Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Визит в республику <Веселка>.

Визит в республику <Веселка>. Корреспондент <ТВ плюс> провел день в школе для
слепых и слабовидящих детей
15.11.2010

Павел Коротенко

Продукция кружка

Продукция кружка "Юный печатник".

Свободное время в игровой комнате.

Свободное время в игровой комнате.

Любимый школьный праздник - последний звонок.

Любимый школьный праздник - последний звонок.

Воспитанники школы-интерната на чемпионате мира по пауэрлифтингу.

Воспитанники школы-интерната на чемпионате мира по пауэрлифтингу.

Редкий горожанин, проходя мимо Славянской школы-интерната для слепых и слабовидящих
детей, бросит взгляд в его сторону. Еще меньше славянцев хотя бы иногда
задумываются о том, какая жизнь течет в стенах этого дома. И лишь очень узкий
круг людей, населяющих наш город, знает о том, что 13 ноября отмечается Международный
день слепых. Причем большая их часть проживает именно здесь.

ИНКЛЮЗИВ

Международный день слепых - это, по сути, не праздник. Скорее символ, напоминание
о том, что наш мир очень неприспособлен для людей с ограниченными возможностями.
В Украине и за рубежом действует немало программ разного уровня, ориентированных
на адаптацию таких людей в обществе, что, в общем, должно вселять оптимизм.
Однако очевидно и то, что на сегодняшний день каждому ученику Славянской школы
для слепых и слабовидящих детей намного сложней влиться в жизнь, чем любому
его зрячему сверстнику. Иными словами, проблема еще далека от разрешения. За
границей, кстати, тоже.

<Там-то уж в любом случае все лучше налажено!> - скажете вы и рискнете ошибиться.
Дело в том, что за рубежом интернатов нет совсем. Их заменяют государственные
программы усыновления. И специальных учебных заведений для детей с проблемами
зрения нет. Вместо них есть инклюзивная система образования, при которой
эти дети распределяются в обычные школы. Сложно судить о преимуществах или недостатках
такого подхода, проживая в Славянске. Более уверенно мы можем говорить
на эту тему лишь в масштабах нашей области - именно ее юные граждане и населяют
Славянскую школу-интернат для слепых и слабовидящих детей.

:И ЭКСКЛЮЗИВ

Директор учреждения Николай Котляров - убежденный сторонник отечественной образовательной
модели. Система специализированных школ-интернатов, созданная
еще в советскую эпоху и поныне действующая на всей территории СНГ, более эффективна
- уверен он. В Украине таких заведений шесть, и у каждого из них своя
судьба. Славянской школе, в определенном смысле, повезло.

Политические вихри первой половины 2000-х гг. заметно отразились на многих объектах
социальной сферы. Особое внимание благотворительные фонды уделяли тогда
социально незащищенным категориям: детям-инвалидам, сиротам и др. Но не будем
подсчитывать политические дивиденды наших земляков, отметим лишь тот частный
факт, что на материально-технической базе Славянской школы-интерната то время
отразилось весьма благоприятно. В числе прочего необходимого оборудования
(мебель, озвученные компьютеры) появилась даже мини-типография, позволяющая изготавливать
книги с азбукой Брайля, что дало возможность самостоятельно восполнять
дефицит учебной литературы. Учебники, кстати, ребята печатают сами, по заказу
своих педагогов. И это лишь фрагмент общей картины, позволяющей называть
нашу систему эксклюзивной (в противовес инклюзивной западной).

ПО ТУ СТОРОНУ СТЕНЫ

Коридоры Славянской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей почти не
отличаются от многих других школ города - разве что поделок на стенах в несколько
раз больше. Сильно отличаются обитатели этих коридоров. В первую очередь непривычным
ритмом передвижения. Присмотревшись, понимаешь - темп и маршрут каждого
зависит от остаточного процента зрения. Некоторые ходят парами, держась за руки.
Кто-то старается придерживаться стены. Заметно, что старшие ориентируются
уверенней в освоенной годами обстановке. Младшие ведут себя более настороженно.
Если честно, очень трудно представить себе этих детей распределенными на
импортный манер по остальным славянским школам. Разве что целыми классами, и
то результат может быть непредсказуем. О каком инклюзиве тут можно говорить?
Эксклюзив однозначно!

Из 150 ребят, которые сейчас учатся в школе-интернате, лишь полтора десятка воспитанников
уходит после занятий домой. Остальные практически все детство
проводят в стенах альма-матер, в отдельном мире себе подобных. Говорить о том,
что этот мир изолирован от остального общества, неправильно. Правильно говорить
- изолирован снаружи. Изнутри, поверьте, он вполне проницаем. Обитатели этого
мира не только знают о нас больше, чем мы о них, но и воспроизводят некоторые
аспекты внешней жизни.

СЛАВЯНСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ

В 2001 году во внутришкольном органе местного самоуправления <Веселка> было введено
президентское правление. Выборы состоялись по всей форме: с агитационной
кампанией, встречами с достигшими электорального возраста избирателями (пятиклассники
и старше), с образованием коалиций и противостоянием кандидатов.
Вот вам и слепок общества. Государство в государстве. С президентским советом
и рядом министерств. Понятно, что не взаправдашнее, но пользу оно приносит,
как оказалось, самую настоящую. Врачи этот вид помощи называют <психологическая
реабилитация>.

- Очень трудно с самыми маленькими. - рассказывает действующий четвертый президент
республики <Веселка> Инна Гречаная. - Им требуется особый уход и внимание.
Еще тяжело с теми, кто от рождения был зрячим, а потом потерял зрение и попал
к нам. Некоторые замыкаются в себе, озлобляются. Многие из нас сами прошли
через это - вот и стараемся помочь: отвлечь, поддержать, втянуть в общую жизнь.
Сложные вопросы решаем вместе, на заседаниях президентского совета.

Рассказывая о республике, Инна называет ее мини-центром. Действительно, такому
количеству кружков и секций позавидует, пожалуй, любая из школ города. Многие
посещают сразу несколько, заполняя занятиями в кружках практически все свободное
время. Кто-то для себя, кто-то с прицелом на чемпионство. Примеры есть,
и очень яркие. Галерея медалей, кубков и дипломов здесь не меньше, чем в других
образовательных заведениях, а иные и затмевают своей представительностью.
За каждой из этих наград - сложная судьба и настоящий характер. Ориентир.

<ОНИ НЕ ТАКИЕ>

Так говорят о своих зрячих сверстниках слепые и слабовидящие подростки. Интернатовцам,
конечно, доводится встречаться с другими детьми и взрослыми. Ведь
взаперти их никто не держит - вот и изучают они городскую жизнь, примеряются
к ней, анализируют, делают выводы. Некоторые звучат примерно так: <Зрячим
людям намного сложнее общаться между собой, чем слепым. И комплексов у них не
меньше, только причины этих комплексов другие. А намертво замкнутых в себе
и просто пустых изнутри людей среди них даже больше>. Такая прозорливость в слабовидящих
детях поневоле заставляет задуматься о критериях человеческой
полноценности. В этом ключе и фраза <Они не такие> приобретает двузначность.
Так кто же из нас не такой?

P.S.: И напоследок еще раз о том, что День слепых - это не праздник, а, скорее,
напоминание людям о том, что среди них живут незрячие сограждане и по этому
поводу не нужно комплексовать. А если честно, то многому у них просто стоит поучиться.
Например, с юных лет оказывать реальную помощь себе подобным.

<ТВ плюс>

Выпуск листа на новом месте: 5770
количество подписчиков: 240
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Sat, 20 Nov 2010 12:19:32 +0300 (#1296937)