Тифлоресурс

За 2010-04-28

[TIFLO] Слепых вовлекают в сувенирный бизнес

Слепых вовлекают в сувенирный бизнес
28.04.2010

В Лиепайском региональном бюро туристической информации можно купить ремесленнические
изделия членов общества слепых. Об этом сообщает "Курземес вардс"
со ссылкой на специалиста бюро туристической информации Зане Гайле.

Бюро туристической информации начало сотрудничество с Лиепайским обществом слепых,
и с середины апреля в сувенирном магазине бюро можно осмотреть и купить
ремесленнические изделия членов Лиепайского общества слепых.

Инвалиды по зрению предлагают удивительные вещи тонкой работы: изготовленные
в технике макраме салфетки, колье и браслеты, кожаные пояса и обложки для паспортов,
тканые закладки для книг, вышитые настенные декоры и разные плетеные изделия.

Все эти изделия имеют специальный опознавательный знак - к ним прикреплена информация
на латышском и английском языках о том, что эти вещи изготовлены членами
Лиепайского общества слепых. Такая информация представлена и шрифтом Брайля.

Foto: F64

rus.DELFI.lv
http://invak.info/content/view/10439/1/

Выпуск листа на новом месте: 5289
количество подписчиков: 228
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-04-28 08:52:35 (#1061401)

[TIFLO] Где учиться детям с особыми потребностями

Подобру-поздорову. Где учиться детям с особыми потребностями
Версия для печати
27.04.2010

Евгения Даниленко

Здоровые одноклассники из белоцерковской школы завидуют Даше (справа): в отличие
от них ей разрешено плавать с дельфинами

Корреспондент Фокуса побывал в школах, где вместе учатся здоровые дети и их сверстники
с особыми потребностями

Если бы хрестоматийный советский учитель случайно оказался в белоцерковской школе
N15, его бы хватил удар. Левшей здесь не переучивают, вместо парт, расставленных
в казарменном порядке, - круглые столы. А главное - вместе сидят здоровые дети,
школьники с диагнозом ДЦП, аутисты.

Учителя считают, что одних это социализирует, других - делает человечней. Не
хватает малости: денег, рабочих рук. И терпимости - в первую очередь у родителей
здоровых детей. Инклюзивное образование в Украине существует почти десять лет,
но пока лишь в качестве эксперимента. В следующем году, надеются директора
школ, они получат документ, узаконивающий их старания и обязывающий каждый район
мегаполиса или областной центр открыть хотя бы одну такую школу.

Ручная работа

<<Сказку <<Цветик-семицветик>> помните? Девочка отдала последний лепесток, чтобы
вылечить мальчика на костылях. Благородно, не то слово! - говорит директор
белоцерковской школы Наталья Слободянюк. - А на деле как было? Здоровые отдельно,
инвалиды отдельно. Это и называется двойными стандартами>>. Первые колясочники
на порог школы въехали в 2000-х. Въехали и остановились - на первом этаже классов
нет, а подняться выше первого они не могли. Директор задаёт риторический
вопрос: <<Что было делать?>> И, услышав очевидный ответ корреспондентов Фокуса
(мол, лифт бы построили), хохочет: <<Думаете, у тёти в кошельке полмиллиона?
Нет, я организовала волонтёрское движение. Старшеклассники поднимали детей на
руках на второй этаж вместе с колясками. И так два года>>>>.

Если дети с физическими недостатками, как правило, доучиваются в обычной школе
до выпуска, то их сверстники с психическими отклонениями часто возвращаются
в интернаты после начальной школы. Чтобы это исправить, в Белой Церкви к малышам
особенно внимательны, ведь до 10 лет ребёнок ещё может выровняться в развитии.
А если этого не происходит, готовят специальную программу, где нет иностранных
языков, химии и физики. Физические изъяны в нетяжёлой форме тоже можно победить.
Недавно у почти глухого мальчика, доучившегося до 7-го класса, исчезла необходимость
в слуховом аппарате - он начал слышать. Директор смеётся: <<Сказал,
снял аппарат, потому что за ухом натёрло>>.

Подлежит образованию

Четвероклассница Наташа дружит с первоклашкой, у которой задержка развития. Говорит,
подруга такая лёгкая, что кружить её можно всю переменку

Ученица белоцерковской школы No15 Даша, на первый взгляд, не отличается от одноклассников
ничем кроме роста. Консервативная образовательная система назвала
бы её <<ребёнком, не подлежащим обучению>> - виной тому нарушение развития нервной
системы. О Даше, вернее Дашеньке, как её называют в классе, дети рассказывают
охотно. Их заботы о ней напоминают игру в дочки-матери. <<Она плавает с дельфинами,
хорошо запоминает слова, помнит, как зовут каждого ученика в классе,
умеет быстро складывать пазлы. И ещё Дашенька лучше всех моет доску!>> - говорит
её подружка.

