Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское чтиво

  Все выпуски  

Христианское чтиво N204


крест
Валерий Стерх
Христианское чтиво
Гармония Евангелий (Расширенная версия)
Раздел 4. Критическое безумие.
Автор Евангелия от Иоанна (часть 2)

Отдельно следует отметить предвзятость свидетельства Дионисия Александрийского, но не в отношении четвертого Евангелия, а в отношении Апокалипсиса. Отрицательный вердикт Дионисия касательно Откровения Иоанна проистекает из-за содержащегося в нем учения о Тысячелетнем Царстве (см. Откр 20). Это учение, называемое хилиазмом, вызывало неприятие у определенной части церковных деятелей, к которой принадлежал Дионисий Александрийский и цитирующий его Евсевий Кесарийский. В указанном месте (Церковная история, 7.25) Дионисий вовсе не сомневается в авторстве Евангелия апостола Иоанна, он пытается лишь подвергнуть сомнению аутентичность Апокалипсиса, приписывая его перу «другого Иоанна». Евсевий с удовольствием приводит эти выдумки, а в другом месте с не меньшим наслаждением цитирует еще более фантастические заявления о якобы тождестве «другого Иоанна» с еретиком Керинфом:

«Мы знаем, что в это время жил и глава другой ереси – Керинф. Гай [Римский], слова которого я приводил уже раньше, в своих рассуждениях пишет о нем.

"И Керинф в откровениях, написанных будто бы великим апостолом, помещает лживые рассказы о чудесах, показанных ему ангелами; он говорит, что после воскресения наступит земное царство Христово и люди во плоти, вновь поселившиеся в Иерусалиме, будут рабами желаний и наслаждений. Враг Писания, он, желая обмануть людей, говорит, что тысячелетие пройдет в брачном празднестве".

И Дионисий, бывший в наше время епископом Александрийским, во 2-й книге "Об обетованиях", говоря об Иоанновом Откровении, так вспоминает об этом человеке, следуя древнему преданию:

"Керинф, создатель ереси, названной по его имени «керинфовой», напутствовал свои выдумки внушающим доверие названием. Вот основное в его учении: земным будет царство Христово; осуществится то, к чему он сам стремился – а любил он плоть и был очень чувствен, – и можно будет жить, как он мечтал: желудок и то, что ниже его, будут вполне удовлетворены едой, питьем и брачным сожитием. Все это он думал облагообразить, называя празднествами, приношениями, жертвами"» (Церковная история, 3.28.1-5).

Столь же произвольны и построения критика. Так, Хазарзар утверждает, будто Апокалипсис написан апологетом иудейства, а Евангелие от Иоанна написано противником иудейства, поэтому дескать они не могли быть написаны одним автором. Это забавно, поскольку оба утверждения ошибочны, как и вытекающий из них вывод. Апокалипсис бичует лжеиудеев, «которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское [букв. "синагога Сатаны"]» (Откр 2:9; ср. Откр 3:9). Критик почему-то видит в указанном месте выпад против язычества, хотя тут со всей очевидностью имеются ввиду книжники и фарисеи. Также и в Евангелиях (не только у Иоанна) мы наблюдаем не противостояние Иисуса Христа иудейству, а обличение Им лицемерия книжников и фарисеев. Где здесь противоречие?

Далее Хазарзар пишет:

«Доказательством неапостольского происхождения четвертого Евангелия может служить и сохранившаяся малоазийская история, которую поведал нам Евсевий, ссылаясь на послание Иринея к римскому епископу Виктору: во второй половине второго века возникли разногласия между христианскими общинами Малой Азии и Рима по поводу того, когда следует праздновать день пасхальной евхаристии. В этом споре, который впервые обсуждался около 160 года, римская община высказывалась за правило праздновать Пасху в воскресный день, следующий за иудейской Пасхой; Поликарп, напротив, отстаивал малоазийский обычай празднования Пасхи в тот день, в который иудеи вкушали своего пасхального агнца, т. е. 14 нисана (практически, после захода солнца, у иудеев это считался уже наступивший 15-й день нисана); при этом Поликарп ссылался на тот факт, что именно в этот день он праздновал Пасху, "живя с Иоанном, учеником Господа нашего" (Eus.HE.V.24). Однако по свидетельству четвертого Евангелия, Иисус перед своей смертью вовсе не вкушал пасхи, а последнюю вечерю устроил календарными сутками раньше. Следовательно, автор этого Евангелия не имел причины настаивать на праздновании евхаристии в такой день, в который, по его же словам, Иисус не вкушал уже вечери, а страдал и умер. Наоборот, "правило" Иоанна, о котором свидетельствует Поликарп, соответствует тому, что сообщается в первых трех Евангелиях… Из всего вышесказанного следует, что апостол Иоанн не мог быть автором четвертого Евангелия. Поэтому последнего в дальнейшем я буду именовать Квартусом (от лат. quartus – четвертый)» (Хазарзар Р. Сын Человеческий, 1.5).

Здесь критик допускает тройное нарушение логики. Во-первых, разногласия о дне празднования Пасхи никак не мешали различным христианским общинам признавать апостола Иоанна автором четвертого Евангелия. Во-вторых, Евангелие от Иоанна вовсе не утверждает, будто «Иисус перед своей смертью вовсе не вкушал пасхи, а последнюю вечерю устроил календарными сутками раньше», но говорит лишь о том, что Иисус и апостолы вкушали Пасху с четверга на пятницу, а фарисеи – с пятницы на субботу (см. Стерх В. Библейская хронология). В-третьих, малоазийский обычай праздновать Пасху вместе с иудеями не имеет никакого отношения к Евангелиям, так как ни последняя вечеря Иисуса, ни Воскресение Христа не совпадали с фарисейской Пасхой того года.

В Евангелии от Иоанна утверждается, что оно написано учеником, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? (см. Ин 21:20-24; ср. Ин 13:23-25). Имя апостола не называется, но выбор невелик, так как любимых учеников Иисуса было немного: Петр, Иаков Зеведеев и его брат Иоанн. Именно этих трех апостолов Христос взял на гору Фавор, дабы они увидели Преображение Господне (Мф 17:1-9; Мк 9:2-10; Лк 9:28-36; СЕ 90). Именно они были в ранней Церкви «почитаемые столпами» (Гал 2:9). Но кто же из троих написал четвертое Евангелие? Петр отпадает, поскольку Евангелие четко отделяет Петра от упомянутого любимого ученика (Ин 13:23-24; 20:2; 21:7, 20-21). Иаков принял мученическую смерть очень рано (Деян 12:2), около 44 года, задолго до того, как Евангелие было написано. Таким образом, из возможных кандидатур остается только апостол Иоанн.

(продолжение следует)

®All rights reserved
sterx.ru
LiveJournal VKontakte

В избранное