Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Братья во Христе и Исследование Библии. Малоизвесный Господь: Слова сказанные на Кресте ч.4


 

Слова, сказанные на кресте (4):


“Для чего Ты Меня оставил?” (Мф.27:46)

Попробуем предположить, что эти слова выдают кризис Господа Иисуса. В этой части хотелось бы почти в каждом предложении писать о безгрешности Господней. Однако всему в этом мире есть свой предел, к одному из которых Он и приближается здесь. Одним из вызывающих удивление чудом в смерти Господней было то, что Он, несмотря на Свои физические и духовные страдания, ни на минуту не терял духовного самообладания. Но в момент произнесения этих слов, похоже Он приблизился к обрыву так близко, как никогда ранее. Другим примером близости Его к “обрыву”, была Его просьба в саду, чтобы чаша была пронесена мимо Него. Подумайте об этих словах Его и о том, что Он хорошо знал о предлежащем пред Ним кресте и последующим воскресением. Его знание всего вызывает удивление. Он знал не только о Своем предлежащем кресте и воскресении, но и многое, многое другое. Так Он заранее сравнивал Себя с зерном, похороненным в саду (как и было с Ним на самом деле) и воскресшем вновь (Лк.13:19). И все же в Гефсимании Он умолял об ином пути, а также кричал: “Для чего Ты Меня оставил?!” Здесь сам собой напрашивается единственный возможный вывод о том, что Господь Иисус колебался, идя к намеченной цели, спотыкался на пути Своем. Можно было бы удивиться, если бы не было других аналогичных случаев.



Духовная сила Христа / время

Первый момент близкий к падению случился в Гефсимании. Второй – в то время, когда Он вскричал: “Для чего Ты Меня оставил?” Вспомним хронологию распятия (1) :
14-е Нисана
9 часов вечера
Вечеря


12 часов ночи
Взятие Иисуса


9 часов утра (“третий час”)
Распятие


12 – 3 часов дня (“с шестого по девятый час”)
Темнота


3 часа дня (“девять часов”)
Смерть; заклание Пасхального Агнца

15-е Нисана
9 часов вечера
Израиль совершает Пасху

16-е Нисана
6 часов вечера
Конец Пасхальной субботы


5 часов утра
Воскресение (?)


6 часов утра
Женщины приходят к гробу


3 часа дня
Встреча на дороге в Эммаус




Известно, что Христос умер “в девятом часу”. В девятом часу Он сказал: “Совершилось”. А также: “Отче! в руки Твои предаю дух Мой”. Однако, в этом же девятом часу Он возопил: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” (Мк.15:34). Вывод: В самый последний момент наш Господь был очень близок к падению. В 23:59. Пожалуйста , постарайтесь прочувствовать все это! Ибо, тогда на кресте был повешен наш Господь и Спаситель – само спасение наше висело на волоске. В Мф.27:46 написано, что Иисус возопил около девятого часа, из чего можно сделать очень и очень интересный вывод, ибо Марк говорит, что Иисус вскричал “в девятом часу”. Но мы также знаем, что в это же самое время Иисус произнес самые последние победные слова. А это значит, что промежуток между отступлением и победой составлял всего какие-нибудь несколько минут. Поэтому Матфей говорит: “около”. Какие это были минуты! Всего несколько сотен секунд! Несколько мгновений!!! Несколько мгновений до торжествующей победы. “Совершилось”, или закончилось отступление Сына Божия. Чем больше мы размышляем об этих колебаниях последних мгновений, тем больше постигается сила и смысл победы Христовой в Его последних словах, сказанных на кресте (2) в последние минуты.

