Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Милитаризация могла бы стать стимулом модернизации, но…

 

Запад потирает руки – цели развязанного им обострения на Кавказе достигнуты, мощь РФ ушла в давно потерянные периферийные Южную Осетию и Абхазию, можно форсировать экспансию НАТО в Грузию и Украину, а немного обнаглевшую от переизбытка нефте- и газо-долларов Москву слегка наказали и поставили на место. Скрепя зубами от досады, но так и не решившись крупно насолить Западу путем смены проамериканского президента Саакашвили на пророссийского, руководство РФ вынуждено было взять на содержание навязанных ему нежеланных сирот – две самопровозглашенные республики. А денег-то «своих» федеральных из разных фондов, размещенных в клятых США, жалко тратить на них! Использовали патриотический подъем масс и чуть ли не добровольно-принудительно стали изымать деньги из зарплат трудящихся - на «восстановление разрушенного». Затем собрали глав регионов и предложили за счет и без того скудных региональных бюджетов «принять участие» в восстановлении. Наконец, пусть и российский бизнес раскошелится – и вчера в понедельник 15 сентября 2008 года собрали старост различных объединений предпринимателей и втолковали им, что на благое дело «делиться надо». А чтобы Запад не подумал чего-нибудь плохого и не подложил какой-нибудь свиньи, заверили его в лояльности и «продолжении курса» и в желании развивать сотрудничество и ни в коем случае, Боже упаси, не «милитаризировать экономику». Читаем в толковом отчете Веры Ситниной «"Пусть не надеются на смену курса": Президент обещал бизнесу, что война не скажется на экономической политике» (Время новостей, Москва, 16 сентября 2008 года, № 170 /2052/, стр. 1):

«Даже при наличии разных мнений на экономические проблемы внутри страны позиция бизнеса и власти во внешних отношениях будет единой. Я в этом не сомневаюсь. Власть, государство будет защищать бизнес. Бизнес будет занимать конструктивную позицию, естественно, развивая те решения, которые были приняты», - заявил президент Дмитрий Медведев на вчерашней встрече с предпринимательским сообществом. Но говорил при этом о налоге на добычу полезных ископаемых, а не об НДС, снижения которого с 18 до 12 и даже до 10% пытались добиться крупнейшие организации российского бизнеса.

Вряд ли кто-то сможет обвинить российского президента в невнимании к отечественному бизнесу. Дмитрий Медведев проводил встречи с предпринимателями и в качестве кандидата на высший пост страны, и как избранный президент. Вчера он встретился с ними уже в качестве главы государства. Хотели того участники или нет, но прошла эта встреча под знаком военного конфликта на Кавказе. И положение на финансовых рынках, и деятельность российских компаний за рубежом, и даже налоговую тему пришлось рассматривать под знаком "августа". Например, говоря о возможности снижения налогов, президент заметил, что вопрос обсуждается: "Он, конечно, непростой, особенно при возникновении той ситуации, что случилась в августе. В ближайшее время мы поставим точку в этой дискуссии".

Явно отвечая на вопрос, который задает себе не только бизнес, но и политики и, конечно, политологи, о том, как скажутся на экономическом и политическом курсе России военные действия на Кавказе, Дмитрий Медведев обещал: "Несмотря на то, что произошло в августе, ничего в принципиальной экономической политике изменяться не будет, смены приоритетов быть не должно". "Нам не нужна ни милитаризация, ни огосударствление экономики, но, безусловно, нужен порядок, и этот порядок будет обеспечиваться государством при сохранении базовых ценностей, прав и свобод, которые вытекают из нашей Конституции", - сказал президент. Напомнив, что главной задачей на сегодня он считает защиту прав собственности и укрепление суда, г-н Медведев подчеркнул: "Все приоритеты развития нашей страны сохраняются, пусть не надеются на смену курса".

Впрочем, некоторые перемены все же последуют - так, у бизнеса явно расширится зона "социальной ответственности". Разумеется, за счет Южной Осетии. «На этой неделе я подпишу соответствующие специальные соглашения о развитии дружеских связей, включая и военную компоненту. Надеюсь, это откроет возможности и для работы российского бизнеса, для восстановления республики и гуманитарной помощи», - рассказал г-н Медведев.«Неплохой идеей считаю создание фонда», - напомнил президент об инициативе холдинга «Металлоинвест» Алишера Усманова, собравшего миллиард рублей на помощь Южной Осетии. «Думаю, многие предприниматели могут к нему присоединиться», - добавил он.

