Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психоаналитик.Ру: новые статьи на сайте - Нормальное Супер-Эго


::a:: Психоаналитик.Ру

(читать на сайте)

Нормальное Супер-Эго

Если строгое Супер-Эго приводит к расстройствам личности, недостаточно строгое – к неврозам, а слабое – к антисоциальной психопатии; возникает закономерный вопрос: Что, у человека не может быть с Супер-Эго все нормально?

Идентификация с агрессором

Термин агрессия сегодня ассоци­ируется с насилием или угрозой насилием. Само слово агрессия происходит от латинского aggredio, которое, кроме как нападать, можно перевести как предпринимать и склонять на свою сторону. Этот кластер значений помогает нам лучше понять суть агрессии, которая не всегда проявляется явным физическим или психическим насилием.

Еще Анна Фрейд показала, что идентификация с агрессором является важным фактором развития Супер-Эго. Ведь воспитание неизменно связано с запретами и требованиями, в результате которых фрустрируются желания (или нежелания) ребенка. Даже если запрещать и требовать очень мягко и ласково – это все равно принуждение, а значит агрессия.

Ребенок любит своих родителей и боится потерять их любовь, поэтому не делает то, что им не нравится, и делает то, что им нравится. В конце концов, эти запреты и требования интернализуются и формируется идентификация с теми, кого он любит, и кто одновременно выступает для него в качестве агрессоров, предъявляя свои требования – происходит идентификация с агрессорами (читайте подробнее Идентификация с агрессором).

Термин идентификация с агрессором ввела Анна Фрейд. Ее отец Зигмунд Фрейд писал о том же применительно к формированию Супер-Эго, но другими словами:

«Как ребенок был принужден слушаться своих родителей, так и Эго подчиняется категорическому императиву своего Супер-Эго.»
(“Я и Оно”)

Идентификация – врожденная потребность быть таким же, как тот, кто для тебя значим; так формируется ядро личности ребенка. Но часто этот процесс, в совокупности с идентификацией с агрессором, имеет нежелательные последствия (а может, и желательные для родителей).

«Его [Супер-Эго] отношение к Эго не исчерпывается напоминанием – таким (как отец) ты должен быть, но включает и запрет: таким (как отец) ты не имеешь права быть, ты не можешь делать все, что делает он, на многое только он имеет право.»
(там же)

Фрейд здесь имеет в виду, прежде всего, запрет на сексуальные желания мальчика в адрес матери, но это касается и всего того, что нельзя делать детям, но можно взрослым. Получается, что дети растут в режиме дискриминации. Это имеет далеко идущие последствия, порождая тревожность, низкую самооценку, невроз, расстройства в половой сфере и т.д. Что же делать, ведь нельзя же детям разрешать все?

Авторитарность и авторитетность

Это два очень схожих по написанию слова, и грань между авторитетностью и авторитарностью тонка.

Стать авторитарным родителем несложно, надо просто запрещать, что нельзя, и требовать, что нужно. Все дети рождаются с огромным кредитом доверия в адрес родителей. Родители для детей – всемогущие и всезнающие грандиозные фигуры, и главное, ребенок без них не может. Такое отношение очень похоже на религиозное. Заметим, что боги никогда не разговаривают с обычными людьми (только с избранными). Если родитель разговаривает с ребенком только по необходимости, мало интересуется его переживаниями, не сочувствует от души, и не восхищается восторженно его успехами – он продолжает быть для ребенка богом, грандиозным и недоступным. Он "спускается с небес" только для того, чтобы вручить ребенку "каменные скрижали", из которых должно быть создано его Супер-Эго. И такое "каменное" Супер-Эго "раздавливает" ребенка.

А авторитет нужно еще заслужить. Если родитель разговаривает с ребенком, опустившись на его уровень (в буквальном и переносном смысле) – происходит его десакрализация. Если родитель не относится свысока к "маленьким" проблемам ребенка, если родитель способен проявить эмпатию, чтобы понять эти проблемы, и проявить сочувствие, в конце концов, пожалеть (но не свысока, а идентифицируясь) и прийти на помощь (если это возможно), если родитель видит, что ребенок – это личность, которую нужно уважать, тогда идентификация будет преобладать над идентификацией с агрессором.

Авторитарность основана на подавлении личности ребенка, а авторитетность возникает в результате идеализации ребенком родителя, который уважает его как личность.