И тут возникает недоумение. Как и почему Христос был оставлен Отцом? “Оставлен” – чисто условно, потому что Отец не мог совсем оставить Сына Своего в самую тяжелую минуту Его жизни. Думаю, что Христос только чувствовал Себя оставленным, хотя если вы чувствуете себя оставленным, значит вы, в некотором смысле, оставлены на самом деле. Нечто подобное, как прообраз Христа, чувствовал и Давид (Пс.41:10; 42:2; 87:15), хотя он не был забыт и оставлен на самом деле. Но почему же наш Господь споткнулся подобным образом, в 23:59, за одну минуту до самого решающего мгновения? Отец не мог оставить Сына Своего, а поэтому причиной этих слов Христовых, похоже, были Его собственные переживания. И это не удивительно, при Его-то обстоятельствах. Однако причина таких душевных срывов, как правило, зависит от душевного настроя. Мне кажется, что наш Господь очень сильно боялся смерти , боялся ее так, как никто другой. Он знал, что смерть – это возмездие за грех, что это – разделение с Богом. Разные люди по-разному относятся к смерти (например, нераскаявшийся злодей был всегда готов к встрече с ней). Нашему же Господу, похоже, совсем не хотелось сталкиваться со смертью, хотя Он и отлично знал, что все таки должен умереть. То же самое должны были чувствовать и два прообраза Господних, Авраам и Иов. На Авраама “напал… ужас и мрак великий” (Быт.15:12) – события, связанные с распятием. Иова постигло то “ужасное, чего [он] ужасался” (Иов 3:25). Господь, как Агнец безгласный был веден на заклание, Агнец чуть живой от страха. И это заставляет нас еще больше благоговеть перед смертью Его.
Желание спасения?

В другом месте (3) мы уже показали, что Христос, возможно, чувствовал, что если Он даже будет привязан к кресту наподобие, как был привязан Исаак, Он все равно будет спасен. Однако, Его растущее с каждой минутой понимание, что Он больше напоминает овна в кустах, нежели Исаака, должно быть привело Его к отчаянию, которое Он и выразил словами. В Библии гораздо больше, чем мы думаем, фактов говорящих об ограничении ведения Христа. Он вполне мог что-то недопонять из Писаний, особенно во время крестных мук (4) . Чуть раньше в саду Он чувствовал сильный страх, Он “ужасался” (Мк.14:33 = “изумился”, Мк.9:15).

Это желание спасения, освобождения от креста, наш Господь чувствовал все шесть часов, пока висел на нем. И все же почти все это время Он думал и говорил о спасении других – нас, иудеев, злодея, Своей матери. Он сумел погасить пламень желания Своего собственного освобождения, подавив его духовным и действенным внимание к другим.
Что значит, оставить?

Изучение Пс.21 обнаруживает серьезные основания полагать, что Христос чувствовал, что Он всеми брошен и всеми оставлен. Возможно, что Он какое-то время, перед наступлением темноты и во время ее, громко вопил, моля о Своем спасении (Пс.21:2-6). Он ощущал, что Его желание спастись, не было услышано, несмотря на то, что на молитвы многих, взывавших к Богу, был дан ответ (5) . Господь Иисус хорошо знал зависимость ответов Божиих на молитвы от греховности молящегося (2Цар.22:42 = Пс.21:3). Много раз особо выделяется то, что Бог не забывает любящих Его (Вт.4:31; 31:6; 1Цар.12:22; 3Цар.6:13; Пс.93:14; Ис.41:17; 42:16). Каждое из этих мест было хорошо известно нашему Господу, ибо слово стало плотью. Он также знал, что Бог наказал Израиль за грехи, оставив его (Суд.6:13; 4Цар.21:14; Ис.2:6; Иер.23:23). Бог мог оставить Израиль только из-за того, что Израиль оставил Бога (Вт.31:16,17; 2Пар.15:2). Возможно, будет полезным сопоставить два учения Библии о забвении, оставлении Божием.
Бог не оставляет праведного народа

“Когда ты будешь в скорби… и послушаешь гласа Его… Он не оставит тебя” (Вт.4:30,31).

“Господь Бог твой Сам пойдет с тобою и не отступит от тебя и не оставит тебя” (Вт.31:6).

“Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего, ибо Господу угодно было избрать вас народом Своим” (1Цар.12:22).

“Если ты будешь ходить по уставам Мои… поступая по ним, то… не оставлю народа Моего” (3Цар.6:12,13).

“Блажен человек (Мессия), которого вразумляешь… ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего… все правые сердцем” (Пс.93:12-15).

“Бедные и нищие ищут воды… Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их” (Ис.41:17) – т.е. оставил Бог или не оставил видно из того, отвечает Он на молитвы, или нет (Пс.21:2-12).
Бог оставляет народ Свой за их грехи

“Ныне оставил нас Господь”, потому что Израиль был непослушен во времена судей (Суд.6:10,13).

