Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Инклюзивное образование.

Эксперты предлагают включить в законопроект "Об образовании в РФ" главу об
инклюзивном образовании
25.04.2011 МОСКВА

Соответствующая глава разработана Рабочей подгруппой по внесению изменений в
законопроект в части образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья,
возглавляемой депутатами Госдумы РФ Михаилом Терентьевым и Олегом Смолиным.
Об этом сообщила директор Института психолого- педагогических проблем
детства
РАО Татьяна Волосовец, член подгруппы, в ходе заседания "Правовой статус
инклюзивного образования в РФ", организованного Социально-консервативным
клубом
"Гражданская платформа". По ее данным, в России насчитывается 545 тыс.
детей-инвалидов, около 140 тыс. из которых учатся в общеобразовательных
школах,
40 тыс. - на дому, 70 тыс. - в системе специального (коррекционного)
образования. Таким образом, чуть менее 300 тыс. детей-инвалидов не получают
никакого
образования. Как отметила Т. Волосовец, часть детей по-прежнему фактически
исключена из системы образования, поскольку им отказывают в приеме в
специальные
(коррекционные) школы из-за невозможности освоения школьной программы. Около
29 тыс. детей-инвалидов с нарушением умственного развития (1/3 этой
категории
детей) фактически изолированы от общества в детских домах-интернатах системы
социальной защиты, где в большинстве случаев не получают образования.
Особую
тревогу, по словам Волосовец, вызывает положение детей, которые считаются
"необучаемыми" и лишены даже воспитания из-за отсутствия соответствующих
ставок
воспитателей. Кроме того, дети-инвалиды, проживающие в семьях, не могут
получить образование в специальных учреждениях по месту жительства в связи с
тем,
что количество специальных (коррекционных) образовательных учреждений
составляет чуть менее 4% от количества общеобразовательных учреждений, а
обучение
и воспитание происходит в условиях интернатного проживания, что не
устраивает родителей. В общеобразовательной школе ребенок-инвалид учиться
не может
из-за отсутствия условий для обучения и воспитания. По данным Министерства
образования и науки РФ, в 2008 - 2009 годах модель инклюзивного образования
внедрялась в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных
типов в Москве, Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской,
Нижегородской,
Новгородской, Самарской, Томской и других областях. В столице в 2010 году
был принят закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья
в Москве", который несмотря на отсутствие аналогичного федерального закона,
"дал толчок" развитию инклюзивного образования. Т. Волосовец также
рассказала,
что действующее федеральное законодательство предусматривает возможность
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по специальным
образовательным
программам в условиях специальных коррекционных (образовательных)
учреждений. Однако ни в действующем законе, ни в законопроекте, вынесенном
на широкое
обсуждение, целостного правового регулирования образования инвалидов нет.
Эксперты предлагают внести в законопроект понятие "инклюзивное образование
(воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья". Следующее
предложение - предоставить право выбора, в том числе родителям
детей-инвалидов, образовательного
учреждения и формы получения образования. В законопроект предусматривается
включить статью об использовании федеральных государственных
образовательных
стандартов в целях обеспечения образования детей-инвалидов. Кроме того, в
документе расшифровывается понятие "специальные условия обучения", которое
включает
специальные методы обучения и (или) воспитания; дополнительные и специальные
штатные единицы педагогических работников; психолого-педагогическое
сопровождение
обучающихся, воспитанников; социально-правовое сопровождение обучающихся,
воспитанников; индивидуальные и коллективные технические средства обучения,
технические
средства реабилитации; адаптированные устройства электронного обучения;
изданные специальными шрифтами и в специальных форматах учебники, учебные
пособия
и др. В документ внесена статья о Психолого-медико-педагогической комиссии,
которая осуществляет комплексное обследование детей-инвалидов с целью
определения
их потребности в специальных условиях для обучения и (или) воспитания. При
этом заключение психолого-медико-педагогической комиссии, содержащее
рекомендации
по созданию специальных условий для обучения и (или) воспитания, обязательно
для исполнения, в том числе для образовательных учреждений. Соответствующие
предложения планируется
передать в Комитет по образованию Госдумы РФ, который внесет их в качестве
поправок в ходе чтений законопроекта "Об образовании в РФ".
www.asi.org.ru

Выпуск листа на новом месте: 6194
количество подписчиков: 267
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Tue, 26 Apr 2011 07:09:43 +0400 (#1567422)