Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Дух времени и периодизация истории

 

Только что отправил программисту последние пожелания и соответствующие эскизы, скоро рубрика Хронология моей универсальной информационно-поисковой системы Панлог придет в рабочее состояние. Новаторской выглядит периодизация истории, которую я составлял, анализируя понятие «дух времени» (Zeitgeist). Например, про российские 1990-ые годы говорят «лихие», а про нынешние нулевые – «подлые». Как диагностировать «дух» лет, десятилетий, столетий, тысячелетий, периодов, эпох?

Первым делом вникаю в постижения Шеллинга, изложенные в его поздних лекциях и бумагах («Система мировых эпох», «Философия откровения»). Хайдеггер проходит по тем же кругам, как и Шеллинг. Зато Ясперс выделил «осевое время» (Achsenzeit), хотя не разъяснил его базисную суть. Разумеется, чрезвычайно ценна марксистская периодизация истории, учение об общественных формациях – в этом направлении продвинулись как отечественные корифеи, так и западные ученые (содержательна дискуссия об «азиатском способе производства», стимулируют также труды Хобсбаума, Уоллерстайна и других). И, конечно, кладезь интересных мыслей у Данилевского, Тённиса, Шпенглера, Тойнби, Питирима Сорокина. И надо в уме держать историю не только Запада (хотя она во многом эталонна), но и Востока (Ближний Восток, исламский мир, Индия, Китай, Япония).

Тогда периодизация «глобализуется», и до Нового Времени, который я в Панлоге отсчитываю с 1400 года по 2000 год, можно выделить не две эпохи – Античность и Средние Века, - а по меньшей мере семь, если начать с ясперовского «осевого времени» (я предпочитаю называть эту эпоху Железным Веком). За Железным Веком (1000-400 гг. до н.э.) следует, согласно моей периодизации, Имперский Век (от 400 г. до н.э. примерно до 200 г.), ибо в эти столетия даже ранее IV века до н.э. возникла персидская империя Ахеменидов, на её обломках основал свою империю Александр Македонский, а в Индии тоже до IV века возникла империя Магадха, но индийский имперский расцвет наступил именно в IV веке при Маурьях. А общекитайская империя откристаллизовалась в III веке (краткое правление первого китайского императора Цинь Шихуан-ди (221-210 гг. до н.э.), когда экономически-самодостаточный крестьянин Лю Бан основал империю Хань. На Западе к рубежу эр возникла Ртмская империя.

За Имперским Веком с 200-го года по 800-ый год я выделяю Духовный Век, ознаменованный триумфом и развитием христианства в Римской империи и окрестных краях и тоже триумфальным шествием и развитием буддизма в Центральной Азии, Китае, Японии, Юго-Восточной Азии, а также зарождением ислама в Аравии и его пассионарным порывом на Запад, Восток и Юг.

Средним Векам отвожу время с 800-го года, когда в Европе, в мусульманском мире, в Индии и затем в Китае установился более-менее классический феодализм, сопутствуемый войнами, крестовыми и прочими походами, возникновением громадных феодальных образований и коалиций типа «империи Чингисхана» и взрастанием предпосылок низовой субъектности, которая спорадически проявлялась в городах Запада и Востока тех веков.

Наконец, к 1400 году в Европе вызрела «критическая масса» для того взрыва сверхновой звезды низовой субъектности, который породил Новое Время и Новый Свет и буржуазное общество и современные нации и научно-техническую революцию. В вихрях, завихрениях и осколках этого грандиозного взрыва с тех пор по сей день живет весь человеческий мир.


В избранное