Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ФотоДело: фотосъемка и постобработка СВЕТ (часть I )


ФотоДело
 фотосъемка и постобработка

Еженедельный выпуск рассылки посвященный
аспектам профессиональной фотосъемки и постобработки

Автор: Балаев Андрей

ФОТОПОРТАЛ АРХИВ РАССЫЛКИ

СВЕТ (часть I ).

Добрый день Уважаемый Подписчик!

Я решил затронуть самую главную тему фотографии. А именно : СВЕТ. Ведь именно за счет света возможна фотография т.е. "светопись" - рисование светом.

Свет бывает искуственный и естественный. Искуственный свет - это тот, который создан руками человека (различные электические лампы и другие устройства дающие световой поток). Об искуственном свете мы поговорим в следующем выпуске.

В этом выпуске я хочу обсудить естественный свет, т.е. прямой и отраженный солнечный свет.

Итак, начнем...

Для начала стоит отметить , что камера фиксирует свет "какой он есть" , а зрительный аппарат человека - корректирует и интерпритирует многие особенности освещения. Это нужно знать и учитывать при съемке.

Основное свойство света - это сила или яркость освещенной поверхности. Опытные фотографы способны на глаз оценивать уровень яркости естественного освещения, что практически невозможно при искуственном.

Абсолютная темнотой в фотографии считается полное отсутствие видимого света. При этом светочуствительный слой не экспонируется, а матрица ни чего не фиксирует (точнее фиксирует темноту).

Понятия "абсолютный свет" не существует, можно говорить о максимально светлых объектах или явлениях , каковыми являются блеск самой яркой звезды или вспышка ядерного взрыва.

Очень большое влияние оказывает относительная освещенность при недостатке света. Это очень важно при цветной фотосъемке. Иногда цвет в тени выглядит менее насыщенным, чем при прямом солнечном освещении, однако и в том и другом случае можно добиться одинаковой цветовой насыщенности.

Основной причиной того, что в пасмурный день многие цвета становятся менее насыщенными , выглядят менее яркими , является поверхностное отражение. Облачное небо отражается, а полностью рассеянный свет дает полностью рассеянный блеск. Прямые солнечные лучи не вызывают блеска в большом диапазоне углов падения и не образуют ослепительно яркого пятна, если мы смотрим на объект "против света".

Свет различают на "мягкий" и "жесткий".

Жесткий свет - это свет, направленный от точечного источника, который образует ярко выраженные тени с резкими границами. Примером здесь может быть свет солнца, вспышки, галогеновой лампы. Этот свет образутет контрастные переходы с глубокими тенями, выявляет малейшие дефекты кожи и полностью скрывает выражение глаз. Размеры теней зависит от угла падения освещения.

жесткий свет

Мягкий свет - это рассеянный свет, т.е. свет, который прошел через какой-либо рассеиватель. В этом случае освещение неконтрастно. Примером может служить освещение в пасмурный день или от ламп дневного света. При этом получаются очень плавные тональные переходы, скрываются дефекты кожи.

мякгий свет

Влияние природного освещения и условий мест съемок весьма разнообразно. А если учесть изменение погоды, времени года и большое разнообразие технического оснащения в современной фотографии, то мы получаем просто огромные возможности.

Однако, есть ряд факторов, которые нужно просто знать.
Рассмотрим виды естественного освещения в зависимости от времени суток с точки зрения его рисующей способности.

Прямой солнечный свет. Он характерризуется наибольшей яркостью и жесткостью освещения. Контрасты при нем - максимальны.

Свет неба - это "тусклый свет", он возникает тогда, когда солнце на почти безоблачном небе заходит за плотное облако. При этом преобладают голубой цвет и полностью рассеянное освещение. В этих условиях все объекты теряют свой визуальный объем.

солнце за облаком

Свет при сплошной облачности. Этот свет получается от полностью серого, непробиваемого для солнца неба. Т.к. свет рассеян и лишен голубизны - то он идеален для проведения съемок.

сплошная облачность

Рассеянный солнечный свет. Этот вид света возникает при яркой облачности, обычно с кучевыми или перистыми облаками, когда вместо солнца наблюдается большая яркая размытая область. Такой вид освещения может быть вызвать облачностью или дымкой. Этот вид освещения также подходить для всех видов съемки. Но нужно учитывать, что при изменчивой облачности , когда в низких облаках образуются световые просветы, свет непредсказуем и зависит от того, какое место облачности находится над данным местом съемки.