- Кры-са, - выводит на бумаге Даша.

- Умница! А теперь ищи крысу на картинке! - помогает ей ассистент Виктория.

Даша долго рассматривает рисунки, затем вспоминает о Вике:

- Ты крыса! Ты!

В начальной школе с каждым из инклюзивных детей работает ассистент. Правда, такой
специальности в официальном реестре профессий до сих пор нет. <<Ещё одна
беда - отсутствие штатных медиков: в школе должны быть психиатры, дефектологи,
врачи других специальностей>>, - говорит Наталья Слободянюк. В 15-й, как
и во многих других школах, доктора есть, но внештатные.

Инвалидами по хулиганам

Десятиклассника одной из киевских школ Влада сверстники называют <<абстрактным
человеком>> - он умён, начитан, но немного странный

У <<профессора Никиты>> - так его называют одноклассники - на пиджаке значок
добровольца ООН. <<Я с ним везде, даже в бассейне - на плавки надеваю>>, - гордится
парень. Недавно он получил медаль за сочинение о своём дедушке. Пришлось попыхтеть,
ведь подписать каждую страничку в доказательство авторства мальчику
с ДЦП непросто. Впрочем, свободно говорить на английском и испанском языках болезнь
не мешает. Всего этого могло не быть, если бы в столичной школе N168
не решили внедрить у себя инклюзив. Сейчас из 420 учеников - 66 инвалидов, причём
половина из них передвигается на колясках.

Первопроходцем была Наталья Верчинская, у которой здесь учится сын Павлик. <<Рассчитывать,
что над этими детьми не будут издеваться сверстники, наивно. Инклюзия
- штука хорошая, правда, работает она, если таких детей много>>, - говорит Наташа.
Парадокс, но в детской среде, где жестокость в порядке вещей, парня не
обижают. Районо посчитало, что за четыре года инклюзивной программы число драчунов
среди здоровых детей уменьшилось в разы.

Чтобы быть ближе к ребёнку, филолог Наталья устроилась в школу воспитателем.
Правда, не все такие крепкие, как она. За последнее время из школы уволились
две мамы. <<Сидя дома, мать может получать на ребёнка около 800 гривен пенсии.
Столько же составляет её оклад воспитательницы в школе, но тогда больше половины
пенсии государство забирает>>, - возмущается Наташа.

Мы заканчиваем разговор - её ждёт мужчина лет 50. Сразу видно - физрук: строгое
лицо, костюмные брюки и олимпийка. Это футбольный тренер из соседней школы
ищет дополнительный заработок, а Наталья Верчинская - тренера для футбольной
команды. Её сын, пусть и с ДЦП, очень хочет играть. Значит, все будут футболистами,
решила Наташа.

Слишком абстрактный

Наталья Верчинская (на фото сверху) работает воспитателем в киевской школе N168,
чтобы быть рядом с сыном Павликом (на фото внизу слева), у которого ДЦП.
По её мнению, инклюзивные классы помогают победить детскую жестокость

<<Вы что, каши не ели? И молока не пили?>> - интересуется у детей учительница
математики 168-й киевской школы, когда после её вопроса о логарифмах в классе
повисает тишина.

<<Кто молоко не пьёт, того козка убьёт>>, - немедленно отзывается десятиклассник
Влад. Класс взрывается хохотом. Старенькие кроссовки с заклеенной пластырем
дыркой на подошве. Брюки, заштопанные во всех мыслимых местах. И поведение, отличное
от того, которое принято считать нормой. Проблем у Владика много -
задержка в психическом развитии, отсутствие родителей. Ещё - он в классе новенький.
Психологи говорят, что идеальная инклюзия получается, когда дети вместе
с первого класса. Соученики Влада понятия не имеют, чем он болеет, стандартный
ответ: <<Что-то с головой>>. <<Он слишком абстрактный, - пытается объяснить
одноклассница Аня. - Умный, начитанный нормальный парень, но неземной>>.

Школьники утверждают, что над Владом не издеваются. Посмеяться могут, но без
жестокости. <<Как не посмеяться, когда он нарисовал скелет, суёт рисунок в лицо
преподавателю и спрашивает: <<Страшно?>> - рассказывают ребята. Несмотря на сложности
в общении, Аня считает правильным, что такие дети учатся вместе со
сверстниками. <<А что в интернате? Его там затюкают, а здесь он хоть научится
себя вести. Мы же ему подсказываем, что рубашку нужно заправить, ширинку поправить.
Он всё понимает и отвечает: <<Извините, исправляюсь!>>

Мы общаемся с Владом в школьном коридоре. Каждую фразу он сопровождает ленинским
жестом - поднятием руки, говорит преувеличенно чётко, уверенно, с профессорской
серьёзностью. Революционные в нём не только жесты, но и увлечения - он интересуется
Робеспьером и якобинцами. Не прочь поговорить и о школе. <<Здесь не
так дико, как в предыдущем месте, где я учился. Климат совсем другой. Там были
дети нормальные, но больше злых. А здесь нормально. Иногда хамят, но мне
всё равно. Плевать. Следующий вопрос>>.

