За последние сто лет или около
того в структуре общества произошло важное изменение. Вместо индивидуально
занятых, работающих в основном на самих себя, общество теперь состоит из
больших групп людей, работающих в организациях различных типов: на заводах, в
правительственных учреждениях, в больницах, университетах, отелях, вооруженных
силах, на воздушных линиях, в международных банках, на предприятиях связи и так
далее. Если организации хорошо управляются, это означает, что люди,
составляющие наше общество, будут преуспевать. И напротив: если эти организации
и занятые в них работники находятся под плохим руководством, пострадают все
люди. Следовательно, хорошее управление является ключом к благоденствию
современного общества, и эта книга посвящена различным аспектам эффективного менеджмента,
а также человеческим взаимоотношениям.
Книга «Бизнес — это люди»
предназначена для менеджеров всех уровней и для тех, кто стремится достигнуть
вершины своей карьеры. Для читателя с амбициями, который видит себя в будущем
членом совета директоров или генеральным директором, первый вопрос заключается
в том, хочет ли он взять на себя ответственность, или же он просто хочет
получать высокую зарплату и обладать определенным престижем. Нет более
печальной ситуации, чем находиться в положении руководителя, не обладая его
качествами. Чтобы остаться счастливым на самом верху, вам нужна смелость,
жизненная энергия и сильное чувство цели. Это цена, которую приходится
платить за успех — и вы должны ясно сознавать, что готовы заплатить такую
цену. Давайте предположим, что вы знаете об этом, и не
намерены отступать. Мы уверены в успехе и вам невыносимо тяжело
видеть, как кто-то копается над задачей, для выполнения которой вы чувствуете
себя особенно хорошо подготовленным. Вы знаете свое дело и обладаете
талантом организатора. Вы твердо намерены достичь вершины.
В этом случае
жизненно необходимым для вас является чувство цели — но какой цели? В
мире есть люди, посвящающие свою жизнь религии или общественной
деятельности. Есть люди, готовые пожертвовать всем ради научных или
иных исследований. Некоторые отдают себя служению марксистской догме или
защите «униженных и оскорбленных». Какова наша цель в бизнесе?
Наша цель — обеспечить людей хорошими, качественными, удобными и
долговечными туфлями, пальто или жилетами по справедливой цене.
Будучи руководителем, вы призваны делать именно это не ради
собственной выгоды, не во имя идеологии, а просто по принципу
торговли. Как мы увидим, существует и несколько других целей,
которым мы должны служить, но одна преобладает над остальными:
цель каждого производителя или коммерсанта, которую может презирать
лишь глупец. Глядя на людей на городской улице, миссионер может
сказать: «Я обращу их в истинную веру». Политик скажет: «Я
смогу убедить их отдать свои голоса за нужную партию», а революционер
скажет: «Я научу их, как сбросить иго тирании». Заявление
коммерсанта: «Я обеспечил их нижним бельем» может показаться слишком
скромным, приземленным и даже достойным осмеяния. Но в нем присутствуют
два важных пункта. Во-первых, заявление коммерсанта — это констатация
факта, а не высказывание мнения. Он сделал то, что собирался
сделать. Идеалисты говорят нам, что они собираются спасти мир.
Но это цель будущего, которую они могут выполнить, а могут
и не выполнить. Они обещают, а исполнительный служащий делает.
Во-вторых, производитель нижнего белья оказал людям добрую услугу, ценность
которой вряд ли можно поставить под сомнение. Никого не принуждали покупать его
продукцию. Никого не заставляли носить ее. Он всего лишь сделал ее доступной
для нас, и мы наверняка потеряли бы что-то, если бы он потерпел неудачу. В
утверждениях идеалистов нет такой уверенности. Откуда мы можем знать, что
выдвигаемая доктрина является истинной? Откуда мы можем знать, что одна
политическая партия лучше, чем любая другая? Заканчивая свою карьеру,
производитель нижнего белья может с уверенностью утверждать, что он эффективно
работал ради нашего комфорта. Могут ли идеалисты сказать такое о себе? Могут ли
они, в некоторых случаях, вообще что-либо сказать?
В мире есть люди, готовые
ввергнуть общество в кровавый хаос ради воцарения в будущем некой сомнительной
Утопии. Эти люди взрывают бомбы и занимаются воздушным пиратством во имя своих
целей. С другой стороны, производитель работает на благо людей и вряд ли должен
стыдиться себя. Обещая меньше, он зачастую делает гораздо больше. Его задачу
нельзя назвать простой. Он должен делать свой бизнес так, чтобы удовлетворить
своих поставщиков, своих акционеров, своих работников, розничных торговцев и
общество в целом. Все получают для себя какую-то выгоду из его предприятия. Но
его работа остается незаконченной, пока он не удовлетворит также национальное
правительство, налоговые ведомства, местную администрацию, торговые ассоциации
и союзы, инспектора по вопросам здравоохранения и Торгово-Промышленную палату.