“За то, что сделал Манассия, царь Иудейский, такие мерзости… отвергну остаток удела Моего, и отдам их в руку врагов их” (4Цар.21:11,14).

“Но Ты отринул народ Твой… потому что они многое переняли от Востока” (Ис.2:6).

“Вот, Я – на пророков ложных снов… Я покину вас” (Иер.23:32,33).

“Если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас” (2Пар.15:2).

“И станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли… и оставит Меня… и возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю их” (Вт.31:16,17).

Зная все это, Он возопил: “ Для чего Ты Меня оставил?” Он чувствовал Себя оставленным Богом, однако согласно Библии, быть оставленным Богом, означает, без сомнения, быть грешником. “ Для чего (ну, почему ) Ты Меня оставил?” – вопрос, на который Он отчаянно искал в Себе ответ. И не мог найти, ибо не мог определить где и когда Он мог согрешить, а потому в отчаянных поисках ответа воззвал к Отцу Своему. Очень может быть, что в душе Он допускал, что мог согрешить (Пс.68:6), испытывая те же самые сомнения, которые испытывал Давид, когда он бежал от сына своего Авессалома (Пс.3:3). Он мог чувствовать, так же как и Давид, что отошло от Него спасение Божие, несмотря на то, что милость не была отнята и не было изменения в истине Божией (Пс.88:34,39). Отсюда же следует, что после глубочайшего испытания, Он не нашел в Себе ничего греховного. А это еще раз подтверждает, что наш Господь умирал, не упуская ни на мгновение осознания всего происходящего, с яснейшим чувством собственной праведности, что хорошо объясняет суть последнего, сказанного Им, слова: “Совершилось”.

Из Ис.53 Христос знал, что Он несет на Себе грехи Израиля, что суд за их грехи надлежит испытать Ему. И все же, похоже, даже нашему Господу не было до конца понятно, насколько глубоко Он представлял Собой Израиль, насколько много Он нес на Себе наших грехов, насколько Он, “незнавший греха”, был грехом для нас (2Кор.5:21) . И если это было трудно сделать Ему, то что говорить о нас? Без всякого сомнения Господь знал, что суд за грех в Писаниях иногда приравнивается к самому греху (ср. 4Цар.24:2,20), но до конца, он Им так и не был понят до самого креста. Также Он должен был задумываться о праведниках, возлагавших на себя грехи всего своего народа. Так, например, Иезекииль говорил так, как будто это он совершил все грехи Израиля. Ездра порвал свою одежду и рвал волосы так, как будто именно он женился вне веры (Езд.8:68 ср. Неем.13:25; Господь пострадал за грешников тем же образом, Ис.50:6). Молитва Моисея к Богу о смягчении наказания ему за грехи, которые он нес за Израиля, была отвергнута (Вт.3:26). Однако, насколько много грехов понес на Себе наш Господь, не было предвидено Им.

Христос умер прежде всего за Израиля , а не за кого-то из язычников (Ис.49:5; 53:8; Гал.4:4,5). Он был Спасителем и утешением Израиля (Лк.2:11,25), а потому и был представителем его. Именно поэтому, с теологической точки зрения, Он должен был быть иудеем, чтобы сделать то, что Он сделал. Мы спасаемся всего лишь потому, что стали во Христе частью народа Божия, Израиля (Гал.3:27-29). Иудейский принцип спасения – необходимая вещь для правильного понимания благовестия (Евангелия). Задумайтесь над следующими местами, утверждающими, что Христос умер, чтобы спасти Израиль:

“Ибо младенец родился нам – Сын дан нам ” (Ис.9:6);

“Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтоб обратить к Нему Иакова” (Ис.49:5);

“За преступления народа Моего претерпел казнь” (Ис.53:8);

“Бог послал Сына своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных , дабы нам получить усыновление” (Гал.4:4,5).

