Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Внедрение инклюзивного образования - долгий эволюционный процесс?

Внедрение инклюзивного образования - долгий эволюционный процесс?
07.06.2010 МОСКВА

Достижения и проблемы инклюзивного образования обсудили "с подачи" Региональной
общественной организации инвалидов (РООИ) "Перспектива" в пресс-центре
РИА "Новости". "Интеграция - очень сложный процесс, когда люди с разными возможностями
находятся на одной образовательной площадке", - заявил ректор Московского
государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), профессор Виталий
Рубцов. Он выделил ряд проблем, которые необходимо решить на пути к
повсеместному внедрению инклюзивного образования. Во-первых, необходимы методические
разработки и информационные ресурсы для педагогов. Во-вторых, нужны
педагоги, способные работать с детьми всех категорий. В-третьих, следует решить
вопрос с трудоустройством инвалидов, прошедших обучение. В качестве отдельной
проблемы, на которую "завязаны" все вышеназванные, профессор выделил необходимость
адаптации нормативно-правовой базы для инклюзии на федеральном уровне.
По мнению профессора, решить проблему разом невозможно, внедрение инклюзии -
это "медленный эволюционный процесс". Сначала идет накопление ресурсов: материальных,
человеческих, административных, вырабатываются методики, апробируются в отдельных
образовательных заведениях, а затем опыт распространяется все шире. По
словам Уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, столица
уже прошла ряд этапов. МГППУ разработал методические материалы, проводит
подготовку кадрового состава. Московские власти ведут работу по созданию в мегаполисе
безбарьерной среды, принят закон об инклюзивном образовании. "Не
могу сказать, что мне все нравится в этом документе, - отметил Е. Бунимович.
- Но теперь гораздо легче говорить с чиновниками". Омбудсмен также подчеркнул
необходимость скорейшего принятия подобного закона на федеральном уровне, поскольку
ряд вопросов региональные власти не могут решить самостоятельно. В
частности, это вопросы образовательного стандарта, штатного расписания (для обучения
детей-инвалидов требуются не только педагоги, но и наставники (тьюторы),
и социальные работники, и психологи). Серьезным вопросом для Бунимовича является
готовность общества принять идею инклюзии и равенства прав инвалидов и
здоровых людей, в том числе в области трудоустройства. Ссылаясь на данные социологических
исследований, омбудсмен заявил, что дети не делают различий между
здоровыми одноклассниками и имеющими нарушения здоровья, между русскими и детьми
других национальностей. "Враждебность и дискриминация проникают из взрослой
среды", - заявил он. Однако у московских педагогов есть опыт преодоления таких
трудностей. Учитель инклюзивной школы N518 Екатерина Романова уверена, что
регулярное проведение совместных акций для всех детей и родителей класса объединяет
их и не оставляет места для недоверчивого отношения к детям-инвалидам.
К тому же, как показывает опыт других стран, присутствие в классе детей с особыми
потребностями не снижает общий образовательный уровень школьников. Что
и как делать учителям, если в их класс пришел ребенок с ограниченными возможностями
здоровья, рассказывает новая брошюра, выпущенная РООИ "Перспектива"
- ее представила менеджер проекта Юлия Симонова. По ее словам, книга "Инклюзивное
образование: учиться вместе - реально!" создана на основе опыта школ,
участвующих в эксперименте по внедрению инклюзии и адресована российским образовательным
учреждениям. Вместе с ней "Перспектива" планирует распространять
диск с документальным фильмом "Быть вместе, опыт развития инклюзивного образования",
снятым режиссерами Владимиром Герчиковым и Дмитрием Лавриненко. 45-минутная
лента демонстрирует будни детсадов и школ, где дети-инвалиды учатся наравне со
своими здоровыми сверстниками. По словам Герчикова, фильм адресован в первую
очередь педагогам. "Каждый день им необходимо решать нестандартные задачи", -
констатировал кинематографист. Однако, как отметила мама ученицы инклюзивной
школы Анастасия Даунис, этот труд оправдывает себя. "Я вижу, как моему ребенку
нравится учиться, с каким удовольствием она ходит в школу", - сказала москвичка.
И добавила, что добиться успехов помогает тесное сотрудничество с преподавателем.
О результате такой работы говорит успеваемость - ученик с инвалидностью
инклюзивной школы N1161 Кирилл Дроздков сообщил, что закончил 5-й класс на пятерки.
asi.org

Выпуск листа на новом месте: 5372
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Tue, 8 Jun 2010 04:09:52 +0400 (#1099839)