В мире свободной торговли производитель должен ежедневно совершать маленькое
чудо. При социалистическом правительстве он может наслаждаться выгодами
монополии, когда ни один другой продукт, сходный с его собственным, не
выбрасывается на рынок. При коммунистическом правительстве его работникам
запрещено бастовать. Но в свободном мире производитель должен удовлетворять
всех и каждого, предлагать хорошую цену за свою продукцию, назначать
справедливые дивиденды, выплачивать высокую зарплату и с помощью маркетинга
создавать привлекательный продукт по цене, доступной для покупателя. Если он
умеет делать все это, у него нет причин быть собой недовольным. Он выполнил
задачу, которой посвятил свою жизнь.
Среди политических
теоретиков мы наблюдаем разногласия по основному вопросу:
государство ли существует, чтобы служить личности, или личность
существует, чтобы служить государству? Должно ли государство
обеспечивать своих граждан, или подданные обязаны отдавать свою жизнь
за императора. Мы можем слышать тот же самый спор, когда речь идет о
производстве. Существует ли завод для того, чтобы обеспечивать дивидендами
своих акционеров? Существует ли он для того, чтобы предоставлять рабочие
места? Или же он должен существовать как правительственное
учреждение? Каждая из этих идей должна обсуждаться с самого начала. Все
теоретики не просто ошибаются, но допускают одну и ту же ошибку:
они игнорируют истинную цель ремесленника, которой служит его ремесло.
Цель сапожника — делать хорошие сапоги. Замените сапожника на
обувную фабрику, но цель останется той же — честно трудиться за
справедливую плату. Как мы уже видели, руководитель должен
удовлетворить многих людей, но главную ответственность он несет за
продукт, выставляемый на рынок. Ни он, ни его работники не должны
и думать о том, будто фабрика существует ради обеспечения
акционеров высокими дивидендами. И меньше всего она существует
во славу государства. На первом месте должен стоять выпускаемый
продукт и его хорошая репутация; обеспеченная высоким качеством продукта и
его ценностью для потребителя. Когда потеряно чувство гордости за свою
работу, вместе с ним уходят высокая зарплата, дивиденды и все
остальное. Оставленная без должной цели и объекта своей деятельности,
фабрика вскоре превратится в груду руин.
Как менеджер какого-либо
предприятия, вы всегда должны видеть то, к чему стремитесь. Это не
эгоизм. Если вы стремитесь занять более высокое положение, пользуясь своим
теперешним местом как ступенькой для подъема по служебной лестнице, ваши
намерения станут очевидными, и у вас никогда не будет эффективно действующей
команды. С какой стати другие люди будут поддерживать ваше продвижение? Это не
та цель, которую они могут принять. Дайте им высшую цель, цель честного
труженика — и вы сможете работать вместе. В этом случае вы соберете, обучите и
вдохновите команду, которая с радостью примет ваше лидерство.
Цель этой книги — показать
вам, как лучше всего этого добиться. В ней раскрыты секреты менеджмента,
ошибки, которых следует избегать в отношениях между людьми, факты, о которых
следует помнить, и тонкости торговли. Ваше искусство — это умение работать
посредством других людей, а не выполнять работу самому. Ваша задача — уметь
думать, предвидеть, организовывать и планировать. В этой книге собраны основные
принципы и практические советы с акцентом на умение обращаться с деловыми
проблемами и людьми так, чтобы добиваться наилучших результатов. Один из
наиболее важных выводов заключается в том, что вы работаете не для того, чтобы
сделать своих подчиненных счастливыми. Делая это, вы, вероятно, подорвете свой
бизнес и растеряете работников. Счастье редко достигается теми, кто
отправляется на его поиски. Оно приходит к нам когда мы стремимся к чему-то
иному: например, стараемся производить хорошую продукцию по справедливой цене.
Когда наша организация работает достаточно эффективно, то мы к своему удивлению
обнаруживаем, что помимо этого достигнуто многое другое — в том числе, как ни
странно, и простое человеческое счастье.
Подготовил к обнародованию: Ваш брат-человек Марсель из Казани, мыслитель,
искатель Истины и Смысла Жизни. «Сверхновый Мировой Порядок, или Истина Освободит Вас» http://MarsExX.narod.ru/
marsexxхnarod.ru