Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лени Рифеншталь - фотограф поневоле.


 Фотография: вчера, сегодня, завтра   

Лени Рифеншталь – фотограф поневоле.

Leni Riefenstahl
Leni Riefenstahl

Приключений, выпавших на долю Лени Рифеншталь, (Leni Riefenstahl; 1902 – 2003), с лихвой хватило бы на дюжину обычных жизней.

Она могла стать известной танцовщицей, но в 22 отдала жизнь кинематографу. В 30 Лени уже снимала свои фильмы. «Олимпия» – документальный фильм о XI Летних Олимпийских играх в Берлине (1936) – считается одним из лучших фильмов всех времен и народов.

Гению Рифеншталь покровительствовал Гитлер, и после войны она так и не смогла найти работу по специальности. В 54, задумав сделать фильм о работорговле, Лени отправляется в Африку. Фильма не получилось, но она привезла фотографии, которые обошли весь мир. И о Лени Рифеншталь заговорили как о фотографе.

 

Из мемуаров (в госпитале Найроби, после автомобильной аварии):

В Найроби меня положили в отделение для умирающих. Лечащий врач, англичанин, профессор Кон и его коллеги, обследовав меня, только развели руками. Когда я очнулась, первым ощущением было чувство счастья: я выжила после такой катастрофы, однако не могла ни шевельнуться, ни позвать кого-либо на помощь. Прошли часы, прежде чем комната обрела привычные очертания. Сквозь полуоткрытую дверь просочилось немного света. Медсестра шла между рядами кроватей, наклоняясь над некоторыми больными, и вдруг ее взгляд упал на меня. Увидев мои открытые глаза, она испуганно вскрикнула и бросилась прочь. Окликнуть ее я не смогла. От этих усилий сознание вновь покинуло меня.

Когда же пришла в себя, то обнаружила, что нахожусь в другой палате. Через огромные окна виделось голубое небо и белые завитки облаков. Изо рта у меня торчала трубка. Грудь была туго забинтована. Вдруг взгляд упал на мистера Сикса*. Если Господь Бог был моим Спасителем Небесным, то Джордж, несомненно, земным. Не обращая внимания на собственные увечья и боль, он не уходил из госпиталя, пока не миновала угроза моей жизни. Чудом не были повреждены позвоночник и сердце, пострадало только правое легкое от многочисленных переломов ребер. Я не подозревала, что мое пробуждение стало для врачей сенсацией. Возвратившись в этот мир, я была озабочена только одной проблемой: как сделать, чтобы мама не узнала о случившемся несчастье. С трудом я продиктовала Сиксу текст телеграммы: «В поисках пейзажей немного пострадала вне опасности лежу Европейском госпитале Найроби скоро напишу».

...

Мой друг Джордж, опираясь на палку, навещал меня. Радость была неописуемой. Он появлялся почти ежедневно, принося шоколад и фрукты. И в конце концов мы разработали план побега. Как только я получила разрешение выйти в сад, он перевез меня на свою ферму в Арушу. Очутившись в машине радом с Сиксом, я забыла обо всех своих болячках. С еще большим интересом, чем в первый раз, я любовалась африканским ландшафтом.

Стоп, стоп, – закричала я и схватила Джорджа за руку.
Не поняв, он уставился на меня. По обочине шествовали две важные особы, прикрытые пестрыми тканями, завязанными узлом с одной стороны. Их головы украшали длинные страусовые перья, а руки сжимали копья и щиты. До сих пор я не видела коренных жителей Африки в их традиционных одеяниях и потому воскликнула:
 — Мы должны обоих взять с собой.

Но мой приятель ответил сухо и пренебрежительно:
От них дурно пахнет, я не посажу их в машину.

Когда я в растерянности обернулась, то увидела только вихрь пыли – фигуры исчезли.

Что это за племя? – спросила я.
Масаи, – коротко бросил Сикс. Они были ему несимпатичны. Для меня же эта мимолетная встреча стала началом долгого пути, который через несколько лет привел к нуба.

Тогда, в 1956-м, масаи еще считались полноправными хозяевами восточно-африканской саванны. Их окружал ореол высокомерия и недоступности.

Едва ли я могла объяснить, чем они меня очаровали. Вот как описывал их Хемингуэй: «Они были самыми крупными, рослыми и великолепнейшими людьми, которых я когда-либо видел в Африке».

В Аруше госпожа Сикс ухаживала за мной как за близкой родственницей. Несмотря на неприязнь Джорджа к масаям, я приставала с просьбами отвезти меня в одну из их деревень. Он сдался, лишь когда я заявила, что это необходимо для съемки.

Мое первое знакомство с племенем было не из приятных. Женщины кидали мне вслед камни, дети с плачем убегали, в то время как мужчины наблюдали с небольшого расстояния. Я с уважением относилась к их застенчивости и поэтому даже не пыталась фотографировать. Но возвращалась к ним каждый день, садилась на траву и читала книгу. Постепенно ко мне привыкали, дети подходили ближе, камнями уже больше не забрасывали. Тот момент, когда, встав передо мной, женщины и дети заулыбались, был настоящей победой. Лед тронулся, мне позволили заходить в их темные хижины, дать себя потрогать, предложили выпить молока. В конце концов, разрешили и фотографировать. И когда через несколько дней надо было расставаться, удерживали меня за руки, не желая отпускать.

Так началась моя большая любовь к коренным народам Африки.


*Джордж Сикс, директор охотничьего общества «Лоуренс-Браун-сафари», помогал Лени Рифеншталь во время экспедиции. Вместе они попали в аварию.

 

Leni Riefenstahl - The Nuba of Kau

Leni Riefenstahl - The Nuba of Kau

Leni Riefenstahl - The Nuba of Kau

Leni Riefenstahl - The Nuba of Kau

Leni Riefenstahl - The Nuba of Kau

Leni Riefenstahl - The Nuba of Kau

Leni Riefenstahl - The Nuba of Kau

Leni Riefenstahl - The Nuba of Kau

Leni Riefenstahl - The Nuba of Kau

Leni Riefenstahl - The Nuba of Kau

Leni Riefenstahl - The Nuba of Kau

Leni Riefenstahl - The Nuba of Kau

Leni Riefenstahl - The Nuba of Kau

Leni Riefenstahl - The Nuba of Kau

Leni Riefenstahl - The Nuba of Kau

Leni Riefenstahl - The Nuba of Kau

Leni Riefenstahl - The Nuba of Kau

Leni Riefenstahl - The Nuba of Kau

 

Фотографии из серии "The Nuba of Kau"

Ссылки по теме:
Официальный сайт Leni Riefenstahl: http://www.leni-riefenstahl.de/

 

P.S.
Если вам попадутся мемуары Лени Рифеншталь – берите, не задумываясь! В моей библиотеке это одна из самых ярких и удивительных книг :).

P.P.S.
Оставить комментарии к этой статье можно в Живом Журнале: http://community.livejournal.com/photolife_ru/

До встречи,
Анатолий Белоусов.


Правила переписки:
Ваше письмо может быть процитировано в рассылке. Гарантированно не публикуются только письма, авторы которых специально об этом просят. Если e-mail находится в теле письма, он тоже может быть опубликован.

В избранное