Кроме того, предприниматели благодаря своим деловым и человеческим связям за границей могут внести свой вклад в разъяснение российской позиции в грузино-югоосетинском конфликте и в целом повлиять на улучшение имиджа России за рубежом. Глава организации малого бизнеса ОПОРА Сергей Борисов считает, например, необходимым в условиях обострения отношений с Западом активизировать «тихую дипломатию» и лоббистские усилия по продвижению российских компаний за рубежом. В ответ бизнесу обещана поддержка за рубежом, хотя как она будет выглядеть в нынешних политических условиях, пока не слишком понятно.

Сам президент признает возможность введения формальных или неформальных санкций против российских компаний. «Давить на Российскую Федерацию при помощи санкций бессмысленно. В банановой республике какой-нибудь, наверное, можно закрыть пару каналов, и после этого ситуация будет драматической, у нас она такой не будет. По-моему, это начинают осознавать наиболее горячие головы», - заявил г-н Медведев. «Нам не нужна ни изоляция, ни гонка вооружений. Мы себя истощить, как когда-то Советский Союз, не дадим. Но, конечно, будем принимать все необходимые меры по укреплению нашей обороноспособности», - продолжил глава государства. «Если все-таки кто-то будет пытаться предпринимать санкции, мы понимаем, что потери будут носить симметричный характер», - попытался успокоить он собравшихся.

Бизнесмены в свою очередь выразили полное понимание ситуации. «Хотя базовая позиция бизнеса, высказанная на апрельской встрече с вами, не изменилась: мы считаем, что избыточное присутствие государства в экономике вредно, но в предкризисных условиях государство, на наш взгляд, обязано действовать энергично и своевременно, поскольку расхлебывать кризис гораздо сложнее, чем действовать упреждающе», - подчеркнул г-н Шохин.

Правда, президент затем поправил г-на Шохина: по его словам, ни кризисной, ни предкризисной ситуации у нас в стране нет. «У нас очень серьезный внутренний экономический потенциал и не менее серьезный запас внутренней прочности. И несмотря на те глобальные экономические проблемы, которые есть сегодня, тем не менее ситуация в нашей экономике, она в целом абсолютно стабильна, в ней нет ни кризисных, ни предкризисных ситуаций», - сказал г-н Медведев.

Эта встреча была отмечена и очередным президентским афоризмом - на сей раз в отношении Всемирной торговой организации. «ВТО - это не морковка, это набор довольно сложных обязанностей, и если мы их принимаем, пусть делают это по-человечески, а не пугают нас", - сказал Дмитрий Медведев. Заметив, что "эта тема сейчас приостановлена", президент, тем не менее, заявил, что "мы считаем правильным вступление России в ВТО, но на приемлемых для нас условиях".

Между тем наш камрад уважаемый Виктор Юрьевич Милитарев понадеялся было на грядущую милитаризацию России как импульс к её модернизации. У себя в Живом Журнале в заметке «Медведев будет восприниматься как Лукашенко или Чавес» он ещё в субботу 13 сентября 2008 года строил иллюзии:

«Медведев извлек правильные уроки из итогов русско-грузинской войны. Несмотря на то, что мы победили грузинских бандитов, и победили сравнительно легко, но использование нашей армии не в учении, а в бою сразу показало, что мы отстаем от западных армий на столетия. Достаточно почитать, что пишет такой блестящий военный эксперт, как мой хороший товарищ Владислав Шурыгин: провал и в военной технике, и в тыловом обеспечении, и в обмундировании, и в пайковом снабжении. Доходит до анекдотов. Создается такое впечатление, что у нас солдатики до сих пор одеты в кирзачи по моделям Великой Отечественной. Поэтому, если президент действительно взял линию на внешнеполитическую независимость и поддержку национального суверенитета, во что очень хочется верить, то без модернизации вооруженных сил мы никуда не денемся, потому что Грузия Грузией, мужественные грузинские войска не победить могут только столь же мужественные румыны, но если нам придется столкнуться с реальным противником, причем я говорю не о США, а не дай бог, с Турцией или хотя бы с Украиной, то плохо нам придется.