Если бы мать маленького Ганса в известном случае Фрейда не спала бы с ним в отсутствии мужа, а отец не подымал крик, когда находил ребенка в супружеской постели – если бы они оба придерживались одного правила, и спокойно объясняли ребенку, что он уже достаточно взрослый, поэтому должен спать у себя в комнате, мотивируя его тем, что это является необходимым условием его взросления, сочувствуя его фрустрации, выражая понимание, что на это ему непросто решиться – тогда бы у маленького Ганса не развился бы невроз. Конечно, если оба родителя настаивают на одном принципе – это будет восприниматься ребенком как эдипальная катастрофа. Но испытать такое эдипальное поражение является необходимым условием для сепарации ребенка. (Но, конечно, можно иногда нарушать это правило на непродолжительное время – нельзя быть тиранами).

Невроз ребенка всегда находится во взаимосвязи с внешним конфликтом между родителями или с внутренним конфликтом одного из родителей (Пишон Ривьер). Как подчеркивал психоаналитик Дональд Винникотт, нет такого явления как ребенок, ребенок всегда связан со своими родителями.

Интеграция Супер-Эго

Для интеграции Супер-Эго – нормы, правила и запреты должны быть не просто списком из "скрижалей, спущенных с небес", а личной ценностью. А раз Супер-Эго формируют родители ребенка – прежде всего это должно быть их личной ценностью.

«Не делай так, как делает мулла – делай так, как мулла говорит.»
(восточная поговорка)
«Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают.»
(Евангелие от Матфея, 23:3)

Как можно видеть из приведенных цитат – эта проблема стара как мир. Также и родители говорят ребенку одно, а делают другое. Такой пример родителей не позволяет ребенку идеализировать требования Супер-Эго, и как следствие, интегрировать его в личность. В этом случае Супер-Эго остается чуждым монстроподобным комплексом в собственной психике, с которым происходит неустанная борьба, что и является неврозом.

Самым ярким примером интегрированного запрета Супер-Эго является запрет на интерес к экскрементам. Маленький ребенок от рождения не испытывает отвращения к экскрементам, и только благодаря воспитанию приобретает такое негативное отношение. Интеграции этого запрета способствует отвращение к экскрементам у самих родителей.

Например, напрасно надеяться, что ребенок будет учиться с удовольствием, если родители все свободное время проводят перед телевизором или в социальных сетях (хотя бывают исключения, но это уже другая история про нарциссизм или деспотизм).

Причина невроза

"Каменное" Супер-Эго вызывает депрессивное или обсессивное расстройства личности.

Невроз возникает в результате не такого строго Супер-Эго, а именно потому, что оно не интегрировано в целокупную психику (самость).

Основная задача воспитания – сделать ребенка конформным. Послушание из страха создает невротическую конформность. За таким послушанием стоит подавленная злость в результате идентификации с агрессором. Когда родители безучастно "спускают" сверху ценности для интернализации в Супер-Эго – эти ценности остаются чуждыми, и Супер-Эго не интегрируется в личность, и злость остается в подавленном состоянии, но не исчезает, а превращается в невроз (см. Подавление аффекта). В результате получается внешняя конформность с внутренней невротической нонконформностью – ребенок подчиняется, но бунтует посредством невроза (бессознательно, конечно).

Конечно, очень маленькому ребенку еще невозможно ничего объяснить, приходится просто запрещать и требовать, поощряя, если он слушается (хотя и младенцу тоже очень желательно, все равно, все объяснять, хоть он сейчас и не понимает). А ребенку, который уже умеет говорить, для того чтобы произошла осмысленная интроекция, нужно все-все-все спокойно и доходчиво объяснять на его уровне (и неоднократно). Тогда требования Супер-Эго будут идеализированы, а само Супер-Эго интегрировано.

Ключевым здесь является дружелюбный личностный контакт с ребенком, и тогда запрет и дискриминация не будут выглядеть для него неоправданным притеснением деспотичного бога-родителя.

И главное, родители должны точно также соблюдать все свои запреты и требования наравне с ребенком (кроме тех, которые связаны с неизбежной дискриминацией ребенка). Обнаруженная ребенком двуличность родителей будет как ложка дегтя в бочке Супер-Эго, отравляя всю созданную ранее систему ценностей. Вспомните тот шок, который испытывает ребенок, узнав впервые, что взрослый сказал неправду. А если взрослые всегда врут – тогда и ребенок вырастет вруном.

Неинтегрированное Супер-Эго подобно решету, его еще называют диффузным. Такое Супер-Эго частично пропускает запретные желания. Эти просочившиеся желания подвергаются воздействию защит, и в результате формируется компромиссное образование, которое и представляет собой невроз.