Оно нам надо

Скандалы с родителями здоровых детей в инклюзивных школах не редкость. Одна из
матерей, попросившая не называть её имени, высказалась коротко: <<Пусть ребёнок
учится, а не на чужое горе отвлекается>>. В белоцерковской школе были и те, кто
настаивал на переводе инвалидов из классов, где учатся их дети. Но директор
им заявила: недовольны - переводите вы своего ребёнка. Желающим избавиться от
комплексов предлагают тренинг <<ярлык>>: родителя усаживают посреди комнаты,
а остальные наклеивают ему на спину стикеры с первыми впечатлениями об инвалиде.
Одни выражают злость, другие сочувствие, третьи отвращение - такое лечение,
бывает, действует мгновенно.

В 168-й киевской школе дети с особыми потребностями наравне с остальными не только
грызут гранит науки, но и занимаются физкультурой

Инна Луценко сейчас занимается вопросами инклюзии в Министерстве образования
и науки, а раньше работала психологом в белоцерковской школе N15. То, что согласно
Конституции и 3-й статье Закона <<Об образовании>> все дети имеют право на равный
доступ к обучению, она знает назубок. <<Но не всегда получается, - признаётся
Инна. - Декларативно такое право существует, но по факту школы могут обойти закон
и ребёнка не принять. Тогда всё зависит от настойчивости и юридической
подкованности родителей>>.

В обычных средних школах об инклюзивном образовании говорить опасаются. <<Давайте
рассуждать, - поначалу был любезен директор киевской школы N50 Владимир
Листешин. - Как нам с ребёнком, у которого психические отклонения, выполнять
министерскую программу?>> В ответ на вопрос <<Так вы за или против инклюзии?>>
почему-то внезапно перешёл на украинский: <<Я керуюсь нормативними документами.
До побачення>>.

Причину настороженности чаще всего объясняют ленью и страхом. Ленью, поскольку
деньги на инклюзив государство практически не выделяет, школам самим приходится
искать доноров. А страшно ввязываться из-за того, что здоровые дети часто жестоки,
а их родители консервативны. Иногда настолько, что слова <<инвалид>> и
<<интернат>> для них неразделимы.

Фото: Дмитрий Стойков

Фокус
http://invak.info/content/view/10425/1/

Выпуск листа на новом месте: 5288
количество подписчиков: 228
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-04-28 08:04:22 (#1061376)

[TIFLO] Инвалиды предпочитают работать в ведущих международных компаниях

Инвалиды предпочитают работать в ведущих международных компаниях
27.04.2010

Андрей Полунин

Шанс сделать карьеру получили финалисты конкурса, организованного НКО <Перспектива>

Региональная общественная организация инвалидов <Перспектива> и международная
аудиторская компания КПМГ в России провели финал третьего ежегодного конкурса
для молодых людей с инвалидностью <Путь к карьере>. Конкурс продемонстрировал
представителям бизнеса, что на рынке труда существуют неохваченные ресурсы
- молодые специалисты с инвалидностью, профессионально подготовленные в различных
областях. Кроме компании КПМГ, которая принимала в этом году финал конкурса
в своем офисе, в состав жюри конкурса и наблюдателей вошли представители ведущих
российских и международных компаний: Ancor, BeClever, Citi, Clifford Chance,
Coleman, DPD, Ernst&Young, Hewlett Packard, Johnson & Johnson, KPMG, Microsoft,
Naim.ru, Nike, <Райффайзен Банк>, <Трансаэро> и другие.

Как помочь инвалидам начать полноценную жизнь, рассуждает руководитель отдела
по трудоустройству НКО <Перспектива> Яна Ковалева.

<СП>: - Яна, что дает инвалидам ваш конкурс?

- Конкурс <Путь к карьере> идет третий год, и достаточно успешно. По конкурсу
мы отбираем лучших ребят с инвалидностью - скажем так, самых мотивированных.
Естественно, с образованием, возможно, с опытом работы. Конкурс помогает ребятам
показать себя представителям крупнейших компаний. Если человек с инвалидностью
просто придет устраиваться на работу, работодатель может отказать, даже не мотивируя
отказ инвалидностью. Он сделает это по незнанию: допустим, человек
незрячий, и работодатель не представляет, как он может работать. Конкурс помогает
непосредственно познакомить работодателя с соискателями, здесь инвалид
может себя подать.