В этой ситуации концентрация усилий на переоснащении вооружений российской армии - абсолютно правильное решение. Более того, модернизация ВС, если она действительно пойдет, а не будет являться широковещательным пропагандистским заявлением в духе политруков - неважно старых коммунистических времен или новых демократических - она подразумевает создание рабочих мест, а это значит - инвестиции в научно-промышленный комплекс, в НИИ, в КБ, в оборонные заводы. Параллельно происходит по технологическим цепочкам развитие предприятий, которые производят продукцию двойного назначения. Именно на модернизации вооруженных сил США в свое время стали лидером в высокотехнологичной промышленности.

А здесь мы упираемся в самое главное. Если та линия, которую сейчас проводит наш президент, надолго и всерьез, то, как я уже говорил, мы имеем большие шансы стать страной, проводящей изоляционистскую политику. То есть это означает, что Медведев будет восприниматься как Лукашенко или Чавес со стратегическими ядерными ракетами. И я уверен, что если это произойдет, то для нашей страны это замечательно.

Но следует понимать, что невозможно быть Лукашенко и при этом не кормить свой народ, невозможно быть Чавесом или Пероном и при этом поддерживать тот уровень социально-экономического неравенства, который мы унаследовали от уже почти 20-летнего правления Ельцина с Путиным. Развитие социальной сферы, повышение уровня жизни большинства народа, конечно, может производиться путем распределения шальных нефтегазовых денег, но, во-первых, эти деньги могут отобрать (скорее всего, цены нефть и газ скоро упадут), а во-вторых, чтобы повышение уровня и качества жизни граждан было устойчивым, необходимы инвестиции в обрабатывающую и высокотехнологичную промышленность. Все эти самые, прости господи, нанотехнологии, являются вежливым эвфемизмом, которым во всем мире называют оборонку, но не ту оборонку, где клепают калаши и танки, а настоящую оборонку.

И дай бог, чтобы она у нас развивалась. Если от весьма среднего качества оборонки Брежнев ухитрялся кормить всю страну, направляя в эту оборонку половину тогдашних нефтедолларов, то сейчас на модернизации ВС мы можем через 5-10 лет получить реальное повышение уровня жизни. Но, конечно, для этого и Генштабом, и Министерством обороны должны руководить профессионалы, а не специалисты по маркетингу мебельной промышленности».

[info]nenavistnik:
Мысли простые и правильные. Но сомнительно, чтобы Путин их понял.

[info]militarev:
А я к Медведеву адресуюсь:)

[info]nenavistnik:
Возможно, что смена адресата имеет значение. Посмотрим. Но предлагаемая Вами перестройка скорее всего невозможна без репрессий, причём довольно массовых.

[info]toy_marker:
Витя, как мой самый старый френд, скажи. Что ты знаешь про эту контору - http://www.osrf.ru/cc.shtml Общественное собрание России?

[info]militarev:
"Академия", в которой состоит их главный - известная контора отставников, которая крышует бизнес. Помню, мой друг, работая несколько лет назад охранником в банке, наткнулся на такого "академика", рвущегося на прием к генеральному. Этот дядя был в мундире, не соответствующем ни одному из официальных мундиров. Он предъявил удостоверение "генерал-лейтенанта академии". Морды на сайте - соответствующие. В документах описано "безвозмездное возвращение долгов" члену Собрания. Для этого нужно заплатить "специальный членский взнос".

[Bad username: sizif>: Американцы нам навязывают новое соперничество в производстве вооружений, чтобы, когда упадут цены на нефть, мы еще раз оказались в положении конца 80-х. ВПК создает новые технологии как побочный эффект проедания несопоставимой массы ресурсов, необходимых для мирного развития. Сейчас ВПК работает на экспорт, и если он сосредоточится на нуждах российской армии, то, экономически, получится двойная потеря - и затраченных средств, и прибыли. Если на гонке вооружений надорвался Союз, то современной России, тем более, не потянуть эти расходы. Медведев не станет перераспределять доходы новых олигархов, которые поставили и держат его у власти, и все бремя соперничества с Западом ляжет на простой народ. А если попробуют возмутиться, то уже отработаны все технологии усмирения: ОМОН ]:
Мысли хороши, да только кто возьмет их в дело. Вот что писала в четверг 3 июля 2008 года в газете «Московский комсомолец» журналистка Ольга Божьева в статье «Бизнес-проект “вооруженные силы”: “Оброк” начальству платят и солдаты, и генералы»:

