Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Инвалидам нужны условия для жизни, а не для борьбы

Буданова: инвалидам нужны условия для жизни, а не для борьбы
07.09.2010

Государство в последнее время стало больше внимания уделять образованию инвалидов.
Активно обсуждается идея инклюзии, она внедряется в школы, в вузах действуют
льготы для абитуриентов с отклонениями в здоровье. Но действительно ли все эти
меры - во благо? Мнением о проблеме делится в интервью
РИА Новости
директор московского Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции
<Детская личность> Лариса Буданова.

- Лариса Борисовна, сейчас обучение на дому - отнюдь не единственная возможность
для большинства инвалидов получить образование. О чем говорит ваша практика?

- Бывают очень тяжелые заболевания, требующие постоянного ухода, и в таком случае
именно домашнее образование становится единственным выходом. Многое зависит
здесь от активности родителей. Однако для тех, кому позволяет характер заболевания,
сейчас есть множество специальных групп кратковременного пребывания:
в частности, детских садах, работают центры для детей, нуждающихся в медико-социальной
и психолого-педагогической помощи.

Не могу утверждать, что подобное есть во всех регионах, поскольку знакома с ситуацией
только в Москве: у нас в каждом округе есть несколько соответствующих
учреждений. Школы также имеют возможности для обучения детей с отклонениями в
развитии, есть, в том числе интернаты, где дети могут оставаться на несколько
дней. В целом для таких детей делается сейчас очень много.

- А инклюзивное образование?

- Сама по себе идея инклюзии хороша, но надо понимать: она подходит далеко не
каждому инвалиду. Не так давно один из московских интернатов для слабослышащих
провел опрос среди учащихся обычных школ и их родителей. Их попросили ответить,
как бы они отнеслись к тому, чтобы в классе появился глухой или слабослышащий
ребенок. Только около 8% высказались <за>, еще примерно столько же согласились
- на условии, если он сможет общаться с одноклассниками. Остальные же были
против.

Проблема в том, что почти все готовы помогать и сочувствовать инвалидам, но инклюзия
требует другого отношения к человеку с ограниченными возможностями
здоровья: отношения к нему как к равному. Сейчас такие дети почти всегда становятся
объектом воспитания толерантности, что, конечно, само по себе хорошо.
Но практика показывает: все эти положительные начинания очень быстро выветриваются,
и <инклюзивный> ребенок становится в классе изгоем.

Задача цивилизованного общества - создать комфортные условия для жизни, а не
для борьбы. Инклюзия подчас принимает такие формы, когда в обычных школах оказываются
дети, которые просто не могут там учиться. Пропаганда же инклюзии часто приводит
к ее профанации, когда руководство школы пишет, что у них якобы инклюзия
- на том лишь основании, что в одном из классов обучается ребенок с диабетом
или астмой:

- Насколько, на ваш взгляд, эффективны льготы для инвалидов при поступлении в
вузы?

- Далеко не все люди с ограниченными возможностями могут учиться в вузе. Большинство
из тех, кто борется за льготы, могли бы поступить и без льгот. Но есть
те, кто прошел весь образовательный путь от специальных коррекционных центров
и специальных интернатов до учебы в вузе и после выпуска оказывается в четырех
стенах, потому что рынок труда не приспособлен для таких людей, они не выдерживают
конкуренции. Из всех выпускников вузов с ограниченными возможностями
здоровья каждый год трудоустраивается лишь около 5%. В такой ситуации обучение
в вузе бессмысленно, ведь в результате человек все равно не может пойти
работать и вынужден жить на пособие по инвалидности.

- Но есть отдельные предприятия, где работают только люди с ограниченными возможностями,
интернаты, системы социальной защиты:

- Предприятий таких не достаточно, чтобы обеспечить большую часть инвалидов работой,
не говоря уже о том, чтобы трудоустроить их всех. Для инвалидов, имеющих
психоневрологические заболевания, есть интернаты с трудовыми мастерскими. Они
предполагают постоянное проживание, а многие родные не готовы расстаться
с членом своей семьи и хотят, чтобы для него были созданы условия, в каких он
мог бы работать и сохранять социальный статус.

Необходимо создать такую систему, где образование инвалидов продолжалось бы всю
жизнь - в этом нуждаются многие. Их необходимо постоянно учить жить в обществе,
прививать им навыки социализации, доверять выполнение посильной работы. Без трудотерапии,
общения с людьми многие инвалиды очень быстро регрессируют и
могут потерять навыки, с таким трудом приобретенные за время обучения.

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Выпуск листа на новом месте: 5564
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Wed, 8 Sep 2010 07:00:16 +0400 (#1201972)