Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #2765 *две притчи об оправдании верой* -04-07/II/12- (сб-вт) /Мысли о вере и Церкви/


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
                                      Будьте внимательны!

Отправлено: 06-Feb-2012 14:20

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

* 23 января 2011 г. ст.ст.,

  воскресенье, посвященное притче о мытаре и фарисее.

  литургические чтения: 2Тим.3:10-15; Лк.18:10-14.

  Память святых новомучеников и исповедников российских

  (переходящее празднование в воскр., следующее за 25 января,

  но в этом году в РПЦ МП перенесено);

  поминовение всех усопших,

  пострадавших в годину гонений за веру Христову.

 

 

+ митрополит Сурожский Антоний: готовность пожертвовать всем

& прот. Георгий Митрофанов: страна нераскаянных каинов...

                     www.messia.ru/rasylka/010/2517.htm#0

 + + + И. Семененко-Басин: Свидетельство российских новомучеников

                       www.krotov.info/libr_min/b/basi1996.html#2

 + + + еще одна проповедь митр. Антония:

        www.metropolit-anthony.orc.ru/archive/060204.htm

 

 

                                * * *

 

об апостольском чтении воскресенья "о мытаре и фарисее" (2Тим.3:10-15)

см.:

+++ Архиеп. Георгий (Вагнер): нельзя ходить в этом мире

     по стопам Распятого без какого-то участия в Его страданиях

                           www.messia.ru/rasylka/009/2374.htm#0  

+++ выбирать себе учителей по принципу удобства...

            www.bible-center.ru/note/20061110/odp3

 

 

 

                                * * *

 

  Есть смысл рассмотреть сегодняшнее евангельское чтение о мытаре и фарисее вместе с другой притчей, которую Господь рассказал (согласно Ев. от Луки) непосредственно перед этой (кстати, она читатется в предшествующюю этому воскресному дню субботу). Это позволит нам лучше понять ее благодаря контексту.

 

        Иисус рассказал им притчу, чтобы они знали,

         что надо всегда молиться и никогда не отчаиваться:

         'Был в одном городе судья, он ни Бога не боялся, ни людей                   не стыдился. И была в том городе вдова, которая

          всё время ходила к нему и говорила:

          "Помоги мне добиться правды, разреши мою тяжбу!"

          Он долго не соглашался, а потом сказал себе:

          "Хотя я ни Бога не боюсь, ни людей не стыжусь,

           но эта вдова такая назойливая. Решу ее дело, чтобы она

           больше не ходила и не изводила меня".

          Вы слышали, что говорит этот бесчестный судья? —

          спросил Господь. —

          Так неужели Бог не защитит Своих избранников, взывающих

          к Нему денно и нощно? Разве станет Он медлить?

          Говорю вам, суд Его будет правым и скорым. Но найдет ли

          Сын человеческий, когда вернется, такую веру на земле?

                                 (Лк.18:1-8, перевод В.Н.Кузнецовой)

 

  Представим себе современный гражданский судебный процесс. Он чем-то походит на спортивное состязание. Правда, его последствия как правило гораздо более серьезны. Истец и его коменда юристов, доказывают, что им нанесен ущерб. Они спорят, ищут свидетелей, убеждают судью в том, что их клиент прав. Ответчик же со своими адвокатами старается доказать, что прав он, а не истец. В конце судья, как арбитр, подводит итог и объявляет результат.

  Древнееврейский суд во многом был похож на это описание. Правда, он мог подобным образом рассматривать не только гражданские споры, но и то, что мы сегодня называем уголовными делами. Если бы кто-то вас обокрал, вы должны были бы выдвинуть против него обвинение. Ведь полиции и прокуратуры, которая сделала бы это за вас, тогда не было. Если кто-то убил вашего родственника - порядок тот же. Исход всякого судебного дела во времена Иисуса зависел от судьи, решавшего какую из сторон оправдать, а какую - нет. «Оправдание» здесь означает поддержку позиции одной из сторон и решение дела в ее пользу. Слово «оправдание», которое многократно встречается в письмах ап. Павла, но почти не используется в Евангелиях, означает именно это: решение судьей дела в пользу одной из сторон (см., напр. Рим 2:1-16; 3:21-31; Гал 2:16-21; такой же смысл слов сотника об Иисусе в Лк 23:47: "человек этот был праведник" означает в этом контексте "этот человек был невиновен" – воин, видевший много казней свидетельствует, что этот приговоренный принимает свои страдания совсем не так, как принимали их преступники).

