Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Природа стресса. Воспитание стрессоустойчивости


 

Противодействие стрессу и депрессии

                                                                 автор Далай-Лама, написано 5 Январь 2011 г. в 12:25

 

На фундаментальном уровне, как человеческие существа, мы все  стремимся к счастью, и каждый из нас не хочет страдать. Вот почему, когда у меня есть возможность, я стараюсь привлечь внимание людей к тому, что мы, как члены человеческой семьи, имеем общую и глубоко взаимосвязанную природу нашего бытия и благосостояния.

Сегодня существует более широкое признание, а также растущий объем научных данных, что подтверждает тесную связь между нашими собственными состояниями ума и нашим счастьем. С одной стороны, многие из нас живут в обществе, которое очень развито материально, но среди нас много людей, которые не очень счастливы. Просто под красивой поверхностью богатства существует своего рода психическое волнение, что приводит к разочарованию, ненужным ссорам, зависимости от наркотиков или алкоголя, а в худшем случае, самоубийству. Нет никакой гарантии, что одно богатство может дать вам радость и исполнение ваших надежд. То же самое можно сказать о ваших друзьях. Когда вы находитесь в состоянии гнева или ненависти, даже очень близкий друг представляется вам холодным, отдаленным и раздражающим.

Однако, как человеческие существа, мы одарены замечательным интеллектом. Кроме того, каждый человек обладает способностью определения и направления своих сильных чувств, в любом желаемом направлении. До тех пор, пока мы помним, что обладаем дарованным  нам изумительным интеллектом и способностью развивать, направлять и применять его в позитивном плане, мы сможем сохранить наше психическое здоровье. Осознание, того что мы обладаем таким великим человеческим потенциалом вселяет в нас  фундаментальные силы. Признание этого, может выступать в качестве механизма, который позволяет нам, столкнувшись с ситуацией любой сложности  не терять надежды и не тонуть в чувствах низкой самооценки.

Я пишу это, как человек, который потерял свою свободу в возрасте 16 лет, а затем потерял  страну в возрасте 24 лет. Следовательно, я жил в изгнании на протяжении более 50 лет, в течение которых мы, тибетцы, посвятили себя сохранению нашей культуры и ценностей, а также поддержанию живого тибетского самосознания. Часто приходящие  из Тибета новости были душераздирающими, но ни одна из них не давала основания сдаваться.

Один из подходов, который я лично считаю полезно использовать, это развивать следующую мысль: если ситуация или проблема такова, что это может быть исправлено, то нет необходимости беспокоиться об этом. Другими словами, если есть решение или выход из трудностей, вы не должны быть перегружены существующей проблемой. Уместным действием является поиск его решения. Очевидно, что более разумно акцентировать энергию на решении, а не на беспокойстве о самой проблеме.

Или же, если нет решения, нет возможности разрешения проблемы, то нет и смысла в том, чтобы беспокоятся об этом, потому что в любом случае вы не можете сделать ничего. В такой ситуации, чем скорее вы примете этот факт, тем легче будет для вас. Эта формула, конечно, подразумевает прямое противоречие  проблемы и признания  реального взгляда. В противном случае вы будете не в состоянии выяснить, существует ли решение проблемы.

Принимая реалистичный взгляд, и культивируя надлежащую мотивацию, вы можете себя оградить от чувства страха и тревоги. Если вы развиваете чистые и искренние мотивы, а также желание помочь с чувством уважения, сострадания и доброты, то вы можете выполнять любую работу, в любой области, и работать более эффективно без страха и беспокойства, не опасаясь мнений окружающих, а в конечном счете вы будет успешно достигать поставленной цели. Даже если вы не достигните своей цели, вы можете чувствовать себя хорошо, т.к. вы приложили все возможные усилия для ее достижения. Но с плохой мотивацией, даже если вы достигните цели и окружающие будут хвалить вас, вы все равно не будете счастливы.

Опять же,  в момент, когда мы сталкиваемся с трудностями, мы подавлены и считаем свою жизнь неудачной, испытывая неудовлетворение. Это происходит с нами в той или иной степени время от времени. Когда это происходит, очень важно, прилагать все усилия, чтобы найти способ подъема нашего духа. Мы можем делать это, вспоминая счастливые моменты нашей жизни. Например, мы можем быть любимым кем-то, возможно,  имеем определенные таланты, возможно, получили хорошее образование, возможно, обеспечены основными потребностями - пищей одеждой, местом жительства и может быть, мы совершали определенные альтруистические поступки в прошлом. Мы должны принимать во внимание даже малейшие положительные аспекты нашей жизни. Ибо, если мы не сможем найти способ подъема нашего духа, то любая угроза в дальнейшем приведет нас к ощущению полного бессилия. Что может привести нас к убеждению, что мы не способны делать что-либо хорошо. Таким образом, мы создадим условия для отчаяния.

Как буддийский монах я познал, то что главным образом разрушает наш внутренний мир, мы называем это эмоциями беспокойства. Все мысли, эмоции и психические события, которые отражают негативное или несострадательное состояние ума неизбежно подрывает наше переживание внутреннего мира. Все наши негативные мысли и эмоции - такие как ненависть, гнев, гордыня, похоть, алчность, зависть и т.д. - считаются источниками затруднений и беспокойств. Негативные мысли и эмоции, вот что препятствует нашим самым основным стремлением - быть счастливым и избегать страдания. Когда мы действуем под их влиянием, мы не сознаем влияния наших действий на других, наши негативные эмоции таким образом являются причиной нашего разрушительного поведения воздействующего как на окружающих, так и на нас самих.

Убийство, скандал, и обман, все они порождены эмоциями беспокойства.Это неизбежно приводит к вопросу: можем ли мы тренировать ум? Есть много методов, с помощью которых можно это сделать. Среди них, в буддийской традиции, есть специальная практика называемая, тренировка ума, суть которой фокусируется на культивировании беспокойства за других, и этим самым превращая неприятности в преимущество. Именно этот образ мышления, трансформирующий проблемы в счастье, способствовал  тибетскому народу для поддержания их достоинства и духа перед лицом больших испытаний. Действительно, я нашел этот совет великого практического пособия в моей собственной жизни.

Великий тибетский учитель тренировки ума как-то заметил, что один из самых изумительных качеств ума является то, что он может быть преобразован. Я не сомневаюсь, что те, кто пытается трансформировать свой ум, преодолевая  эмоции беспокойства и достигая чувства внутреннего мира, через некоторое  время, заметят изменения в их психическом состоянии, реакциях окружающих людей и происходящих событиях. Их умы станут более дисциплинированными и положительными. И я уверен, что ощущение счастья у них будет возрастать по мере того как они будут вносить вклад для большего счастья других. Я молюсь, чтобы  каждый, кто ставит эту цель, будет благословен успехом.

 

Далай-лама

Опубликовано в Hindustan Times, Индия, 3 января 2011

http://www.facebook.com/notes/dalai-lama/countering-stress-and-depression/481561867321


В избранное