Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Как перестать беспокоиться и начать фотографировать"


«ФОТОКОМПОЗИЦИЯ И ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ»

 

Вышла новая книга Дмитрия Кораблева «Фотокомпозиция и визуальное восприятие». Результатом ее появления стали проведенные автором полномасштабные  исследования всех известных законов композиции. Как-то усомнившись в состоятельности «закономерностей размещения объектов в кадре», автор не успокоился на этом, а проверил их действенность.

В результате получил шокирующий результат: большинство «писаных» законов композиции не работают, так как либо взяты «с потолка» или пришли из других видов искусства, никакого отношения к фотографии не имеющих. А при восприятии изображений работают совсем другие механизмы, которые ранее не были нигде описаны, так как лежали не в сфере «анализа фотографий», а скорее в сфере медицинской: механизмах физиологии нашего зрения и психологии восприятия.

В результате было сделано около двухсот фотографических тестов, на которых менялся только один параметр, которые были исследованы социологическими методами, специальными программами, имитирующими механизмы зрения в Лаборатории физиологии зрения, а также с применением интернет-технологий на сайте vneformat.ru

Как выяснилось, большинство «придуманных» законов композиции, которые фигурируют в литературе, не воспринимаются большинством зрителей так, как это в ней описано. Все обстоит, с одной стороны, гораздо проще, а с другой стороны - сложнее, так как создание снимка, понятного для восприятия большинством зрителей - это совсем другая «система ценностей»  по сравнению с общепринятой.

Именно она легла в основу эффективного обучения фотографов автором книги в рамках Санкт-Петербургского фотографического общества при ЦГПБ им. В. В. Маяковского, председателем которого он является.

Получившаяся в результате простая и доступная пониманию система создания и восприятия фотоснимков позволяет современным фотографам работать намного эффективнее.

Как выясняется, на снимке далеко не всегда важно то, КАК изображено, а то, ЧТО изображено. Поскольку разные объекты съемки в одних и тех же условиях делают снимок настолько разным, что применять одинаковые «законы композиции» просто нет никакого смысла, как и подгонять фотографии под них.

Книга объясняет, почему, не смотря на всеобщую доступность фотографии, как искусства, хороших фотографов, как и в прежние «пленочные» времена, больше не станет. На первое место в процессе фотосъемки выходит именно личность фотографа, его творческая интуиция, его мировоззрение, внутренний мир, способность увидеть в окружающем мире нечто, что ограниченное рамками кадра приобретает силу эмоционального воздействия. Хороший фотограф, как, наверное, и в любой другой сфере человеческой деятельности, по-прежнему «товар штучный», несмотря на кажущуюся вседоступность этого вида искусства.

Удачный кадр - это зачастую дело случая. Фотограф практически не может влиять на окружающую действительность. И порой надо отснять сотни кадров, благо современная техника позволяет, чтобы получился тот «единственный», который будет  снимком с большой буквы. И тут возникает парадокс: сама случайность создания снимка полностью входит в противоречие с «закономерностью» его построения. При чем здесь «законы композиции», когда зачастую у фотографа есть только время на то, чтобы вскинуть фотоаппарат и нажать на спусковую кнопку, чтобы «сюжет не ушел». А уж о том, чтобы у него было время «композиционно построить кадр» - даже и говорить не приходится… Но при этом - вот парадокс - любая случайная фотография, если вообще не каждая (!?), отвечает тем или иным «законам композиции», впрочем, как и противоречит им. Которые и начинают анализировать аналитики-«искусствоведы».

Особенность книги в том, что в ней полностью приведены около девяноста тестов с указанием их результатов. Еще одна особенность: все фотографии в книге сделаны автором, а не использованы лучшие работы десятков других фотографов, как это практикуется в аналогичной литературе. В этом особая ценность книги, так как ее автор знает, как был создан тот или иной снимок.

Приобрести книгу можно в книжных магазинах города или в интернет-магазине издательства www.ulit.ru.

 

Мария МАКАРОВА

  

Рецензии на книгу Дмитрия Кораблева «Фотокомпозиция и визуальное восприятие»

 

«За последние 10-15 лет фотографическая среда стремительно изменилась. В основном это произошло благодаря появлению и развитию цифрового изображения. Каждый месяц ведущими фотофирмами на рынок выбрасывается всё более совершенная аппаратура. Задачи, которая она решает в первую очередь, это совершенствование цветового изображения, упрощение съёмочного процесса, ускорение коммуникационного взаимодействия.

Сегодня простым цифрокомпактом начинающий фотограф за пять минут сделает фотографию, о которой 20 лет назад, затратив несколько суток, мечтал бы сделать профессиональный фотограф, вооружённый самой «крутой» по тому времени техникой. Громадное количество разнообразной фотографической аппаратуры сегодня позволяет иметь несколько фотокамер в каждой семье.

Технические возможности даже самых простых фотоаппаратов фирмы стараются подтянуть до уровня профессиональных. В недалеком будущем основные фотографические понятия, такие как диафрагма, выдержка, фокусное расстояние, светосила уйдут в прошлое. Почти все режимы съёмки будут обозначены простыми символами.

Человечество уже сейчас превращается в фотографов. Появление Photoshop позволяет каждому заниматься изобразительным творчеством. Благодаря интернету, не вылезая из собственного кресла, можно мгновенно связаться с коллегой в любой точке мира.

Книга Дмитрия Кораблева положила начало процессу реформирования искусства фотографии. Она раскрывает новые понятия в фотографическом искусстве и заставляет взглянуть по-новому на старые каноны фотографии, вскрывает и проводит ревизию сложившихся основ фотографического изображения. Многие основные понятия языка фотографии потеряли важность своего значения, и новому поколению фотографов уже будут также нужны, как простому человеку латинский язык в общем процессе обучения фотографии.

Эта книга подготавливает фотографов к новому восприятию окружающего нас мира через объектив современной камеры.

 

Владимир ТЕСЕЛКИН (Витов),

почетный художник

Международной Федерации фотоискусства «Exelence EFIAP»

 

 

Книга Дмитрия Кораблева посвящена интересной и увлекательной проблеме композиции фотографических изображений. Особенность книги в удачном сочетании ясного изложения и строгого научного психофизиологического и эстетического обоснования основных законов композиции. Работа прошла апробацию на различных научных и художественных конференциях и выставках, включая представительный форум «29-ой Европейской конференции по зрительному восприятию» (Санкт-Петербург, 2006).

В книге приведен большой фактический материал обоснования законов композиции. Проведено оригинальное психологическое обследование эстетического значения использования тех или иных приемов композиции. Применение методов психологического шкалирования для оценки эстетической ценности изображения выгодно отличает эту книгу от других по данной теме.

Книга может быть рекомендована специалистам и учащимся в области художественной фотографии, рекламы, дизайна, средств массовой коммуникации.

 

Юрий ШЕЛЕПИН

доктор медицинских наук, профессор,

заведующий Лабораторией физиологии зрения

Института физиологии им. И. П. Павлова РАН


В избранное