Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психоаналитик.Ру: новые статьи на сайте - Эдипальное поражение и развитие


::a:: Психоаналитик.Ру

Часть 2. Эдипальное поражение и развитие

Тревога и депрессия

В “Лекциях по введению в психоанализ” Фрейд пишет, «что вся наша душевная деятельность направлена на то, чтобы получать удовольствие и избегать неудовольствия» (лекция 22, см. также Принцип удовольствия и избегание неудовольствия). И на пути получения удовольствия нас неизменно ожидают непреодолимые препятствия – (фрустрации). Отказ от удовольствия нам дается нелегко, и он порождает напряжение, формируя внутрипсихический конфликт. Таким образом, первым компонентом конфликта является желание, а вторым – неудовольствие, связное с невозможностью реализовать это желание.

«Вторым компонентом психического конфликта, действующим как спусковой механизм, является неудовольствие в форме тревоги или депрессивного аффекта, либо того и другого вместе.»

Тревога и депрессия отличаются между собой, прежде всего, идеаторным (мысленным) содержанием.

Мысли при тревоге связаны с надвигающимся, грозящим опасностью бедствием. В психоанализе также принято отличать тревогу от страха:

«Тревога имеет очевидное отношение к ожиданию. Ей присущ характер неопределенности и беспредметности. Когда тревога находит свой объект, то это слово заменяется в нашей речи словом страх
(Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)

Депрессивное переживание связано с уже произошедшим бедствием. Нужно подчеркнуть, что Чарльз Бреннер имеет в виду не клиническую депрессию, а депрессивный аффект – так в психоанализе принято называть горе или печаль, возникающие тогда, когда хорошо осознается причина тяжелого переживания (о критике такого подхода см. Беспричинная депрессия).

Эдипальные переживания с точки зрения классического психоанализа

Если мыслить психоаналитически ортодоксально, то в соответствии с фрейдовской концепцией инфантильной генитальной организации все развитие детей (включая девочек) происходит вокруг переживаний, связанных с пенисом (или с его отсутствием).

«На ступени инфантильной генитальной организации хотя и существует мужское, но женского еще нет; противоположность здесь означает: мужские гениталии или кастрированный. Только с окончанием развития во время половой зрелости сексуальная полярность совпадает с мужским и женским.»

Страх кастрации у мальчиков

В соответствии с классическим описанием Эдипова комплекса, мальчик отказывается от своих сексуальных притязаний на мать из-за страха кастрации, что приводит к гибели Эдипова комплекса (см. подробнее Эдипов комплекс у мальчиков).

Надо подчеркнуть, что Фрейд вел речь о страхе потерять анатомический орган пенис, а не о символической кастрации. Страх кастрации в узком смысле этого слова, очевидно, существует у мужчин, об этом свидетельствуют не только психоаналитические исследования, но и множество распространенных мужских шуток на эту тему (см. также тестикулярная тревога). Теме значения пениса для мальчика в эдипальном периоде посвящена статья Превращение пассивности в активность и наоборот.

В благоприятном варианте развития, по мнению Фрейда, в результате страха кастрации мальчик сублимирует свои сексуальные притязания в десексуализированные формы, которые определяют развитие его личности через достижения. Достижения формируют его успешность в жизни, что позволяет создать собственную семью, дав, наконец, возможность реализовать сдерживаемое столько времени сексуальное желание (по крайне мере, так считал Фрейд, и сам жил по этой схеме, см. Пансексуализм в психоанализе).

В неблагоприятном варианте, когда страх кастрации чрезмерный, его мысленная (идеаторная) составляющая вытесняется в бессознательное, а чувственная (аффективная) составляющая остается в виде тревоги (беспредметного страха). Излишняя тревога "цепляется" за любые ситуации, могущие вызывать страх неудачи, усиливая эти страхи, которые мешают развитию личности, блокируют достижения и лишают способности вступать в конкуренцию – развивается кастрационный комплекс и невроз.

Кастрационная депрессия у девочек

После рождения, и мальчики, и девочки привязаны к матери. Мальчик не меняет своей привязанности в эдипальный период. По мнению Фрейда, когда девочка обнаруживает отсутствие пениса не только у себя, но и у своей матери – это отвращает ее от "дефектной" матери, в результате чего у девочки возникает влечение к отцу (а, точнее, к его пенису). Получается, что если для мальчика страх кастрации знаменует собой конец Эдипова комплекса, то для девочки депрессивное переживание утраты пениса дает начало Эдипову комплексу (см. подробнее Эдипов комплекс у девочек). Страх кастрации для мальчика является мотивом выйти из эдиповой конкуренции, но девочке уже нечего терять, поэтому Фрейд считал, что «девочка попадает в эдипову ситуацию как в какую-то гавань» (“Введение в психоанализ. Лекция 33”). Из этого Фрейд делает вывод, что женщина никогда не расстается со своим кастрационным комплексом и бессознательно никогда не отказывается от желания заполучить себе пенис, о чем он пишет в своей книге, в которой подводит итог всей своей практики – “Психоанализ конечный и бесконечный”.

В благоприятном варианте развития, по мнению Фрейда, «девочка переходит символическим путем от пениса к ребенку, ее Эдипов комплекс выражается до сохраняющегося в течение долгого времени желания получить в подарок от отца ребенка, родить ему ребенка» (“Гибель Эдипова комплекса”). В конце концов, девочке также как и мальчику, приходится отказаться от эдипальных притязаний. По мнению Фрейда, с устранением страха кастрации отпадает и весьма веский мотив, и преодоление Эдипова комплекса девочкой является результатом воспитания, внешнего запугивания, угроз утраты родительской любви (там же). И девочке приходится отказаться от притязаний на отца и ждать пока она вырастет и сможет заполучить себе ребенка от мужа (суррогата отца).