  Эта притча уподобляет Божий народ людям, ведущим судебную тяжбу и ожидающим Божьего вердикта. В чём суть тяжбы? Похоже, что эта тяжба - об Израиле или, точнее, о новом Израиле, собранном вокруг Иисуса, ожидающем от Бога оправдания, которое придет, когда окончательно рассеются все, кто противостоит Его Вести. Притча продолжает тему, начатую во второй половине предыдущей главы: через окончательное разрушение Города и Храма, ставших центром противоборства Иисусу, Его последователи узнают, что Бог оправдал самого Иисуса и их как Его последователей. И хотя этот момент сам по себе ужасен, он станет освобождающим и оправдывающим приговором, которого Божий народ ожидал и о котором молился. И если это верно относительно последнего момента, то верно и для таких отдельных моментов, которыми полна, христианская жизнь.

 

  Перейдем теперь ко второй притче.

 

        А тем, кто был уверен в собственной праведности

         и презирал всех остальных, Иисус рассказал такую притчу:

         'Два человека пришли в Храм помолиться. Один был фарисей,

          а другой - сборщик податей. Фарисей стоял и так молился:

          "Боже, благодарю Тебя за то, что я не такой,

           как остальные люди - корыстные, бесчестные, развратные

           или вот как этот сборщик податей. Я дважды в неделю

           пощусь, плачу десятину со всего, что приобретаю".

          А сборщик податей, стоя в отдалении, не смел даже

          глаз поднять к небу и только бил себя в грудь и говорил:

          "Боже, я грешен, но сжалься надо мной!"

          Он, говорю вам, а не тот фарисей ушел домой оправданным.

          Потому что всякий, кто возвышает себя, будет унижен,

          а кто принижает себя, возвысится'.

                                 (Лк.18:9-14, перевод В.Н.Кузнецовой)

 

  На первый взгляд непросто уловить общее в этих двух притчах. Но обе они говорят об оправдании. Первая - более явно (один из двух главных персонажей - судья). Она смущает нас, ведь судья, который тут вроде бы является символом Бога, но на Бога он совсем не похож! Он ни во что не ставит самого Бога, и на людские мнения о себе, на репутацию ему наплевать. На самом деле, смысл этой притчи таков: если даже порочного судью можно своей назойливостью заставить поступить справедливо, то, уж конечно, Бог, который есть сама справедливость и который любовно печется о людях, поступит по справедливости и оправдает своих детей.

  (Впрочем, не нужна ли тут корректировка? О справедливости ли нам молить Бога? Разве не ясно, что скорее мы нуждаемся в милости, снисхождении Господа, чем в Его справедливости?.. Если Он будет судить нас справедливо, то не обнаружится ли, что то, что мы считали праведностью, похоже на замаранную одежду... Но вот вторая притча проливает некоторый свет на этот вопрос.)

  Она на первый взгляд повествует о двух типах религиозности. Но в ней снова присутствует тема суда, хотя и не так явно, как в первой. Фарисей в Храме затеял своего рода тяжбу со сборщиком податей: его молитва, в которой он рассказывает Богу о том, какой он хороший, заканчивается, по сути дела, заявлением, что он-то, в отличие от «этого сборщика податей», здесь, в Храме Божием, находится по праву. Но оказывается, что мытарь - это человек, чья вера видит широкое Божье сердце (ср. 17:6), и он всецело предает себя Божьей милости. Иисус открывает слушателям, какой вердикт на этот счет выносит Судия: сборщик податей ушел домой оправданным, а не фарисей ("оправданный более" в Синодальном переводе – буквальнее, но менее точно).