Десять финалистов конкурса показали свои презентации, играли в деловые игры,
демонстрировали аналитические и логистические способности. В жюри были как
раз представители компаний, которые могли видеть кандидата, потенциально присмотреть
его в свою компанию - то есть, предварительно сделать о соискателе
какие-то выводы.

Наша организация как раз выступает информационно-ключевым звеном в этом процессе.
Мы даем работодателю всю необходимую информацию о соискателе, касающиеся
его инвалидности: какие у него ограничения, какие ему нужны дополнительные условия,
чтобы человек вписывался в коллектив, в среду.

Мы все делаем для того, чтобы человека не пристраивать к уже имеющейся кучке
инвалидов, а внедрять в полноценное общество. Мы трудоустраиваем инвалидов
не на специализированные предприятия, а в обыкновенные коллективы, где корпоративная
культура нацелена на то, чтобы в компании работали и инвалиды, и чернокожие.

<СП>: - Из этих десяти человек, которые принимали участие в финале конкурса,
каждый будет трудоустроен?

- В финальной части конкурса восьми конкурсантам были сделаны предложения о прохождении
собеседования. Это первый шаг к тому, что их готовы рассматривать
как потенциальных работников. Естественно, окончательное решение будет принято
после собеседования, на котором они пройдут тесты, познакомятся с руководителями
профильного отдела. Там и будет конечный результат. Но факт, что восьми человекам
из десяти сделали такое предложение - это очень большой плюс. На двух
предыдущих конкурсах такого не было: трудоустроились один-два человека из десяти
финалистов.

<СП>: - А сколько участников было на начальной стадии конкурса, из какого количества
отбирались десять финалистов?

- Подали эссе около 40 инвалидов. Из них мы пригласили на собеседование 25 человек.
Предфинальную подготовку прошли половина соискателей. В конечном счете,
в финале, остались 10 человек.

<СП>: - Согласно статистике, число инвалидов в России ежегодно увеличивается
на миллион человек. А у вас идет речь о десятках. Почему такой маленький масштаб?

- Конкурс - только одна из наших программ. Вообще отдел трудоустройства <Перспективы>
работает с Центром занятости ЦАО города Москвы, где у нас есть агентство
по трудоустройству. Там существует база данных соискателей - около двух тысяч
человек, и база данных работодателей из более 100 компаний. Это и средний,
и крупный бизнес. В агентстве мы подбираем для работодателей потенциальных кандидатов
на их вакансии. Помимо этого у нас есть много других программ: компьютерные
курсы, клуб ищущих работу, в котором человек проходит курс тренинга по трудоустройству.
У нас есть индивидуальное трудоустройство, где к кандидату-соискателю
прикрепляется наш специалист, который идет с ним по всем шагам. Наша цель - научить
людей правильно трудоустраиваться.

<СП>: - Сколько инвалидов в год вы трудоустраиваете?

- Вот статистика по годам. В 2008 году к нам обратилось 943 человека, из них
было трудоустроено 400 человек. В 2009-м - соответственно 1190 и 390, в 2010
(январь-март) - 271 и 81.

<СП>: - Я так понимаю, через конкурс вы устраиваете людей на работу, в основном,
а западные компании?

- Да. Конкурс именно нацелен на крупные международные компании - не западные.
Пока к трудоустройству инвалидов более открыт зарубежный бизнес.

<СП>: - Почему?

- Потому что они долго шли к этому. Со временем у компаний сложилась определенная
культура по отношению к инвалидам. В России же бытует подход, что если
у человека инвалидность, его надо лечить, и только потом он сможет жить. За рубежом
же считается, что если у человека есть какие-то ограничения, связанные
с инвалидностью, ему надо создать соответствующие условия, и он сможет жить нормально.

<СП>: - У наших компаний есть финансовая мотивировка принимать на работу инвалида?

- Есть, точно так же, как и у западных. Инвалиды, по сути - неохваченный рынок
труда. Это резерв, где есть хорошие профессионалы, специалисты, исполнительные
люди. Но они зачастую не рассматриваются работодателями из-за клейма инвалида.

<СП>: - Вы работаете, в основном, с молодежью?

- В основном - да, но в части наших программ участвуют и люди в возрасте.

<СП>: - Если инвалид прочтет эту заметку, и заинтересуется вашей деятельностью,
к вам можно обращаться за помощью? Что для этого нужно?

- Ему необходимо желание работать. Потом, у человека должна быть инвалидность
- возможно, не оформленная должным образом. Соискатель обращается к нам, и
в процессе собеседования мы выясняем, что он умеет, чего хочет. В итоге он заносится
в нашу базу данных, либо направляется на стажировку или конкурс, либо
трудоустраиваем его индивидуально.

<Свободная пресса>
+ВИДЕО
http://invak.info/content/view/10421/1/

Выпуск листа на новом месте: 5287
количество подписчиков: 228
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-04-28 06:59:57 (#1061349)