В неблагоприятном случае кастрационный комплекс девочки формирует у нее комплекс неполноценности и, иногда, ненависть к мужчинам – счастливым обладателям пениса – порождая феминизм, женский гомосексуализм и клиническую депрессию. За любым неврозом женщины, по мнению Фрейда, стоит бессознательное желание заполучить себе пенис. По мнению Фрейда, счастье женщина может найти только в семье, посредством рождения детей – это мнение соответствует социальной реальности викторианской эпохи, в которой жил Фрейд.

::

Вывод: таким образом получается, что с точки зрения классического психоанализа, вторым компонентом Эдипова комплекса в своем нормальном проявлении является страх кастрации для мальчиков и депрессивное переживание кастрированности для девочек (о чем и пишет Чарльз Бреннер в своей статье, но почему-то избегает такой четкой формулировки).

Эдипальное поражение

Эдипальной победой следует считать такую ситуацию, когда ребенок фактически выиграл конкурентную борьбу за любимого родителя, когда заветное желание ребенка исполняется, и этому не может помешать родитель-соперник.

Фрейд считал сексуальное развитие пятилетнего ребенка «приближающимся к окончательному формированию сексуальности у взрослого» – именно исходя из этого постулата он строил свою концепцию Эдипова комплекса, как результата сексуального влечения ребенка (“Инфантильная генитальная организация”). Но Фрейд также подчеркивал, что ребенок, не смотря на свои сексуальные притязания, не только не знает, как использовать свой сексуальный аппарат, но и не способен вообще его использовать. Это является безусловной причиной, приводящей к эдипальному поражению ребенка, в результате которого ему придется долго ждать осуществления своих сексуальных желаний в далеком будущем. С точки зрения классического психоанализа, если мыслить с позиции детской сексуальности, ребенка неизменно ждет эдипальное поражение (и оно мало зависит от страха кастрации).

Наблюдения за детьми убеждают нас, что дети не только проявляют сексуальное любопытство, но и имеют сексуальные желания. Сны взрослых дают основание полагать, что дети имеют сексуальные желания, направленные на своих родителей. Но если мы не будем мыслить столь ортодоксально, и предположим, исходя из рассуждений, сделанных в предыдущей статье о том, что хотя ребенок может и иметь сексуальное желание в адрес своего родителя, главным для него является не сексуальное удовлетворение, которого он, все равно, не сможет достичь (и которое ему не будут доставлять), а удовлетворение нарциссической потребности во внимании, восхищении и любви со стороны обоих своих родители – то получится, что эдипальная победа становится вполне возможной.

В прежние времена, каких-то сто лет назад, отношение к детям было жутким – насилие над личностью ребенка и телесные наказания были нормой. Но за последние 100 лет психологи и политики очень много сделали для гуманизации воспитания детей, и, как это обычно бывает, маятник качнулся в противоположную сторону – сегодня психологи все чаще говорят уже о том, что ребенок стал царем в семье – т.е. эдипальным победителем.

Необходимость безусловной любви к ребенку, к которой призывали психологи последние 100 лет, подразумевает, исходя из смысла этой фразы – что ребенка нужно любить без всяких условий, что, на самом деле, лишает его основного стимула к развитию. Хотя безусловная любовь является необходимым условием развития психики в младенчестве, она представляет собой препятствие для развития ребенка в более старшем возрасте.

Основная идея Фрейда об эдипальном поражении заключается в том, что благодаря тому, что ребенок сталкивается с непреодолимым препятствием в реализации своих сексуальных желаний (фрустрацией), он сублимирует эти желания, что обеспечивает развитие его личности. Фрейд использует физический термин сублимация, который означает переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую форму – это прыжок через агрегатное состояние в результате экстремальной температуры для этого состояния вещества. Это можно рассматривать как метафору накала эдипальных страстей. Если лед кинуть на раскаленную сковородку, он, и правда, сразу начнет превращаться в пар, но от этого не изменится суть его природы – вода так и останется водой, что в замороженном, что в газообразном состоянии.

Конечно, сексуальное желание не может непосредственно превратиться в знания и умения, для этого одной фрустрации недостаточно. Ребенок развивается тогда, когда родители любят, когда он развивается, когда радуются его победам, восхищаются его достижениями. И в этом не может помочь слепая любовь, когда родители восхищаются всем, что бы ни делал их ребенок. Кроме безусловной любви, родителям нужна воспитательная тактика, в результате которой они смогут стимулировать развитие ребенка, восхищаясь его новыми достижениями, и теряя интерес к уже достигнутому (стимулировать зоны ближайшего развития по Выготскому).


 
продолжение следует
 
 
читайте также:
 
Нарциссическая потребность
 
Чарльз Бреннер. Роль психического конфликта в душевной жизни. Часть 2. Тревога и депрессия
 
Принцип удовольствия и избегания неудовольствия
 
Эдипов комплекс по Фрейду
 
Эдипов комплекс у мальчиков по Фрейду
 
Превращение пассивности в активность и наоборот: о значении пениса для мальчика
 
Либидо
 
Вытеснение и его последствия на примере формирования фобии
 
Эдипов комплекс у девочек по Фрейду
 


В избранное