Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Нация вместо суверена

 

Двести пятнадцать лет назад 21 января 1793 года в Париже на площади Революции (ныне площадь Согласия) состоялась казнь Людовика XVI. Эшафот был установлен между памятником его деду, Людовику XV, и Елисейскими полями. Гильотинированный труп бывшего суверена затем перенесли в церковь Мадлен, а после отпевания бросили в яму, присыпанную известью. Ликующий народ скандировал «Да здравствует нация!».

Это – классика, парадигма, архетип! Как угодно можно назвать, но факт в том, что казнь короля-царя свидетельствовала о триумфе низовой субъектности («третьего сословия») над феодальным началом, олицетворенном верховой субъектностью «помазанника Бога». Победа буржуазно-демократической революции – это рождение нации, торжество низовой субъектности над верховной суверенностью. Ибо нация – одна из форм самоорганизации низовой субъектности, тогда как суверенитет означает верховенство субъектного верха над досубъектными или десубъектизируемыми низами.

Суверенитет определяет отношения господства-зависимости феодализма, а субъектность доминирует в модерновом (буржуазном =гражданском) обществе. Суверенная демократия столь же далека от буржуазной демократии, как и социалистическая. Какая демократия может быть в обществе, в котором ещё не взрослась и не стала ключевой «критическая масса» экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных низовых хозяев-собственников. Демократия – не для нищих. И суверенитет государств в эпоху мирового рынка и взаимозависимости экономик и глобализации – как корове седло, дурь, ибо в современном мире себе дороже самоизолироваться от остальных, как иногда пытаются делать некоторые патологии, и утопично утверждать себя как единственный суверенный центр силы и влияния и выстраивать однополярность в мировой политике. Вот субъектность на мировой арене и на мировом рынке и в международных отношениях – другое дело. Конкуренция субъектных – понятна, и субъектные, не зашоренные догмами досубъектности, могут прагматично договориться или, если кто-то не выдерживает конкуренции, скооперироваться с другими субъектными для противодействия сильному игроку, пытающемуся установить монополию на ресурсы, деньги, власть. Суверенные же склонны решать конфликты войной, отбрасывая человечество в досубъектность.

В среду 16 января 2008 года выступала у нас в Московском Доме Национальностей на заседании Русского Исторического Общества доктор исторических наук Вера Михайловна Бокова с докладом о взаимоотношениях России и Запада в эпоху Великой Французской революции и наполеоновских войн и о становлении русского национального сознания. Мол, борьба с общим врагом – необходимое условие становления единой нации. Русские отталкивались от революционных французов идейно и в конце концов вооруженно, и в итоге произошло сплочение народа вокруг отчеканенной графом Сергеем Семеновичем Уваровым русской национальной идеи «Православие, Самодержавие, Народность». И уже двести лет назад родилась русская нация.

Я возражал. Нация у нас не родилась до сих пор, поскольку так и не удалось решить задачи буржуазно-демократической революции, о чём, кстати, постоянно говорил после победы большевиков в Октябре-1917 умерший в сей день 21 января 1924 года Владимир Ильич Ленин. А не удалось решить до сих пор и даже скатиться в неофеодализм не из-за «особого русского менталитета», который умом не понять, а лишь из-за недоразвития «критической массы» низовой субъектности. Оказавшись в субъектном обществе, русский нормальный человек ведет себя субъектно и в конкуренции за ресурсы и позиции обычно опережает американцев или европейцев и занимает достойное место. Так что поскорее бы нам, русским, излечиться от нынешней немощи и довершить возвышающий нас к субъектности «план Столыпина», отринув ввергающий нас в кювет суверенного неофеодализма «план Путина».


В избранное