рассеянный свет

Утро. В течении первых двух часов после восхода солнца свет быстро меняется. Солнце может рассеять дымку или туман в теплые месяцы, или создать их вследствие испарения инея в холодные месяцы. В конце лета прозрачность воздуха небольшая. Слабые испарения от влажных полей, рек и водоемов могутбыть очень эффектны. Если ночью шел дождь, то утром в лучах света заблестят влажные растения и улицы, которые обычно тусклы и непривлекательны. Воздушная перспектива обнаруживается дымкой. Детали могут быть еще достаточно ясно видны, но с увеличением расстояния пейзаж становится все светлее и размывается. "Голубое" влияние неба на снимки минимально.

Полдень. Хорошее освещение сохраняется в течение нескольких часов, но при этом положение солнца меняется. Зимой солнце может находиться низко весь день и в течение четырех часов в середине дня давать наибольшую яркость. Летом же тоже существуют четыре "идеальных" часа - два часа утром и два часа после полудня с "мертвым" периодом между ними.

Вечер. Поскольку воздух вбирает влагу от земли или воды при нагревании в течение дня, во второй половине дня происходят изменения цвета света. При движении солнца к закату влага конденсируется, и при резком понижении температуры, вызванной заходом солнца, образуется туман, в особенности над морем. Большую часть времени туман настолько слаб, что образует нечто вроде легкой дымки. Это приводит к тому, что насыщенность цветов пропадает.

Закат. Это специфический вид освещения при низком положении солнца, когда атмосфера преломляет и отражает коротковолновое ультрафиолетовое излучение и пропускает длинноволновое инфракрасное излучение. На закате можно наблюдать и плавные переходы тонов от красных в районе солнца до синих и черных на небе. В это время солнце постепенно приобретает все более теплую окраску (меньшую цветовую температуру), что непосредственно отражается на фотографиях, которые приобретают теплый красно-коричневый оттенок.

закат

Сумерки. По мере сгущения сумерек наши глаза начинают терять чувствительность к цвету (эффект сумеречного зрения), а отснятые в это время фотографии могут оказаться более насыщенными по цвету, чем представляется визуально. Естественные источники света: фонари, фары, витрины - гармонируют с сумеречным освещением и выглядят в это время значительно лучше , чем в полной темноте.

сумерки

Полумрак. Камера в этот момент фиксирует такие цвета , которые бывают в пасмурный день.

Лунный свет. Что-бы добиться на снимке эффекта лунного освещения, применяют голубые светофильтры в сочетании с недодержкой.Это соответствует нашему визуальному восприятию лунного света, который мы считаем голубым и темным. На цветном фотоснимке, полученном при лунном освещении с полной расчетной экспозицией, можно увидеть такие же краски и тона, как на фотоснимке, сделанном при дневном свете. Лунный свет- это просто отраженный cолнечный свет, а голубой оттенок - лишь продукт зрительного восприятия, а не объективное качество света.

лунный свет

Так же при съемке на природе нужно учитывать действие естественных отражателей, которые влияют на уровень освещения.

Песок. На пляже является малоэффективным отражателем.Он обеспечивает подсветку теней при любом верхнем освещении, и в то же время придает отраженному свету теплую окраску.

Снег. Наиболее эффективный нейтральный естественный отражатель, не сообщающий отраженному свету никаких цветовых оттенков. Благодаря этому свойству свет голубого неба может придать изображению черезмерную голубизну.

Вода. Действует как отражатель, если свет падает на её поверхность под углом 42 градуса и менее, но только в тех случаях, когда поверхность воды расположена между источником света и объективом фотоаппарата. Если при этом поверхность воды гладкая, то она отражает свет подобно зеркалу; любое возмущение на водной поверхности меняет распределение отраженного света.

вода как отражатель

Облака. Они, обычно действующие как громадные рассеиватели, становятся отражателями, когда их боковая поверхность обращена к солнцу. Это случается довольно часто, поскольку кучевое облако обычно весьма протяжно по высоте. Огромные белые кучевые облака выглядят белыми, поскольку они освещены солнцем, а не потому, что свет проникает сквозь них. Они, так же как и снег, являются нейтральными отражателями. Облака обычно нейтрализуют избыток голубого цвета, поскольку отражают солнечный свет, а не свет голубого неба.

облака как отражатель

Вот в общем то и все про естественное освещение. Нюансов конечно же еще больше, здесь описаны только основы, на которые можно "опереться" как нанекие "аксиомы естественного освещения".

В статье были использованы материалы книги "Фотосъемка" Д. Кораблев

На сегодня все.

До встречи в следующем выпуске !

Андрей Балаев

P.s. Буду рад ответить на Ваши вопросы, связанные с фотографией.

 

ФОТОПОРТАЛ АРХИВ РАССЫЛКИ

www.photoforce.ru

foto-delo@bk.ru 

Вы можете свободно использовать тексты из нашей рассылки при обязательном указании ссылок на сайт   www.photoforce.ru

В избранное