора финансовых рынков, федерального регулятора в сфере конкуренции, федерального регулятора в области экологии, ряда других федеральных регуляторных агентств.

41. В Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» должны быть внесены поправки, устанавливающие, что Президент должен вносить в Государственную Думу на утверждение только ту кандидатуру на пост премьер-министра, которая предложена партией или коалицией партий и фракций, занимающих в Государственной Думе более половины мест. Такой же порядок должен касаться назначения ключевых министров кабинета (полный список министров, кандидатуры которых вносит думская коалиция большинства, должен стать предметом дополнительного обсуждения с участием широкого круга политических сил). Должен быть принят специальный закон, определяющий порядок и сроки формирования коалиции большинства в Государственной Думе.

42. Необходимо восстановить и существенно усилить контрольные функции парламента. Следует узаконить практику парламентских расследований, принять Федеральный конституционный закон «О парламентском расследовании». Законодательство о парламентских расследованиях должно обязать все органы власти содействовать их проведению и установить конкретную меру ответственности лиц, препятствующих их проведению.

43. В целях развития парламентаризма на региональном уровне необходимо наделить региональные парламенты теми же полномочиями по влиянию на формирование структур исполнительной власти, какими предлагается наделить Государственную Думу в отношении формирования структуры и состава федерального правительства.

Формирование независимой судебной власти

Сильная и независимая судебная система – основа построения в России эффективного государства, гарантирующего законность и правопорядок, соблюдение прав граждан, нормальные условия для инвестиций и развития. Однако сегодня существует достаточно доказательств того, что судебная власть в России не является независимой от исполнительной власти. Сегодня это подтверждается уже официальными показаниями, данными в ходе судебных процессов высшими руководителями российской судебной системы.

44. Необходимо обеспечить подлинную независимость суда, ввести уголовное преследование представителей исполнительной власти и других лиц за любые попытки давления на деятельность судов, ввести неминуемый импичмент для высших должностных лиц (включая Президента России и губернаторов) в случае доказанных попыток вмешательства в деятельность судов.

45. Из состава квалификационных коллегий, уполномоченных принимать решения о санкциях в отношении судей и лишении судейского статуса недобросовестных судей, должны быть повсеместно исключены введенные туда начиная с 2000 г. представители исполнительной власти, прежде всего – представители Президента и ФСБ.

46. Общественный контроль за деятельностью судейского корпуса должен осуществляться через активное представительство общественных и неправительственных организаций в области юриспруденции в квалификационных коллегиях. Соответствующие общественные организации должны вести мониторинг принимаемых конкретными судьями решений, с целью своевременного выявления фактов лоббирования судьями различных специальных интересов и вынесения таких фактов на рассмотрение квалификационных коллегий.

47. Судебные решения, вынесенные неправосудно в период правления второго президента России В.Путина, когда судебная власть массово использовалась авторитарной властью в собственных интересах, должны стать основанием для лишения судейского статуса тех судей, которые принимали такие решения. Соответствующие решения должны приниматься квалификационными коллегиями в установленном законом порядке.

48. Обновление состава судей в Российской Федерации – неотъемлемое условие формирования в стране подлинно независимой судебной системы.

49. Необходимо повсеместное введение судов присяжных для особо тяжких преступлений, мировых судов для мелких и бытовых правонарушений, третейских судов для разрешения конфликтов в экономической области. В частности, использование судов присяжных в последние годы показало, что этот институт весьма эффективен для независимой оценки качества следствия.

50. Мировые судьи и федеральные судьи районного звена должны прямо избираться населением.

51. Судебные округа не должны совпадать с административно-территориальным делением.

52. Необходима ликвидация института председателя суда.

53. Необходимо существенно повысить заработную плату судей и расширить организационные возможности аппарата судов для ускорения сроков и повышения качества рассмотрения судебных дел».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Против всех этих общедемократических предложений нельзя возражать, они самоочевидны и естественны и реализованы в успешных странах.

/Продолжение следует/


В избранное