В приведенном выше случае Чарльза Бреннера подросток хочет безраздельно обладать матерью. Бреннер не описывает причину такого сильного желания, вероятно, считая это естественным инстинктивным сексуальным желанием, сила которого обусловлена конституциональными (врожденными) особенностями, не прожитыми соответствующим образом в эдипальный период до шести лет (как это принято в классическом психоанализе).

Но можно предположить, что сила этого желания подростка безраздельно обладать матерью, например, может быть связана с холодностью матери, и тем, что малые крупинки ее тепла приходится делить с отцом. Или, может быть, отец с матерью образовали устойчивую диаду и, исключив сына, общаются с ним только по необходимости. Или, может, при рождении мальчика у отца развился комплекс Хроноса, и из ревности он сам хочет безраздельно обладать матерью. Или, может, если мать инфантилизировала сына, продолжая находиться с ним в диадном слиянии, препятствовала его сепарации, и теперь он вообще не выдерживает никакой конкуренции за мать. Или мать депривировала ребенка в раннем возрасте, и он теперь панически боится потерять её или её любовь. В приведенных примерах везде мы видим претерпеваемый подростком дефицит любви и внимания со стороны матери (реальный, хотя может и несоответствующий его возрасту, но соответствующий его уровню развития).

Строго говоря, желание подростка обладать матерью является нормальной потребностью. Ненормальным является желание устранить отца  – это связано с нарушениями в триангулярных отношениях, а именно, с дисбалансом любви каждого к каждому в семейном любовном треугольнике, с отсутствием идеализации соответствующих семейных ценностей и, как следствие, невозможностью интегрировать Супер-Эго.

Как можно видеть, в приведенных выше примерах, желание устранить отца идет не из Ид, как это считается в классическом психоанализе, а из Эго. Это не просто инстинктивный агрессивный импульс, который вдруг появился из Ид, побуждая подростка убить отца, а дефицит любви матери, который переживает именно Эго. Соответствующее желание восполнить этот дефицит рождает в Эго желание устранить соперника для того, чтобы получить больше любви, которой не хватает.

"Дырявое" Супер-Эго не может ничего сделать с этим злобным чувством в адрес отца и позволяет ему превратиться в желание устранить его физически. Но Супер-Эго этого подростка, все же, не дает развиться фантазии об убийстве, а позволяет только фантазию о смертельном сердечном приступе, например, в случае пожара дома из-за незакрытых газовых кранов. Но у этого подростка, как и у любого мальчика в более-менее нормальной семье, отношение к отцу амбивалентное – он не только ненавидит отца, но одновременно привязан к нему, возможно даже любит его. Поэтому на сцену выходит психологическая защита реактивное образование. Это комплексная защита, и она поступает следующим образом: мысль о желании смерти отцу вытесняется из сознания, а само желание смерти подавляется, и чтобы справиться с ним формируется невротическая навязчивость проверять газовые краны. Всякий раз, как желание убить отца пытается проникнуть в сознание, возникает побуждение проверить, не горят ли газовые конфорки, чтобы спасти дом от пожара, а отца от инфаркта – это аннигиляция агрессивного желания.

Остается только предположить, почему у подростка возникла фантазия именно о пожаре из-за незакрытых газовых кранов. Она могла возникнуть в результате просмотренного им ролика по пожарной безопасности (ведь дети очень впечатлительны), или из тревожности самой матери по поводу пожара, или из сделанного в детстве родителями строгого запрета не трогать газовые краны. Все это могло послужить формированию содержания невроза, но никак не могло быть его причиной.

См. также Супер-Эго, Супер-Эго у мальчиков, Супер-Эго у девочек, Садистичное Супер-Эго, Раннее Супер-Эго, Архаичное Супер-Эго , Роль Супер-Эго в формировании депрессии, а также статью Бреннера Роль психического конфликта в душевной жизни и в частности Супер-Эго.


 
продолжение следует
 
 
читайте также:
 
Комплекс с точки зрения психоанализа
 
Принцип удовольствия и избегания неудовольствия
 
Материнская тревожность
 
Гиперопека
 
Агрессия и аутоагрессия
 
Эдипов комплекс у мальчиков по Фрейду
 
Эдипов комплекс у девочек по Фрейду
 
Эдипов комплекс. Взгляд на отца: комплекс Лая
 
Депрессия: причины возникновения с точки зрения психоанализа
 
Изоляция аффекта
 
Страх потери объекта любви
 
Страх потери любви объекта
 
Идентификация с агрессором
 
Вытеснение и его последствия
 
Эдипальное поражение
 
Комплекс Хроноса
 
Травма рождения
 

 
© 2021 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт

® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL : https://www.psychoanalyst.ru, а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.


В избранное