Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Дети-инвалиды должны учиться в обычных школах

Эржена Будаева: Дети-инвалиды должны учиться в обычных школах
18.01.2010

Региональный общественный фонд инвалидов-колясочников вот уже свыше пяти лет
занимается продвижением инклюзивного образования в Бурятии. Инклюзивное, или
включенное образование - это когда дети с инвалидностью и без инвалидности учатся
в одном классе, в обычном общеобразовательном учреждении, где для них
создаются все условия. О том, как на сегодняшний день складывается ситуация с
инклюзивным образованием, корреспонденту <Вечерки> рассказала председатель
РОФ <Общество без барьеров> Эржена Будаева.

- Эржена Хышиктуевна, Дмитрий Медведев в своем последнем послании Федеральному
собранию отметил, что во всех школах обязательно должна создаваться безбарьерная
среда. Но даже если в школах будет безбарьерная среда, будут ли они готовы к
приему детей с инвалидностью?

- Вы правы, наличие пандуса вовсе не гарантирует, что в школе появятся дети-инвалиды.
Но, к сожалению, в школах республики происходят какие угодно перемены,
только не поворот к инклюзии. Министерство образования и науки РБ, городской
комитет образования неохотно идут навстречу новому, ведь надо менять наработанную
годами, введенную еще при социализме систему. Конечно, они прямо не отказывают,
участвуют в наших круглых столах, форумах. В 2007 году напечатали и распространили
по сельским школам методическое пособие <Алфавит инклюзии>. Ведут учет количества
детей с инвалидностью по типам образовательных учреждений. Но когда речь
идет о конкретной, реальной помощи не специальным образовательным учреждениям,
а школам, практикующим инклюзивные подходы, тот тут просто какой-то непреодолимый
административный барьер. Например, несколько детей перешли из Улан-Удэнской школы
социальной адаптации детей-инвалидов N 60 в обычные школы, в том числе
одна девочка на коляске. В специальной школе на ее образование тратилось порядка
60 тыс. рублей, в обычной же школе на год выделяется 12600 рублей! Как
будто ребенок перестал быть инвалидом и не нуждается в дополнительных образовательных
услугах и нуждах! Нужно вводить специальный норматив обучения детей-инвалидов
в обычной школе, это вполне можно сделать на региональном уровне. По данным того
же Минобразования РБ, в Бурятии свыше 1000 детей-инвалидов уже учатся
в обычных школах. Но никаких письменных предложений, поправок в законопроекты
от Министерства образования в правительство или Народный Хурал по этому поводу
не поступало. Попыток разработать норматив обучения ребенка-инвалида в обычной
школе не было. Без средств массовая школа не заинтересована в их приеме
и создании для них условий. Я считаю, у детей и их родителей должен быть выбор,
куда пойти учиться. Судя по многочисленным обращениям родителей в нашу
организацию, все больше и больше желающих отправить своего ребенка в обычную
школу. Но их там не ждут, условий не создают и где-то даже побаиваются <особых>
детей.

- В специальных школах работают профессионалы, создаются все условия, зачем распылять
средства и кадры по обычным школам для создания условий инклюзивного
образования?

- В сельских районах Бурятии нет никаких специализированных школ, за исключением
коррекционных интернатов, к которым у нас очень много вопросов. Например,
кого и как они корректируют, до какой степени, и где статистика перевода <скорректированных>
детей из специнтернатов в обычнее школы? Что же касается городских
школ N 4 и 65, там мы в порядке эксперимента создавали условия для инклюзивного
образования в течение полутора лет на средства Детского фонда ООН <Юнисеф>.
Были построены пандусы, оборудованы специальные отдельные туалетные кабинки для
детей-инвалидов, сооружены поручни на первом этаже, проведены уроки доброты
для всех детей без инвалидности, семинары для учителей, оборудованы ресурсные
комнаты. Если возникали вопросы психолого-педагогического характера, по методике,
мы отсылали и до сих пор отсылаем их в Москву специалистам по работе с детьми-инвалидами
и получаем ответы по электронной почте. Проблема в том, что по
окончании проекта, никакой помощи от местных органов образования экспериментальные
школы не ощутили. В настоящее время там всё держится на родителях и
энтузиастах-учителях.

Насчет профессионалов, я бы тоже поспорила. Даже в коррекционных школах Республики
Бурятия работает не более 10% профессионалов. Высшие образовательные
учреждения по подготовке дефектологов, логопедов и других узких специалистов
находятся в Европейской части России. У нас - только курсы переподготовки
учителей. Надо сказать, особые дети всегда учились в обычных школах. Ведь инклюзивное
образование подразумевает включение не только детей-инвалидов, но
и ребят, плохо знающих русский язык, одаренных, девиантных детей и так далее.
Всех, кому нужен индивидуальный подход! К нам в прошлом году приезжал эксперт
инклюзивного образования Гэри Банч из Канады. Профессор с тридцатилетним опытом
утверждает, что опытный и знающий учитель может обучать любого ребенка,
да это так и происходит на сегодня в сельских районах Бурятии. Там же нет сети
специализированных школ! Недавно мы побывали в школе села Харгана. В селе
четверо детей с официальной установленной МСЭ инвалидностью, все они учатся в
единственной сельской школе, и к каждому учителя нашли подход.

