Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Как перестать беспокоиться и начать фотографировать"


Здравствуйте. Этот год мы решили начать вот так:

9 Простых Коротких Уроков, Которые Подружат Вас С Вашим Фотоаппаратом И Откроют Вам Дорогу К Фотошедеврам

Вячеслав Слободчук

Как снимать так, чтобы минимизировать шум на фотографии

 

 

Иногда оказывается, что уровень цифрового шума на отдельных участках изображения слишком сильный. Чаще всего это происходит в области теней. Посмотрите на иллюстрацию, расположенную по этой ссылке.

http://fotoscope.ru/engine/modules/imagepreview.php?image=http://fotoscope.ru/uploads/posts/2007-12/1197486388_noise1.jpg

Я хотел напечатать эту картинку в формате 30х45 см, благо разрешение камеры позволяло (12 мегапикселей).

Но когда я начал прорабатывать в Фотошопе детали, то начал вылезать ужасный цифровой шум, особенно в тенях. Вот, посмотрите на этот фрагмент картинки.

http://fotoscope.ru/engine/modules/imagepreview.php?image=http://fotoscope.ru/uploads/posts/2007-12/1197486388_noise2.jpg

К сожалению, тогда я не знал одной особенности съемки на цифру.

Чтобы с технической точки зрения качество цифрового снимка было отличным, выбирайте выдержки так, чтобы гистограмма подбиралась к самому правому краю окошка. При этом следите, чтобы часть гистограммы не оказалась вообще вытолкнута за правый край. Обычно это можно проконтролировать по миганию пересвеченных фрагментов изображения на дисплейчике фотоаппарата. В таком случае просто уменьшите экспозицию, чтобы мигание прекратилось.

Пример «обычной» и «правильной» гистограммы.

http://fotoscope.ru/engine/modules/imagepreview.php?image=http://fotoscope.ru/uploads/posts/2007-12/1197486388_histogramm.jpg

Конечно, если теперь вы посмотрите на этот RAW-файл в своем любимом RAW-конвертере (например, Camera RAW или Capture One), то изображение может показаться слишком светлым. Это нормально! Просто покрутите соответствующие движки, чтобы скорректировать яркость и контраст, чтобы данные распределились по всей области гистограммы и изображение стало выглядеть «правильно». Этим вы убьете сразу несколько жирных зайцев. Во-первых, это сделает максимальным отношение сигнал/шум. Во-вторых, это минимизирует постеризацию (огрубление картинки) и шум, который потенциально всегда присутствует в темных областях изображения.

Имейте в виду, что для достижения правильного результата вы должны делать эти коррекции в 16-битном режиме RAW-конвертера. Кроме того, если вы собираетесь применить вышеописанную фишку со сдвигом гистограммы при съемке вправо, вы должны снимать в RAW-режиме и затем руками скорректировать изображение в RAW-конвертере до экспортирования его в Фотошоп. Сделав так, вы максимизируете объем данных, обрабатываемых всей системой (камера-конвертер-фотошоп). Это еще одна причина по возможности всегда снимать в RAW-формате.

Однако, имейте в виду, что такая методика съемки потребует больших выдержек и/или больших отверстий диафрагмы. Если вы держите камеру в руках, побочные эффекты от шевеленки или смаза могут перекрыть положительный эффект от снижения уровня шума.

Описанная методика не является чем-то обязательным для повседневного применения. Она довольно геморройна, так как требует дополнительных действий при съемке и дополнительных действий при обработке в RAW-конвертере. Однако, если вас интересует гарантированно наилучшее отношение сигнал/шум для отдельного снимка – это может иметь смысл. Если вы все еще считаете такой подход парадоксальным и сомнительным – просто попробуйте сами.

Снимите со штатива, скажем, типичную летнюю сцену с голубым небом, белыми пушистыми облаками и зеленой травой. Пусть параметры съемки будут такими, как обычно. Посмотрите на гистограмму снимка. Теперь сделайте еще один снимок с экспозицией на ступень выше, так чтобы чуть «переэкспонировать» кадр, но не слишком сильно, чтобы света (облака, например) не «уехали» за правый край окошка гистограммы. Удостоверьтесь по дисплею камеры, что на изображении ничего не мигает (то есть, ничего не пересвечено насмерть), но что гистограмма сдвинута вправо насколько возможно.

Теперь загрузите «нормально экспонированный» кадр в RAW-конвертер, произведите свои обычные корректирующие манипуляции и перешлите изображение в Фотошоп. Далее загрузите кадр со сдвинутой вправо гистограммой и сделайте то же самое. При этом не забудьте сначала скорректировать изображение в RAW-конвертере (яркость, котраст, гамму), чтобы привести его к нормальному виду, и только после этих коррекций загрузить изображение в Фотошоп.

Сравните оба кадра. Проверьте области с глубокими тенями на предмет шумов и постеризации (огрубления). Увидьте отличия. Если вы их не увидели – не велика потеря. Просто снимайте, как снимали раньше. Но если вы увидели разницу, то в вашем фотобагаже появился еще один полезный инструмент.

Теоретические основы, стоящие за этим "шаманским приемом", будут описаны в следующем выпуске.


В избранное