Петр и Павел, обращаясь к Иудеям, просили их покаяться потому, что Христос умер за них: “Вы сыны… завета, который завещал Бог отцам вашим, говоря… и в семени твоем благословятся все племена земные… вам послано слово спасения сего (что важно!!!)… и мы благовествуем (рассказываем Евангелие) вам, что обетование (спасение во Христе), данное отцам, Бог исполнил нам (что тоже не менее важно), детям их, воскресив Иисуса” (Деян.3:25,26; 13:26,32,33).
Наш представитель

По этой причине страдания Христа на кресте являются образом наказания Израиля за грехи его (например, желчь = Иер.8:14; Плач 3:5). Израиль был на время оставлен Богом за грехи их (Ис.49:14; 54:7) – также был оставлен и Христос. Христос был наказан “жезлом мужей и ударами сынов человеческих”, т.е. Израилем (Ис.53:5; 1Пет.2:24; Мих.5:1), приняв смерть крестную. Однако это наказание должно было быть дано Мессии, в случае его прегрешения (2Цар.7:14), Христос же получил это наказание потому, что Бог сделал Его грехом (2Кор.5:21 – греч.). Его причастность к нашему проклятию – не маловажная деталь теологии. Он на самом деле, в глубине Себя, ощущал Себя забытым, оставленным Богом грешником. Вместо того, чтобы поднимать Свой безгрешный лик к небесам, Он пал в Гефсимании пред Отцом Своим на лице (Мф.26:39), неся вину грешного человечества. Мы часто думаем, что праведность Христова недостижима для нас. Даже среди своих братьев и сестер мы встречаем таких, которые нам кажутся на недосягаемой для нас праведной и духовной высоте. Мы думаем, что таким людям неизвестны душевные страдания только потому, что они такие, какие родились от природы. А если мы испытываем такие чувства по отношению к своим знакомым братьям и сестрам, то обязательно будем испытывать то же самое и к Господу Иисусу. Именно по этой причине многие из нас не могут наладить тесные и глубокие отношения с Христом, такие, какими они должны быть.

И здесь, на кресте, мы видим панический страх грешника перед надвигающимся на него осуждением смертью, которое испытывал наш Господь, испытывал всем Своим существом отверженность Богом, которую приносит грех. Он знал муку отделения грехом от Бога. Он нес грехи (Ис.53:11). А ношение греха было почти идиомой личной вины и греховности (Числ.14:34; Исх.28:43). Он, Сам невиновный, понес грехи наши. Даже Он не мог полностью понять такого парадокса, так что же говорить о нас? В Ис.63:2,3 дается причина того, почему одежды Господа стали красными, когда Он достигал спасения. У Исаии же красные одежды являются образом греха, от которого требуется очищение (Ис.1:18).

То же самое греческое слово, переведенное как “оставлять”, встречается также и в Деян.2:27, где Петр приводит слова Пс.15, из которых явствует, что Христос всегда сознавал Свою праведность, а потому и был уверен в том, что Бог не оставит души Его в аде. Эти мысли, описанные в Пс.15:2, позже уступили сомнению, которое описано в Пс.21:2. Как раньше Он был уверен, что Бог не оставит Его из-за Его праведности, так теперь Он боялся, что Бог оставил Его. А потому что Христос ощущал Себя грешником, Он даже начал сомневаться в том, что Он Мессия. Вот, настолько глубоко Он слился с нашим естеством, насколько тяжелы были грехи наши, возложенные на Его тело, висящее на кресте. Вот, насколько хорошо и основательно Он познал нас, нашу духовную слабость. Вот, насколько Он смог прочувствовать и сочувствовать сбившимся с пути, потерявшим веру, “потому что и Сам [был] обложен немощью” (Евр.5:2).
Страх быть оставленным

Самое страшное, что может постичь праведника, это грех. Давид, в духе Христовом, очень много говорит об оставлении Богом:

“Не оставь меня, Боже , Спаситель мой!” (Пс.26:9 – ср. “ Боже Мой ! для чего Ты Меня оставил?”);

“Не оставь меня, Господи Боже мой! не удаляйся от меня” (Пс.37:22);

“Не скрывая лица Твоего от раба Твоего… скоро услышь меня” (Пс.68:18), – подразумевает, что Господь понимал так, что если молитва остается без ответа, то Бог отвергает ее вместе с молящимся;

“Не оставь меня… не оставь меня, Боже” (Пс.70:9,18);

“Не оставляй меня совсем” (Пс.118:8);

“Дел рук Твоих не оставляй” (Пс.137:8).