- Дети-инвалиды бывают разные: с умственной отсталостью, с сочетанными заболеваниями.
Неужели все они смогут посещать обычную школу?

- Есть небольшое количество стран, которые научились включать всех детей, в том
числе и ребят с поражением зрения и слуха. Это, как правило, богатые и развитые
государства. У нас же, я думаю, нужно начинать с включения детей с сохранным
интеллектом. Так называемых <умных опорников>. Со временем в обществе будет
создана более толерантная атмосфера и подготовлены специалисты, дойдет очередь
до включения детей с более сложными заболеваниями. На сегодня мы не можем
отправить в школу даже детей с поражением опорно-двигательного аппарата, там
просто нет безбарьерной среды. В Республике Бурятия продолжается строительство
школ без малейших намеков на пандусы, расширенные двери, специальные туалетные
кабинки, сглаженные пороги, не говоря уж о лифтах. По этому поводу мы намерены
подать запрос в республиканскую прокуратуру.

- Вы считаете, что инклюзивное образование дает человеку жизненный карт-бланш?

- Ребенок должен быть включен в обычную среду, а не специализированную, начиная
с детского сада. Общество платит очень дорогую цену за то, что отделяет
огромное количество особенных детей от их сверстников. Всем знакомо понятие <маменькин

в играх со сверстниками, не социализируются. В итоге, в жизни проигрывают тем
же троечникам. Так вот, даже по сравнению с маменькиными детками, инвалиды
детства втройне страдают от отсутствия полноценного общения. Надомное образование
зачастую - суррогат образования. Многие предметы на дому преподавать
просто невозможно, особенно это касается сельских школ. Закончив специализированную
школу, человек попадает в обычное, не <специальное> общество. Я не
слышала о специальных университетах для инвалидов в Бурятии, специальных рабочих
местах, за исключением имеющихся в обществе слепых. Сможет человек приспособиться,
выучиться, трудоустроиться - хорошо. Не сможет - все его проблемы, потребности
тяжелым бременем ложатся на его семью, социальные службы. Могут быть и проблемы
с созданием семьи, работой. Государство будет содержать инвалида до конца дней.
Такова цена за неполноценное образование - старт жизни. На июльском образовательном
форуме в Бурятии президент Вячеслав Наговицын совершенно правильно поставил вопрос
об истинном значении понятия <качество образования> - нет у наших педагогов
ясности по этому вопросу. Скажу кощунственную вещь - главное, не какие оценки
получили ученики по окончании школы, сколько и каких медалей заработали.
Главное, как они потом устроятся в жизни, смогут ли получить профессию, трудоустроиться,
создать хорошую семью.

- Что, по-вашему, нужно делать, чтобы переломить ситуацию?

- Я думаю, нужно просто следовать за мировой общественностью. В соседней Монголии
создан отдел инклюзивного образования в Министерстве просвещения. Армения
- бывшая союзная республика - ушла далеко вперед, там принят закон о развитии
этой формы обучения. В школах нет зимой отопления, а инклюзивное образование
- есть. Эксперты из Америки, попав к нам, говорят, что мы как будто перенеслись
на машине времени на тридцать лет назад. Не нужно ждать, пока Министерство
образования РФ даст отмашку <внедряйте инклюзивное образование>. Как это у нас
часто бывает, разом могут закрыть коррекционные, специальные школы, и дети
потоком хлынут в обычные школы. Инклюзивное образование нужно внедрять постепенно,
готовить школы, учителей, детей, родителей. Настраивать общественное
мнение. Мы, со своей стороны, готовы начать работу со школой N 47 в Октябрьском
районе Улан-Удэ. Начиная с января 2010 года мы собираемся проводить там
семинары для учителей, уроки доброты для школьников, кинопоказы, акции, искать
средства для строительства безбарьерной среды, создавать ресурсную комнату.
Экспериментальные школы показывают на успехах и ошибках, куда и как нужно идти.
Ну и, конечно, ждем конкретных действий от Министерства образования РБ
и комитета по образованию города Улан-Удэ по развитию инклюзивного образования
в Бурятии. Нужна их политическая воля. Сигналов сверху достаточно. Президент
России первого сентября посетил инклюзивную московскую школу. Наша страна подписала
конвенцию ООН <О правах инвалидов>, где в качестве приоритетной указана
именно эта форма образования.

<Вечерний Улан-Удэ - Неделя>

<Байкал Медиа Консалтинг>

Выпуск листа на новом месте: 5002
количество подписчиков: 221
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Mon, 18 Jan 2010 09:15:36 +0300 (#980148)