   Две эти притчи вместе составляют яркое выражение того, что на языке ап. Павла, названо «оправданием верой». Более широкий контекст - это последний Суд, на котором избранный Богом народ будет оправдан после жизни, исполненной страданий, святости и служения. Пусть враги извне и изнутри притесняют его, Бог начнет действовать и покажет, что это воистину Его дети. Но это не означает, что прямо сейчас можно уже сказать, кто конкретно избран Богом. Внешние признаки добродетельной жизни имеют мало значения. Если вы хотите предвосхитить в настоящем это окончательное оправдание, ищите подлинного раскаяния, предайтесь всецело милости Божьей. «Он, а не тот фарисей ушел домой оправданным» - таковы одни из самых утешительных слов во всём Евангелии!

 

   И вот Великий пост, к приближению которого готовит православных христиан эта притча, — это инструмент, помогающий нам пробиться к этому глубокому осознанию своей никчемности и нужды в милости Бога-Спасителя.

 

                 /Использованы материалы книги:

                  Н.Т. Райт. "ЛУКА. ЕВАНГЕЛИЕ. Популярный комментарий"

                  (Перевод: Андрей Лукьянов)/

 

 

 

 + + + протоиерей Георгий Митрофанов:

        Просто нужно лишиться того, что мы ищем более всего...

               www.messia.ru/rasylka/011/2649.htm#0 (+ссылки!)

 + + + игумен Вениамин (Новик): мы больше верим фарисеям...

            www.messia.ru/rasylka/009/2375.htm#0 (+ссылки!)

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:alr_pol0@mtu-net.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Верны слова:
  Если мы умерли с Ним, / будем с Ним вместе и жить.
  Если терпим, / вместе и царствовать будем.
  Если мы от Него отречемся, / и Он отречется от нас.
  Если мы неверны, / Он остается верным  -
  ведь Он от себя самого отречься не может!
 Напоминай им это и потребуй перед Богом прекратить споры о словах.
 От них для слушателей не польза, а только погибель.*
                          (2Тим.2:11-14 - часть ряд.  апост.  чт-е сб)
                                * * *
*Всех, кто хочет жить свято, в единении с Христом Иисусом,
 ждут гонения.
 А негодяи и мошенники будут идти всё дальше - из огня да в полымя! -
 и сбивать с пути и других, и себя.
 А ты стой на том, чему научился и в чем удостоверился.
 Ты знаешь, кто твои учителя,
 еще в младенчестве узнал Святое Писание,
 а оно способно своей мудростью научить тебя спасению
 через веру в Христа Иисуса.* (2Тим.3:12-15 - часть ряд. воскр. чт-я)
                                * * *
Иисус сказал:
'Будьте готовы:
 в синагогах вас будут судить советы старейшин
 и будут вас там избивать;
 предстанете перед царями и правителями из-за Меня,
 чтобы свидетельствовать обо Мне.
 Но прежде чем придет конец,
 все народы должны услышать Радостную Весть.
 Когда вас поведут на суд,
 не заботьтесь о том, что вам говорить:
 что будет дано вам в тот час, то и говорите -
 говорить будете не вы, а Дух Святой.
  Предаст смерти брат брата / и отец - свое дитя,
  дети пойдут на родителей / и будут их убивать.
 Из-за Меня все вас будут ненавидеть.
 Но кто выдержит до конца, будет спасен.
 Когда увидите "кощунственную мерзость"
 там, где ей быть не д`олжно ...
 тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы;
 кто на крыше, пусть ни за чем не спускается в дом;
 кто будет в поле, пусть домой не идет за плащом.
 Г`оре беременным и кормящим грудью в те дни!
 Мол`итесь, чтобы не случилось это зимой.
 Будут те дни полны такой скорби,
 какой не было в мире со дня, когда сотворил его Бог,
 доныне не было и не будет!
 И если бы Господь не сократил тех дней,
 ничто живое не спаслось бы.
 Но ради избранных, ради тех, кого Он избрал, / Он сократил те дни.
 Если вам скажут тогда:
 "Смотри, Помазанник здесь!" или "Он там!" - / не верьте!
 Потому что появятся лжепомазанники и лжепророки,
 знаки явят и чудеса,
 чтобы, если удастся, ввести в обман даже избранных.
 Но вы будьте бдительны - / Я всё вам сказал заранее'.
                  (Мк.13:9-23 - еванг. чт-я понедельника и вторника)

             *********************************************

 

 

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2765.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 !!!NEW!!! страничка сайта в facebook:

                       www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


В избранное