“Коррупция в силовых структурах стала угрозой национальной безопасности. До 30% расходов на силовые структуры государство теряет из-за “откатов” и посреднических услуг”. С таким резким заявлением выступил в среду председатель Комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Александр Каньшин.

По словам Каньшина, в воинских частях процветает “командирский абсолютизм”: в отсутствие системы сдержек и противовесов, роль которых в Советской Армии выполняли парторганизации, командиры получили неограниченную власть над подчиненными и зачастую пользуются ею в корыстных целях.

В высших эшелонах военной власти “бизнесмены в погонах” активно обогащаются за счет сдачи в аренду зданий, площадей и земель Минобороны, продажи излишков военного имущества и техники, прокручивания в банках средств, задерживаемых к выплате. В качестве примера борьбы за контроль над денежными потоками в верхушке военного ведомства, Каньшин привел “чехарду” и частую смену руководства службы Минобороны, занимающейся строительством и расквартированием войск. За неполный год там сменилось уже четыре руководителя. Последний — генерал Владимир Филиппов — был начальником химических войск, и “насколько он сможет управлять в своей новой должности — вызывает недоумение”.

В прошлом году 224 старших офицера, среди которых — 180 полковников и 16 генералов, были привлечены к уголовной ответственности за различные преступления. “Общественная палата предложила военной прокуратуре обнародовать их фамилии — страна и армия должны знать своих “героев”, — сказал Каньшин. — Но ответ мы получили уклончивый, фамилий нам не назвали”.

По мнению Каньшина, силовые структуры сегодня лишены реальных демократических институтов. Как следствие — массовый исход из армии офицеров, крайне острая проблема заключения повторного контракта для солдат и сержантов, уклонение от военной службы, самоубийства среди всех категорий военнослужащих, в том числе офицеров и контрактников. Только в 2007 году почти 300 военнослужащих различных силовых структур — в основном солдаты, сержанты, молодые офицеры, курсанты — покончили жизнь самоубийством. Небоевые потери уже за 1-й квартал 2008 года составили 200 человек. “При таких темпах, — сказал Каньшин, — к концу года мы можем потерять в мирное время почти два батальона военнослужащих”.

Решение проблемы Каньшин видит в системе полноценного и юридически обоснованного гражданского контроля за деятельностью силовых ведомств. Он считает, что необходим соответствующий федеральный закон, с инициативой о разработке которого и выступит Общественная палата. А пока по инициативе комиссии начал работать круглосуточный телефон доверия: 8(495)748-69-13. По нему военнослужащие, члены их семей и ветераны могут сообщить о фактах коррупции в силовых структурах.

Что сколько стоит в российской армии (Цифры взяты из реальных уголовных дел)

∙ Направление на учебу в академию — 15 тыс. евро;
∙ ”Откос” от армии и покупка военного билета — от $500 до $1500
∙ Размер взятки за получение “боевых” — до 50% от суммы
∙ Победа в конкурсе на право управления активами накопительно-ипотечной системы — 165 тысяч евро.
∙ Подпись на фиктивном акты приема жилья — 200 тысяч рублей

[info]militarev:
Здесь пикантно именно то, что в смиренно-лизоблюдской Общественной палатке неожиданно поднимают такие острые и огнеопасные темы. Возможно, готовят реформу. По крайней мере, хотелось бы в это верить :)

Не верь, дорогой Виктор Юрьевич Милитарев, а также не бойся и не проси. У них наверху совсем другие интересы. Модернизация России для них – самоубийство, неужели непонятно. Ясно же сказано – никакого изменения курса Путина не будет. Или за месяцы президентства Медведева что-то сдвинулось в лучшую сторону? Оставь надежду, всяк сюда входящий. Никто не даст нам избавленья. И т.д.


В избранное