Все эти цитаты говорят о том, что наш Господь всю Свою жизнь боялся того, что Бог оставит Его за грех. На кресте же сконцентрировалось все, в том числе и Его исследование Самого Себя, а потому становится вполне объяснимо Его чувство страха, возможно, через чур излишнего и болезненного. Толпа старалась уверить Его, что Он грешен, а поскольку и Ему ничто человеческое не было чуждо, то Он мог бессознательно поддаться их влиянию. Он не был толстокожим к насмешкам со стороны. Вспомните, как смеялись над Ним в доме Иаира, но Он не закрывал лица Своего от поруганий, которые чувствует любой человек (Мф.9:24; Пс.21:8; Ис.50:6). Страдания Иова были также прообразом мук Христовых на кресте, которых Господь также страшился всю жизнь (Иов 3:25). Чего ужасался Господь больше всего в жизни (если верить Псалмам), так это быть оставленным Богом. И это (если верить Иову) пришло к Нему.

Потому что Христос ощущал Себя грешником, Он чувствовал, что был оставлен Богом. Именно поэтому Его память привела Его к Пс.21:2, к словам: “Боже Мой! для чего Ты Меня оставил”. И все же Его мысль, скользя по Писаниям, приближала Его к спасению. Есть веские основания считать, что в Свои последние минуты Христос вслух прочитал весь Пс.21 (6) . Так Он просил пить, “да сбудутся Писания”, или же чтоб они совершились. Его последнее слово было “совершилось” – то слово, каким заканчивается этот Псалом в переводе 70-ти. Пс.21 и 68 могут быть разделены на две части – в первой половине описывается смятение мыслей Господних на кресте, во второй же, резко отличной от первой, уверенность в нашем будущем спасении. В то время, как Христос произносил вслух, или, по крайней мере, мысленно, слова Пс.21, Он начинал все яснее сознавать, что именно так и должен себя чувствовать Мессия, ради того чтобы Он смог спасти народ Божий, как о том и пророчествовал Псалом! То, что Мессия чувствовал Себя оставленным, совсем не означало, что Он был грешником! Мы также можем прочувствовать, окатившую Его волну уверенности, пришедшей от глубочайшего сознания Своего внутреннего “Я”. А потому, несмотря на ужасную жажду и сухость в горле, из-за которой было трудно говорить, Он все-таки произнес, “совершилось”, дабы показать всем нам, что Он сделал дело Божие, что Он в совершенстве явил миру Отца, а потому, поистине, и искупил нас.
Примечания:

∙ Я отдаю предпочтение такому порядку событий, хотя он и не дает (некоторым) полного ответа на вопрос “трех дней и ночей, проведенных в сердце земли” (Мф.12:40), период времени, скорее, образный, чем буквальный.

∙ См. “Совершилось” и “В руки Твои предаю дух Мой”.

∙ См. Авраам и Исаак.

∙ См. Занятие 4.3.

∙ См. Пс.21.

∙ См. H.A.Whittaker ‘ Studies in the Gospels '.



39,40 . Они спутали “Элои” с “Или, Или”. Такая путаница вполне оправдана, ибо все, и пересохшее от жажды горло, и положение на кресте, боль из сочащихся ран, вызывали трудность речи.

41 . Это не было случайным и внезапным желанием. Распятые на кресте, как правило, жили еще около двух дней, при условии если они были поддерживаемы питьем. При этом возникает интересный вопрос, кто мог при кресте позаботиться о наличии питья, один из родственников злодея, или же Его собственные родственники? Наверное, Его мать, тетка и Мария пришли к кресту, заранее подготовившись к помощи Ему в последние минуты. Они должны были знать, что нужно делать родственникам распятого. Разбойники, возможно, уже получили свое питье на суде. Господь же не пил. Возможно, Его мать понимала, раз Он отказался пить обезболивающее, Он также мог отказаться и утолять жажду.

Обратите внимание, что губка была наложена на трость иссопа, которая могла быть самое большое 50 см. длины, что свидетельствует о том, что крест был не очень высок, и ноги Его находились не слишком высоко над землей.


В избранное