Доброе утро, дорогие мои братья и сестры во Христе!
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Фил. 3, 8–19; Лк. 7, 31–35). “С кем сравню людей рода сего?” т. е.
неверов? Если Господь делает этот вопрос как будто в недоумении, не тем
ли более прилично нам недоумевать о явлениях неверия? Казалось бы, как
идти против всесторонней очевидности? — и однако же идут. Что сатана
противится — это не дивно; его имя такое: противник истины и добра ясно
видит, что Бог есть, что Он будет судить его и осудит, что казнь ему уже
уготована, а все идет наперекор, и не для чего другого, как только на
зло и, следовательно, на большую себе пагубу. Уж не этот ли дух
богоборства владеет и неверами? По крайней мере, по тем понятиям, какие
имеем мы о душе и ее действиях, неверие, при очевидности оснований веры,
необъяснимо, равно как необъяснимо и рабство грешника греху, когда он
узнает ясно, что грех губит его. И какое еще противоречие! Только неверы
и страстолюбцы отвергают бытие сатаны и нечистых духов. Те, которым бы
больше всего надо было бы стоять за них, совсем отступаются от них. Не
от них ли самих и наука‑то эта? Темные тьму любят и научают говорить,
что их нет и что в нравственном мире строится само собою, без их козней и
коварства.