Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Мысли на пути к «обществу знания»

 

К "обществу знания" приближается отчасти Сингапур, если вникнуть в проекты Ли Куан Ю и его соратников и в практику стимулирования и поддержки креативников-субъектников. Без союза с военно-бюрократической и предпринимательской элитами здесь ничего в этом направлении сделать нельзя, и в моей заметке "Сингапур и Израиль" это показано. Проект "Израиль" тоже поучителен, кстати. А связь с низовой массой довольно эффективно осуществляется в Сингапуре через Партию народного действия с её низовыми структурами самоуправления, да и в ряде других прорывающихся стран руководит страной и народом при реализации модернизационного проекта - так называемая "партия авангарда". Так что без более-менее "массовой" партии тоже трудно двигаться к «обществу знания». Сопрягает же элиты друг с другом и с народом - маленькое ядрышко пассионариев-орговиков, из которого и черпаются первые лица.

Что касается образования, воспитания и подготовки подрастающих поколений, то много занимался этим при апробации сугубо-прагматической воспитательно-образовательной системы "школа-вуз-производство". Её позитивный потенциал, гармонизирующий-оптимизирующий всеобщую социализацию с адресной субъектизацией и с преемственностью поколений, - намечен не только в педагогической практике Макаренко и его последователей, но и в педагогических новациях современного Запада. К сожалению, потребительский перекос в социальной жизни Запада извратил и тамошний доминирующий ныне подход к воспитанию молодежи.

Мутация к «обществу знания» начинается с духовного «кода» - с утверждения-возрождения исходного эсхатологизма-адамизма с его сердцевиной Жертвоприношения. Это Высшее Знание присуще глубинам всех мировых религий и потому является не экзотикой нового, а очищением старого. На основе этого традиционного очищенного Высшего Знания формулируется модернизационная новаторская Система Знания как идеология глобального "Общества Знания". Вcю эту духовную работу призвана в основном свершить примерно дюжина "новых апостолов", действующих со всемирным размахом и с пониманием конечной Высшей Цели. Прообраз такой дюжины - апостолы прежних мировых религий, а из недавних времен - также "апостолы" Просвещения (масоны) и Интернационала (вспомним "Двенадцать" Блока).

Попытки создания новой системы ценностей, соответствующей наступившей новой эпохе постиндустриальной модернизации, глобализации и информатизации, уже предпринимаются, но в различных сугубо-локальных или вообще экзотических одеждах-декорациях, а творческая задача "новых жрецов" состоит в том, чтобы их "новую" (на самом деле первозданную) бытийно-экзистенциальную парадигму сопрячь с жизненными интересами низовой субъектности, прежде всего с требованиями экономической самодостаточности, социальной справедливости и политического лифта.


В избранное